На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Ручное изготовление ювелирных украшений. Новиков, Павлов. — 1991 г

Новиков Виктор Павлович
Павлов Виктор Сергеевич

Ручное изготовление ювелирных украшений

Практическое руководство

*** 1991 ***


DjVu


К СПИСКУ
      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Предисловие 5
      Введение 6
     
      Глава I. Материалы для изготовления ювелирных украшений 8
      1.1. Драгоценные металлы
      1.2. Сплавы драгоценныхметаллов
      1.3. Цветные металлы
      1.4. Сплавы цветных металлов
      1.5. Другие металлы
      1.6. Драгоценные камни
      1.7. Полудрагоценные камни
      1.8. Поделочке камни
      1.9. Органические камни
      1.10. Искусственные камни
      1.11. Стекло
      1.12. Пластические массы
      1.13. Кость, рог
      1.14. Дерево, текстиль, кожа, фарфор, резина, папье-маше, эмаль, лаки
      1.15. Кислоты
      1.16. Щелочи и соли
      1.17. Пасты
      1.18. Огнеупоры 19
      1.19. Клеи 19
     
      Глава 2. Инструменты и приспособления для изготовления ювелирных украшений вручную 21
     
      2.1. Мерительный инструмент 21
      2.2. Режущий инструмент 22
      2.3. Инструмент для гибки и правки 27
      2.4. Инструмент для пайки 28
      2.5. Инструмент для шлифования и полирования, матирования и крацевания 29
      2.6. Инструмент для закрепки вставок 29
      2.7. Приспособления 32
      2.8. Средства измерения массы — весы 36
      2.9. Рабочее место ювелира 38
     
      Глава 3. Операции ручного изготовления ювелирных украшений 41
     
      3.1. Разметка 41
      3.2. Гибка и правка 43
      3.3. Пайка 46
      3.4. Опиливание 58
      3.5. Выпиливание лобзиком 60
      3.6. Сверление 60
      3.7. Шабрение 62
      3.8. Штифтование 62
      3.9. Отбеливание 64
      3.10. Отжиг 66
     
      Глава 4. Классификация, ассортимент, конструкция ювелирных украшений, ювелирная мода 68
     
      4.1. Классификация ювелирных украшений 68
      4.2. Ассортимент ювелирных украшений 69
      4.3. Конструкция ювелирных украшений 71
      4.4. Ювелирная мода, современные ювелирные украшения 75
      4.5. Технические требования к ювелирным украшениям, уход за ними 83
     
      Глава 5. Изготовление деталей ювелирных украшений 85
     
      5.1. Изготовление накладок 85
      5.2. Изготовление шинок 87
      5.3. Изготовление кастов 91
      5.4. Изготовление рантов 102
      5.5. Изготовление швенз 102
      5.6. Изготовление замков 102
      5.7. Изготовление шарниров 105
      5.8. Изготовление крючков 111
      5.9. Изготовление петель 113
      5.10. Изготовление стойки 113
      5.11. Изготовление ушек 114
      5.12. Изготовление зерни
      5.13. Припасовка деталей ювелирных украшений 115
     
      Глава 6. Изготовление ювелирных украшений 117
     
      6.1. Изготовление колец 117
      6.2. Изготовление серег 125
      6.3. Изготовление брошей 128
      6.4. Изготовление кулонов 133
      6.5. Изготовление цепочек 138
      6.6. Изготовление браслетов 139
      6.7. Изготовление заколок
      6.8. Изготовление медальонов, колье, ожерелей, запонок, зажимов для галстука 140
     
      Глава 7. Закрепка вставок 142
     
      7.1; Типы огранки камней 142
      7.2. Виды закрепки вставок 147
      7.3. Общие закономерности и особенности технологии закрепки вставок 149
      7.4. Виды брака при закрепке 151
     
      Глава 8. Отделочные операции 153
     
      8.1. Основные сведения о размерной точности 153
      8.2. Шлифование и полирование 154
      8.3. Матирование и крацевание 157
     
      Глава 9. Декоративная обработка ювелирных украшений 158
     
      9.1. Чеканка 158
      9.2. Гравирование 159
      9.3. Эмалирование 161
      9.4. Чернение 170
      9.5. Оксидирование 172
      9.6. Гальванические покрытия 175
     
      Глава 10. Техника филиграни 183
     
      10.1. Виды и элементы филиграни 183
      10.2. Примеры изготовления филигранных украшений 185
     
      Глава 11. Понятия о пробах, пробирном надзоре, клеймах 188
     
      11.1. Пробы 188
      11.2. Пробирный надзор 191
      11.3. Клейма 191
     
      Глава 12. Техника безопасности, гигиена труда, производственная санитария 192
      12.1. Техника безопасности при ручном изготовлении ювелирных украшений 192
      12.2. Гигиена труда 193
      12.3. Производственная санитария 194
      Перечень таблиц
      Список литературы 201


Фрагмент, первая глава.

      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Ювелирное дело — один из старейших видов художественного творчества. Древние умельцй из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и донести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки камня и металла.
      В последнее время в СССР, особенно с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности, значительно повысился спрос на литературу по ювелирному делу, точнее, на литературу по изготовлению ювелирных украшений вручную. Цель настоящей книги — удовлетворить этот спрос.
      Авторы книги «Ручное изготовление ювелирных украшений» считают своей задачей простым и доходчивым языком подробно рассказать и показать (в эскизах) весь цикл создания ювелирного украшения, начиная от подготовки рисунка и кончая претворением задуманного в металле или другом материале, т. е. предоставить возможность практически любому человеку прикоснуться к таинству ювелирного искусства, самому попробовать свои силы в сотворении маленького чуда — ювелирного украшения.
      Книга может быть использована при подготовке профессиональных кадров ювелиров-монтировщиков и ювелиров-закрепщиков: усвоив отправные рекомендации и советы, молодые рабочие в дальнейшем смогут уверенно овладевать всеми секретами ювелирного дела и постепенно совершенствовать свое мастерство в такой интересной и увлекательной области, как создание высокохудожественных ювелирных украшений.
      Авторы выражают глубокую признательность сотрудникам ВНИИ ювелирпрома И. Н. Орловой, А. А. Рубинштейн, Л. А. Лазаревой, Н. Л. Ремизовой, Л. С. Шестаковой, а также ювелиру-монтировщику ЛПО «Русские самоцветы» С. В. Левкину за помощь, оказанную при подготовке рукописи к изданию.
      Отзывы и замечания по книге просим направлять по адресу: 191065, Ленинград, ул. Дзержинского, 10, изд-во «Политехника».
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      Ювелирное дело известно со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти удивительные качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.
      Ювелирное дело — искусство малых форм. Благородная красота материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили придать ювелирным изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.
      Вначале для изготовления ювелирных изделий человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, янтарь, а в наши дни и выращенные в специальных установках камни, которые по внешним характеристикам и физико-химическим свойствам не уступают природным: изумруду, гранату, бирюзе, опалу, малахиту и др.
      Ювелирные изделия, созданные мастерами, призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус и культуру, пробуждать интерес к творчеству.
      Ювелирное дело на территории России возникло с незапамятных времен. Важнейшими в истории его развития являются следующие этапы: ювелирное искусство Киевской Руси, ювелирное дело на Руси в XVI, XVII вв., ювелирные украшения XVIII, XIX вв., ювелирное дело в советский период. Центрами русского ювелирного творчества в разное время были Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.
      Ювелиры Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы — драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны.— шейные украшения в виде обруча, подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной мотив орнаментации изделий — явно стилизованные растительные формы.
      Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII вв., хотя их форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни и быта русских людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени, чем раньше, отображали характерные черты своего времени (значительно меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание).
      Начало второй половины XVIII в. для мастеров-ювелиров России ознаменовалось открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья. В 1688 г. искатель руд Михайло Тумашев нашел на Урале в районе бывшего Мурзинского острога самоцветные камни: агат, топаз и др. Вскоре были открыты месторождения многих других драгоценных и полудрагоценных камней, которые стали широко применяться в ювелирном деле. Причем в XV—XVII вв. самыми модными самоцветами были необычайно яркий и нарядный своей зеленью изумруд, а также вишнево-красные альмандины и алые как заря рубины и шпинели. В те времена ювелиры любили украшать свои изделия эмалями ярких, насыщенных палитр, повторяющих гаммы расцветок драгоценных камней.
      Новых высот русское ювелирное дело достигло в XVIII, XIX вв. Уместно отметить, что до XVII в. оно развивалось своими, особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран. Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX в. эволюции русского ювелирного искусства присущи те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому. В 1721 г. в Петербурге была построена первая в России гранильная мастерская в Екатеринбурге (ныне Свердловск). С 1786 г. выпускает свои знаменитые на весь мир порфиритовые, яшмовые, малахитовые вазы Колыванская шлифовальная фабрика. Приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских ювелиров. Примерно в эти же годы в ювелирное дело внедряются механические способы обработки металлов: кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение.
      Эти первые ювелирные предприятия и первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда труд ювелира-одиночки, ювелира-кустаря постепенно был заменен механизированным, а в дальнейшем — промышленным производством ювелирных изделий.
      Начало советского периода ювелирного производства относится к 1923 г., когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество, в сферу деятельности которого входили изготовление и сбыт ювелирных изделий. Используя опыт и достижения ювелиров предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции русского ювелирного творчества, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как рубиновые звезды Московского Кремля, карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы.
      В советское время расцвело ювелирное искусство Прибалтики, Средней Азии, Закавказья, Украины, Молдавии. Некогда кустарные и полукустарные промыслы и мастерские были реконструированы, расширены, а во многих случаях просто отстроены заново. Теперь это мощные промышленные предприятия с механизированными процессами производства, способные выпускать ювелирные изделия практически в неограниченном количестве.
      На современном этапе в связи с неуклонным и постоянным ростом благосостояния советских людей возрастает их потребность в ювелирных украшениях высокого художественного уровня, отвечающих требованиям моды. Удовлетворить эту потребность в полной мере — таково основное направление работы ювелирных предприятий Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Таллинна, Друскининкая, Риги, Львова, Одессы, Харькова, Костромы, Ростова (Ярославского), Великого Устюга, Перми, Якутска, Баку, Тбилиси, Еревана, Алма-Аты, Ташкента, Бишкек, Душанбе, Ашхабада, поселков Метера, Красное-на-Волге, Кубани, а также всех ювелиров, работающих в художественных фондах при Союзах художников союзных республик.
      В наши дни ювелирные украшения стали доступными подавляющему большинству людей, являясь одновременно не только носителями определенных материальных ценностей, но и произведениями высокого искусства. Ювелирные украшения — неотъемлемая часть нашего костюма, платья; мы дарим их друзьям и близким.
     
