Прислала Я. В. Кузнецова. _______________
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
В нашем Советском Союзе есть такие места, где люди ни паровоза, ни парохода не видали. Нет там ни дорог, ни тропинок, — на тысячи километров раскинулись снежные поля, горячие пески, непроходимые болота. Находят люди путь по звездам, по приметам, по памяти. Ездят они на лошадях, на волах, на верблюдах. Очень далеко это от Москвы. Верблюд и в полгода туда не дойдет.
Когда нужно было ребятам из дальних краев Советской страны ехать на слет, стали они думать, как им поспеть туда к сроку.
На верблюде — не поспеешь. На лошади — не поспеешь. На воле — тоже не поспеешь...
Решили ребята добраться как-нибудь до железной дороги, а дальше ехать в поезде.
Так они и сделали.
Быстро едет поезд, колесами постукивает. Паровоз гудит.
Ребята высунулись из окошек вагонов, песни поют, смеются. Смотрят на невиданные города и удивляются: ведь многие ребята никогда городов не видели.
А Москва все ближе, ближе, ближе.
Вот она, Москва!
На вокзалах делегатов встречали пионеры, комсомольцы, рабочие. Здоровались с ними и увозили к себе домой.
Один поезд в Москву приехал особенный. В него взрослых людей не пускали совсем. Приехал этот поезд из Сибири и привез 546 ребят.
Много еще пришло поездов с ребятами — из Крыма, Ленинграда, Туркестана, Украины и из других мест.
Зачем же ребята на слет едут? А вот зачем: чтобы рассказать всему Советскому Союзу о том, как пионеры работают, чтобы показать, как они готовятся защищать СССР от врагов. и чтобы решить, как работать дальше тысячам пионерских отрядов.
Отряд туркестанских пионеров послал на слет вот эту делегатку. В Туркестане жарко. Растет там хлопок. Из него делают вату, нитки, материю.
Целыми днями туркестанские ребята собирают на полях хлопок, а потом уносят его на склады в больших корзинах.
Это очень трудная работа: сильно жжет солнце.
Есть в нашем Союзе и такие места, где лето очень короткое и холодное; большую часть года земля покрыта снегом. Не только хлопок — и хлеб не растет в этих краях. Люди живут там рыбной ловлей и охотой на птиц и зверей. Вместо лошадей запрягают в сани собак: лошади там жить не могут — и холодно, и кормить их нечем.
Приехали на слет ребята из жаркого Туркестана, приехали ребята и с далекого, холодного севера.
Есть в деревнях ребята, у которых нет родителей, или есть родители, но живут очень бедно и не могут своих детей прокормить. Приходится ребятам наниматься на работу к богатым крестьянам. Таких работников называют батрачатами.
Трудно живется в деревне батрачатам. Они и скотину пасут, и в поле землю пашут, и детей няньчат. Платят им мало. Наступит зима все ребята в школу пойдут, а у батрачат — ни сапог, ни одежды.
Из Вятской области приехали на слет двое батрачат.
Но не только советские ребята были на слете.
Приехали еще делегаты из Германии, Англии и из других стран.
Английские ребята приплыли на пароходе.
Трудно было заграничным пионерам попасть на слет. Их не хотели пускать к нам, в Советский Союз.
Одного пионера из Швейцарии так и не пустили: сказали, что у него паспорт не в порядке, и вернули домой. Об этом рассказали его товарищи, которым все-таки удалось приехать на слет. Но труднее всех пробраться в СССР было китайским пионерам. Китайские власти не хотят знать никаких пионеров и запрещают им даже собираться. Китайские ребята тайком перебрались через границу.
Трудно в Америке жить неграм. Для негров там особые трамваи, особые школы. Негритенку никогда не позволят сесть в трамвай, в котором ездят белые.
Из Америки на слет приехал пионер Шелли Стрикленд.
Он два года был скаутом, но потом перешел в пионерский отряд и уговорил перейти к пионерам еще триста негритянских ребят. Потому что очень не понравились ему скаутские порядки.
Другой делегат из Америки — пионер Эльмар Макдональд. Это совсем не тот Макдональд, что сидит в Англии.
Отец Эльмара заключен в тюрьму за то, что принимал участие в забастовке.
Американские миллионеры хотят его за это казнить.
Много ребят приехало в Москву на слет.
Рабочие их ожидали с большим нетерпением.
