На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотека советских детских книг
Сборник пьес для школьной самодеятельности. - 1955 г.

Сотник Ю. и др. «Школьный праздник».
Сборник пьес для школьной самодеятельности.
Иллюстрации - Г. Вальк и др. - 1955 г.


DJVU


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

      ПРЕДИСЛОВИЕ

      Задайте себе вопрос, почему вы решили поставить спектакль. Чтобы ответить на него, вам придётся задуматься. Ну, во-первых, многие ребята любят выступать; постановка нужна для сбора или школьного утренника; готовить спектакль — репетировать, делать костюмы, декорации — очень интересно и весело; во время коллективной работы класс или отряд становится дружнее, сплоченнее. В процессе работы над спектаклем можно узнать много нового и научиться чему-то интересному Всё это правильно. Но есть ещё одна очень важная цель, самая важная, для которой автор пишет пьесу, а актёры — взрослые профессионалы или дети в школьном самодеятельном кружке, это всё равно, — ставят пьесу и разыгрывают её перед зрителями. Что же это за цель?
      За что вы любите театр? Вспомните свои собственные ощущения при просмотре любого спектакля в театре. Что вас захватило больше всего, оставило самые яркие впечатления? Красивые декорации, костюмы, праздничность, музыка, мастерство актёров? Конечно, всё это усиливав г впечатление от спектакля. Но самое главное — это сама пьеса: её содержание, события, происходящие в ней, люди, участвующие в этих событиях, — люди с различными характерами, мыслями, стремлениями, люди, спорящие или поддерживающие друг друга, отстаивающие каждый свою точку зрения, борющиеся за определённые идеи. И чем горячее споры на сцене, чем напряжённее борьба, тем с большим вниманием и волнением следят зрители за происходящим, сочувствуют одним героям, возмущаются другими, осуждают плохое и отсталое н проникаются желанием и в собственной жизни и работе бороться с недостатками, быть со всем передовыми.
      В каждой пьесе, так же как и с любой книге, отражена жизнь какого-то коллектива людей, и пусть этот коллектив в целом совсем не похож на ваш, но отдельные черты персонажей пьесы, свойства характера, недостатки встречаются и среди ваших знакомых. Вот какое большое дело делает театр: он воспитывает зрителей! И за этот большой и благородный труд он получает награду: не только признание и успех у зрителей, но и сознание, что его спектакли помогли людям лучше понять жизнь, разобраться в плохом и хорошем, увидеть путь к исправлению собственных недостатков.
      Приступая к работе над спектаклем, надо помнить об этой главной цели.
      Но для того чтобы спектакль мог так повлиять на зрителей, так воспитать нх, нужно, чтобы качество исполнения, так же как и всего спектакля в целом, было на высоком уровне, было художественным, чтобы всё в спектакле убеждало зрителя.
      Поэтому, выбирая пьесу для постановки, остановитесь на такой, которая не только понравилась всему вашему коллективу, ио и соответствует его силам и возможностям.
      Если вам нужно подготовить спектакль в короткий срок, например в месяц, не беритесь за постановку большой пьесы — для этого необходимо несколько месяцев. Лучше возьмите маленькую пьесу в одном действии или стрывок из большой.
      Если у вас нет подходящих исполнителей на главные роли, не стоит браться за такую пьесу. Например, если нет мальчика, который мог бы ответственно справиться с ролью Павлика Морозова, то-есть воссоздать всем известный и любимый образ, лучше взять другую пьесу, иначе зритель всё равно не получит полного удовлетворения.
      Нехорошо, когда мужские роли играют девочки или наоборот: это никогда не бывает убедительно и чаще всего только смешит зрителей. А ведь вам будет неприятно, сели в зале будут пересмеиваться в те моменты спектакля, когда полагается быть серьёзным и взволнованным.
      Роли взрослых — учителей, вожатых, родителей — поручайте старшеклассникам.
      Но вот пьеса выбрана. С чего же надо начинать работу? Прежде всего исполнители должны понять идею, главную мысль пьесы. Прочитайте пьесу вслух, и пусть ребята поговорят, а то и поспорят о содержании пьесы, о действующих лицах, их характерах, отношениях друг к другу и к событиям, происходящим в пьесе. Проследите, как развивается действие, как главная мысль проходит через всё произведение, какое участие каждое действующее лицо принимает в развитии действия. Подумайте над тем, чего хочет каждое действующее лицо в пьесе, к чему оно стремится, какова его цель, что делает данное действующее лицо, чтобы добиться цели: какие препятствия мешают ему и как оно их преодолевает (а может, в не преодолевает). Меняются ли герои, то-есть их мысли, их желания, их поведение в течение пьесы, или они остаются такими, какими показаны вначале? Если они изменились, то в чём и как это проявляется?
      Если при обсуждении возникнут споры — очень хорошо: значит, содержание пьесы способно взволновать. Вен работа в дальнейшем и будет заключаться в том, чтобы сохранить эту взволнованность, которая передастся и зрителям.
      Пьесу, даже маленькую, нельзя репетировать всю сразу. Вспомните, как вы пишете в школе изложение или сочинение: вы сначала составляете план, в котором намечаете все основные части, все «узловые» события произведения. Для чего это делается? Чтобы не упустить, не проглядеть чего-нибудь ртжного. необходимого для понимания главной мысли произведения. Точно так же и пьесу (а если она большая, то и каждую картину пьесы) разделите на отдельные эпизоды и над каждым эпизодом работайте отдельно.
      Не начинайте ставить пьесу сразу с движениями. Поработайте сначала над текстом, сидя за столом.
      Добивайтесь, чтобы текст звучал чётко, ясно, чтобы каждая фраза, каждое слово произносились осмысленно. Каждый должен знать, для чего он говорит свои слова, с какой целью, к кому он обращается. Говорить на сцене — совсем не просто. Обратите внимание, как люди разговаривают в жизни. Очень редко в жизни люди говорят «как по-писаному»; они не разговаривают вызубренными словами, не придумывают себе заранее ответов и вопросов на все случаи жизни — ведь невозможно и предуга-
      дать, с кем и о чём придётся говорить в течение дня. Слова придумываются тут же, в общении с людьми.
      Добивайтесь, чтобы исполнители, ещё работая над текстом сидя за столом, внимательно слушали друг друга, чтобы не было равнодушных, чтобы каждый заинтересованно следил за тем, что происходит, — так заинтересованно, как будто он это слышит первый раз в жизни и не знает, что же последует дальше (хотя на самом деле ему прекрасно известно, кто что будет говорить и чем всё кончится).
      Расставьте на сцене или в комнате всю мебель и предметы, заменяющие декорации (пока они ещё не готовы^ так, как они будут стоять на спектакле (это называется «выгородка»), и начинайте репетировать. Вначале г сиот-нители двигаются так, как каадому хочется, как каждый сам понимает. Руководитель (если нет взрослого руководителя, обязанности режиссёра надо поручить одному из авторитетных ребят) наблюдает за действиями испилни-теяей и отбирает, то-есть утверждает, наиболее удачныо, яркие мизансцены (мизансцена — это расположение действующих лиц на сцене).
      Во время репетиции споров быть ие должно. Обсуждать, доказывать, спорить можно после репетиции. Ко Ессм замечаниям нужно обязательно прислушиваться и дельные предложения использовать.
      Следите, чтобы каждый переход, каждое движение на сцене было оправданным, чтобы не было излишней суеты, толкотни, жестикуляции на сцене. Следите, чтобы исполнители не загораживали друг друга, чтобы зрителям было хорошо видно всех, кто действует на сцене. Обращайте внимание (на выставках или по репродукциям) на композицию хороших жанровых картин, рассмотрите, как на картине расположены отдельные фигуры и группы людей, что делает их выразительными и впечатляющими. Если пьеса сделана по рассказу или повести, в работе над мизансценами вам могут помочь иллюстра^хии к этим произведениям.
      Мы говорили о том, что над каждым эпизодом нужно работать отдельно. Это особенно необходимо во время репетиций с движ ниягт: ведь эпизоды отличаются друг от друга по содержанию. В зависимости от событий, которые в них происходят, в каждом эпизоде будет своё особое настроение: эпизоды могут быть спокойными н возбуждёнными, весёлыми и тоскливыми, задумчивыми и деятельными. От этого будет меняться и характер исполнения и темп, то-есть скорость. Например, в маленькой пьесе «Случай в пути» по рассказу Ю. Сотника эпизод, в котором выясняется, что гадюка выбралась из банки и ползает где-то в вагоне между людьми, должен исполняться в более быстром темпе, чем все предыдущие эпизоды, — это подсказывает само содержание эпизода.
      Вы определили характеры действующих лиц: выяснили, что Петя — задира, забияка, хвастун, а Миша — выдержанный, спокойный, скромный мальчик. Но этого мало. Недостаточно знать, кто какой. Нужно суметь раскрыть эти характеры в действии. А то часто случается, что противоположные характеры на сцене отличаются друг от друга только словами, а ведут себя исполнители совершенно одинаково. А ведь помимо слов разница характеров Пети и Миши должна проявляться во всем их поведении, даже в мелочах. Вот оба мальчика возвращаются из школы домой. Наверно, Петя в комнату войдёт не так, как Миша, и сумку с книгами положит по-другому, н пальто снимет и повесит не так (Миша повесит пальто
      на вешалку, а Петя, если не бросит его на стул, повесит на крючок за петлю). Мальчики ещё и рта не раскрыли, а уже по их поведению сразу видно, что каждый собой представляет. Поэтому, выяснив характеры действующих лиц, не ограничивайтесь этим, а тут же придумайте целый ряд действий, деталей поведения, которые помогут выявить этот характер на сцене.
      Что может помочь вам в трудном деле постановки пьесы? Прежде всего — жизнь. Наблюдайте, вспоминайте, как люди ведут себя в похожих случаях в жизни, как люди сидят, двигаются, разговаривают, работают, отдыхают, ссорятся, мирятся, спорят, веселятся. Постарайтесь понять, что главное в искусстве — это правдивость, искренность, простота, и добивайтесь этого в своём исполнении.
      Чтобы исполнители чувствовали себя на сцене свободнее и увереннее (а то ребята часто не знают, что им делать со своими руками), там, где это возможно, займите их простыми, привычными, хорошо знакомыми действиями, дав в руки какой-нибудь предмет — рукоделие, книгу, мяч, прутик, пветы.
      Не загромождайте сцену лишними вещами. На ней должно быть только то, что помогает исполнителям действовать, а зрителям — понять, где действие происходит.
      В некоторых пьесах по ходу действия необходима музыка (например, в пьесе «Незаменимый человек» на вечере в школе, музыка и песни по радио в пьесе «Товарищи», в пьесе «Приключения Чиполлино» и др.). Но можно включать музыку и в такие пьесы, где о ней прямо и не сказано. Музыка украшает спектакль, делает его праздничным, создаёт нужное настрконие. Можно в начале и в конце пьесы «Случай в пути» ввести музыку, иллюстрирующую движение поезда.
      Каждая репетиция — это как бы ступенька к спектаклю. Последняя, верхняя ступенька — генеральная репетиция. Если в пьесе несколько картин, нужно перед генеральной репетицией провести «монтировочную» репетицию, то есть, репетицию всех перемен и перестановок на сцене вместе с освещением. Для перестановок всех вещей и декораций на сцене выделите ответственных ребят, может быть даже целую бригаду. От хорошей организации спектакля, от быстроты перестановок, от правильного освещения во многом зависит и качество исполнения, то-есть основное условие успеха спектакля.
      На последней, генеральной репетиции всё должно быть так, как на спектакле.
      После спектакля, даже если он больше уже не пойдёт, устройте обсуждение его. Отметьте все недостатки, причины недостатков, пути к нх исправлению. Если спектакль пойдёт ещё, найдите время, а главное, желание исправить всё, что было нехорошо, и сыграть второй спектакль лучше, чем первый. Даже если спектакль идёт в последний раз, опыт, полученный вами в результате работы, послужит вам для следующих постановок.
      Советы, которыми мы поделились с вами в этой статье, относятся к работе над любой пьесой. Большая пьеса или маленькая—пятиминутка, над каждой надо работать одинаково тщательно, серьёзно, с полной ответственностью.
      К большим, наиболее сложным пьесам, помещённым в этом сборнике, даны специальные режиссёрские замечания; к маленьким специальных режиссёрских разработок не дано. Прочитайте внимательно замечания к одной из помещённых здесь пьес, учтите замечания, данные в нашей статье, и составьте свой собственный постановочный план для выбранной вами маленькой пьесы.
      Старайтесь всё хорошее, приобретённое вами в процессе работы над спектаклем, применять в жизни. В спектакле вы старались говорить чётко, ясно, выразительно. Старайтесь и в жизни, а не только на сцене говорить так же культурно и грамотно.
      На репетициях и в спектакле вы внимательно и вдумчиво слушали товарищей, разбирались в людях и событиях, оценивали происходящее. Старайтесь и в жизни быть внимательнее к людям, вдумчивее в оценках.
      В любом спектакле вы всем коллективом помогали автору пьесы донести до зрителей, утвердить в них какую-то большую, хорошую, передовую советскую идею; в любом спектакле хорошие люди, хорошие качества брали верх, а плохое, отсталое оказывалось посрамлённым. Будьте же и в жизни зачинщиками всего нового, передового, хорошего, принципиальными борцами против всего злого и неправильного, что мешает нашей прекрасной жизни.

      Л. Гроссман-Роганова

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru