На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Автоматическое включение резерва. Левченко, Хомяков. — 1971 г

Библиотека электромонтёра
Михаил Тихонович Левченко
Михаил Николаевич Хомяков

Автоматическое
включение резерва

*** 1971 ***



DjVu


      7. НАЛАДКА И ПРОВЕРКА АВТОМАТИКИ (АВР)
      Все устройства релейной защиты и автоматики в условиях эксплуатации должны периодически проверяться. Вид, периодичность и объем проверок устанавливаются действующими инструкциями в энергосистемах. Существуют следующие виды проверок устройств релейной защиты и автоматики:
      а) проверка при новом включении;
      б) полные плановые проверки;
      в) частичные плановые проверки;
      г) периодические опробования;
      д) дополнительные внеочередные проверки, которые проводятся с целью выявления причин неправильного действия или отказа автоматики.
      Объем и сроки проверок определяются в зависимости от состояния реле и условий, в которых они работают (вибрация панелей или самого здания, увлажненность, запыленность окружающей среды, действие высоких или низких температур).
      При плановой проверке производится осмотр аппаратуры, проверяется состояние изоляции и, как правило, производится опробование действия автоматики. При полной плановой проверке проверяются уставки реле.
      Для выполнения проверки автоматики она должна быть выведена из работы. Вывод из работы автоматики оформляется специальной заявкой в установленном порядке. Заявка должна быть тщательно проработана и в пей должны быть предусмотрены меры, исключающие Возможность ошибочного отключения работающих Присоединений и обеспечивающие резервное питание на случай отключения тех элементов, которые нормально резервируются выведенной для проверки автоматикой.
      Вывод автоматики из работы осуществляется дежурным персоналом станции, подстанции или выездной бригадой. После отключения оборудования и подготовки рабочего места дежурный персонал допускает работников службы релейной защиты и автоматики к работе.
      Проверка всех устройств автоматики должна -производиться специально подготовленным и обученным персоналом, который должен иметь специальный допуск (или разрешение) на самостоятельную проверку устройств автоматики.
      Перед тем, как начать проверку, необходимо подготовиться к ней. Для этого следует:
      внимательно ознакомиться с принципиальной и монтажной схемами устройства, понять назначение каждого элемента, последовательность работы реле в схеме;
      узнать, каких типов реле применены в схеме, получить необходимые инструкции или указания по их проверке;
      при новой наладке получить заданные уставки, проверить, что они могут быть настроены на реле, примененные в схеме, и убедиться в достаточности заданных уставок;
      подготовить необходимые для проверки приборы и проверочные устройства, обращая при этом внимание на род и напряжение оперативного тока на данном объекте и источников питания, которыми можно будет пользоваться при проверке;
      выяснить, нет ли в директивных материалах (эксплуатационные и противоаварийные циркуляры Технического управления Министерства; решения Техуправления или главного инженера системы, сети, станции; информационные письма и др.) указаний на необходимость реконструкции подобных устройств в целом или отдельных элементов, а также указаний на проведение каких-либо специальных измерений или проверок.
      При плановой проверке необходимо также предварительно ознакомиться с паспортом-протоколом проверяемого устройства.
      Кроме того, следует уточнить, не нужно ли изменить уставки на проверяемом устройстве в связи с изменениями, происшедшими после последней проверки. При этом необходимо иметь в виду, что изменение уставок может потребоваться в связи с изменением первичной схемы питающей сети или самой подстанции, где установлена автоматика; заменой оборудования, например масляных выключателей; изменением настройки защиты и автоматики питающей сети, применением новых типов автоматики в питающей сети; новыми требованиями к проверяемой автоматике со стороны потребителей и др.
      Такая подготовка будет способствовать повышению качества проверок и снижению времени, необходимого для работы. Это особенно важно при проведении эксплуатационных проверок, так как при отключении автоматики для проверки, как правило, нет ее полноценной замены. Следовательно, надежность электроснабжения потребителей снижается и поэтому вопрос о затратах времени на проверку приобретает особое значение.
      Проверка АВР при новом включении производится в следующем объеме:
      1. Внешний осмотр и проверка механической части реле.