Они приготовили им кровати, даже все белье припасли. Думали, что делегаты приедут с дороги грязные, пыльные, им не во что будет переодеться.
Но делегаты привезли с собою и белья и одежды, так что напрасно им готовили простыни и рубашки.
Ребята, конечно, были довольны, что о них так заботятся, и они писали об этом своим родителям.
Вот почитайте, какое письмо написал домой один пионер:
«О нас заботятся, как о родных детях. Мы находимся в семьях рабочих и знакомимся с их жизнью. Мы живём у рабочих в Москве гораздо лучше, чем дома»...
И вот 18 августа 1929 года все ребята — и те, что приехали из жаркого Туркестана, и те, что приехали с холодного севера, англичане, немцы, американцы, китайцы, — все двинулись по улицам Москвы на открытие слета.
Развевались красные пионерские знамена, трещали барабаны, трубили горны, играли оркестры. Один за другим тянулись отряды к стадиону завода «Динамо».
Семь тысяч ребят собралось на открытие слета. У трибуны развевались пионерские знамена со всего Советского Союза. Так много красных знамен сразу никто никогда не видел.
Прибывающие ребята быстро рассаживались по скамейкам. По всему стадиону несся шум, гам, смех, песни. Некоторые ребята хором кричали: «Да здравствует пионерский слет!»
Слет открылся не в комнате и не в зале, а прямо на вольном воздухе, — потому что нет в Москве такого большого зала, чтобы в нем поместилось столько народа.
На открытие слета пришло сорок тысяч гостей — рабочих, комсомольцев, коммунистов и красноармейцев.
Несколько сот ребят в белых рубашках уселись на площади рядами так, что получились огромные белые буквы.
Гости посмотрели на этих ребят и прочли слово: СЛЁТ.
На третий день слета началась Всесоюзная пионерская спартакиада.
На водном стадионе ребята состязались в прыжках в воду, плавании и игре в ватер-поло. Лучше всех прыгали в воду ребята из Крыма. Один из них прыгал в воду с высоты в десять метров!
А ватер-поло — это игра, похожая на футбол, только в футбол играют на земле, а в ватер-поло — на воде. Плавают и играют.
Почему эти ребята стоят на коленях?
Это они приготовились бежать. Скомандует им инструктор — они сорвутся и побегут. Кругом, на скамейках, сидят ребята и внимательно смотрят.
Очень им хочется узнать, кто победит.
А на фотографии слева ребята состязаются в метании мяча. Кто дальше забросит, тот и будет победителем.
Прыгали ребята через веревочку, но не все могли перепрыгнуть. Были такие прыгуны, что разбегутся, подпрыгнут и зацепят за веревочку.
Им и говорят: «Прыгай еще раз, да хорошенько».
Потом играли в одну очень смешную игру — в пушбол.
Передавали флажками, по азбуке Морзе, телеграмму. На войне часто приходится так передавать вести друг другу. Пионеры хотят хорошо научиться этому делу. Для того, чтобы сигнальщик был виден издалека, другие ребята подняли его на плечи.
Потом ребята стреляли в цель из луков и из ружей...
Очень хорошо стреляли некоторые девочки.
В дни слета делегаты знакомились с Москвой.
Они устраивали экскурсии в Кремль, в зоопарк, в музеи и на заводы.
Пришли ребята на один завод как раз в обеденный перерыв. Повели их в цех, а в цеху пусто.
— А где же рабочие? — спросили ребята.
Им ответили, что рабочие в столовой. Посмотрели ребята машины и тоже пошли в столовую — обедать.
20 августа в Кремле открылась Первая Всесоюзная пионерская конференция. Она продолжалась три дня.
Конечно, не под ряд три дня, а с перерывами.
На конференции ребята говорили о том, какие у них в работе недостатки; советовались, что делать дальше.
Решили, что пионеры обязательно должны принять участие в проведении пятилетки: собрать побольше старого железа; обучить неграмотных чтению и письму; наладить среди ребят птицеводство; родителей, которые пьют, отучить от пьянства... Много еще решений приняли ребята на конференции.
В народных комиссариатах, в клубах, на кино-фабриках, в музеях собирались ребята для того, чтобы познакомиться с работой разных учреждений и дать им свой, пионерский, наказ.
В одной группе ребята говорили о том, как живут и работают батрачата.
