Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Что может поднять самый сильный силач? Две тяжеленные гири. Или бревно. А уж самый-самый сильный даже целых сто кирпичей! Но сто кирпичей—это очень мало, чтобы построить дом. Даже одноэтажный. А для большого дома кирпичей столько требуется, что только десять тысяч богатырей смогли бы их разом поднять.
Человеку нужно поднимать не только кирпичи. И машины, и вагоны, и заводские трубы, и ещё много-много таких же тяжёлых грузов, тут и десять тысяч богатырей не справятся.
Для этой работы человек создал стальных силачей. Они такой груз поднять и перенести могут, который десять тысяч богатырей и с места не сдвинут. Эти стальные силачи — подъёмные краны. Их очень много. Прочитай эту книжку, и ты узнаешь, какие они бывают — подъёмные краны.
Весной или перед праздниками дома красят, чтобы они были красивыми и людей радовали. И ты видел, наверное, как висят на стенах домов люльки с малярами. Висит люлька на стальных канатах. Канаты крепко люльку держат, тянутся от люльки вверх, на крышу дома уходят. А на крыше блоки. Это такие колесики с желобками-канавками вокруг. В канавках канатам удобно скользить, они с блоков не соскакивают. Идут через блок и обратно к люльке спускаются. А там лебёдка—такой барабан с ручкой. Как ворот у колодца, чтобы ведро вытаскивать. Надо малярам поднять люльку вверх, они ручки лебёдок крутят, канат через блок бежит, на барабан наматывается, люлька вверх ползёт. Стоп! Вот и то место, которое красить нужно. Надо на землю спуститься, маляры ручки в другую сторону крутят, и люлька вниз идёт.
А в некоторых люльках и ручки крутить не надо. Там электрические лебёдки стоят. Электрический мотор канат на барабаны наматывает и люльку вверх-вниз двигает. Просто и удобно.
Самая простая лебёдка—деревянный блок и верёвка—была первым подъёмным краном, придуманным человеком. Он много-много лет служит людям. Значит — очень уж хорошо его люди придумали.
В любом нашем городе — новые дома. Почти на каждой улице—новостройки.
Раньше дома долго строили. Сначала на заводе кирпичи делали. Потом каменщик кирпич за кирпичом в ряд укладывал. Один ряд уложит, на него второй, на второй — третий... Нет, так дом быстро не выстроишь. А нам надо много-много домов, чтобы каждая семья жила в отдельной квартире.
Как же быстро дома строить?
А вот как. На заводе целые квартиры стали делать. А на стройке из этих квартир дома собирают, словно из кубиков.
Быстро растёт дом-башня.
Квартиры ставит друг на друга кран. Он тоже высокий, как башня, даже ещё выше. Поэтому и называется башенным краном.
Стрела-рука у него длинная-длинная. До любого угла дома дотягивается. А сам кран на колёсах по рельсам катается. Чтобы машинист видел, откуда груз поднимать, куда опускать, его кабина—на самом верху башни.
Там машинисту работать удобно. Но вот беда: лазить высоко. Устанешь по перекладинам на самый верх карабкаться.
И тогда сделали в башне крана лифт. Зашёл в кабину, нажал кнопку—и ты наверху. А лифт—это тоже подъёмный кран. Вот так и получается, что кран в кране ходит: один грузы поднимает-опускает, а другой — машиниста.
Кран, который строит дом, должен быть выше дома, ведь кран своей стальной рукой должен подать груз на самый последний этаж и на крышу. И чем выше росли дома, тем выше становились краны.
Дома и краны будто соревнуются: кто кого обгонит.
Дома стали девятиэтажными, а краны— на два этажа выше. Дома—в двенадцать этажей, а краны ещё выше... Шестнадцать этажей! Краны всё равно над домами возвышаются. Кто кого обгонит? Двадцать этажей... двадцать шесть... Тяжело кранам...
Но краны не сдались. Они стали другими. Совсем маленькими. И когда они стали маленькими, они смогли строить самые высокие дома.
Дело в том, что люди придумали краны, которые умеют по стенам лазить. Строят дом, а по его стене рельсы снизу вверх тянут. По этим рельсам кран, держась за канаты, ходит вверх-вниз. Никакая высота ему нипочём. Хоть до облаков будет дом, кран всё равно по его стене на самый верх заберётся. Любой груз привезёт.
Маленький кран, да проворный, быстро по стене бегает. Быстро и дом растёт.
Если ты ездил в поезде по железной дороге, то был и на железнодорожных станциях. А ты заметил, сколько рельсов на станциях? Очень много. Между станциями—только четыре рельса, два пути. По правому пути поезда в одну сторону мчатся, по левому—в другую спешат. А на станции таких путей — видимо-невидимо. На одних пассажирские вагоны ждут людей. А на других товарные вагоны ждут грузы — станки и машины, нефть и уголь, ящики с лыжами, автомобили... Всего не перечислишь.
Кто грузит и разгружает вагоны? Козловой кран.
Назвали его так потому, что он похож на козлы—деревянные ноги-подпорки, на которых дрова пилят. У козлового крана—металлические ноги, огромные. Он их над путями-рельсами расставил. Между его ногами поезда проходят. Вот это ноги! Вот это кран! Очень удобно ему сверху разгружать и загружать вагоны.
Трудно в море, если шторм. Волны — выше корабля. Ветер—стеной. Невозможно управлять кораблём, несёт его на мель. Море успокоилось, а корабль уже с мели сойти не может. Случается такое с кораблями.
И тогда на помощь спешит... подъёмный кран. Его так и зовут—плавучий. Есть у него и другое имя — «Богатырь». Он и впрямь среди кораблей-богатырей самый богатырский. Сел корабль на мель? У «Богатыря» хватит силы поднять его и перенести на глубокое место. А если корабль пробоину получил, плавучий кран будет заботливо поддерживать его, пока моряки эту пробоину не заделают.
А потом они расходятся в разные стороны. Салютуют друг другу на прощанье гудками.
— Салют, корабль! Счастливого плавания!
— Салют, «Богатырь»! Спасибо, помог! Спешит дальше «Богатырь» на помощь
другому кораблю, который терпит бедствие.
Плавучий кран «Богатырь» — скорая помощь в океане.
Знаешь, что здесь нарисовано? Это цех, где плавят сталь. г.у Потом из стали сделают корабли, автомобили, вагоны, подъёмные краны и много-много других нужных вещей. И твои игрушки тоже делают из металла, который выплавляют в таких вот цехах.
Сталь здесь жидкая, расплавленная, дышит огнём и жаром. Она налита в огромный ковш. Велик ковш. В него два грузовика войдут. И этот тяжеленный ковш поднимает и переносит тоже особый кран.
Бурлит в огромном ковше жидкий огненный металл. А крану-великану всё нипочём.
Такой кран похож на железнодорожный мост. Длинный — по нему гулять можно. Он — на колёсах, которые по рельсам катятся. Только рельсы не на земле лежат, а высоко вверху, почти под потолком цеха. И кабина машиниста крана тоже высоко вверху находится. Машинисту хорошо видно, куда нести ковш со сталью.
Этот кран так и называется — мостовой.
Давай посчитаем, сколь-'' ко у тебя в доме деревянных вещей. Стол — раз, стулья—два, кухонные полки—три, карандаши, которыми ты рисуешь,—четыре... Двери, пол, шкаф, диван, кровать... за десяток перевалило. И ещё наверняка что-нибудь забыли.
А знаешь ли ты, какой долгий путь должно пройти дерево, чтобы превратиться в вещь?
Сначала лесорубы деревья валят на землю. Обрубают у них ветки. А стволы надо погрузить на огромные автомобили-лесовозы, чтобы их из леса вывезти.
Грузит стволы тоже автомобиль. Не просто автомобиль— автомобильный кран. Вроде обыкновенный грузовик, но вместо кузова у него стрела с крюком на конце. Нажмёт машинист рычаг, стрела поворачивается, крюк опускается, подхватывает связку стволов и на лесовоз укладывает.
Вот какая машина—и кран, и автомобиль. И человек, который на этой машине работает, особенный, сразу две профессии имеет—он и шофёр автомобиля, и машинист крана. Нужно много знать и уметь, чтобы работать на автомобильном кране.
Ты эти краны, конечно, видел. Они не только в лесу работают. В городах они помогают устанавливать фонарные столбы, ремонтировать тротуары и вообще поднимать самые различные грузы.
Мы, конечно, бывал в зоопарке и знаешь, что из всех животных у жирафа самая длинная шея.