      2. Внешний осмотр и проверка элементов вторичной коммутации.
      3. Проверка схемы и маркировки.
      4. Проверка и испытание изоляции.
      5. Проверка электрических характеристик реле.
      6. Проверка взаимодействия реле.
      7. Опробование автоматики на включение и отключение коммутационных аппаратов.
      Внешний осмотр, проверка и регулировка механической части реле.
      Обычно в схемах АВР применяются простые реле (промежуточные, токовые, напряжения, времени); все эти реле проверяются в соответствии с инструкциями на данные типы реле (ниже даются только общие рекомендации).
      Проверку механической части реле следует начинать с внешнего осмотра, который производится при снятом напряжении.
      Перед снятием кожуха реле проверяется наличие пломб, стекла, исправность кожуха, его крепление к цоколю, надежность уплотнений, которые должны обеспечивать пыле- и влагонепроницаемость.
      Проверяют состояние выводов реле, надежность паек, исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб и контргаек.
      Очищаются от грязи и пыли кожух, цоколь, шпильки; проверяется надежность крепления реле на панели. Подтягиваются гайки, крепящие выводные шпильки.
      Проверяется надежность контактных соединений. При этом обращают внимание на надежную затяжку контргаек, фиксирующих шпильки заднего присоединения на цоколе реле.
      Гайки подтягиваются торцевыми ключами; затягивая гайки, крепящие реле на панели, не следует допускать перекоса корпуса, что может иметь место при несовпадении крепежных отверстий реле с отверстиями в панели. Перекос корпуса может привести к отказу реле.
      Производится внутренний осмотр, проверка и регулировка механической части реле. Точная и тщательная механическая регулировка реле в значительной мере определяет стабильность электрических характеристик, сокращает время на наладку и удлиняет срок службы реле.
      Проверяются свободный ход подвижной системы реле, легкость хода механизма реле, отсутствие застревания и затирания. Проверяются начальное расстояние между замыкающими контактами, прогиб размыкающих контактов и замыкающих три их замыкании. Контакты, потерявшие правильную форму, заменяют новыми. Слегка подгоревшие контакты очищают надфилем и полируют воронилом. У реле, имеющих оси и подшипники, вынимают подшипники, проверяют их исправность и концов осей осмотром через лупу. Подпятники ни в коем случае не следует смазывать.
      Детали реле тщательно осматривают и проверяют их целость, очищают от грязи и пыли с помощью мягкой, кисти, ткани или пылесосом. Следует проверять отсутствие металлических опилок и стружек на магннтопро-воде якоря и в зазоре между якорем и сердечником. Отсутствие в зазоре опилок и заусенцев может быть проверено пропусканием в зазоре ленты из бумаги или лакоткани, не дающих ворса. Пропущенная через зазор лента внимательно осматривается. При обнаружении на ленте опилок, стружек зазор необходимо тщательно прочистить.
      Чистоту зазора следует проверить и после подачи на реле тока или напряжения, так как металлические опилки могут быть втянуты в зазор магнитным полем.
      Проверка схемы и маркировки. Выполненный на панели монтаж автоматики проверяют путем сравнения фактически выполненной схемы с принципиальной схемой (проектной или заданной). Все отступления от принципиальной схемы должны быть согласованы со службой релейной защиты и автоматики, выдавшей эту схему.
      Обнаруженные ошибки или несоответствия должны немедленно устраняться.
      Все изменения, выполненные на панели, должны быть внесены в принципиальную и монтажную схемы.
      Если на принципиальной схеме нанесены номера зажимов, контактов, шпилек реле, они должны обязательно совпадать с действительным исполнением и монтажной схемой.
      При проверке схем особое внимание следует обращать на отсутствие обходных цепей при всех возможных случаях работы схемы автоматики.
      Более полную проверку отсутствия обходных цепей производят при проверке взаимодействия реле в схеме.
      Если в схеме автоматики применяется реле с несколькими обмотками, особое внимание обращается на согласование полярностей обмоток.
      Проверку схемы включения кабелей, соединяющих панель автоматики с приводом, производят путем прозвонки мегомметром или с .помощью микротелефонных трубок.
      Одновременно с прозвонкой схемы проверяют наличие и правильность маркировки проводов на панели и кабелей. Проверяется наличие надписей на панели, рубильниках, переключателях и прочей аппаратуре.
      Фактическое выполнение надписей и обозначений должно совпадать с надписями в схемах и инструкциях по обслуживанию автоматики.
      Проверка и испытание изоляции. Проверка изоляции состоит в измерении сопротивления изоляции и испытании электрической прочности,
      При Этом вся электрическая схема устройства разделяется на ряд цепей: цепи оперативного тока, цепи еременного тока, цепи переменного напряжения, цепи игнализации.
      Под цепями переменного тока понимаются цепи, .дектрически связанные с вторичными обмотками транс-;орматоров тока. В них входят вторичные обмотки рансформаторов тока, обмотки реле тока, кабели или гровода, соединяющие между собой зажимы.
      Под цепями переменного напряжения понимаются |епи, электрически связанные с вторичными обмотками рансформаторов напряжения. В них входят вторичные |бмотки ТН, обмотки реле напряжения, ключи и рубильники для переключения этих цепей, жилы кабелей, за-кимы и т. д.
      Под цепями оперативного тока понимаются цепи,:вязанные с шинками управления. В них входят катущки включения и отключения, ключи правления, блок-контакты первичных аппаратов, об-ютки и контакты различных промежуточных реле, кон-акты реле тока и напряжения, обмотки указательных 1еле, цепи подготовки приводов и др.
      Под цепями сигнализации понимаются цепи, связан-ые с шинками сигнализации (обычно именуются +ШС, ШС или 1ШС, 2ШС для переменного оперативного ока, ШМ, ШЗП, ШЗА, ШКЦ и др.). В них входят онтакты указательных или промежуточных реле, свя-анные с шинками сигнализации, сигнальные лампы кроме ламп положения выключателей, которые входят оперативные цепи), ключи, рубильники, зажимы и т.п.
      В схеме АВР не обязательно имеются все указанные епи. Во многих схемах АВР нет цепей переменного то-а. В тех схемах на переменном оперативном токе, где го источником является трансформатор напряжения, асто невозможно разделить цепи переменного напряже-ия и цепи оперативного тока, а иногда и сигнализации.
      Сопротивления изоляции измеряют для каждой пн на землю и между цепями (каждая с каж-ой). Такая проверка производится в собранной схеме. Кроме того, измеряют сопротивления изоляции меж-жилами кабеля, между отдельными элементами реле, апример, между обмотками реле, между обмотками и оптантами, между выводами контакта в его разомкнутом положении, между разными контактами. Такая про. верка производится в несобранной схеме, так как раз. ные жилы кабеля или разные обмотки и контакты реле могут входить в одни и те же цепи, например в оперативные.
      Измерение сопротивления изоляции производится мегомметром на 1 ООО и 2 500 в. Окончательное измерение сопротивления изоляции, как правило, делают совместно с вторичными обмотками измерительных трансформаторов. Однако если устройство АВР подключается к действующему трансформатору напряжения (или если цепи переменного тока врезаются в действующие), то сопротивления изоляции цепей переменного напряжения и цепей переменного тока могут быть измерены без вторичных обмоток ТН и ТТ. В этих случаях необходимо расчетом проверить, что подключение новых цепей не снизило сопротивление изоляции действующих цепей ниже нормы. При этом следует принимать, что сопротивления изоляции отдельных участков схемы при их объединении складываются параллельно. Так, например, если сопротивление изоляции цепей оперативного тока всей подстанции составляет 15 Мом, а сопротивление изоляции вновь подключаемых цепей 30 Мом, то общее расчетное сопротивление изоляции составит
      Величина сопротивления изоляции относительно земли электрически связанных цепей электроавтоматики должна быть не ниже 1 Мом — допустимой по правилам технической эксплуатации.