Ребята этой группы вынесли наказ, чтобы хозяева обязательно страховали батрачат на случай болезни, давали им одежду и лучше оплачивали их труд; чтобы подпасков кормили в одном месте, а не гоняли каждый день обедать в другую избу. Пионеры обязались смотреть за тем, чтобы наказ этот всюду выполнялся.
21 августа открылся международный Детский Коммунистический Конгресс.
Открылся он в Кремле, в Андреевском зале — там, где раньше, до революции, проводили время цари и их придворные.
На конгрессе были ребята со всего мира.
Были негры, китайцы, немцы, англичане, американцы, шведы и ребята из многих других стран.
Все они говорили на разных языках. Чтобы они друг друга поняли, их речи переводили переводчики.
На этом конгрессе решено было организовать Детский Коммунистический Интернационал.
В честь открытия конгресса ребята Советского Союза устроили карнавал.
Во время карнавала ребята носили на длинных палках огромные книги. Это были плакаты, сделанные из картона, и, посмотрев на них, все могли узнать, какие книги интересно и полезно прочесть.
Посмотрите хорошенько на картинку: какие книги несут ребята? Наверное, некоторые из них вы уже читали. Но есть и такие книжки, которых вы не знаете. Прочтите их обязательно.
Одна группа ребят нарядилась цыплятами и смастерила громадную курицу. Это были белорусские пионеры. Они устроили при своих отрядах образцовые - курятники и многих взрослых научили, как надо ухаживать за курами, как выводить из яиц цыплят в особых приборах — инкубаторах — без наседки. Эти пионеры обещали Птицеводсоюзу и Наркомзему еще лучше работать.
Вечером 23 августа три тысячи пионеров отправились в красноармейские лагеря, чтобы узнать, как живут и работают красноармейцы.
В лагерях в этот вечер разожгли много костров. Старые командиры, награжденные орденами Красного знамени, сидели у костров и рассказывали ребятам о гражданской войне.
Но вот потушены костры. Ребята разошлись с красноармейцами по палаткам и стали им рассказывать о своей жизни и о своей работе. Поговорили и улеглись спать.
Тихо ночью в лагере. Только часовые не спят на своих постах.
На другой день пионеры под руководством красноармейцев устроили показательный бой.
Гремели пушки, трещали пулеметы — кто передавал донесения, кто пускал газ.
Санитары носили раненых.
Только раненого на самом деле ни одного не было, а носили совершенно здоровых и невредимых ребят. Потому что не было выпущено ни одного снаряда, ни одной пули, а газ был совсем безвредный.
В Парке культуры и отдыха во все время слета была открыта выставка. Здесь можно было увидеть, что делают дети Советского Союза в деревне и в городах.
Была на выставке очень интересная мастерская. Сидел там «дедушка-свет» (так его называли ребята) и очень быстро учил ребят, как сделать скрипку из пустой консервной банки или флейту из кусочка жести.
Ребята делали себе музыкальные инструменты и тут же играли на них.
Во время слета пионеры заключали договоры между собой и со взрослыми.
В договорах они обещали хорошо работать и учиться, читать газеты, помогать друг другу.
А для того, чтобы не забыть про договор, они тут же решили, что будут переписываться.
Вот, например, какой договор заключили пионеры завода «Авиахим» № 1 с пионерами Узбекистана: «Пионеры завода № 1 обязуются оказывать поддержку в работе отрядов Узбекистана, принимать участие в реорганизации завода и в борьбе с прогулами; выписать пионерам Узбекистана 200 экземпляров «Пионерской правды».
Пионеры Узбекистана обязуются вести работу среди батрачат, бороться с религиозными предрассудками, агитировать за новое землеустройство, за увеличение посевов хлопка, за усиление шелководства».
25 августа слет закрылся.
В шесть часов вечера старые большевики и члены правительства принимали парад слетовцев.
Когда стемнело, вдруг над трибуной выросли громадные заводские трубы. Из них шел густой дым. Эти трубы построили пионеры. Они еще не успели их достроить, как появились враги: меньшевики, бой-скауты, белогвардейцы. Они хотели помешать стройке.
Тогда красноармейцы с ружьями наперевес бросились в бой и прогнали врагов.
В воздухе рвались ракеты. Светили факелы. По небу шарили прожектора.
Конечно, это был не настоящий бой. Врагов изображали переодетые пионеры...
Так закончился Первый Всесоюзный пионерский слёт.
|