     
      1. МАТЕРИАЛЫ
      ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
      ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ
     
      Материалы, используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические, неметаллические и вспомогательные. К металлическим материалам относятся драгоценные металлы, сплавы драгоценных металлов, цветные металлы, сплавы цветных металлов, другие металлы; к неметаллическим — драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, органические и искусственные камни, стекло, пластиче-ческие массы, кость, рог, дерево, текстиль, кожа, резина, фарфор, папье-маше, лаки, эмаль; роль вспомогательных материалов играют кислоты, щелочи, соли, пасты, огнеупоры, клеи.
     
      1.1. ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
     
      Золото — металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км); химически очень стойкий — растворяется в «царской водке» (смеси соляной и азотной кислот), а также в ртути, растворах цианистых щелочей, хлорной и бромной воде. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. В ювелирном деле (за счет введения в сплавы специальных легирующих добавок) широко используется золото белого, желтого, красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета, причем такая- многоцветность нередко присуща одному изделию. Ювелиры охотно применяют золото в сочетании с платиной, серебром, коррозионно-стойкой сталью, титаном, черным деревом.
      Серебро — металл блестяще-белого цвета с очень высокой (95 %) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется, скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде, не вступает в реакцию с «царской водкой», плавиковой и соляной кислотами; растворяется в азотной и серной концентрированных кислотах. В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных металлов и как компонент золотых и серебряных припоев; как материал для изготовления ювелирных украшений применяется только в виде сплавов (чаще всего с медью). Из - серебра во многих странах изготовляют в больших количествах предметы сервировки стола и украшения интерьера. Широко используется серебро и при изготовлении ювелирных украшений — серег, колец, брошей, кулонов, браслетов, колье, ожерелий, цепочек, запонок и т. д.; причем серебро может быть применено в сочетании с золотом, эмалью, чернью, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, кораллами, слоновой костью.
      Платина — металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по твердости превосходит золото и сереб-( ро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению; химически стойкий — растворяется только в горячей «царской водке», цианистом калии и расплавленных щелочах. Пластичность, прочность, износостойкость, игра цвета — эти качества платины привлекают ювелиров. Очень тонкая платиновая проволока используется при изготовлении филигранных украшений, тонких цепочек, изящных оправ для колец. Платина нарядна и эффектна в сочетании с драгоценными камнями, особенно бриллиантами. Часто из платины изготовляют тонкие ленточные браслеты, а также подвески-пластинки, отличающиеся особой элегантностью и легкостью. Платину используют также для изготовления обручальных колец, колье, кулонов, серег.
      Палладий — мягкий, ковкий металл платиновой группы, по цвету темнее серебра, но светлее платины; легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку; по своим химическим и физическим свойствам значительно уступает платине;— легко растворяется в «царской водке» и азотной кислоте. В ювелирной промышленности используется как компонент сплава белого золота и высокотемпературных припоев.
      Родий — голубовато-белый металл, твердый, тугоплавкий, с высокой отражательной способностью, при накаливании — пластичный, поддается обработке давлением; химически очень пассивен — не окисляется на воздухе, в воде, не взаимодействует с кислотами и их смесями, растворяется в щелочных растворах цианидов. Родий устойчив к действию кислорода, серы, фосфора, хлора, фтора. В ювелирном деле родий применяется как материал декоративно-защитного покрытия (родирования) серебряных и золотых (из белого золота) ювелирных изделий.
      Рутений — тугоплавкий металл, по цвету почти не отличающийся от платины, но более твердый и хрупкий; химически очень стоек и износоустойчив; в ювелирном деле применяется обычно как компонент платиновых сплавов.
      Иридий — очень твердый и хрупкий металл серебристо-белого цвета; необыкновенно химически стоек — не вступает в реакцию со щелочами, кислотами и их смесями; с трудом поддается механической обработке (давлением — только в раскаленном состоянии). В ювелирном производстве в сплавах с платиной и родием используется для изготовления химической посуды.
      Осмий — белый с серо-голубым оттенком металл, очень тугоплавкий, тяжелый, твердый и хрупкий; механической обработке не поддается; не растворяется в кислотах и «царской водке»; применяется в сплавах с платиной для придания им твердости и упругости.
     
      1.2. СПЛАВЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
     
      Применение драгоценных металлов в чистом виде в ювелирном производстве не всегда целесообразно из-за их дороговизны, недостаточной твердости и износостойкости, поэтому для изготовления ювелирных украшений используют сплавы драгоценных металлов. Сплавы золота получают, используя в качестве легирующих элементов серебро, медь, платину, палладий, цинк, кадмий. Сплавы серебра имеют, как правило, один легирующий элемент — медь, но в некоторых случаях применяют сплавы серебра с цинком, кадмием, алюминием, никелем. В сплавах платины легирующими компонентами являются медь или иридий и совсем в незначительных количествах — рутений и осмий. При изготовлении ювелирных украшений чаще используют сплавы золото — серебро — медь, реже двойные сплавы: золото — серебро, золото — медь. Применяются также сплавы золото — платина, золото — палладий, золото — кадмий, серебро — медь — кадмий, серебро — медь, серебро — цинк, серебро — кадмий, серебро — алюминий, серебро — никель — медь — цинк; платина — палладий — серебро — никель, платина — иридий, платина — рутений, платина — осмий.
      Серебро в составе сплава придает ему пластичность, мягкость, ковкость, понижает температуру плавления. Добавка серебра придает золоту цвета от бледно-зеленого до почти белого. Медь увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость, тягучесть, пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко-красного. Палладий повышает температуру плавления золотого сплава, обеспечивает пластичность и ковкость, прибавка палладия окрашивает слиток в бурый или белый цвет. Никель придает ковкость, пластичность, твердость, повышает литейные качества, меняет цвет сплава на бледно-желтый. Кадмий увеличивает ковкость, пластичность и мягкость, но резко понижает температуру плавления, придает сплаву зеленоватый цвет. Цинк делает сплав твердым, хрупки, повышает текучесть, но более резко, чем кадмий, понижает температуру плавления, изменяет цвет сплава в сторону белого. Платина повышает упругость сплава и температуру его плавления, придает сплаву белый цвет. Рутений повышает твердость, износостойкость и температуру плавления, на цвет сплава не влияет. Иридий интенсивнее, чем рутений, повышает твердость и износостойкость, цвет сплава не изменяет. Осмий повышает твердость, упругость, температуру плавления, износостойкость, на цвет сплава влияния не оказывает. Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражающую способность, повышает коррозийную стойкость.
     
      1.3. ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ
     
      Медь — металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий, легко поддается обработке давлением (волочению, прокатке, штамповке, чеканке). Медь хорошо шлифуется и полируется, но быстро теряет блеск, ее затруднительно точить, сверлить, фрезеровать; медь растворяется в азотной, серной и соляной кислотах. В ювелирном деле медь чаще всего применяется для изготовления филигранных украшений и как компонент припоев и сплавов.
      Цинк. — серовато-белый с синеватым оттенком металл, стоек к воздействию воды, но очень легко растворяется в кислотах (соляной, азотной, серной); хрупок, однако при нагревании до 110— 150 °C обретает пластичность и легко прокатывается в листы и вытягивается в проволоку; является компонентом многих сплавов, в том числе белого золота; незаменим при изготовлении припоев с высокой температурой плавления.
      Олово — мягкий, вязкий, пластичный металл серебристо-белого цвета; коррозионно устойчив; легко растворяется в концентрированных соляной и азотной кислотах; подвергается воздействию щелочи, серы, хлора, брома, фтора и йода. Особенность олова — его неустойчивое состояние при температуре ниже 13,5 °C (с понижением температуры идет превращение белого олова в серое — явление так называемой оловянной чумы). В древности олово применялось для чеканки монет и изготовления сосудов; в наши дни используется как компонент медных и легкоплавких припоев, применяется также при изготовлении отдельных видов ювелирных украшений и предметов украшения интерьера.
      Свинец — мягкий, ковкий, тягучий металл голубовато-серого цвета; легко прокатывается, протягивается, отливается. В сухой среде сохраняет блеск, во влажной — быстро тускнеет. Растворяется в азотной, уксусной, лимонной и винной кислотах, вступает в реакцию со щелочами, не растворяется в серной и соляной кислотах. В ювелирном деле свинец применяется в качестве вспомогательного материала (из него изготовляют свинцовые подушки-матрицы, получают мягкие припои, чернь и эмали) и как компонент некоторых цветных сплавов недрагоценных металлов. При работе со свинцом следует помнить, что пары и растворимые соединения свинца ядовиты, поэтому необходимо соблюдать осторожность.
      Кадмий — металл серебристо-белого цвета с- синеватым оттенком и металлическим блеском, очень мягкий, вязкий и тягучий. При изгибе кадмиевого прутка слышно характерное потрескивание, аналогично треску оловянного прутка; хорошо куется, режется, прокатывается в листы и вытягивается в проволоку; легко растворяется в азотной кислоте; используется как компонент сложных сплавов и припоев с невысокой температурой плавления. Соединения кадмия ядовиты, особенно опасны его пары для дыхательных путей.
      Никель — металл серебристо-белого цвета с высокой отражательной способностью, твердый, тугоплавкий, гибкий, ковкий, тягучий; легко полируется, прокатывается, вытягивается; на воздухе не окисляется, щелочи на него почти не действуют, растворяется в азотной кислоте, а в соляной и серной — только в подогретом состоянии; в ювелирной промышленности применяется как компонент сплава белого золота и в качестве материала декоративно-защитного покрытия (никелирования).
      Алюминий — серебристо-белый легкий металл с голубоватым оттенком и высокой отражательной способностью; хорошо штампуется, прокатывается, куется, полируется, легко поддается волочению; взаимодействует с соляной и серной кислотами, разрушается в воде, азотная кислота на него не действует;
      широко используется при изготовлении различных значков, сувениров, очень недорогих ювелирных украшений.
      Ртуть — жидкий металл зеркальнобелого цвета с хорошей отражательной способностью; обладает способностью растворять в себе многие металлы (золото, серебро, олово, цинк, алюминий и др.), образуя жидкие и твердые сплавы, называемые амальгамами. Ювелиры используют ртуть для получения золотой и серебряной амальгам при горячем золочении и серебрении. Пары ртути очень ядовиты.
     
      1.4. СПЛАВЫ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ
     
      Бронза — сплав на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Такие сплавы называются оловянистыми бронзами. Существуют также алюминиевые, кремниевые, берил-. лиевые, кадмиевые бронзы. Самая высокая твердость, упругость и устойчивость к коррозии у бериллиевой бронзы, поэтому она широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
      Латунь — сплав меди с цинком, иногда. с добавками свинца, олова, железа, никеля, других элементов; легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием. Латуни с содержанием цинка от 10 до 20 % получили название «томпаки»; применяются для изготовления отдельных видов ювелирных украшений, а также сувенирных значков.
      Мельхиор — пластичный и прочный сплав меди с 20 % никеля; обладает красивым серебристым цветом; легко чеканится, штампуется, режется, паяется, полируется. Широко используется для изготовления многих видов ювелирных украшений.
      Нейзильбер — сплав меди с 20 % цинка и 15 % никеля; отличается хорошей пластичностью, тягучестью и коррозионной стойкостью; из нейзильбера чаще всего изготовляют ювелирные украшения с элементами филиграни.
     
      1.5. ДРУГИЕ МЕТАЛЛЫ
     
      Сталь — сплав, получаемый переплавкой передельного (белого) чугуна; существует множестве сталей различного назначения. В ювелирном деле (в странах Запада) нашли применение коррозионно-стойкая и вороненая (темного цвета) стали.
      Титан — блестящий, серебристого цвета металл, легко поддающийся различным видам обработки: его можно сверлить, точить, фрезеровать, сваривать, шлифовать, клеить; коррозионная стойкость титана сравнима с коррозионной стойкостью драгоценных металлов; титан обладает высокой прочностью, имеет низкую плотность, достаточно легкий; в наше время ювелиры зарубежных фирм широко применяют титан для изготовления самых разнообразных ювелирных украшений.
      Тантал — металл серого цвета со слегка свинцовым оттенком, второй после вольфрама по тугоплавкости; отличается пластичностью, прочностью, свариваемостью, коррозионной стойкостью, многие фирмы стран Запада используют тантал для изготовления отдельных видов ювелирных украшений.
      Ниобий — металл, внешне схожий с танталом; химически очень стойкий; на него не действуют «царская водка», соляная, серная, азотная, фосфорная, хлорная кислоты; растворяется только в плавиковой кислоте и ее смеси с азотной. В последнее время (в странах Запада) стал применяться в ювелирном деле как материал для изготовления ювелирных украшений.
     
      1.6. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
     
      Человек всегда интересовался драгоценными камнями и ценил их за красоту, редкость, долговечность и уникальность.
      Алмаз — минерал, название которого произошло от греческого «адамас» — неодолимый, несокрушимый, самый износостойкий, дорогой, редкий камень; обычно бесцветен или окрашен в бледные оттенки желтого, бурого, серого, зеленого, розового, очень редко черного цвета. При изготовлении золотых колец, браслетов, колье, ожерелий, кулонов, серег, брошей используется в качестве украшающего элемента — переливающейся всеми цветами радуги ограненной вставки (бриллианта).
      Изумруд (по-древнерусски «смарагд») — прозрачный, твердый, химически стойкий, но очень хрупкий ярко-зеленый камень — в сравнении с ним никакая вещь не бывает зеленее; по своей ценности изумруд уступает только алмазу и иногда отдельным образцам рубина; в ювелирном деле использовался еще в древности, в наши дни широко (часто в сочетании с бриллиантами) применяется в ювелирных украшениях из золота; гранится изумруд чаще всего ступенчатой, прямоугольной, реже бриллиантовой огранкой, а также кабошоном.
      Рубин — разновидность благородного корунда ярко-красного, темно-красного, фиолетово-красного цвета, второй по твердости камень после алмаза; на Востоке рубин с глубокой древности считали наиболее ценным драгоценным камнем: он служил талисманом, им украшали амулеты и ювелирные изделия; в настоящее время успешно используется в украшениях из драгоценных металлов; огранка рубина — бриллиантовая, смешанная, ступенчатая, кабошон.
      Сапфир — прозрачная разновидность благородного корунда синего, голубого, зеленого, фиолетового, желтого, оранжевого цвета, по твердости, плотности, светопреломлению почти не отличается от рубина; формы огранки сапфира — бриллиантовая, ступенчатая, кабошон; используют сапфир для вставок в золотые украшения. На Руси рубины и сапфиры называли яхонтами.
      Александрит — прозрачная разновидность хризоберилла; очень красивый самоцвет, отличающийся свойством менять окраску в зависимости от освещения; камень, у которого «утро зеленое, а вечер красный»; используется в ювелирных украшениях из золота и серебра; вставки гранятся чаще всего бриллиантовой и смешанной типами огранки.
     
