НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Заславский Р. «Топал тополь в Мелитополь». Иллюстрации - А. Кошель. - 1988 г.

Риталий Зиновьевич Заславский
«Топал тополь в Мелитополь»
Иллюстрации - А. Кошель. - 1988 г.


DJVU


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Чеповецкий Е.П.
О стихах поэта Риталия Заславского...5

СТИХИ...9
Из книги «Маринка и Малинка»
Ночь...11
Весёлый гром...12
Дождь...12
Как я ветер нарисую...12
Танюшкин пирог...14
Градинка...14
Лужица...15
Как-то раз сказал Серёжка...15
Это кто же?...15
Маринка и Малинка...16
Перед спом...16
Хорошо...18
Колыбельная...18
Игрушки ...19
Считалки...20
Загадки...20
Скороговорки...22
Из книги «Рисунок на камне»
У Белого моря...24
Собака...24
Люди вместе быть должны...25
Лыжня...25
Песенка хранителя огня...26
Охота на медведя...26
Заклинание змеи...28
Рисунок на камне...28
Осень...30
Танец...30
Мы плывём далеко-далеко...31
Из книги «Королёк и зима»
Принцесса Тронколен...32
Таинственная карета...33
Жак-силач...34
Пропажа...36
Боб до неба рос, пока...38
Королёк и зима...39
Три охотника...40
Волшебная птица...42
Два солдата...44
Туман...46
Утро всегда начинается с птиц...47
Чего хотят от котят?...47
Жучок...48
Где же солнце?...48
Спит в берлоге медведь...48
Майские стихи...50
Г орячий снег...52
Мама...52
Из книги «Самый длинный день»
Волшебная травка...53
Вот-вот вспомню...54
Всё так просто...54
В метро...55
Кузнечики во ржи...55
Кошки-мышки...56
Где живёт рыжий кот?...58
Дворняга...60
Зайка-забывайка...61
Воробей, не робей!...61
Из книги «Хочется и надо»
Хочется и надо...62
Робот...63
Времена года...66
Страна Наоборот...67
Фонарик ...68
Лето на полюсе...68
Из книги «Городские истории»
Расклейщик афиш...70
Ночное такси...76
Путешествие мячика...87
Почему волчиха, медведь и барсук
до сих пор не прогнали дятла...90
Добрый Медвежонок...93
ПОЭМЫ
Клоун...99
Футбол...113
Мы в одном учились классе...120

СТИХИ О ДЕТСТВЕ
Память...129
Утро...130
Детская игра...131
Девочка опаздывает в школу...131
А детство уходит не так...132

ПЁСТРЫЕ СТРАНИЦЫ
Обронили перья гуси...135
(По мотивам русской народной поэзии)
Туидл-дам...143
(Из шотландской народной поэзии)
Мыльные пузыри...144
(Из Джеймса Ривза)
Пеликан...148
(Из Робера Десноса)
Разиня...149
(Из Мориса Карема)
Смеющийся май...149
(Из Михала Навки)
Маленький великан...153
(Из Йована Иовановича-Змая)
Песенка для детей Антильских островов..153
(Из Николаса Гильена)
Скажите, а здесь ли живет-проживает...154
(Из латиноамериканской народной поэзии)
Кто разжёг вдали костёр?...158
(Из цыганской народной поэзии)
Расшвыряй...160
(Из Рыгора Барадулина)
Мотыльков не видел чёрных...161
(Из Иона Георгице)
Моя мама...161
(Из Сурена Мурадяна)
Синий вечер...164
(Из Рауля Чилачавы)
Я вожу машину...166
(Из Юсифа Гасанбекова)
Сколько мне сегодня лет...167
( Из Ниримизе Жанэ)
Непослушные ноги...171
(Из Михаила Могилевича)
Два стихотворения...173
(Из Аврама Кацева)
Красный прекрасный цветок...175
(Стихи венгерских поэтов Закарпатья)

 

      О СТИХАХ ПОЭТА РИТАЛИЯ ЗАСЛАВСКОГО
     
      Я обруч весело качу,
      И нот другой и лучшей цели...
      И всё вокруг — на самом деле,
      Такое всё, как я хочу!
     
      Эти слова несут в себе подлинную радость детства, понимание его характера.В них и осуществление первых желаний, и насыщение окружающим миром.Всё действительно «на самом деле»...
      Сколько раз обращались поэты к звонкому обручу детства, этому крутящемуся чуду, вместе с которым малыш «вкатывается» в большую, новую для него жизнь.Обручи остались в воспоминании, их заменили само-движущиеся машины и автоматы, но детство осталось детством.Приведённые выше строки — воспоминания самого поэта, он сберёг их и, не расплескав правды и
      теплоты, передал нам, читателям.Я говорю н а м, потому что пастоящая поэзия существует вне времени: она глубока и поэтому всегда касается всех.
      Риталий Заславский знает своего читателя не понаслышке, он постиг его природу, его интересы; и пишет ли считалку, загадку, выстраивает ли стихотворный сюжет,— оп нигде не изменяет законам поэзии: пе назидает, не разъясняет, а только через образ, аналогию, ситуацию раскрывает задуманное.Писатель доверяет своему читателю, верит в его способность догадываться, самому извлекать идею, а стало быть, развивать свою мысль, свою фантазию.
      В стихах Риталия Заславского очень важна, по-моему, ритмическая и звуковая организация строфы:
     
      Топал тополь в Мелитополь,
      В Мелитополь топал тополь.
      Недотёпа этот тополь —
      Не по той дороге топал!..
     
      Какая звонкость! Сколько задора в этой скороговорке! Нелепо было бы свести её содержание только к смыслу.Смысл и ситуация сказочно-условны, главное в ней иное: звуковая игра, первоначальное ощущение малышом непостижимой прелести родного языка! Это головокружительное открытие стоит многого!
      А рядом — другие стихи, в них сколько угодно уже «прямого» содержания.Например, в стихотворении «Перед сном» поэт с помощью игрушек даёт самому юному читателю обильную информацию о месте и поведении в природе знакомых ему лягушки, зайца, лисички:
     
      — Ляг, лисичка, спать с Маринкой —
      Вот подушка, вот простынка!
      — Нет, устроюсь на дворе —
      Спать мне хочется в норе...
     
      Или в другом стихотворении:
     
      Пусть в снегу округа вся —
      Мишка в шубе родился!
     
      И даже загадку поэт творит, как игру, придаёт ей элемент действия:
     
      Щёлк — и в комнате светло,
      Щёлк — всё тьмой заволокло.
      Не балуйся же, приятель,
      Зря не трогай...
      (выключатель).
     
      В очень давнем своём стихотворении «Как я ветер нарисую» поэт ставит перед собой сложную задачу.В самом деле, можно ли такое выразить словами? Оказывается, можно:
     
      Нарисую так: вдоль улиц
      Все деревья вдруг пригнулись...
      И поймут сейчас же дети:
      На дворе сегодня ветер!
     
      В главе «Рисунок на камне» автор изображает жизнь первобытного человека.Здесь вполне уместно слово «изображает», ибо стихи не столько объясняют окружающий мир, сколько передают ощущение его этим человеком, в них активпо чисто эмоциональное начало, как бы восприятие всего на ощупь, ведущее к первым догадкам о явлениях природы.Таковы стихи «Собака», «Охота на медведя», «Осень» и все остальные из этого цикла.
      По книге, словно птичий хор, рассыпаны красочные лаконичные стихи с запоминающимися строками и сюжетами.Это знакомый всем мир детства, состоящий из потешек, считалок, перевертышей, загадок, наблюдений за удивительными явлениями природы.И какое бы мы стихотворение не читали, в нём незримо присутствует его герой — восторженный, удивлённый, радующийся каждому своему открытию малыш, в меру сил причащающийся к большой жизни.
      Возьмём сказку «Путешествие мячика».В глубоком поэтическом намёке прячется увлекательная и достойная примера человеческая жизнь:
     
      Ты утратишь цвет и краску,
      Но зато войдёшь ты в сказку!
     
      И когда пора сказать растущему человеку, что приходит время переходить от игры к труду, поэт как бы шутя, как бы самого себя вопрошает:
     
      Что делать? Вот досада!
      И где же эта нить,
      Чтоб «хочется» и «надо»
      В одно соединить?
     
      Автор не упускает случая посвятить своего читателя в многообразие и богатство человеческой жизни.Разве примером этого не служат профессии взрослых людей? Вот, скажем, «Расклейщик афиш».Ои разносит по городу и клеит на щиты картины: призывы к путешествиям, приглашеппя па разные работы, афиши, зовущие в театры, зоопарк.Следуя за ним, юный читатель обогащает себя новыми позн шиями.Прием ггем интересен, что построен на действии, на поочерёдном появлении новы к и броских афиш.Ракой же приём и в стихотворном рассказе «Ночное такси».
      В книге три поэмы.Хочу остановиться на одной, в которой повествуется о клоуне и детях в Бухенвальде.Рядом с дымящимся крематорием старый клоун, ежесекундно рискуя жизнью, стремится до последней минуты сохранить в юных душах живую память о Родине, о радости существования, о родпом языке.Клоун в Бухеп-вальде! Смех и смерть! Вот неожиданная философско-нравственная основа поэмы.Клоун погибает.Но не погибает Добро, ибо оно вечно!
      Автор не выдумал эту историю.Он хорошо знал человека, о котором написана поэма, дружил с ним.Отсюда — очевидная достоверность произведения и такая личная боль.
      Круг интересов поэта Рнталпя Заславского чрезвычайно широк.Не о том ли ещё раз свидетельствуют пересказы из шотландской, латиноамериканской, французской, испанской, сербохорватской и даже цыганской поэзии! Я узк не говорю о постоянном соприкосновении с поэзией коллег из братских национальных республик.
      Мир поэта богат и ярок.Ои принадлежит ему, по не только ему — теперь он прпнадлезкит о нам, читателям.
     
      Ефим Чеповецкий

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru