На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Зощенко. Самое главное. Глупая история. Показательный ребёнок. Иллюстрации - Генрих Вальк.

 

Зощенко М. «Самое главное» (три рассказа).
Иллюстрации - Генрих Вальк. - 1968 г.


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Самое главное
Глупая история
Показательный ребёнок

 

      САМОЕ ГЛАВНОЕ
      Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.
      Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.
      И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.
      В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:
      — Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.
      Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
      — С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу.
      И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:
      — Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них — Санька Палочкин — сказал:
      — Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.
      Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря — они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.
      И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
      — Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.
      Мама сказала:
      — Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.
      И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».
      Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.
      Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.
      Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: — Попробуй только залай на меня — получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.
      Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.
      И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:
      — Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.
      Мама сказала:
      — Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.
      Андрюша сказал своей маме: — С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.
      И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.
      Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.
      А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.
      И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать:
      — Ой, спасите, тону!
      А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.
      .Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
      — Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.
      Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».
      А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.
      А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.
      А в этот момент по реке плыла другая лодка. И в этой лодке сидели люди.
      Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.
      Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:
      — Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.
      Мама сказала:
      — Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.
      Андрюша сказал:
      — С этих пор я буду всему учиться.
      И мама сказала:
      — Вот и хорошо.
     
     
      ГЛУПАЯ ИСТОРИЯ
     
      Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года.
      Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.
      Однажды Петя проснулся в своей постельке. И мама стала его одевать.
      Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал.
      Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но он опять упал.
      Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.
      Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.
      Она сказала папе:
      — Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось — он на ножках стоять не может.
      Вот папа приезжает и говорит:
      — Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтобы он у нас падал.
      И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвёртый раз, падает.
      Папа говорит:
      — Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.
      Позвали доктора.
      Приходит доктор в очках и с трубкой.
      Доктор говорит Пете:
      — Это что за новости! Почему ты падаешь?
      Петя говорит:
      — Не знаю почему, но немножко падаю.
      Доктор говорит маме:
      — А ну-ка, разденьте этого ребёнка, я его сейчас осмотрю.
      Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.
      Доктор послушал его через трубку и говорит:
      — Ребёнок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.
      Вот мама быстро одевает мальчика и ставит его на пол.
      И доктор надевает очки на нос, чтобы получше видеть, как мальчик падает.
      Только мальчика поставили на ножки, и вдруг он опять упал.
      Доктор удивился и говорит:
      — Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.
      Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.
      Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:
      — А я знаю, почему у вас Петя падает.
      Доктор говорит:
      — Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, — он лучше меня знает, почему дети падают.
      Коля говорит:
      — Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанина болтается, а в другую засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.
      Тут все заахали и заохали.
      Петя говорит:
      — Это меня мама одевала.
      Доктор говорит:
      — Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.
      Мама говорит:
      — Утром я очень торопилась, чтобы ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.
      Коля говорит:
      — А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.
      Петя говорит:
      — Теперь я тоже буду сам одеваться.
      Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался, и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам.
      Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню.
      А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.
      А на другой день Петя сам надел свои штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.
     
     
      ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ РЕБЁНОК
     
      Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик.
      У него была мама. И был папа. И была бабушка.
      И вдобавок в их квартире жила кошка, под названием Бубенчик.
      Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой.
      А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать.
      Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло. А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтобы она ходила на задних лапах. А она не хотела. И мяукала очень жалобно.
      Вдруг на лестнице раздался звонок. Бабушка и Павлик пошли открывать двери. Это пришёл почтальон. Он принёс письмо. Павлик взял письмо и сказал:
      — Я сам передам папе.
      Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой. И вдруг видит—кошки нигде нет. Павлик говорит бабушке:
      — Бабушка, вот так номер — наш Бубенчик пропал! Бабушка говорит:
      — Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону.
      Павлик говорит:
      — Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.
      Бабушка засмеялась и говорит шутливо:
      — Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку.
      Вот бабушка села в кресло и заснула.
      А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу.
      «Лучше,—думает,— я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку».
      Вот Павлик вышел во двор. И видит—во дворе нету почтальона.
      Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит — на улице тоже нигде нет почтальона.
      Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит:
      — Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера!
      Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит:
      — Поглядите, какой мальчик, лет пяти, заблудился.
      Милиционер говорит:
      — Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверно, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.
      Тётка говорит:
      — В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.
      И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика.
      Павлик ей говорит:
      — Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.
      Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал. И от волнения чуть в лужу не упала. Потом говорит:
      — Поглядите, какой бойкий мальчик! Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.
      Павлик отвечает:
      — Улица Фонтанка, пять.
      Милиционер поглядел на письмо и говорит:
      — Ого, это боевой ребёнок — он знает, где он живёт. Тётка говорит Павлику:
      — А как тебя зовут, и кто твой папа? Павлик говорит:
      — Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.
      Милиционер засмеялся и сказал:
      — Это боевой, показательный ребёнок —он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.
      Тётка говорит милиционеру:
      — Проводите этого мальчика домой. Милиционер говорит Павлику:
      — Ну, маленький товарищ, пойдём домой. Павлик говорит милиционеру:
      — Давайте вашу руку — я вас доведу до своего дома. Вот мой красный дом.
      Тут милиционер засмеялся. И рыжая тётка тоже засмеялась.
      Милиционер сказал:
      — Это исключительно боевой, показательный ребёнок. Мало того, что он всё знает,— он ещё меня хочет до дому довести. Этот ребёнок непременно будет начальником милиции.
      Вот милиционер дал свою руку Павлику, и они пошли домой.
      Только дошли они до своего дома — вдруг мама идёт.
      Мама удивилась, что Павлик идёт по улице, взяла его на руки, принесла домой.
      Дома она его немножко побранила. Она сказала:
      — Ах ты, противный мальчишка, зачем ты убежал на улицу?
      Павлик сказал:
      — Я хотел у почтальона взять моего Бубенчика. А то мой Бубенчик пропал и, наверно, его взял почтальон.
      Мама сказала:
      — Что за глупости! Почтальоны никогда не берут кошек. Вон твой Бубенчик сидит на шкафу.
      Павлик говорит:
      — Вот так номер! Смотрите, куда прыгнула моя дрессированная кошечка.
      Мама говорит:
      — Наверно, ты, противный мальчишка, её мучил, вот она и забралась на шкаф.
      Вдруг проснулась бабушка.
      Бабушка, не зная, что случилось, говорит маме:
      — Сегодня Павлик очень тихо и хорошо себя вёл. И даже меня не разбудил. Надо за это дать ему конфетку.
      Мама говорит:
      — Ему не конфетку надо дать, а в угол носом поставить. Он сегодня убежал на улицу.
      Бабушка говорит:
      — Вот так номер!
      Вдруг приходит папа.
      Папа хотел рассердиться, зачем мальчик убежал на улицу. Но Павлик подал папе письмо.
      Папа говорит:
      — Это письмо не мне, а бабушке.
      Вот бабушка надела очки на нос и стала читать письмо.
      Потом она говорит:
      — В городе Москве у моей младшей дочери родился ещё один ребёнок.
      Павлик говорит:
      — Наверно, родился боевой ребёнок. И, наверно, он будет начальник милиции.
      Тут все засмеялись и сели обедать.
      На первое был суп с рисом. На второе — котлеты. На третье был кисель.
      Кошка Бубенчик долго глядела со своего шкафа, как Павлик кушает. Потом не вытерпела и тоже решила немножко покушать.
      Она прыгнула со шкафа на комод, с комода на стул, со стула на пол.
      И тогда Павлик дал ей немножко супу и немножко киселя.
      И кошка была очень этим довольна.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.