      1.7. ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
     
      Камни, по ценности уступающие лишь алмазу, изумруду, александриту, рубину и сапфиру, принято называть полудрагоценными.
      Топаз — высокоплотный, тяжеловесный (по твердости уступает лишь алмазу, рубину и сапфиру) камень белого, светло-голубого, зеленого, розового, розовато-лилового, бурого, красного, красновато-фиолетового, золотисто-желтого, синего, синевато-зеленого, оранжевого цвета, издавна применяется в ювелирном деле; отличается особой внутренней игрой света, блеском, небесной голубизной, золотистым цветом солнца, искрящимися оттенками вин, легкостью и прозрачностью капель утренней росы; гранят бриллиантовой, ступенчатой и смешанной огранкой; вставляют в золотые и серебряные ювелирные украшения.
      Аквамарин — исключительно прозрачный химически стойкий хрупкий камень небесно-голубой, голубой, зеленовато-голубой, темно-синий и цвета морской воды; гранится, как правило, бриллиантовой огранкой; применяется в ювелирных украшениях йз драгоценных металлов.
      Турмалин (от синегалезского «тур-мали» — притягивающий пепел или способный электризоваться при нагревании),— камень, популярный прежде всего за счет красоты разнообразных присущих ему окрасок: розовой и красной, вишнево-красной, синей, голубой, зеленой, оливково-зеленой, коричневой, желтой, бурой, черной, бесцветной, полихромной (многоцветной); гранится изумрудной, бриллиантовой, фантазийной и кабошоновой огранкой; используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.
      Горный хрусталь — бесцветная, прозрачная разновидность кварца; в ювелирном деле применяется с глубокой древности; гранится бриллиантовой, смешанной и ступенчатой огранкой; вправляют его как в украшения из золота и серебра, так и в украшения из недрагоценных металлов.
      Аметист — прозрачная или полупрозрачная разновидность кварца бледно-красноватого, голубовато-фиолетового, пурпурного, темно-фиолетового, почти черного цвета; по старинным преданиям приносит удачу, гарантирует постоянство, защищает от магии и болезней, предохраняет от опьянения; формы огранки — ступенчатая, смешанная, кабошон; наиболее часто используется в сочетании с бриллиантами в украшениях из золота и серебра, для изготовления бус.
      Цитрин — разновидность кварца лимонно-желтого цвета; прозрачен, в ограненном виде по окраске очень похож на топаз; отличается от топаза меньшей твердостью, плотностью, спайностью, многоцветностью; гранится, как правило, кабошоном; вставляется в золотые и серебряные украшения.
      Дымчатый кварц — разновидность кварца серого, серо-коричневого, бурого, коричневого, коричневого с фиолетовым оттенком, коричневого с золотым оттенком, темно-коричневого цвета; прозрачен; гранится ступенчатой, смешанной, бриллиантовой видами огранки, а густо-окрашенные экземпляры кабошоном; вставляется в золотые и серебряные ювелирные украшения.
      Розовый кварц — разновидность кварца; представляет собой камень из белых с розоватым оттенком, бледно-розовых и ярко-розовых частично прозрачных кристаллов; используется как вставка в ювелирные украшения из драгоценных металлов.
      Тигровый глаз — кварц с большим количеством волокон коричневого, бурого и золотисто-желтого цвета с шелковистым блеском; используется чаще всего в виде отполированных пластин в ювелирных украшениях из драгоценных металлов.
      Морион — просвечивающаяся ; разновидность кварца, дымчатая, винно-желтая, желтая; огранка — в основном кабошоном; используется в украшениях из золота и серебра.
      Гиацинт — тяжелый, Химически стойкий, прозрачный с сильным блеском камень оранжевого, желтого, золотистокоричневого, розового, красного, коричневато-красного цвета, гранится различными типами огранки; вставляется в ювелирные украшения из драгоценных металлов.
      Опал — аморфная двуокись кремния; один из наиболее известных ювелирных камней; из многочисленных разновидностей опала для ювелиров интерес представляют следующие: благородный опал — полупрозрачный камень, белый, желтый, голубовато-желтый, черный; обыкновенный опал — просвечивающийся, молочно-белый, серый, зеленоватый; огненный опал — прозрачный или просвечивающийся, ярко-красный, ярко-желтый, ярко-оранжевый; гиалит — прозрачный, стекловидный, бесцветный; гранится ка-башоном; в золотых ювелирных украшениях используется чаще всего в сочетании с бриллиантами.
      Кахолонг — голубовато-белая фарфоровидная непрозрачная разновидность обыкновенного опала; применяется в качестве вставок в ювелирные украшениях из драгоценных металлов.
      Бирюза (от персидского «фирюза») — один из самых красивейших ювелирных камней; непрозрачный, небесно-голубой с зеленым оттенком, синевато-зеленый, яблочно-зеленый; в серебряных, реже в золотых ювелирных украшениях применяется в виде кабошонов или вставок неправильной формы; широко используется для изготовления бус.
      Шпинель — прозрачный со стекловидным блеском высокой твердости, но очень хрупкий камень; в старину на Руси шпинель называли лалом, очевидно за алый цвет; по преданию, именно лал первоначально украшал шапку Мономаха; шпинель бывает чаще всего красного, розового или оранжевого цвета, реже синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, желтого и черного; благодаря красивому внешнему виду шпинель широко используется в ювелирных украшениях из драгоценных металлов; форма огранки вставок — ступенчатая и бриллиантовая.
      Хризолит — прозрачная разновидность оливина (островного силиката) зеленого, золотисто-зеленого цвета с бурым, желтым, табачным, фисташковым, оливковым, травяным оттенками; гранят хризолит в основном ступенчатой огранкой, но нередко также бриллиантовой и кабошоном; применяется, как правило, в золотых ювелирных украшениях.
      Авантюрин — солнечный камень, просвечивающийся, иногда полупрозрачный со стеклянным блеском, с разноцветными включениями чешуек слюды белого, серо-желтого, желто-коричневого, розового, красновато-желтого, красновато-коричневого, темно-зеленого цвета; хрупкий; гранится обычно кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
      Халцедон — разновидность кварцевого образования; просвечивающийся с восковым блеском хрупкий камень серый, молочно-белый, молочно-голубой, голубой, серовато-зеленый, зеленовато-голубой, желтовато-бурый, желтоватый; гранится кабошоном; используется во многих видах ювелирных украшений.
      Хризопраз — самая ценная разновидность халцедона; цвет камня — от белого до глубокого’ зеленого, причем переход от одного цвета к другому практически незаметен; гранится кабошоном; широко используется для изготовления бус, браслетов, ожерелий, а также в кольцах, кулонах, серьгах.
      Пироп (от греческого «пиропос» — подобный огню) — разновидность граната, розовая, оранжево-красная, красная, малиновая, вишневая, красноватофиолетовая; гранят бриллиантовой и смешанной огранкой, а также кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
      Альмандин — наиболее распространенная разновидность граната, фиолетово-красная с коричневым оттенком, синевато-красная, темно-красная, вишнево-красная, густо-красная, почти черная; прозрачные образцы гранятся бриллиантовой огранкой, а непрозрачные кабошоном и в виде блюдечка; вставляются в золотые ювелирные украшения.
      Уваровит — разновидность граната, изумрудно-зеленая и темно-зеленая; просвечивающийся со стеклянным блеском хрупкий; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения.
      Корунд — минерал, оксид алюминия; камень синеватого, желтовато-серого, красного (рубин), синего (сапфир) цвета; используется в качестве вставки в ювелирные украшения из драгоценных
      металлов. Чаще всего в таком качестве применяется корунд искусственного происхождения.
      Гематит или кровавик — минерал, оксид железа; камень железно-черного, стально-серого, красного, вишнево-красного цвета; применяется для изготовления бус, брошей, разных миниатюр, а также в качестве вставок в ювелирные украшения из драгоценных металлов; гранится кабошоном.
      Диопсид — минерал, силикат группы пироксенов; камень серого, серо-зеленого, сиреневого, розового, зеленого, изумрудно-зеленого (хромдиопсид) цвета; применяется в качестве вставок в ювелирные украшения и как материал для изготовления предметов украшения интерьера.
     