      При испытании изоляции мегомметром не удается выявить все дефекты, так как напряжение на зажимах мегомметра значительно снижается за счет падения напряжения в обмотке индуктора. Поэтому дополнительно производится испытание электрической прочности изоляции обмоток и контактов реле на корпус по специальным испытательным схемам подачей переменного напряжения 1 000 в относительно земли в течение 1 мин на общую схему автоматики.
      Как правило, испытание повышенным напряженном выполняется при новом включении и при капитальных ремонтах.
      При плановых проверках сопротивление изоляции роверяется мегомметром на 1 ООО и 2 500 в.
      Внешний осмотр и проверка элементов вторичной оммутации. К элементам вторичной коммутации в схе-ах автоматики относятся: катушки отключения и включения, вспомогательные контакты в приводе выключателя. Распределение ответственности за состояние деталей ривода в цепи между персоналом служб релейной за-иты и автоматики и работниками других служб уста-авливается соответствующим положением.
      Для экономии времени и повышения качества регу-нровки рекомендуется совмещать проверку электрических элементов привода с регулировкой его механизма. Перед проверкой необходимо вынуть сердечники от-ючающих и включающих катушек, очистить их от рязи, ржавчины. Смазывать сердечники катушек рне ре-пмендуется, так как к смазке пристает пыль, смазка со сменем засыхает, все это нарушает .нормальную рабо-и может привести к отказу привода.
      Перед началом проверки электрических характери-тик привод должен быть полностью отрегулирован со-ласно соответствующим инструкциям.
      Напряжение или ток срабатывания катушек привода контакторов включения переменного и постоянного ка измеряется по схемам, приведенным на рис. 18. хема с потенциометром пригодна для катушек с не-лылим потреблением, для более мощных применяются остаты. Для катушек переменного тока можно приметь схему с автотрансформатором (ЛАТР) на 9 а ис. 18 в). При проверках рекомендуется добиваться абатывания катушки при плавном увеличении тока или епряжения.
      Величина напряжения (тока) срабатывания отклю-ющей катушки устанавливается в соответствии с ПУЭ пределах не более 65% номинального; напряжение абатывания катушек включения пружинных приводов — не более 80% номинального напряжения. Проверяется качество и состояние блок-контактов, дежность их замыкания. При регулировке блок-контактов следует тщательно проверить жесткость передачи от ла выключателя к валу блок-контактов и невозмож-сть нарушения регулирования из-за отвертывания ек, выпадения шплинтов, изгиба тяг. Невыполнение
      этих требований может вызвать отказ в действии авю. матики.
      Преверка электрических характеристик реле. Вновь включаемые реле устройств автоматики должны быть проверены в полном объеме в соответствии с инструкция, ми по проверке отдельных реле, защит и устройств автоматики.
      Проверку реле и вспомогательных устройств, входящих в схему автоматики, можно производить как на месте установки, так и в лаборатории. В случае, если проверка и настройка реле выполняются в лаборатории, после установки их на панель должны быть повторно проверены основные их параметры: ток или напряжение срабатывания, ток или напряжение возврата и т. д.
      При настройке и проверке электрических характеристик реле ток и напряжение от испытательных устройств подводятся к входным зажимам панели, чем обеспечивается одновременная проверка правильности монтажа всего устройства и взаимодействия реле в схеме автоматики.
      Определение параметров срабатывания и возврата всех реле следует производить при плавном изменении напряжения или тока. При этом необходимо учитывать термическую устойчивость реле и подавать токи (напряжения) кратковременно.
      Проверка взаимодействия реле в схеме АВР. Проверка правильности взаимодействия реле в схеме автоматики выполняется после окончания Проверки ОтДель-ых реле и включает в себя: проверку правильной последовательности работы всех еле, входящих в схему;
      проверку правильности работы схемы при всех возvожных положениях переключателей, рубильников, клю-ей, вспомогательных контактов: проверку правильности действия различных блокировок, предусмотренных в схеме;
      проверку отсутствия ложных (обходных) цепей, не редусмотренных схемой;
      проверку правильности выпадения флажков указательных реле и работы сигнализации;
      проверку правильности действия автоматики на от-лючение и включение выключателей, отделителей и дру-их коммутационных аппаратов.
      При новом включении и плановой проверке взаимодействие реле в схеме автоматики проверяется при наряжении оперативного тока, равном 80% номинального.
      Регулировку реле после проверки взаимодействия схемы производить не следует.
      Оперативный ток при проверке взаимодействия долей быть подан на схему от постороннего источника. Это еобходимо, чтобы была возможность снизить величину шеративного напряжения до 0,8t/HOM. Кроме того, в проверяемой схеме могут быть неполадки и подключение ее цепям, связанным с действующим оборудованием, не-елательно.
      После подачи оперативного напряжения необходимо бедиться в правильности состояния реле (подтянуты ли отпущены). Если принципиальной схемой предусмотрена определенная очередность срабатывания реле при одаче оперативного напряжения, то необходимо убедиться, что эта очередность соблюдается.
      Проверку взаимодействия, как правило, производят замыканием (или размыканием) контактов реле от руки, е допускается вместо замыкания контакта перемыкать а реле те шпильки (или ламели), на которые он выве-ен, так как при этом могут остаться незамеченными де-екты регулировки контактов, неисправности или ошибки в их выводах. В некоторых случаях вместо замыкания т руки удобнее производить подачу или снятие напря-ения с обмотки реле. При этом снятие напряжения, на-
      пример с реле контроля напряжения, лучше производит ь отключением рубильников или ключей, через которые это напряжение подается на схему, а не отключением проводов на колках реле или внутри реле.
      Если таких ключей или рубильников нет, то можно отсоединить провод от обмотки реле. После того, как работа контактов этого реле будет проверена, провод нужно немедленно подсоединить. Производить отсоединение следует с максимальной осторожностью, внимательно следить, чтобы отсоединенный провод не мог прикоснуться к панели, зажимам или выводам других реле.
      В тех случаях, когда невозможно произвести срабатывание контакта от руки или с помощью подачи (снятия) напряжения, допускается отсоединять или перемыкать провода непосредственно у вывода этого контакта. При этом, если перемычка ставится надолго, она должна заметно отличаться по виду (окраска, тип провода, большая длина) от окружающего монтажа. Отсоединенный провод также должен быть заметен. Главным образом это относится к блок-контактам первичных аппаратов (выключателей, разъединителей, отделителей), входящих в первичной схеме. В таких случаях необходимо обращать особое внимание на работу этих контактов при опробовании действия автоматики на выключатели или отделители.
      Проверку взаимодействия следует производить по принципиальной схеме, внимательно проверяя каждую цепь.
      Так, например, если обмотка реле включена через два параллельно соединенных замыкающих контакта (рис. 19,а), то необходимо убедиться, что реле срабатывает при замыкании каждого из контактов поочередно, а затем одновременно. Если обмотка реле включена через два последовательно соединенных размыкающих контакта (рис. 19,6), то необходимо убедиться, что реле отпадает при размыкании каждого из контактов поочередно, а затем обоих одновременно.
      После проверки взаимодействия перемыканием контактов от руки производится имитация аварийных режимов.
      Так, например, работа защиты минимального напряжения проверяется снятием напряжения с реле контроля, пуск устройства АВР от блок-контакта выключателя проверяется перемыканием этого контакта и т. д.
      Необходимо по возможности имитировать все режимы работы, которые могут возникнуть. Так, например, 1ри проверке защиты минимального напряжения ;ледует проверить ее поведение при кратковременном длительнном снятии напряжения, при наличии и отсутствии напряжения на резервном источнике, при поочередном восстановлении напряжения на рабочем и резерв-том источниках и при одновременном, при кратковременном восстановлении напряжения на каждом из источников и т. п.
      При имитации аварийных режимов необходимо четко фиксировать последовательность работы реле в каждом случае и сравнивать его с принципиальной схемой и с задачами, поставленными перед устройством автоматики.
      В некоторых случаях внимательное и подробное проведение имитаций позволяет выявить дефекты в принципиальной схеме.
      Ниже в качестве примера даются примерный порядок и объем операций при проверке взаимодействия реле для схемы АВР собственных
      нужд по рис. 14 (см. приложение).
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.