Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Посмотри, сколько вокруг машин. И какие они разные, эти машины. Я пишу книгу на пишущей машинке. За окном промелькнул двухколёсный велосипед. Во двор приехал автокран, разгружает кирпичи. Пишущая машинка, велосипед, подъёмный кран... Как они не похожи друг на друга! Но, стоп! Присмотримся к ним повнимательнее.
Чтобы вставить лист бумаги в машинку, я поворачивал небольшое колёсико. У велосипеда два больших колеса. Автокран приехал на четырёх колёсах, да и канат с крюком перекинут у подъёмного крана через колесо...
Вот, значит, что получается! Машины в чём-то друг на друга похожи. Есть у них общие, схожие части. И называются эти похожие части — детали. ДЕТАЛИ МАШИН.
Одну такую деталь мы уже сразу подметили. Это...
ОЧЕНЬ КРУГЛОЕ КОЛЕСО
АВТОМОБИЛЬ, трактор, электровоз, троллейбус — у всех есть колёса. Четыре, шесть, восемь колёс. Есть автомобильные прицепы для больших и тяжёлых грузов, у которых двадцать четыре колеса. Пусть груз очень тяжёлый — не беда! Колёс много, и на каждое приходится тяжесть небольшая. Значит, каждому колесу легко свою ношу нести.
А есть трактор, у которого только одно колесо. Маленький трактор, он косит траву между деревьями. Рабочий идёт рядом с таким трактором, поддерживает его за рукоятку.
Все эти колёса — ноги машины. А есть в машинах и другие колёса, самого различного назначения. Например, рулевое колесо. Оно над другими колёсами командир. Повернул влево или вправо рулевое колесо — и колёса у машины, словно по команде, тоже влево или вправо поворачивают.
На заводах — множество машин. Станки режут и сверлят металл. И на всех таких машинах есть колёса-командиры. Называют такое колесо ласково: маховичок. Повернул рабочий маховичок — стронулся с места острый резец или сверло. Повернул ещё раз колесо-маховичок — и резец коснулся металла.
Побежала из-под резца металлическая стружка.
Во многих машинах разные колёса-командиры командуют движением других частей машин
Вот игрушечный автокран. У него через колесо с желобком перекинута верёвочка. Потянешь верёвочку вниз, колесо завертится, а груз на верёвочке пойдёт вверх. Колесо с желобком назы вается БЛОК. Во всех настоящих подъёмных кранах есть блоки. Они помогают поднимать тяжёлые грузы.
Один блок помогает другому. Так удобнее н легче поднимать тяжёлый груз.
Придумали колесо давно. Пять или шесть, а может быть, и десять тысяч лет назад. С тех пор и служат колёса человеку.
Колесо — деталь многих машин.
КАК КОЛЕСО С КОЛЕСОМ ДРУЖИЛО И ДРУГА СВОЕГО ВСЁ ВРЕМЯ КРУЖИЛО
ТЕПЕРЬ про колёса особенные — зубчатые. Они почти всегда работают вдвоём — большое зубчатое колесо и маленькое. И всегда они друг за друга зубчиками цепляются, большое колесо всё время маленькое зубцами подталкивает: «Вперёд, вперёд, кружись, кружись!» А маленькое отвечает: «Ах, я и так тороплюсь изо всех сил!» Так они вместе и работают — большое колесо неторопливо поворачивается в одну сторону, маленькое стремительно вертится в другую.
Художник нарисовал игрушечные часы. В этих часах шесть зубчатых колёс: красное, синее, оранжевое, жёлтое, зелёное, фиолетовое. Теперь смотри — красное колесо вертится туда, куда показывает стрелка. А в какую сторону вертится колесо зелёное и жёлтое?
А почему часы говорят: «тик-так?» Есть у них особенное колёсико с изогнутыми цепкими зубцами. Эти зубчики всё время маятник подталкивают, ударяют по нему. Ударят — подтолкнут, а мы слышим эти удары — «тик-так», «тик-так».
Внутри многих машин спрятаны зубчатые колёса. И все они — и большие, и малые — необходимы, без них сейчас почти ни одна машина работать не сможет.
КАК РУКАМИ — РЫЧАГАМИ
А дорожке, на тропинке большой камень валяется. И как только он сюда попал? Все о него спотыкаются. Надо с дороги камень убрать... Ух ты, какой тяжёлый! Не приподнять. Что же делать? Догадался? Ну, конечно! Надо взять палку, подложить её конец под камень, а другой конец палки поднять. Совсем иное дело! Камень легко подымается. Теперь не трудно и с тропинки его убрать.
Зачем понадобилась тебе палка?
Она облегчила тебе работу. Палка — это рычаг. Рычаги кругом нас, только сразу их не приметишь.
Щипцы, которыми раскалывают орехи, клещи, которыми вытаскивают гвозди из досок, плоскогубцы, которыми изгибают проволоку, — все они представляют собой два рычага на одной оси.
Все эти рычаги как бы увеличивают силу твоих рук. А стальные, прочные и надёжные рычаги умножают силу машин.
много лет назад работали кузиецы.
Электрополотёр. Отбойный молоток. Экскаватор. Почему эти механизмы оказались рядом?
Стальные руки-рычаги копают землю, сгребают снег, берут камни на Луне, рубят уголь глубоко под землёй, любые грузы переносят... Рычаги, в любой машине...
Ты катался на педальном автомобиле? Во всяком случае, не раз видел его. Давай вместе посмотрим, как он устроен.
Педали — это рычаги. На один конец рычага нажимают ногой, а другой его конец охватывает коленчатый вал, который изогнут так хитро, что получаются словно две ручки, за которые и ухватились рычаги-педали. Педаль давит на изогнутую часть коленчатого вала, он поворачивается. И получается, что педали-рычаги ходят взад-вперёд, а коленчатый вал вертится. Вместе с ним вертятся колёса.
Коленчатый вал — важная деталь разных машин. Он всегда помогает рычагам вращать колёса.
Как видишь, три детали — рычаг, коленчатый вал и колесо — мы соединили вместе. И получилась МАШИНА. Простая машина — педальный автомобиль.
ПОТЯНУЛАСЬ-РАСТЯНУЛАСЬ, НА МЕСТО ВЕРНУЛАСЬ
РАК... КРАК— завели ключом заводной автомобильчик. Повернули ключ несколько раз. Что в это время произошло? Сжалась стальная ПРУЖИНА. Потом она разожмётся, раскрутится, завертит колёса автомобильчика.
Пружины приводят в действие часы, острым бойком ударяют по пистону в игрушечном пистолете.
Если найти небольшую пружинку и склеить из бумаги трубку, то можно сделать пружинные весы. Такие, как на картинке.
Лук-великан работает тоже как пружина.
Все автомобили и автобусы, трамваи и троллейбусы, все железнодорожные вагоны опираются на особые пружины — рессоры. Катятся колёса по рельсам, по дорогам, подпрыгивают на стыках рельсов, подскакивают на камнях, на ухабах, а пассажиры эти прыжки и не чувствуют, эти подскоки и не замечают.
Пружины-рессоры все толчки смягчают, на себя принимают. Ох, и трясло бы пассажиров, если бы не пружины!
Что только не делают с пружинами! И сжимают, и сгибают, и скручивают. А они всё равно раскручиваются, разгибаются. Пружина в машинах — самая упрямая деталь.
Буфер вагона — тоже пружина.
КОЛЕЧКО ЗА КОЛЕЧКО ЦЕПЛЯЕТСЯ... ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ?
ПОЛУЧАЕТСЯ ЦЕПЬ. Каждое колечко — звено цепи. Вот цепочка для карманных часов.
На цепочке висят и гири часов-ходиков. Гиря тянет цепь, цепь поворачивает зубчатое колесо, стрелки вертятся, ходики исправно ходят. А на велосипеде цепь соединяет два зубчатых колеса, две «звёздочки». Колёса крутятся, цепь «бежит». Пока не устанешь на педали нажимать. У такой цепи нет конца. Вернее, её концы соединили друг с другом и получилась «бесконечная цепь».
Первый в мире трактор русского изобретателя Фёдора Блинова. Гусеницы — тоже цепи.
Старинный мост на цепях и современная цепь-пила.
Если два зубчатых колеса, две «звёздочки» соединить бесконечной цепью и к каждому звену цепи приделать острый зубчик, то получится... пила. Такими пилами теперь спиливают в лесу деревья. А заставляет двигаться цепь-пилу бензиновый мотор.
Одно удовольствие прокатиться в метро на лестнице-чудеснице. Так вот, представь себе, лестница-чудесница, эскалатор в метро, тоже бесконечная цепь! Только вместо колечек-звеньев у эскалатора — ступеньки. Ступенька — звено, ещё ступенька — ещё звено. А приводят в движение эту цепь громадные зубчатые колёса.
Видишь, как получается. Пилит лес бензомоторная пила, везёт пассажиров эскалатор, катит по дорожке велосипед... Очень разные машины, совсем вроде друг на друга не похожие. Нет, теперь ты уже в машинах разбираешься. И сразу скажешь, что есть у них общая деталь — цепь.
Ты умеешь завинчивать шурупы? Скажешь, не-хитрое дело! Вот и сделаем это нехитрое дело _ соединим шурупами две дощечки.
Там, где надо шуруп ввинтить, сделай прежде шилом углубление, ямку. Теперь шуруп в ямку поставь, левой рукой держи, правой молоток. Ударь несколько раз молотком. Не держи молоток косо-криво. Не силои
дело ладится, а уменьем.
Вошёл винт-шуруп в дощечку? Держится прямо? Теперь его можно отвёрткой завинтить.
Если потом шуруп вывинтить — сразу заметишь, что нарезал он в дереве резьбу. Вот и держится в доске винт-шуруп крепко-крепко.
А в металле сам винт себе резьбу не сделает, не сможет. Для него резьбу нарезают заранее. Металлические детали машин соединяются вместе винтами, болтами и гайками.
Болт — это тот же винт. Только он всегда вместе с гайкой работает. Для него в гайке нарезана резьба. Как вцепится гайка в болт — крепко-накрепко зажмёт, соединит детали.
Во всех машинах детали соединяются друг с другом множеством винтов, болтов, гаек.
Теперь ты знаешь, что все машины сделаны из отдельных деталей. Простые и зубчатые колёса, блоки, рычаги, пружины, цепи, винты — вот из каких деталей умелые люди—инженеры, техники, рабочие — конструируют и собирают все машины, которые только есть на свете.
А художник из этих деталей соорудил машину фантастическую. Что она делает?
|