ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) Следует еще отметить влияние шлифовки передней грани зубцов фрезы на производительность ее работы. После калки эта грань часто сохраняет шероховатые следы, в виде так называемой „лягушачьей кожи", которые являются большим недостатком; шероховатая поверхность грани препятствует отходу стружки и значительно увеличивает ее давление на зубец. Кроме того режущая кромка зубцов получается неровной, она имеет мельчайшие зазубрины, как у пилы, и не может поэтому дать достаточно чистой поверхности. От зачистки передней грани зуба шлифовальным кругом указанные недостатки исчечают; передняя грань получает гладкую поверхность, режущая кромка становится резко очерченной и стружка скользит легко по поверхности зубца. Испытания при фрезеровании стали средней твердости (сопротивление разрыву 55 кг/мм2) при глубине резания в 20 мм и разной величине подачи показали, что фреза со шлифованной передней гранью дает большую чистоту работы и увеличивает производительность фрезы примерно на 25%.
Скорость резания можно значительно повысить искусственным охлаждением резца обильной струей жидкости. Объясняется это просто: отнимая от стружки значительное количество теплоты, тем самым понижаем температуру резца и как бы повышаем теплопроводность обрабатываемого материала. При обильном охлаждении резца жидкостью в количестве 12 —14 л\мин можно повысить скорость резания при обработке стали на 25—30%, а чугуна на 12°/0. По сравнению с токарным резцом фреза в смысле охлаждения имеет определенное преимущество, так как каждый зубец фрезы работает периодически; на небольшой, сравнительно, части своего пути он производит работу резания, а остальную часть проходит в воздухе „вхолостую", получает некоторый „отдых" и охлаждается. Основной целью охлаждения режущего инструмента является всегда интенсивный отвод возникающей при работе теплоты. Но это не единственная цель. Стружки, образующиеся при фрезеровании, прилипают к зубцам фрезы и заполняют впадины между ними. Попадая затем между зубцами и обрабатываемой поверхностью, эти стружки портя г ее и, вместе с тем, ускоряют износ режущих кромок. Интенсивной струей жидкости стружки удаляются и вредное их влияние устраняется. Стружка скользит по передней грани зубца с большим трением; это, как известно, является одной из причин образования теплоты резания, а также в значительной степени влияет на расход энергии. Поливая фрезу жидкостью с содержанием какого-нибудь масла, мы покрываем ее слоем смазки, вследствие vero стружка легче скользит и фреза меньше нагревается; при этом работа фрезы протекает спокойнее, кромка зубцов сохраняет дольше острое состояние и вид обрабатываемой поверхности улучшается. Что касается струи сжатого воздуха, то, не имея смазывающих свойств, она этой последней задачи, конечно, разрешить не может. Во время работы фрезы изделие получает „местный" нагрев, г. е. оно нагревается сильнее непосредственно около фрезы. Такой неравномерный нагрев вызывает часто коробление изделия. Очевидно, что вследствие искусственного охлаждения указанная причина коробления в значительной мере также устраняется. При обработке чугуна целесообразность применения охлаждения жидкостью сомнительна, так как мелкая чугунная стружка плохо смывается, кроме того эта стружка образует с жидкостью кашицу, портящую направляющие поверхности станка. Для данного случая более подходящим охлаждением является поэтому струя сжатого воздуха. В качестве охлаждающей жидкости при фрезеровании применяются: а) эмульсии из сверлильных масел, в большинстве случаев представ чяющие раствор мыла в минеральных маслах; в) сурепное масло и его суррогаты (смесь неочищенного сурепного масла с очищенными минеральными маслами). Сорта охлаждающих жидкостей в зависимости от материала изделия и характера обработки приведены в табл. 20. По вопросу об охлаждении необходимо еще сделать несколько замечаний практического характера. При охлаждении фрезы струей жидкости надо стремиться к тому, чтобы охлаждались главным образом режущие кромки находящихся в работе зубцов. Охлаждающая жидкость не должна