Портальные краны—это «жирафы» среди всех подъёмных кранов. Их стальная стрела длинная-предлинная и, как шея жирафа, может наклоняться вниз. Портальным кранам такая шея необходима. Они работают в морских и речных портах. Сами стоят на берегу, а разгружают-нагружают корабли, которые рядом в воде стоят. Надо стальной шеей до корабля дотянуться.
А ещё им нужна длинная шея вот почему. Корабли перевозят грузы в глубоких трюмах. Поэтому, чтобы нагрузить-разгрузить корабль, кран должен крюк точно над трюмом установить, иначе груз о палубу заденет и рассыплется. Или чего-нибудь на корабле поломает. Вот поэтому-то портальным кранам и нужна такая длинная шея.
Конечно, машинист этого крана не видит, что в трюме делается, не знает, когда ему груз опускать или вверх тащить. Поэтому с корабля машинисту знаки подают. Стоит на палубе матрос. Покажет рукой «Вверх!» — машинист груз поднимает. Пока-^ жет «Вниз!» — и машинист крюк опускает. Машинист и матрос сразу друг друга понимают.
А этот большой пароход пришёл из южных стран, и портальный кран выгружает сетки с бананами.
Через леса и болота, через горы и реки идут железные дороги по всей нашей стране. И мы строим всё новые и новые дороги. Тяжёлый был труд — укладывать рельсы железной дороги. Сначала поперёк насыпи надо шпалы положить. Аккуратно положить. Потом к каждой шпале рельс прикрепить специальным здоровенным гвоздём. Толстый такой гвоздь, а шляпка у него на один бок загнута. Он своей шляпкой за край рельса цепляется и плотно его к шпале прижимает. А вбивают такой гвоздь в шпалу тяжёлым молотом. Бьёт рабочий молотом, устаёт.
Теперь всё машины делают. Рельсы к шпалам ещё на заводе прикрепляют. Не вручную их прибивают, а на механическом молоте. Выходят с завода уже готовые звенья железной дороги. Потом их на железнодорожную платформу кладут. А на платформе—подъёмный кран. Кран — путеукладчик. Доезжает платформа до того места на новой дороге, где рельсы кончаются. Дальше нет пути!
Кран снимает с платформы рельсы со шпалами и кладёт их перед собой на насыпь. И дорога становится чуть-чуть длиннее. Дальше едет кран и всё новые и новые рельсы перед собой укладывает.
Так и работает этот железнодорожный кран—сам себе дорогу строит и первый по ней едет.
Все подъемные краны, о которых я рассказал, на что-нибудь прочно опираются — одни на земле стоят, другие по воде плавают, третьи к стенам дома прижимаются.
Но есть один кран, который опирается... на воздух. Это летающий кран — вертолёт.
Надо телевизионную вышку построить. Нет таких высоченных кранов. Приходит на помощь кран летающий. Подхватывает вертолёт часть вышки и очень точно подаёт её верхолазам. Так и растёт вышка.
Вот какой удивительный кран! Работы ему всё время прибавляется. Всё больше в нашей стране новых нефтепроводов, телевизионных вышек, электростанций с очень высокими трубами, огромных доменных печей. И везде на таких строительных площадках ревут винты летающего крана-богатыря.
* * *
Теперь ты знаешь, какие бывают подъёмные краны. Самые разные. Они ездят по земле, лазают по стенам, плавают в океане и летают по воздуху. Каждый нужен, каждый важен. Каждый делает ту работу, которая ему поручена.
— Но какой из них самый сильный?—спросишь ты.— Какой из этих богатырей самый богатырский?
Самый сильный богатырь — человек. Ты, я, он, она, они... Потому что человек сделал эти краны и научил их работать.
Человек—самый могучий богатырь!
40 коп. Для дошкольного возраста Альберт Абрамович Валентинов ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ БОГАТЫРЕЙ ИБ № 767
Редактор Е. Рыжова. Художественный редактор О. Ведерников. Технический редактор Н. Житенёва. Корректор С. Блаикштейн. Сдано в набор 8.12 78. Подписано в печать 16.10.79. 60X90/8. Бум. офс. № 1 Гари, гельветика Печать офсетная. Усл. печ. л. 3.5. Уч.-нзд. л. 4.93. Тираж 100 000 экз. Изд. № 990. Заказ Nt 262. Цена 40 коп. Издательство «Малыш», Москва, К-55, Бутырский вал, 68. Фабрика офсетной печати № 2 Росглавполнграфпрома Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, г. Дмитров Московской области. Московская, 3. Заказ № 787. Издательство «Малыш» 1980.
|