Сохранить как TXT:
wilhelm-tell-1946.txt
Сделала и прислала Светлана Сибирцева. _________________
В XIII веке войска Австрийской империи, которой правили Габсбурги, вторглись в Швейцарию, чтобы подчинить себе лесные кантоны. На захваченных землях они установили жестокий произвол, но не могли сломить сопротивление гордых горцев, во главе которых стоял храбрый охотник Вильгельм Телль.
На обложке книги изображён кульминационный момент пьесы. Имперский наместник Геслер велел установить на городской площади шест и повесить на него шляпу австрийского герцога, и все жители должны были кланяться этой шляпе. Вильгельм Телль, проходивший мимо со своим маленьким сыном, не удостоил шляпу чести, за что был тут же схвачен стражниками. В это время на площади появился сам Геслер. Узнав, что Вильгельм Телль славится меткой стрельбой из арбалета, он поставил ему условие: с расстояния ста шагов сбить стрелой яблоко на голове своего сына. В противном случае обоих ждёт смерть. Пущенная стрела попала точно в середину яблока. Когда Геслер спросил, почему он приготовил две стрелы, Вильгельм Телль ответил, что если бы первая стрела поразила сына, то второй стрелой он пронзил бы Геслера, и тогда бы уж точно не промахнулся. За такие слова храброго охотника отправили в тюрьму, но ему удалось освободиться и вернуться домой, чтобы продолжить борьбу против захватчиков. Восстание разгоралось... — С. С.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Действующие лица 10
Действие первое 13
Действие второе 53
Действие третье 87
Действие четвертое 125
Действие пятое 165
ФРИДРИХ ШИЛЛЕР
И ЕГО ДРАМА
«ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ»
Один из крупнейших немецких поэтов Фридрих Шиллер родился в 1759 году в маленьком городке Вюртембергского герцогства Марбахе, в семье полкового фельдшера. Когда мальчику минуло двенадцать лет, он был отдан в военную школу, находившуюся под «высоким покровительством» вюртембергского князька Карла Евгения.
В этой Карлсшуле («школе Карла») мальчиков да малейшую провинность нещадно секли розгами; сам герцог устанавливал меру наказания и присутствовал при экзекуциях.
Восемь лет провел юный Фридрих Шиллер в Карлсшуле. Ид казарменных стен ее он вынес жгучую ненависть к бессмысленной солдатской муштре, к деспотам, правившим мелкими государствами отсталой, сохранившей тысячи феодальных пережитков Германии. Еще на школьной скамье тайком от наставников Шиллер зачитывался произведениями передовых французских философов XVIII века. Под грохот барабанов в его голове слагались гимны свободе.
В 1780 году Шиллер окончил школу и получил звание полкового лекаря. Эта профессия обеспечивала ему лишь нищенское существование.
Медицина мало интересовала Шиллера. Он чувствовал, что его призвание — поэзия, драматургия. После окончания школы он написал одну за другой три драмы: «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь».
В своих драмах Шиллер хотел дать современникам образы благородных, ищущих свободы и счастья людей; он верил, что эти образы помогут перевоспитать читателей и зрителей, поднимут их над уровнем затхлого быта Германии.
Герцогу Карлу-Евгению мало нравились литературные опыты полкового лекаря Шиллера. Он не позволил молодому драматургу присутствовать на репетициях драмы «Разбойники», готовившейся к постановке в Мангейме. Шиллер все-таки побывал на премьере «Разбойников», за что был посажен на гауптвахту. В конце концов герцог под угрозой заключения в крепость запретил ему писать что-либо, кроме медицинских сочинений.
Не выдержав «отеческих забот» своего покровителя, поэт в 1782 году бежал из Вюртембергского герцогства в Мангейм. Он занялся исключительно литературной деятельностью, стал писать не только драмы, но и лирические стихи, баллады.
В зрелые годы Шиллер увлекся историей, написал несколько трудов на исторические темы, читал лекции по всеобщей истории в Йенском университете. Большинство его драм также посвящено историческим событиям.
Так, в драме «Дон Карлос» действие развертывается в эпоху испанского короля Филиппа II. С большой художественной силой изображена Шиллером эта мрачная эпоха. Положительный герой драмы, маркиз Поза, называет себя «гражданином грядущих поколений». Он требует от короля Филиппа II свободы мысли и совести.
Драмы, насыщенные таким протестом против деспотизма, Шиллер создавал в первый период своего творчества. Позже он примирился с окружавшей его действительностью. На смену бунтарским настроениям пришло разочарование, поэт утратил надежду на перестройку существующего порядка.
Фридрих Шиллер в то время был уже писателем с мировой славой. Он жил и работал в Веймаре, в непосредственной близости к Гёте, с которым встретился впервые в 1788 году.
В своей драме «Вильгельм Телль» Шиллер после долгого перерыва еще раз обратился к основной теме юношеских лет — к теме борьбы человека против тирании.
«Вильгельм Телль» написан Шиллером за год до смерти, последовавшей в 1805 году.
В основу драмы положена легенда о швейцарском народном герое Вильгельме Телле.
При создании «Вильгельма Телля» главным источником Шиллеру послужила «Швейцарская хроника»—книга историка и географа XVI века Эгидия Чуди, в которой собраны рассказы и предания из истории Швейцарии в древние времена и в эпоху Средневековья. Там рассказывается и о храбром швейцарце Вильгельме Телле, который в 1307 году якобы убил жестокого поработителя Швейцарии — австрийского ландфохта (наместника) Геслера.
Заимствуя некоторые детали из книги Чуди, великий драматург довольно свободно обошелся с историческими фактами. Все же он сохранил в драме главные черты изображенной им эпохи.
Три лесных кантона в Альпах — Швиц, Ури и Унтервальден — играли большую роль в истории средневековой Европы, потому что они находились в непосредственной близости от Сен-Готардской) перевала, важного пункта на торговых путях между Италией и Германией. Горцы облагали пошлиной товары, провозимые через Сен-Готард, служили купцам проводниками в горах. Еще в XIII веке князья Габсбурги, владевшие небольшими землями в Альпах и в Эльзасе, хотели подчинить себе лесные кантоны, чтобы захватить торговый путь через Сен-Готард.
В 1273 году германские князья избрали императором Рудольфа Габсбургского. Захватив герцогство Австрийское, Рудольф таким образом соединил в своем липе власть германского императора и австрийского герцога.
Преемник Рудольфа Альбрехт I пытался еще больше расширить родовые владения Габсбургов. Он хотел окончательно прибрать к рукам лесные кантоны, которые для борьбы с Габсбургами заключили в 1291 году «Вечный оборонительный союз». Швейцарцы соглашались признать верховную власть Альбрехта как германского императора, но отказывались считать себя подданными австрийского герцога, которым являлся тот же Альбрехт.
Мужественных и суровых горцев, живших в условиях родового патриархального быта, не страшила власть германского императора, довольно призрачная в ту пору, но их тяготил тот жестокий режим насилия и произвола, который установили в лесных кантонах австрийские ландфохты.
Когда Габсбурги попытались смирить лесные кантоны, войска горцев в битве при Моргартене в 1315 году нанесли ополчению Габсбургов решительное поражение.
Так швейцарцы отстояли свою независимость.
Позднейшее предание главную роль в освобождении лесных кантонов от австрийского ига отвело храброму горцу Вильгельму Теллю, славившемуся меткой стрельбой из лука. Предание рассказывает, что Телль отказался поклониться шляпе австрийского герцога, которую ландфохт Геслер велел выставить на шесте, приказав всем кланяться ей как символу австрийской власти. За ослушание Вильгельм Телль должен был сбить стрелой яблоко с головы своего маленького сына. Телль выполнил страшный приказ Геслера, но затем признался, что в случае неудачи вторую стрелу пустил бы в ландфохтэ.
Разгневанный Геслер велел связать Телля и сам повез его через Фярвальдштетское озеро в свой замок. В это время на озере поднялась буря, и Теллю как искусному рулевому поручили привести лодку к берегу. Благополуч но доведя лодку до берега, он выпрыгнул на сушу и убил стрелой ландфохта. Этот поступок, по преданию, послужил сигналом к восстанию лесных кантонов против Габсбургов.
Вильгельм Телль — излюбленный герой швейцарской легенды. До сих пор в Швейцарии показывают места, где Телль выпрыгнул из лодки, где он убил Геслера. Однако в действительности Телль никогда не существовал.
Шиллер, воспользовавшись народной легендой, в центре драмы поставил не Вильгельма Телля, а народ, отстаивающий свое право на самостоятельное существование.
Он дал в «Вильгельме Телле» галерею народных характеров, отчасти заимствованных из хроники Чуди, но главным образом созданных его творческой фантазией. В драме есть только две подлинно исторические фигуры: владетельный барон Вернер фон-Аттингаузен и герцог Швабский Иоганн Паррицида.
Интересно отметить, что Шиллер никогда не был в Швейцарии и только по описаниям был знаком с чарующей природой Альп, которую он так ярко изобразил в «Вильгельме Телле».
«Вильгельм Телль» еще при жизни поэта был поставлен на сцене. Немецкая цензура значительно исказила авторский текст. С тех пор драме Шиллера не раз приходилось преодолевать цензурные рогатки.
Высокие художественные достоинства, горячие гражданские чувства, дух свободолюбия, витающий над всей драматической поэмой Шиллера, до сих пор привлекают к ней внимание читателей и зрителей всего мира.
А. Дейч
|