ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово
Ветрена с волхвом
Прощание Олега с конем
На череп коня наступил
Тризна
Богатырский скок
Бой Добрыми Никитича со Змеем Горынычем
Брянские леса
Витязь на распутье
Царевна-лягушка
Ковер-самолет
Один в поле воин
Спящая царевна
Кащей Бессмертный
Царевна Несмеяна
Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
Гамаюн
Выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) принадлежит к классикам реалистической школы живописи. Его художественное наследие многообразно, сюда входят и картины на жанрово-бытовую тему («С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Чаепитие в трактире»), и живописно-монументальные росписи, и архитектурные проекты, и эскизы театральных декораций. Однако центральное место в творчестве художника занимают живописные и графические произведения, созданные по мотивам русских сказок, былин, песен, изустных сказов. Извлеченные из недр народной мудрости жемчужины русского эпоса находили живой отклик в душе Васнецова и превращались с помощью его фантазии в художественные произведения. По словам А. В. Луначарского, «Васнецов был пропитан чисто национальным русским духом, в его колорите, в ритмах его символики чувствовалось своеобразное преломление коренного источника народной поэзии в романтике-реалисте».
Для В. М. Васнецова русский эпос был той гточвой, на которой зиждились его искания вечной красоты и гармонии, устремления к романтическому идеалу, национальному и вечному. В понимании подлинной национальности искусства русская живопись шла за литературой, и ведущая роль в этом принадлежала А. С. Пушкину. В творчестве великого поэта, который серьезно изучал и обрабатывал русские песни, сказки, былины, впервые произошло слияние романтизма с реализмом, характерное не только для русской литературы, но и для живописи, и в частности для творческого метода Васнецова. «В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках...»,— писал И. А. Гончаров.
В. М. Васнецов исполнил несколько графических работ к произведениям Пушкина: «Три девицы иод окном пряли поздно вечерком» — к «Сказке о царе Салтаие», «Подводное царство» — к «Русалке», «Пимен» — к «Борису Годунову». Эти иллюстрации неоднократно репродуцировались в разное время. В 1899 году В. М. Васнецов вместе с другими русскими художниками принял участие в оформлении юбилейного трехтомного издания произведений Пушкина. К юбилею поэта художник выполнил также четыре рисунка к стихотворению «Песнь о вещем Олеге»: «Встреча с волхвом», «Прощание Олега с конем», «На череп коня наступил», «Тризна». «Песнь» была выпущена отдельной книжечкой-раскладкой в 1899 году, переиздана в 1912 году. Работы Васнецова вместе с заставками и буквицами представляют собой органичное целое с текстом Пушкина. Они необыкновенно красивы по колористическому решению. Применив акварельную технику, художник обратился к локальным контрастным цветам, приведя их к единому гармоничному звучанию. Иллюстрации отличаются изысканным декоративизмом и детальной разработкой русского костюма, им свойственны четкая графичность, монументальность, обобщенность образа, символичность. Художник использовал здесь и русскую вязь, и сложный растительный орнамент.
Работы Васнецова в области книжной иллюстрации, созданные но мотивам произведений Пушкина, перекликаются с его живописными полотнами на темы русского эпоса. Художник-реалист сумел запечатлеть на холсте народные фантастические художественные образы. Его наблюдения действительности трансформировались знанием эпоса и были дополнены стилистикой народного, в частности древнерусского, искусства.
Первые работы Васнецова на эпическую тему отличаются простотой, в них нет никакой усложненности. К числу таких картин относятся «Витязь на распутье» и «Брянские леса». Их эпическое звучание художник усиливает посредством пейзажа: это или дремучие брянские леса, или «чисто иоле» с поникшими травами, или бескрайние степи, пересеченные холмами.
Живописный язык художника отличается метафоричностью, она проявляется в орнамснталыюсти его произведений, в ритмах линий, в цветовой палитре.
В процессе эволюции васнецовского былинно-сказочного жанра меняется цветовое звучание картин. Если ранние произведения художника еще академичны по цвету, в них преобладают зеленовато-охристые тона, то в более поздних работах, созданных в 80—90-е годы, цвета становятся локальными, превалирует контрастная гамма. Цвет придает картинам Васнецова монументальность, выразительность. Изобразительные приемы, которые применял художник в своих работах, должны были нести идею возвышения над обыденностью через сильные чувства.
Поиски В. М. Васнецова в фольклорно-эпическом направлении обогатили русскую реалистическую живопись поэзией народного эпоса и красотой народного искусства. Открытая им по-новому былинно-сказочная тема вызвала интерес и получила дальнейшую разработку в творчестве целой плеяды замечательных русских художников: М. А. Врубеля, И. Я. Билибина, А. М. Васнецова, А. Я. Головина, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина.
Н. Л. Ярославцева
А. С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
1. Встреча с волхвом
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов.
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
2. Прощание Олега с конем
«...Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
3. На череп коня наступил
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!..»
4. Тризна
«...Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Сказка «СИВКО-БУРКО»
5. Богатырский скок
Он бьет коня по крутым бедрам,
Пробивает кожу до черна мяса.
Ретивой конь осержается,
Прочь от земли отделяется:
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст,
В другой скочил — колодезь стал...
В третий скочил под Чернигов-град.
Былина «ВТОРОЙ БОЙ ДОБРЫНИ СО ЗМЕЕМ»
6. Бой Добрыми Никитича со Змеем Горынычем
Отвечает ей молоденький Добрынюшка:
«Ай же ты, змея проклятая!
Я ль нарушил нашу заповедь,
Али ты, змея, ее нарушила?
Ты зачем летела через Киев-град,
Унесла у нас забаву дочь Путятичну?
Ты отдай-ка мне забаву дочь Путятичну
Без бою, без драки-кровопролитица».
Не хотела отдавать змея
Без бою, без драки-кровопролитица,
Заводила с ним великий кроволитный бой.
Бились-ратились они тут двое суточек,
А не может одолеть змею Добрынюшка...
«ИСТОРИЯ О СЛАННОМ И ХРАБРОМ БОГАТЫРЕ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ И О СОЛОВЬЕ-РАЗБОЙНИКЕ»
7. Брянские леса
Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим... и приехал в те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке.
«СКАЗКА О МОЛОДЦЕ-УДАЛЬЦЕ. МОЛОДИЛЬИЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ»
8. Витязь на распутье
Находил старый (Илья. — Н. Я.) камень,
А на камени подпись была подписана:
Кому в эту деревеньку ехать — богату быть,
А во другую поехати — женату быть,
А во третью да ехать — убиту быть.
«СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ»
9. Царица-лягушка
Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала... После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.
Сказка «ВЕЩИЙ СОН»
10. Ковёр-самолёт
Как покончились пиры, царевич собрался с молодой женою ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцов вперед отпустил. Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и опустились как раз у того дремучего лесу, где своих добрых коней покинули.
В. А. ГИЛЯРОВСКИЙ «ОДИН В ПОЛЕ ВОИН» (Из архива)
11. Один в поле воин
Один в поле воин,
Один богатырь,
Его не пугает бескрайняя ширь.
Пусть стрелы летят в него грозною тучей,
Не страшно ему —
Удалой и могучий
Летит исполин, в поле воин один.
В. А. ЖУКОВСКИЙ, СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА
12. Спящая царевна (фрагментировано)
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей...
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом...
Сказка «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ»
13. Кащей Бессмертный (фрагментировано)
...Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кащей Бессмертный, где твоя смерть?»
...Говорит он Ненаглядной Красоте: «...моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре*, та кокора в море плавает».
* КокОра — пень, лежащий на дне реки.
Сказка «НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА»
14. Царевна Несмеяна
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошьс! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.
Сказка «ВОЙ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА С ТРЕХГЛАВЫМ ЗМЕЕМ
15. Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
Вот море заволновалось, поднялась буря, загремели громы, показались страшные головы Змея...
И начался бой... Бились они три дня и три ночи. Выбивается из сил Иван-царевич, отрубил уже две головы, а третья злее и злее напирает. Изловчился наконец Иван-царевич и отрубил Змею третью голову — спас царевну и избавил царство от страшного трехглавого Змея.
A. A. БЛОК «ГАМАЮН»
16. Гамаюн
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
|