бить сильной струей, как из брандспойта, так как при этом струя разлетится брызгами во все стороны, а режущая часть фрезы „сядет“ от чрезмерного нагревания. На американских станках охлаждающая жидкость течет от насоса сначала по узкой трубке, которая затем переходит в более широкую, чем достигается уменьшение скорости струи при подаче жидкости к инструменту. Пример такой проводки показан на фиг. 388. Начиная от крана и до места выхода струи трубка расширена. Кроме того применяются еще разные наконечники, при помощи которых форма струи приспосабливается к месту охлаждения. При работе фрезами крупного диаметра, требующими интенсивного охлаждения, зажимают по обеим сторонам от фрез, между кольцами оправки, специальные дисковые щитки а — а из жести 389), которые способствуюг образованию вокруг фрез сплошной охлаждающей ванны и не дают воде разбрызгиваться по сторонам. Паспорт фрезерного станка и его использование Для того, чтобы использовать рациональным образом станочное оборудование данного завода и предохранить его от поломок и преждевременного износа, необходимо иметь ряд сведений, содержащих исчерпывающую характеристику каждого станка, как-то: основные габаритные его размеры, возможные числа оборотов шпинделя, возможные подачи, взаимное расположение рукояток для управления при настройке станка на определенную работу, допускаемая площадь сечения стружки, требуемый расход энергии и т. п. Все эти сведения, собранные вместе, составляют так называемый паспорт станка. Ниже приводится образец паспорта фрезерного станка, составленного по форме, утвержденной сектором труда НКТП СССР. Рассмотрим все страницы этого паспорта подробнее. В верхней части первой страницы паспорта (стр 390 и 391) помещается ряд сведений общего характера, а именно: фирма, год изготовления и установки станка, тип станка, его вес; здесь же указывается группа, к которой станок относится по своей точности, стоимости накладных расходов и т. п. Следующий раздел первой страницы паспорта „Основные данные станка" содержит сведения о шпинделе, столе и делительной головке; наибольшее расстояние от оси шпинделя до стола, № конуса, наибольший ход стола, шаг хоцовых винтов, высота центров делительной головки, количество делительных дисков и т. п. Раздел „Принадлежности и специальные приспособления" содержит основные размеры тисков, патронов, сменных шестерней и проч. Заканчивается эта страница сведениями о мощности станка, размерах шкивов и приводных ремней. Рассматриваемый нами станок вместо ступенчатого шкива с перебором имеет коробку скоростей, поэтому сведения о ремнях и шкивах в паспорте не приведены. Вторая страница паспорта (стр. 392 и 393) содержит на верхней левой стороне вертикальный столбец цифр п, показывающий все 16 чисел оборотов шпинделя. Взаимное расположение трех рукояток управления L, М и N\ тут же помещается столбец под рубрикой 2М, показывающий величину двойного крутящего момента для каждой скорости шпинделя. Изданных для п и 2М видно, что по мере того как число оборотов шпинделя уменьшается, величина двойных крутящих моментов 2М возрастает. На правой стороне той же страницы указаны площади сечения стружки, максимально допускаемые для механизмов данного станка. В разделе „Эскизы управления" дается схематическое изображение рукояток, предназначенных для изменения чисел оборотов и подач. В соединении с изложенными в паспорте сведениями для чисел оборотов и подач указанные эскизы управления дают наглядное представление о выборе числа оборотов шпинделя и подачи стола для определенной работы. Нижняя часть паспорта предусматривает сведения о подачах, которые имеются на данном станке, с указанием положений рукояток R, Р и S, соответствующих каждой подаче. На верхней части третьей страницы паспорта (стр. 394 и 395) приводится так называемый логарифмический график, при помощи которого, как будет указано ниже, можно определить число оборотов фрезы, скорость резания и необходимое на обработку машинное время. Тут же внизу дан общий вид станка с указанием назначения всех рукояток и маховичков. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |