На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Шолохов, Поднятая целина, рассказы

Михаил Александрович Шолохов

«Поднятая целина»
«Нахалёнок»
«Судьба человека»

Илл.— Орест Георгиевич Верейский

*** 1977 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Тяжело шёл процесс коллективизации на донских землях. Зажиточные хозяева не хотели идти в колхозы и всячески сопротивлялись этому, не желая расставаться со своим добром. За это их раскулачивали и высылали. Но недовольных и сомневающихся было много. Местные руководители не справлялись с поставленной задачей, и для укрепления власти на местах в деревни были направлены тысячи рабочих. Так в хуторе Гремячий Лог появился бывший матрос Семён Давыдов, назначенный председателем колхоза. Вместе с секретарём партячейки Макаром Нагульновым и председателем сельсовета Андреем Размётновым они образовали правление. Работы предстояло очень много: нужно было обеспечить вступление большинств жителей хутора в колхоз, организовать посевную кампанию, а районным руководством уже был поставлен жёсткий план по сдаче зерна государству. Давыдов своим примером вдохновлял людей на работу, сам пахал целину, сеял зерно. И местные казаки потянулись в колхоз. В то же самое время среди донских казаков назревал вооружённый мятеж, и некоторым из наших героев придётся сложить голову в этой борьбе...
      В конце книги также содержится рассказ «Нахалёнок» о маленьком мальчике Миньке, который сумел добраться до красных и сообщить о нападении бандитов на отряд добровольцев в их станице, и рассказ «Судьба человека» о вернувшемся с фронта солдате, который, потеряв всю свою семью, усыновил мальчика-сироту.

      * * *

      В 1961 году по роману «Поднятая целина» советским режиссёром А. Ивановым снят одноименный художественный фильм. — С. С.



Сохранить как FB2 и TXT: sholohov-celina.zip

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      Ю. Лукин. Великий современник 3
      Поднятая целина. Роман 13
      Нахалёнок. Рассказ 597
      Судьба человека. Рассказ 621
      Комментарии 649

 

      Ю. Лукин
      ВЕЛИКИЙ СОВРЕМЕННИК

      Михаил Александрович Шолохов — выдающийся писатель современности. Его книги, его героев знают и ценят во всем мире.
      Картину мирового развития литературного процесса теперь уже невозможно представить без «Тихого Дона» и «Поднятой целины», без образов Григория и Аксиньи, Семена Давыдова и Макара Нагульнова, Андрея Соколова и его приемного сына Ванюшки...
      В своих романах-эпопеях Шолохов развертывает перед читателем широкие, с вдохновенным мастерством художника написанные картины жизни на исторических рубежах, когда решалась судьба его родного народа. Годы борьбы за Советскую власть, годы ее становления и укрепления; коренное переустройство жизни села, переход к коллективному хозяйствованию, создание колхозов; суровое испытание прочности советского строя, жизненных сил освобожденного революцией народа — Великая Отечественная война против гитлеровских захватчиков.
      Судьбы народные писатель всегда показывает через судьбы человеческие. Проникновенный знаток человеческого сердца, он умеет увлечь читателя богатством внутреннего мира своих героев, их волнениями и страстями, их надеждами и стремлениями. Художник-реалист, он изображает борьбу каждого человека за счастье, движения людского моря во всей их огромности и искренности, во всем их напряжении и величии, отражающем могучий, неостановимый ход жизни, победную силу нового в его непримиримой битве со старым. Человек большого сердца, он делает своих любимых героев не только понятными, но близкими нам, как бы родными.
      Шолохов — признанный мастер живописания природы. Поражают своей изобразительной силой и своей гармонической связью с переживаниями героев, с картинами народной жизни знаменитые шолоховские пейзажи.
      Столь же искусно пользуется писатель сокровищами народной речи. Он насыщает ими и совершенно построенный диалог, и неповторимо своеобразное авторское повествование.
      По произведениям Шолохова написаны пьесы и сценарии, поставлены спектакли и художественные фильмы. Эти произведения вдохновляют художников и композиторов, актеров и режиссеров.
      Много, очень много ярких свидетельств того, как велико значение творчества Шолохова для его современников, для будущих поколений, как весом и драгоценен его вклад в развитие современной культуры человечества.
      Шолохов — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Нобелевской премии, писатель-академик, почетный доктор европейских университетов.
      Прославленные мастера передовой литературы в разное время не однажды высказали свое отношение к творчеству Шолохова, к духовным ценностям, которые оно несет в себе.
      Корифей французской литературы Ромен Роллан так выразил свое суждение: «Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Толстого».
      «Мне очень нравится русская литература...— заявлял Эрнест Хемингуэй.— Из современных писателей мне нравится Шолохов».
      Видный современный английский писатель Чарлз Перси Сноу сказал, что Шолохов необычайно обогащает нашу жизнь, что станица Вешенская, где живет Шолохов, одна из литературных святынь.
      Хорошо известный у нас в стране финский прозаик Мартти Ларни говорит, что, по его мнению, человеку при жизни не следует сооружать памятников, и добавляет: «Но что поделаешь, если Михаил Александрович Шолохов своим повествовательным искусством уже воздвиг себе памятник в мировой литературе. И я уверен, что никакие новые течения не способны поколебать его незыблемое положение ведущего прозаика Европы».
      Известный немецкий писатель Вилли Бредель сказал: «Среди советских писателей Шолохов — одна из ярчайших фигур, крупный художник, подлинный гуманист. Его произведения «Тихий Дон», «Поднятая целина» уже сегодня принадлежат мировом литературе».
      Любопытно полемическое высказывание современного французского литератора Андре Вюрмсера: «Разумеется, не все нынешние произведения социалистического реализма гениальны, но делать выводы из несовершенных книг абсурдно: хотят этого или нет, но именно социалистический реализм на своих высших ступенях передает то новое, что происходит в мире, и передает в свете самых мудрых идей, которыми обладает человечество. Судить социалистический реализм надо по его шедеврам. По «Тихому Дону».
      Французский романист Анри Труайя признается: «Я бесконечно восхищаюсь Шолоховым. Это великий писатель, у которого есть призвание к эпосу, к трагическому действию и лирическое чувство природы. Его книги полны неистовой силы и поэзии!»
      «Блестяще изобразил Шолохов трагедию человека, борющегося против того, что может принести счастье его народу,— отметил английский романист Джеймс Олдридж.— «Тихий Дон» имеет огромное значение для воспитания молодежи, пытающейся понять ценность человеческой жизни... «Тихий Дон», «Поднятая целина», рассказы Шолохова по праву вошли в сокровищницу мировой литературы».
      Другой английский писатель, Джек Линдсей, утверждает: «Обращаясь к более отдаленному прошлому, сразу вспоминаешь «Войну и мир» Толстого, единственное произведение, с которым можно уверенно сопоставлять «Тихий Дон»...»
      Шолохов — «давно уже классик,— пишет шведский прозаик Артур Лундквист,— прежде всего благодаря «Тихому Дону»... Чем больше проходит времени, тем внушительнее и поразительнее эта книга... В романе воссоздан весь мир, который окружал Шолохова в молодости... Но, конечно, сила книги прежде всего в описании людей и происходящих общественных преобразований,— людей, потрясаемых столкновением между старым и новым, между глубокой привязанностью к прошлому и неукротимой верой и любовью к новой жизни, которая пробивает себе дорогу. Героям Шолохова присущ подлинно трагический размах, они способны в трудной борьбе одерживать победы над собой».
      Польский писатель Ярослав Ивашкевич называет себя верным поклонником таланта Михаила Шолохова. И говорит: «Часто перечитываю «Тихий Дои» — одно из величайших произведений современной мировой литературы. Этот роман отличают глубокий гуманизм, знание человеческой природы и великолепные описания пейзажей. Эти картины, написанные рукой большого художника, бесконечно трогают читателя, они сопутствуют всей жизни человека. Творчество Михаила Александровича прекрасно! Я очень люблю «Судьбу человека» и часто возвращаюсь к этому маленькому произведению, обладающему всеми достоинствами настоящей большой прозы».
      Произведения Шолохова только у нас в стране переведены на восемь десятков языков. Общий тираж его книг в Советском Союзе намного превышает 50000 000 экземпляров.
      Шолоховские романы перешагнули рубежи нашей Родины уже давно. В 1929 году берлинское издательство «Литература и политика» выпустило в свет первую книгу «Тихого Дона». В начале 30-х годов шолоховские произведения издаются в Стокгольме, Мадриде, Праге, Амстердаме, Токио, Шанхае, Лондоне, Нью-Йорке, Варшаве и других городах мира.
      Во Франции газета «Юманите», начиная с 25 марта 1930 года, напечатала на своих страницах полный текст первой книги «Тихого Дона»... С 1933 года во многих странах издается «Поднятая целина». В пятидесятые годы всемирную известность приобретает также рассказ «Судьба человека». Известны издания шолоховских произведений в 47 странах на 45 языках.
      Книги писателя-гуманиста завоевали и продолжают завоевывать человеческие сердца на всех континентах.
      ...Михаил Шолохов — сын тех грозовых, «необыкновенных лет», когда случалось, что юноши командовали батальонами, а то и полками. Именно к этому поколению принадлежит он, к поколению, вступившему в жизнь, когда время требовало стремительного формирования личности, умения, не считаясь с возрастом, решать большие задачи, взять на свои плечи бремя ответственности за общее дело, за судьбы народа, за пути истории.
      Одно из изданий ранних его рассказов открывалось коротенькой автобиографией начинавшего свой путь в литературе прозаика. Есть в этой автобиографии такие строки: с 1920 года «служил и мыкался по донской земле... Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах...» В 1920 году было Михаилу Шолохову пятнадцать лет.
      В 1923 году в газете для молодежи появилось первое литературное произведение будущего писателя. Первый сборник «Донских рассказов» вышел в начале 1926 года. Автору еще не исполнилось двадцати одного года. И к тому же возрасту относится знаменательная запись в уже упомянутой автобиографии: «С 1926 года пишу «Тихий Дон»...»
      О чем еще узнавал читатель из этой автобиографии? Что родился Михаил Шолохов в донском хуторе Кружилином; что отец его был выходцем из Рязанской губернии; что материнская линия роднит его с украинским крестьянством.
      Мать, простая крестьянка с Черниговщины, как многие крестьяне в царской России, была неграмотной. И вот, когда сын уехал надолго из родных краев, мужественная женщина нашла в себе волю и научилась грамоте: она хотела писать сыну письма сама, не прибегая ни к чьей помощи.
      А позже ее сын работал на Дону учителем, помогая ликвидировать неграмотность среди взрослого населения. Это было одной из задач, которые ставила перед собою революция.
      Работал он и грузчиком, чтобы заработать на хлеб, чтобы иметь возможность писать...
      Популярность, слава, мировое признание пришли к нему быстро. В 1928 году были опубликованы две первые книги романа «Тихий Дон». Мир узнал нового большого писателя. По мере работы над этим произведением неуклонно росло мастерство писателя. Венец мастерства — последняя книга романа.
      А параллельно — новый труд: роман-эпопея о казачестве современном, колхозном — «Поднятая целина», по которой люди во многих странах мира узнавали, как шла в Советской стране борьба за новую жизнь в деревне на рубеже 20-х и 30-х годов...
      Вторая мировая война. Для советского народа это Великая Отечественная война. Писатель на фронте, он военный корреспондент газеты «Красная звезда». В газетах печатаются его очерки, статьи. А одновременно — работа над новым романом-эпопеей «Они сражались за Родину»...
      Михаил Александрович Шолохов — общественный деятель большого масштаба, он депутат Верховного Совета СССР всех созывов, активный, страстный борец за мир.
      Его общественная деятельность неотрывна от его творческого пути — пути писателя-гуманиста, писателя-патриота и интернационалиста, борца за прогресс человечества, против империалистического варварства.
      Автору этих строк выпало счастье наблюдать, с каким огромным уважением, с какой любовью встречали писателя в таких разных странах, как Финляндия, Япония, Швеция... Быть свидетелем его бесед с читателями и издателями, переводчиками, журналистами, студентами и преподавателями Стокгольма, Упсалы. Присутствовать на международных научных симпозиумах в Лейпциге, посвященных творчеству Шолохова. Видеть, как в Йенском университете проводилась студенческая конференция, завершавшая работу семинаров всех университетов Германской Демократической Республики,— участники этой конференции, этих семинаров решали для себя важнейшие философские, морально-этические проблемы, исходя из анализа шолоховских произведений, образов их героев.
      Неизгладимые впечатления связаны с днями, проведенными на Дону, в станице Вешенской, с приездами туда писательской молодежи со всех концов Советского Союза, из других стран...
      Мне довелось присутствовать в Стокгольмской ратуше, когда писатель-гуманист произносил речь, в которой излагал свое творческое кредо. Он говорил, что человечество не раздроблено на сотни одиночек, индивидуумов, плавающих как бы в состоянии невесомости, подобно космонавтам, вышедшим за пределы земного притяжения. Яркое впечатление произвел на слушателей раздел речи, где прозвучали мысли о том, что мы живем на земле, подчиняемся земным законам. О том, что гигантские слои населения земли движимы едиными стремлениями, живут общими интересами, в гораздо большей степени объединяющими их, нежели разъединяющими.
      Человечество переживает сейчас неспокойные годы, напоминал писатель и утверждал: но нет на земле народа, который хотел бы войны. Может ли не стучать в сердце художника пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный художник не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?
      Писатель обращался к слушающим с вопросом: в чем же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества? И отвечал на этот вопрос: говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную. Укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в собственную силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит! Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечеству.
      Завершая свою речь, писатель сказал:
      «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
      По книгам Шолохова, переводимым на иностранные языки, читатели составляют себе представление о советских людях, об их образе мыслей, их жизненных целях, об их деяниях и идеалах, о том, что такое советский человек, что такое советское общество. Эти произведения опрокидывают нагромождения лжи, возводимые реакционной пропагандой, открывают людям дотоле неведомый для них мир, в котором впервые на земле построена новая жизнь.
      В 1934 году Михаил Александрович Шолохов готовил предисловие к «Тихому Дону» для читателей в Англии. В этом предисловии он писал, что в его задачи входит не только показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революции; не только проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914—1921 годах, но и показать людей в годы мирного строительства при Советской власти; что этому будет посвящен его новый роман «Поднятая целина».
      За рубежом «Поднятая целина» пользуется особой популярностью в странах социализма. Она помогала распознавать местных Островновых, Рваных, Половцевых, их тактику в борьбе, их психологию. Роман Шолохова помогал понять душу тех, кто, подобно Кондрату Майданникову, с болью, с сомнениями переходил на коллективную систему хозяйствования и кто впоследствии становился убежденным борцом за новое, шел впереди, ведя за собой массу.
      В шолоховском романе получили поистине классическое воплощение ведущие тенденции советской литературы начала тридцатых годов, сказавшиеся в разработке темы социалистического труда, в изображении характера нового советского человека — строителя и созидателя, воспитанного Коммунистической партией, всем строем советской жизни.
      Важнейшим достижением нашей литературы, литературы социалистического реализма, стал образ Давыдова — образ рабочего-коммуниста, посланного партией для помощи и руководства социалистической перестройкой деревни. В Семене Давыдове писатель раскрыл драгоценные качества коммуниста, воспитателя нового человека, качества руководителя и организатора. Мы видим, как Давыдов помогает духовному росту Кондрата Май-данникова, Любишкина, Демида Молчуна, кузнеца Ипполита Шалого да и многих других казаков.
      С глубоким знанием человеческой души, с великой любовью писателя-гуманиста выписаны образы хуторских коммунистов Макара Нагульнова и Андрея Разметнова.
      Реалистически точно изобразил писатель также контрреволюционное подполье. Густая тень обреченности лежит на образах Половцева, Лятьевского, Островнова. Но автор со всей силой художественности показывает, какие это опасные враги.
      Одним из любимейших героев у читателей стал дед Щукарь. Комическое в его характере и злоключениях дало возможность ярко проявиться шолоховскому юмору — глубоко народному, то солоноватому, то согретому теплой усмешкой и так часто близкому к тому, что сам автор называет «грустинкой».
      В романе, посвященном году «великого перелома», читатель видит и первые шаги донского колхоза, и сопротивление многих казаков тому новому, что пришло в деревенскую жизнь, мучительную борьбу с въевшимися в душу пережитками прошлого. Читатель видит, как рождение коллективного труда поднимает людей, дает им силы, как расправляются плечи, как расцветают таланты, какое раскрывается в людях душевное богатство. Самое ценное в содержании «Поднятой целины» — мастерское изображение того, как высвобождалось, раскрепощалось «человеческое в человеке».
      ...«Творческой предысторией» романа «Поднятая целина» назвал автор свои «Донские рассказы». Это ранние произведения писателя. Они появлялись в молодежных газетах и журналах, начиная с первой половины двадцатых годов.
      Молодого прозаика с удивительной прозорливостью напутствовал в большую литературную жизнь маститый писатель А. С. Серафимович. Вот что он писал в предисловии к сборнику «Донские рассказы»:
      «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.
      Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие.
      Все данные за то, что т. Шолохов развертывается в ценного писателя,— только учиться, только работать над каждой вещью, не торопиться».
      Это рассказы о людях и событиях бурных лет — о гражданской войне, о перестройке деревни, о том, как революция взламывала старый уклад казачьей жизни.
      Во многих из них даны образы юных героев — тогдашних сверстников молодого автора, ваших сверстников, дорогие читатели.
      Хотелось бы привести здесь слова самого писателя, прозвучавшие значительно позже, но относящиеся к тем ранним его произведениям:
      «Дети любой страны в тяжелые годы войн и революций живут особой, не совсем детской жизнью. Об этом я и написал рассказы, когда был еще молодым и детские воспоминания мои были ярче и стояли ближе ко мне во времени...»
      Один из тех рассказов — «Нахаленок», в котором с такой сердечной теплотой создан портрет хуторского паренька Миши. Правда, герой этого рассказа даже моложе вас, ему еще «восьмой идет», этому матросскому сыну, «коммунячьему сыну». С впечатляющей силой показано возникающее в сознании мальчика представление о Ленине, мысленные беседы маленького Миши с вождем.
      ...Особняком стоит в творчестве Михаила Шолохова послевоенный его рассказ «Судьба человека». Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно:
      объем совсем невелик, а содержание в него вместилось — впору доброму роману, с захватом в полном смысле слова эпическим.
      Характерны для этого произведения классическая простота в манере изображения, проникновенная лиричность. Восхищает в нем и неискушенного читателя и профессионала-литератора многое. С безупречной точностью передано состояние человека, движения его души, едва уловимые оттенки, необходимые для полной правдивости в изображении чувств. Это добывается не только совершенным знанием психологии, отточенным реалистическим мастерством. Пожалуй, главное здесь — любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все — и тяжелое и радостное,— что несет с собою жизнь.
      Обратите внимание, с какой неподдельной скромностью герой рассказа, советский человек,— человек глубоко мирный, но вынужденный взять в руки оружие, чтобы защитить Родину,— совершает героические поступки и рассказывает о них. «Внутренние монологи» Андрея Соколова значительно более развернуты и ярки, что свидетельствует о богатстве и интенсивной жизни его внутреннего мира. А произносимые вслух реплики — скупы, лаконичны, что говорит о мужественной цельности, собранности характера, порою — о глубокой сосредоточенности на том или ином переживании, воспоминании, раздумье.
      Художественно совершенна и композиция произведения. Это рассказ-воспоминание, в нем нет непрерывного сюжетного движения, память Андрея Соколова выхватывает из прошлого картины, сохраненные ею то в неожиданных и четко проступающих подробностях, то лишь в неких главных, общих контурах, видных словно сквозь дымку, оставленную годами, другими, нахлынувшими потом мыслями и чувствами, рожденную дальностью этих событий-видений от того, чем окружен был человек, вырванный судьбою из мира, ушедшего в давно пережитое.
      Заканчивается повествование героя рассказа о своей судьбе. Заканчивается как бы «исповедь» одного из тысяч людей, которых мог видеть и видел писатель. Встретились случайно на берегу разлившейся весенней реки два человека, посидели рядом в ожидании переправы, покурили...
      Вы, конечно, почувствуете высокий гуманизм шолоховского рассказа, наполненного любовью к человеку. Мощно и светло вступает, возвращается перед самым финалом тема весны, тема вечного возрождения жизни.
      Философски возвышенна мысль, наполняющая концовку рассказа, весь его финал: мысль о том, что во всех испытаниях, посылаемых судьбой, порою почти непереносимо жестоких, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца. Что он должен сохранить в себе любовь к жизни, способность отзываться на прекрасное* И растить около себя молодой побег, тянущийся в мир, растить человека, который, возмужав, повторит, если к тому позовет время, героический путь отца — во имя победы добра и света, во имя счастья Родины, родного народа. А народ этот и состоит весь из таких вот частиц, как выхваченные из океана народного бытия большой и малый герои рассказа, два существа, две Жизни, с поражающим вниманием и точностью, словно под мощным электронным микроскопом, рассмотренные чудотворным взглядом художника и со столь щедрой силой сопереживания показанные нам, благодарным, взволнованным читателям.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.