НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотека советских детских книг

Новогрудский Л. «Закрытие открытия» (рассказы). Иллюстрации - Генрих Вальк. - 1976 г.

Лев Соломонович Новогрудский
«Закрытие открытия» (рассказы).
Иллюстрации - Генрих Вальк. - 1976 г.


DJVU


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

Скачать текст «Закрытие открытия»
в формате .txt с буквой Ё - RAR

 

      СОДЕРЖАНИЕ
      ДИЛЕТАНТ
      СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
      НЕСОВРЕМЕННАЯ БАБУШКА
      ВИЗЖИ НЕ СТЕСНЯЯСЬ «И-И!»
      ЖЕЛЕЗНЫЙ РАСПОРЯДОК
      ТЁТЯ НАСТЯ И ГОЛЛАНДСКИЙ МАЛЬЧИК
      ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗАТЕИ
      КА ЧЕ?
      ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПАПА И МАМА!..
      ЗАКОН САЗОНОВА—РУБЦОВА ИЛИ ЗАКРЫТИЕ ОТКРЫТИЯ


      Эта книги весёлых рассказов познакомит питателя с Мишкой, ЛавлуХой и другими пятиклассниками. Ома рассказывает о том, как ребята учатся, отдыхают, занимаются спортом, увлекаются наукой... и часто становятся участниками забавных истории.




      ДИЛЕТАНТ
      Мы с Мишкой Сазоновым решили завести рыбок. Купить аквариум и туда их пустить.
      — Рыб будем разводить на научной основе,— сказал Мишка.
      Я ничего не знал про научную основу, но согласился.
      Мишка в библиотеке взял разные книги, где написано про обитателей морей и океанов, и стал их одну за другой читать. Мне Милжа сказал, что наукой нам двоим заниматься незачем и что от меня требуется совсем мало: завтраков в школе не покупать, а деньги, которые мама на них даёт, откладывать.
      — Исследование может потребовать средств,— сказал Мишка.
      Так и сделали: Мишка читал про рыб, а я перестал завтракать. А чтобы мне не было скучно на больших переменках, Мишка рассказывал про акул. Истории он вычитал интересные. И про то, как один пловец прокатился верхом на акуле, и что у берегов Австралии купаться очень опасно —- много акул.
      — Эти страшные хищники вызывают у австралийцев большую тревогу.— Мишка сочувствовал жителям далёкого континента.
      Мишка вообще любит научно выражаться. Его в классе прозвали за это «Главный Теоретик».
      Я, честно говоря, удивился, зачем Мишке знать про акул. Не их же мы решили разводить. Мой друг пожал плечами и сказал, что он должен изучить вопрос глубоко и всесторонне, а я дилетант. Но чтобы я не очень обижался, Мишка тут же мне объяснил:
      — Дилетант — человек поверхностных знаний, любитель. Дилетант не способен вникнуть в вопрос глубоко и всесторонне.
      — Понятно...
      — Да ты не сердись,— сказал Мишка.— Дилетант тоже может быть хорошим человеком.
      — Я и не сержусь,— сказал я.— Я уже сколько дней голодный как волк бегаю по школе. Ты давай быстрей изучай вопрос!
      — Потерпи,— ответил Мишка.
      Он сообщал мне ещё про миогих рыб, каждый день про новых. Я им даже счёт потерял, этим рыбам. Но терпел и терпел, пока педели через три Мишка не стал рассказывать, как надо рыбу варить и жарить.
      — Судак по-польски,— начал Мишка,— готовят так...
      Тут я здорово разозлился.
      — Будем, — спрашиваю, — аквариум покупать? Или нет? А то пойду в буфет и проем все деньги!
      — Будем, будем,— отвечает Мишка.— Я вчера последний источник прочёл. Главу «Блюда из рыбы» в «Книге о вкусной и здоровой пище». Теперь всё! Можно покупать...
      Аквариум мы купили хороший. Небольшой, но хороший. И ещё купили двух меченосцев. Меченосцы — рыбки такие. Они золотистые и хвостовой плавничок у них длинный, как меч. Эти рыбки водятся в тёплых речках, а в каких — лучше спросить у Мишки. Он точно знает.
      Когда мы несли аквариум из магазина, Мишка мне так сказал:
      — Конечно, условия для исследовательской работы у меня более подходящие.
      — Почему,— спросил я,— более?
      Мы, между прочим, с Мишкой на одной улице живём. Дома у нас как две капли воды похожи, спутать можно. И квартиры тоже. Только Мишкина на пятом этаже, а моя — на втором. Вот и вся разница.
      — Почему же,— спросил я,— более, а?..
      — Пу так...—сказал Мишка,—всё-таки...
      Мы немного помолчали, а потом Мишка прнзпал, что в моей квартире тоже можно вести исследовательскую работу.
      Тогда мы договорились так: пять дней аквариум с рыбками будет стоять у меня, а следующие пять дней у Мишки, затем снова у меня и опять у Мишки.
      Каждый день после школы мы прибегали ко мне смотреть меченосцев. Я смотрел, а Мишка занимался исследовательской работой, научными наблюдениями. Насыплем в воду мотыля, красненьких червячков, и Мишка считает, много ли каждый меченосец их съест. Подсчитает и запишет в толстую тетрадь. Ещё Мишка определял, с какой скоростью наши меченосцы плавают. Он на стенке аквариума провёл чернилами линию и на ней отметил сантиметры. Это чтобы установить, какое расстояние за одну секунду могут проплыть рыбки. Только с линией что-то не получалось. Рыбки никак не хотели плавать вдоль неё. То они друг за другом начинали гоняться, то крутились вверх и вниз, то шарахались вбок. Мишке пришлось во всех направлениях нарисовать ещё линий двадцать. Он всё стекло запачкал чернилами, даже меченосцев стало плохо видно.
      Но Мишка продолжал наблюдения и всё время что-то записывал.
      Кроме изучения скорости меченосцев, мы и всё остальное делали по науке. Во-первых, приспособили к аквариуму лампу для подогрева воды.
      — Меченосцы — не караси,— глубокомысленно изрёк Мишка.— Они тепловодные и требуют температуры.
      Во-вторых, мы такую специальную штуку купили, которая распыляет воздух. Штука эта опускается в воду, и через неё из волейбольной камеры воздух подаётся в аквариум.
      — Вода должна быть хорошо насыщена кислородом,— учил Мишка.— Так что тебе придётся ночью хоть разок встать и накачать камеру. Не проспишь?
      Я каждую ночь вставал качать воздух насосом. Будильник ставил на три часа и просыпался. Мама тоже просыпалась. И папа.
      Мама сердилась, а папа её успокаивал.
      — Ничего,— говорил папа,— не волнуйся. Научный подвиг надо уважать. По-моему, ты должна только радоваться...
      — Чему,— спрашивала мама,— радоваться? Я не засну теперь...
      — Тому,— говорил папа,— что они в интересах науки эту рыбу по ночам динамитом не глушат. Ты привыкай.
      Мама привыкла.
      Так прошло пять дней и ночей, и мы с Мишкой аквариум понесли к нему.
      Мишка шёл и ликовал, сам не свой был от радости.
      — Теперь я за рыбками круглосуточное наблюдение установлю. Теперь они у меня ни одной минуты зря плавать не будут!
      Расхвастался — мне противно стало.
      Притащили рыбок к Мишке. Он записал в тетрадку время, когда поставили аквариум на подоконник, измерил температуру воды и тоже записал. А я пошёл домой.
      Когда я выходил, меня поймал за рукав Толик — Мишкин братишка младший. Ничего парень, чистоплотный очень. Он всегда моет руки перед едой, а зубы чистит и утром и вечером. Ещё любит намазывать кремом ботинки. Не по возрасту чистоплотный.
      Мишку Толик боится, хотя Мишка его никогда и пальцем не трогает. Но он всё равно боится. Его пугает Мишкина научная работа.
      — Кого это вы притащили? — спросил.
      — Рыбок,— говорю,— меченосцев.
      — Я их видел,— сопит Толик.— Я в щель смотрел. Почему они в каких-то пятнышках?.. Почему так, а?..
      — Кто их знает,—отвечаю.— Наверное, так природа распорядилась. Ты у Главного Теоретика спроси.
      — Да ну...— Толик вдруг забеспокоился.— Да ладно...
      Па другой день Мишка дремал на всех уроках. Оказывается, он изучал ночные повадки рыб и снать не ложился, всю ночь просидел у аквариума.
      Пришли мы после школы к Мишке, смотрим, а рыбки тоже какие-то сонные, в угол забились, не плавают, даже не едят червяков.
      — Ты что с ними сделал? — спрашиваю я Мишку.— Ты их будил ночью, что ли? Почему они такие топорщенные?
      — Ничего я с ними не сделал. Сам вот думаю, что приключилось. Может, у меня в квартире другие условия, чем у тебя? Надо проверить.
      Мишка взял общую тетрадку, куда записывал сведения про рыбью жизнь, и стал чего-то проверять. Потом Мишка сообщил, что температура воды в аквариуме и температура воздуха и микроклимат у нас в квартирах совершенно одинаковые, и что червяков он давал рыбам столько, сколько давали у меня, и кислорода он скачал меченосцам три камеры— не меньше, чем я, и что, по его мнению, вся загвоздка в атмосферном давлении.
      — Понимаешь какое дело...— авторитетно заявил Миш-
      ка.— Мы с тобой живём на разных этажах — я на пятом, а ты на втором. У нас высота над уровнем моря не одинаковая и давление получается разное.
      — Брось ты,— сказал я Мишке,—подумаешь высота! Не в этом дело!
      — Нет,— сказал Мишка,— именно в этом! Мои научные выводы точные, а ты, как был дилетантом, так им и остался.
      — Что там точные,— говорю,— три этажа!.. Если бы ты на Эйфелевой башне жил...
      — Не спорь! — отвечает Мишка.— Лучше скажи, деньги у тебя есть? Остались?
      — Остались.
      — И у меня есть. Пошли за барометром!
      Мы пошли и купили барометр. Стрелка у него в магазине стояла на цифре «75». На улице она никуда с места не сдвинулась. Дома у меня — тоже никуда.
      — Увидишь, — объяснял Мишка,— увидишь, что будет, когда мы его затащим ко мне на пятый этаж!
      Мы подошли к лестнице, и Мишка мне сказал:
      — После второго этажа стрелка начнёт отклоняться. Смотри!
      Я смотрел, но стрелка никуда не отходила от «75» ни на третьем, ни на четвёртом, ни на пятом этажах. Больше в Миш-кином доме этажей не было.
      Войдя в квартиру, Мишка стал стучать по барометру пальцем, потом кулаком, потом лёг на него животом, чтобы увеличить давление. И хоть бы что! Стрелка стояла и стояла себе на одном месте.
      Всё это Мишку очень разозлило.
      — Ты иди,— сказал он мне,— я тут поразмыслить должен.
      В передней я опять столкнулся с Толиком. Сначала Толик
      юркнул было в кухню, но потом остановился и стал шептать:
      — Что вы за вещь принесли?
      — Барометр. Прибор такой. Атмосферное давление мерить.
      — А почему только у Мишки атмосферное давление мерили? Почему он один на этой вещи лежал? Другим нельзя?
      — Нельзя,— сказал я Толику.— И Мишка на барометре зря лежал. Атмосферное давление не изменил, а прибор сломать мог. Научный работник, понимаешь!.. Поразмыслить ему!..
      — Точно! — шёпот Толика перешёл в жужжание.— Точно! Мишка вещь на пол клал, а пол пыльный... Он два дня рук не моет, и уши... А ещё у него на рыбках пятнышки какие-то грязные...
      Я махнул рукой и ушёл.
      На другой день мы с Мишкой дождались, когда кончатся уроки, и побежали к рыбкам. Смотрим, а они плавают кверху брюхом.
      — Та-а-ак,— протянул Мишка.— Всё ясно: сдохли.
      — Странно,— сказал я.
      — В научном опыте подобный исход не исключается,— заметил Мишка.— Впрочем, причину выяснить нетрудно.— Он похлопал ладонью по своей толстой тетрадке.
      Меченосцев мне было очень жалко, но Мишке я ничего об этом не сказал. А он тем временем сидел и изучал свою тетрадку.
      — Не в том дело, что они вообще сдохли,— рассуждал Мишка,— а в том, что на данном этапе опыта они не должны были так поступать. Никак не могу найти ошибку в расчётах. Ну ничего, год просижу, а найду!
      Год Мишке над его тетрадкой сидеть не пришлось. Я очень внимательно посмотрел на рыбок и вдруг всё понял. Внешний вид у них явно изменился.
      — Главный Теоретик, послушай,— сказал я Мишке.— Я, кажется, знаю, почему меченосцы не на том этапе перекувырнулись кверху брюхом.
      Мишка взглянул на меня так, будто он сидит на горе, а я копошусь где-то внизу. Потом Мишка начал смеяться. Я ии-
      когда не видел, чтобы человек так долго смеялся. А когда Мкшка успокоился, он сказал:
      — Что ты можешь знать? Ты даже записи не смотрел! Ты даже не потрудился разобраться в научной основе исследования!
      — К истине можно прийти разными путями,— сказал я. Эту фразу тот же Мишка мне и говорил, а тут я её ввернул очень к месту.— Пошли, Толика найдём!
      Толика мы отыскали в кухне. Он сидел тихий-тихий.
      — Эй, Толик,— начал я,— как, по-твоему, какую ошибку доиустил Главный Теоретик?
      — Нашёл у кого выяснять!
      — Бить не будете? — спросил Толик.
      — При чём тут бить? — сказал Мишка.—Ты знаешь, я против физической расправы.
      — Не бойся,— подбодрил я Толика.
      — Это не Главный Теоретик ошибку допустил.— Толик понурился.— Это я допустил... Когда вы в школу ходили, я этих меченосцев вынимал и зубной щёткой чистил. На них были пятнышки чёрные...
      — Интересно,— Мишка приготовил карандаш.— Ну и что?
      — Вчера я их с головы чистил,— сознался Толик,— а сегодня с хвоста начал. Против шерсти.
      — Шерсти у рыб не бывает,— заметил Мишка.— Ты их зубной пастой чистил? Сколько раз тёр? Пять... десять? Щётка у тебя жёсткая?
      — Я твоей чистил.
      Мишка хотел Толика за щётку стукнуть разок, хоть он и против физической расправы. Но я заступился. Потом я задал Мишке очень вредный вопрос и поставил его в неудобное положение.
      — Ну, кто из нас дилетант?
      Мишка долго не мог ответить на мой вопрос, чего-то соображал. Наконец всё-таки ответил:
      — Время, когда один человек мог делать великие научные
      открытия, прошло,— сказал Мишка.— Уровень науки не тот. Нужен коллектив. А я этого не учёл. Выходит, я и есть дилетант. Может, вместе наукой займёмся, а?..

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru