На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Васнецов: Песнь о вещем Олеге. Былины. Сказки.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Песнь о вещем Олеге. Былины. Сказки

16 открыток

*** 1988 ***


PDF

 





ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Вступительное слово
      Ветрена с волхвом
      Прощание Олега с конем
      На череп коня наступил
      Тризна
      Богатырский скок
      Бой Добрыми Никитича со Змеем Горынычем
      Брянские леса
      Витязь на распутье
      Царевна-лягушка
      Ковер-самолет
      Один в поле воин
      Спящая царевна
      Кащей Бессмертный
      Царевна Несмеяна
      Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
      Гамаюн

     
     

Выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) принадлежит к классикам реалистической школы живописи. Его художественное наследие многообразно, сюда входят и картины на жанрово-бытовую тему («С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Чаепитие в трактире»), и живописно-монументальные росписи, и архитектурные проекты, и эскизы театральных декораций. Однако центральное место в творчестве художника занимают живописные и графические произведения, созданные по мотивам русских сказок, былин, песен, изустных сказов. Извлеченные из недр народной мудрости жемчужины русского эпоса находили живой отклик в душе Васнецова и превращались с помощью его фантазии в художественные произведения. По словам А. В. Луначарского, «Васнецов был пропитан чисто национальным русским духом, в его колорите, в ритмах его символики чувствовалось своеобразное преломление коренного источника народной поэзии в романтике-реалисте».
      Для В. М. Васнецова русский эпос был той гточвой, на которой зиждились его искания вечной красоты и гармонии, устремления к романтическому идеалу, национальному и вечному. В понимании подлинной национальности искусства русская живопись шла за литературой, и ведущая роль в этом принадлежала А. С. Пушкину. В творчестве великого поэта, который серьезно изучал и обрабатывал русские песни, сказки, былины, впервые произошло слияние романтизма с реализмом, характерное не только для русской литературы, но и для живописи, и в частности для творческого метода Васнецова. «В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках...»,— писал И. А. Гончаров.
      В. М. Васнецов исполнил несколько графических работ к произведениям Пушкина: «Три девицы иод окном пряли поздно вечерком» — к «Сказке о царе Салтаие», «Подводное царство» — к «Русалке», «Пимен» — к «Борису Годунову». Эти иллюстрации неоднократно репродуцировались в разное время. В 1899 году В. М. Васнецов вместе с другими русскими художниками принял участие в оформлении юбилейного трехтомного издания произведений Пушкина. К юбилею поэта художник выполнил также четыре рисунка к стихотворению «Песнь о вещем Олеге»: «Встреча с волхвом», «Прощание Олега с конем», «На череп коня наступил», «Тризна». «Песнь» была выпущена отдельной книжечкой-раскладкой в 1899 году, переиздана в 1912 году. Работы Васнецова вместе с заставками и буквицами представляют собой органичное целое с текстом Пушкина. Они необыкновенно красивы по колористическому решению. Применив акварельную технику, художник обратился к локальным контрастным цветам, приведя их к единому гармоничному звучанию. Иллюстрации отличаются изысканным декоративизмом и детальной разработкой русского костюма, им свойственны четкая графичность, монументальность, обобщенность образа, символичность. Художник использовал здесь и русскую вязь, и сложный растительный орнамент.
      Работы Васнецова в области книжной иллюстрации, созданные но мотивам произведений Пушкина, перекликаются с его живописными полотнами на темы русского эпоса. Художник-реалист сумел запечатлеть на холсте народные фантастические художественные образы. Его наблюдения действительности трансформировались знанием эпоса и были дополнены стилистикой народного, в частности древнерусского, искусства.
      Первые работы Васнецова на эпическую тему отличаются простотой, в них нет никакой усложненности. К числу таких картин относятся «Витязь на распутье» и «Брянские леса». Их эпическое звучание художник усиливает посредством пейзажа: это или дремучие брянские леса, или «чисто иоле» с поникшими травами, или бескрайние степи, пересеченные холмами.
      Живописный язык художника отличается метафоричностью, она проявляется в орнамснталыюсти его произведений, в ритмах линий, в цветовой палитре.
      В процессе эволюции васнецовского былинно-сказочного жанра меняется цветовое звучание картин. Если ранние произведения художника еще академичны по цвету, в них преобладают зеленовато-охристые тона, то в более поздних работах, созданных в 80—90-е годы, цвета становятся локальными, превалирует контрастная гамма. Цвет придает картинам Васнецова монументальность, выразительность. Изобразительные приемы, которые применял художник в своих работах, должны были нести идею возвышения над обыденностью через сильные чувства.
      Поиски В. М. Васнецова в фольклорно-эпическом направлении обогатили русскую реалистическую живопись поэзией народного эпоса и красотой народного искусства. Открытая им по-новому былинно-сказочная тема вызвала интерес и получила дальнейшую разработку в творчестве целой плеяды замечательных русских художников: М. А. Врубеля, И. Я. Билибина, А. М. Васнецова, А. Я. Головина, Е. Д. Поленовой, С. В. Малютина.
      Н. Л. Ярославцева
     
     
     
      А. С. ПУШКИН «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
     
      1. Встреча с волхвом
     
      Как ныне сбирается вещий Олег
      Отмстить неразумным хозарам,
      Их села и нивы за буйный набег
      Обрек он мечам и пожарам;
      С дружиной своей, в цареградской броне,
      Князь по полю едет на верном коне.
     
      Из темного леса навстречу ему
      Идет вдохновенный кудесник,
      Покорный Перуну старик одному,
      Заветов грядущего вестник,
      В мольбах и гаданьях проведший весь век.
      И к мудрому старцу подъехал Олег.
     
      «Скажи мне, кудесник, любимец богов.
      Что сбудется в жизни со мною?
      И скоро ль, на радость соседей-врагов,
      Могильной засыплюсь землею?
      Открой мне всю правду, не бойся меня:
      В награду любого возьмешь ты коня».
     
      2. Прощание Олега с конем
     
      «...Твой конь не боится опасных трудов;
      Он, чуя господскую волю,
      То смирный стоит под стрелами врагов,
      То мчится по бранному полю.
      И холод и сеча ему ничего...
      Но примешь ты смерть от коня своего».
     
      Олег усмехнулся — однако чело
      И взор омрачилися думой.
      В молчанье, рукой опершись на седло,
      С коня он слезает угрюмый;
      И верного друга прощальной рукой
      И гладит и треплет по шее крутой.
     
      «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
      Расстаться настало нам время;
      Теперь отдыхай! уж не ступит нога
      В твое позлащенное стремя.
      Прощай, утешайся — да помни меня.
      Вы, отроки-други, возьмите коня,
     
      Покройте попоной, мохнатым ковром;
      В мой луг под уздцы отведите;
      Купайте; кормите отборным зерном;
      Водой ключевою поите».
      И отроки тотчас с конем отошли,
      А князю другого коня подвели.
     
      3. На череп коня наступил
     
      Могучий Олег головою поник
      И думает: «Что же гаданье?
      Кудесник, ты лживый, безумный старик!
      Презреть бы твое предсказанье!
      Мой конь и доныне носил бы меня».
      И хочет увидеть он кости коня.
     
      Вот едет могучий Олег со двора,
      С ним Игорь и старые гости,
      И видят — на холме, у брега Днепра,
      Лежат благородные кости;
      Их моют дожди, засыпает их пыль,
      И ветер волнует над ними ковыль.
     
      Князь тихо на череп коня наступил
      И молвил: «Спи, друг одинокой!
      Твой старый хозяин тебя пережил:
      На тризне, уже недалекой,
      Не ты под секирой ковыль обагришь
      И жаркою кровью мой прах напоишь!..»
     
      4. Тризна
     
      «...Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!»
      Из мертвой главы гробовая змея,
      Шипя, между тем выползала;
      Как черная лента, вкруг ног обвилась,
      И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
     
      Ковши круговые, запенясь, шипят
      На тризне плачевной Олега;
      Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
      Дружина пирует у брега;
      Бойцы поминают минувшие дни
      И битвы, где вместе рубились они.
     
     
     
      Сказка «СИВКО-БУРКО»
     
      5. Богатырский скок
     
      Он бьет коня по крутым бедрам,
      Пробивает кожу до черна мяса.
      Ретивой конь осержается,
      Прочь от земли отделяется:
      Он и скачет выше дерева стоячего,
      Чуть пониже облака ходячего.
      Первый скок скочил на пятнадцать верст,
      В другой скочил — колодезь стал...
      В третий скочил под Чернигов-град.
     
     
     
      Былина «ВТОРОЙ БОЙ ДОБРЫНИ СО ЗМЕЕМ»
     
      6. Бой Добрыми Никитича со Змеем Горынычем
     
      Отвечает ей молоденький Добрынюшка:
      «Ай же ты, змея проклятая!
      Я ль нарушил нашу заповедь,
      Али ты, змея, ее нарушила?
      Ты зачем летела через Киев-град,
      Унесла у нас забаву дочь Путятичну?
      Ты отдай-ка мне забаву дочь Путятичну
      Без бою, без драки-кровопролитица».
      Не хотела отдавать змея
      Без бою, без драки-кровопролитица,
      Заводила с ним великий кроволитный бой.
      Бились-ратились они тут двое суточек,
      А не может одолеть змею Добрынюшка...
     
     
     
      «ИСТОРИЯ О СЛАННОМ И ХРАБРОМ БОГАТЫРЕ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ И О СОЛОВЬЕ-РАЗБОЙНИКЕ»
     
      7. Брянские леса
     
      Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим... и приехал в те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке.
     
     
     
      «СКАЗКА О МОЛОДЦЕ-УДАЛЬЦЕ. МОЛОДИЛЬИЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ»
     
      8. Витязь на распутье
     
      Находил старый (Илья. — Н. Я.) камень,
      А на камени подпись была подписана:
      Кому в эту деревеньку ехать — богату быть,
      А во другую поехати — женату быть,
      А во третью да ехать — убиту быть.
     
     
     
      «СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ»
     
      9. Царица-лягушка
     
      Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала... После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.
     
     
     
      Сказка «ВЕЩИЙ СОН»
     
      10. Ковёр-самолёт
     
      Как покончились пиры, царевич собрался с молодой женою ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцов вперед отпустил. Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и опустились как раз у того дремучего лесу, где своих добрых коней покинули.
     
     
     
      В. А. ГИЛЯРОВСКИЙ «ОДИН В ПОЛЕ ВОИН» (Из архива)
     
      11. Один в поле воин
     
      Один в поле воин,
      Один богатырь,
      Его не пугает бескрайняя ширь.
      Пусть стрелы летят в него грозною тучей,
      Не страшно ему —
      Удалой и могучий
      Летит исполин, в поле воин один.
     
     
     
      В. А. ЖУКОВСКИЙ, СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА
     
      12. Спящая царевна (фрагментировано)
     
      Пряха молча подала
      В руки ей веретено;
      Та взяла, и вмиг оно
      Укололо руку ей...
      Все исчезло из очей;
      На нее находит сон;
      Вместе с ней объемлет он
      Весь огромный царский дом;
      Все утихнуло кругом...
     
     
     
      Сказка «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ»
     
      13. Кащей Бессмертный (фрагментировано)
     
      ...Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кащей Бессмертный, где твоя смерть?»
      ...Говорит он Ненаглядной Красоте: «...моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре*, та кокора в море плавает».
     
      * КокОра — пень, лежащий на дне реки.
     
     
     
      Сказка «НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА»
     
      14. Царевна Несмеяна
     
      В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошьс! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.
     
     
     
      Сказка «ВОЙ ИВАНА-ЦАРЕВИЧА С ТРЕХГЛАВЫМ ЗМЕЕМ
     
      15. Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
     
      Вот море заволновалось, поднялась буря, загремели громы, показались страшные головы Змея...
      И начался бой... Бились они три дня и три ночи. Выбивается из сил Иван-царевич, отрубил уже две головы, а третья злее и злее напирает. Изловчился наконец Иван-царевич и отрубил Змею третью голову — спас царевну и избавил царство от страшного трехглавого Змея.
     
     
     
      A. A. БЛОК «ГАМАЮН»
     
      16. Гамаюн
     
      На гладях бесконечных вод,
      Закатом в пурпур облеченных,
      Она вещает и поет,
      Не в силах крыл поднять смятенных...
      Вещает иго злых татар,
      Вещает казней ряд кровавых,
      И трус, и голод, и пожар,
      Злодеев силу, гибель правых...
      Предвечным ужасом объят,
      Прекрасный лик горит любовью,
      Но вещей правдою звучат
      Уста, запекшиеся кровью!

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru