На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Белый Бим Чёрное ухо

Гавриил Николаевич Троепольский

«Белый Бим Чёрное ухо»

Илл.— Анатолий Григорьевич Слепков

*** 1979 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Грустная и трогательная история, которая никого не оставит равнодушным. Умный и преданный пёс Бим жил со своим хозяином, ходил с ним на охоту. Два одиноких существа привязались друг к другу. Но однажды хозяина увезли на скорой в больницу. Ему потребовалась срочная операция по извлечению осколка снаряда, засевшего рядом с сердцем ещё во время войны. Не дождавшись любимого хозяина, пёс оправился на его поиски. Многое пришлось ему пережить за время долгих скитаний — голод, холод, встречи с добрыми и злыми людьми. И когда хозяина уже выписали из больницы и Бим вот-вот должен был с ним встретиться, случилось непоправимое…

      * * *

Рекомендую посмотреть одноимённый фильм, снятый режиссёром С. Ростоцким в 1977 году, с Вячеславом Тихоновым в роли хозяина. — С. С.




Сохранить (3 том собр.соч.) как FB2: troepolckiy-3.fb2   …только «Бим…» как TXT: troepolckiy-bim.txt

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Двое в одной комнате 5
Глава 2. Весенний лес 29
Глава 3. Первый неприятель Бима 41
Глава 4. Желтый лист 57
Глава 5. На облаве в волчьем яру 69
Глава 6. Прощание с другом 81
Глава 7. Поиски продолжаются 109
Глава 8. Случай на стрелке 125
Глава 9. Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима 143
Глава 10. За деньги 161
Глава 11. Черноух в деревне 179
Глава 12. На просторе полей. Необычная охота. Побег 199
Глава 13. Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу 231
Глава 14. Путь к родной двери. Три уловки 261
Глава 15. У последней двери. Тайна железного фургона 275
Глава 16. Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела 289
Глава 17. Лес вздохнул (Вместо послесловия) 313




      ПРИМЕЧАНИЕ В СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ
      Впервые — «Наш современник», 1971, № 1–2; «Наука и жизнь» (по тексту «Нашего современника»), 1972, № 1–2–3; «Роман-газета», 1973, № 2. Повесть неоднократно издавалась отдельной книгой и в сборниках.
      Повесть посвящена А. Т. Твардовскому, человеку, от которого во многом зависела литературная судьба Г. Троепольского. Твардовский успел прочесть рукопись повести и дал согласие на посвящение…
      История Белого Бима вызвала прочувствованные отклики профессиональной критики, читателей. В печати появились даже песни и стихи, посвященные Белому Биму. Известно, что критика вырастает от соприкосновения с настоящей литературой. Критические суждения о новой повести Троепольского выделялись искренностью, тонкостью эстетической и нравственной оценки. Было понятно, что «Белый Бим» — особенно дорогая писателю книга, «книга судьбы», в ней звучит «личная нота», находят выход «выстраданные мысли о человеке, добре, зле» (Л. Якименко. «Долг человеческий». «Литературная газета», 1971, 5 мая). Потому-то так заметен был в повести «еще один „персонаж“ — это голос: то ли автора, то ли еще какой-то чистого тона голос», «мудрый голос» (Л. Фоменко).
      «„Белым Бим“ продолжал традиционную для русской литературы тему „Каштанки“ и „Белого пуделя“ как глубоко человековедческую, а не какую-нибудь кинологическую» (Л. Саенко, С. Ялмар. «Бим, его друзья и враги». «Звезда», 1971, № 8). Эта книга — «о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах, которые не только не ослабляют живое существо, но делают его сильнее, могущественнее» (Л. Фоменко.).
      «Когда всех маленьких героев этого замечательного произведения советской литературы пытаешься представить себе по отдельности, в воображении возникает почему-то один образ — образ трогательного, чистого, такого верного и такого беззащитного до поры существа… Ему противостоит, образ злобного, жадного, ограниченного человека, — почему-то очень уверенного в своей безнаказанности… И если не покарать, то хотя бы выбить его из состояния безмятежности хотелось, видимо, писателю» (Б. Панкин. «Комсомольская правда», 1973, 5 октября).
      Критика находила в повести философский подтекст, значительно расширяющий «смысл сказанного по конкретному поводу» (Д. Дычко. «…Чтобы не было неправды и зла на земле». «Литературная Россия», 1971, 30 апреля) и выводящий чаще всего к мысли «о нерасторжимости жизни… о взаимосвязанности и обусловленности всего живого» (Л. Якименко), об ответственности человека за естественное и гуманное развитие жизни.
      Как достоинство повести отмечалось, что писатель нигде «не впадает в антропоморфизм», никогда не приписывает Биму человеческих мыслей (Л. Саенко, С. Ялмар). Троепольскому, «чтобы возбудить наш интерес, внимание к животному… нет нужды „возвышать“ его до человека. Он выбирает другое — точно описывая поведение Бима, волчицы, сороки, он просто открывает вам глаза на то, как много в этом поведении, а стало быть, и в мотивах его общего с нашим…» (Б. Панкин). «Чтобы понять живое существо, надо суметь взглянуть на мир его глазами. И Г. Троепольский заставляет читателей совершить такое превращение: мы словно „в облике“ Бима начинаем скитаться в поисках хозяина…» (Н. Бронецкая. «Дружба народов», 1973, № 9).
      Исследователь творчества Г. Троепольского В. Скобелев в статье «Требовательная человечность» хорошо определил идейную, нравственную суть «Белого Бима»: «Повесть утверждает добро» как трудную, но «реально выполнимую норму человечности» (Сб. «Голоса времени». Воронеж, 1974).
      Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Г. Н. Троепольскому за повесть «Белый Бим Черное ухо» присуждена Государственная премия СССР 1975 года.
      Режиссером С. И. Ростоцким (он же автор сценария) по повести поставлен художественный фильм в двух сериях с одноименным названием (1977 г., студия им. М. Горького).
      Повесть издана в большинстве союзных республик на языках народов СССР. Переведена в социалистических странах — на болгарский, чешский, словацкий, польский, венгерский, немецкий (ГДР) языки, а также в капиталистических странах (Швеция, Голландия, Финляндия, Турция, Греция, ФРГ и др.) — всего на двадцати языках.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.