      1.8. ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ
     
      К поделочным камням относятся полу-просвечивающиеся, часто непрозрачные минеральные горные породы с цветными включениями. Такие камни всегда использовались для изготовления крупных ваз, панно, столешниц. В последние годы широко применяются также и при изготовлении ювелирных украшений.
      Агат — слоистая, самой разнообразной окраски разновидность халцедона; может быть как просвечивающимся, так и непрозрачным; блеск — восковой; различают кольцевые (глазчатые), пейзажные, полосчатые агаты; окраска создается чередованием слоев серо-голубого, белого, красного, желтого, бурого, черного и других цветов; гранится в основном кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения; из него вырезают бусы, кольца, браслеты, серьги, кулоны.
      Оникс — слоистая очень контрастная по цвету разновидность халцедона с сочетаниями полос черного и белого, бурого и белого, красного и белого, белого и серого или синеватого цвета; применяется как самостоятельно, так и в сочетании с металлом при изготовлении браслетов, брошей, колец, бус, серег, кулонов, запонок.
      Лазурит (ляпис-лазурь) — лазуревый, голубой камень; непрозрачный, со стеклянным матовым блеском; цвет — нежно
      голубой, зеленовато-синий, густо-синий, васильково-синий, фиолетово-синий; гранится кабошоном, пластинами; вставляется в ювелирные украшения из серебра и недрагоценных металлов, а как самостоятельный материал применяется для изготовления бус, серег, брошей, браслетов, колец, запонок, кулонов.
      Малахит — водная углекислая соль меди; камень яркой, сочной, жизнерадостной, шелковисто-нежной зелени; непрозрачный, хрупкий; гранится кабошоном и пластинами; применяется самостоятельно и в сочетании чаще всего с серебром, реже с золотом для изготовления бус, колец, брошей, серег, кулонов, браслетов, запонок.
      Жадеит — минерал из группы пироксена белого, серого, зеленого, изумрудно-зеленого, иногда черного, розового, бурого, красного, желтого, фиолетового, синего цвета; долгое время ювелиры не отличали его по внешним признакам от нефрита; используется в сочетании с металлом и самостоятельно; из жадеита изготавливают бусы, кольца, серьги, кулоны, броши, браслеты.
      Нефрит — высокопрочный, вязкий с хорошей просвечиваемостью, мягким блеском камень, изумрудно-темный, зеленый, яблочно- и травянисто-зеленый, зеленоватый и желтовато-белый; используется так же, как жадеит.
      Сердолик — бледно-розовая, желтая, желто-красная, красная, красноватая, оранжевая, оранжево-красная, краснокоричневая разновидность халцедона; имеет прозрачные и непрозрачные участки; гранится кабошоном; вставляется в золотые ювелирные украшения, идет на изготовление бус.
      Родонит (орлец) — алого, малинового, розового цвета камень, как правило непрозрачный, иногда просвечивающийся, многоцветный; хорошо полируется, легко обрабатывается; гранится кабошоном и пластинами; вставляется в ювелирные украшения из золота и серебра; как самостоятельный материал применяется для изготовления бус, колец, брошей, браслетов, кулонов.
      Чароит — яркой окраски от коричнево-и нежно-сиреневого до густого искрящегося фиолетового цвета, прочный, плотно перпендикулярно, а параллельно поверхности; перламутр широко используется при изготовлении серег, запонок, колец, колье, брошей.
     
      1.10. ИСКУССТВЕННЫЕ КАМНИ
     
      В настоящее время в ювелирном деле в качестве материала для вставок в ювелирные украшения применяются следующие искусственные (выращенные в лабораторно-промышленных условиях) камни: рубин, сапфир, изумруд, аметист, александрит, цитрин, циркон, шпинель, опал, бирюза, малахит, гранат, хризолит, алмаз, лазурит, жемчуг, а также фианит — новый материал, не имеющий природных аналогов. По своим физико-химическим свойствам искусственные камни почти ни в чем не уступают настоящим, а по некоторым показателям даже превосходят их. Гранятся искусственные камни так же, как и натуральные; ценятся, естественно, ниже.
     
      1.11. СТЕКЛО
     
      Очень часто ювелирные украшения из недрагоценных металлов и серебра изготовляют с использованием вставок из стекла, блеском, прозрачностью, окраской и отделкой имитирующих вставки из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных камней — рубина, изумруда, аквамарина, бирюзы, коралла, агата, лазурита и др. Прекрасные свойства имитатора качеств. природных и искусственных камней стекло получает за счет введения в его сплав блескоусиливающих окислов свинца, калия, бора, а также окрашивающих материалов — золота, окислов меди; селена, кобальта, урана, марганца и др. К огранке стекла предъявляются те же требования, что и к огранке камней.
     
      1.12. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ
     
      Высокая механическая прочность, большая светостойкость, химическая стойкость, высокая рластичность, прекрасная окрашиваемость, хороший блеск, прозрачность — все эти свойства пластических масс позволили широко исполь
      зовать их при изготовлении ювелирных украшений в качестве имитатора (заменителя) камней органического происхождения — жемчуга, коралла, янтаря и некоторых цветных камней, например бирюзы. Цвет пластмассы и ее прозрачность задаются в зависимости от того, какой камень имитируется.
     
      1.13. КОСТЬ, РОГ
     
      В ювелирном деле используют слоновую кость, мамонтовую, моржовую, а также трубчатую кость (рог) крупных домашних и других животных — коров, оленей. Из рога и кости делают (вырезают) бусы, серьги, браслеты, кольца, броши, а также вставки для ювелирных украшений.
     
      1.14. ДЕРЕВО, ТЕКСТИЛЬ, КОЖА, ФАРФОР, РЕЗИНА, ПАПЬЕ-МАШЕ, ЭМАЛЬ, ЛАКИ
     
      При изготовлении ювелирных украшений нередко используют дерево, кожу, фарфор, нейлоновые, шелковые, шерстяные нити, черную резину, папье-маше, лаки. Дерево применяют в качестве элемента декора и основного материала, текстиль, кожу, черную резину — как декорирующие материалы, фарфор — в качестве вставок и как основной материал. Из папье-маше (картона специальной выделки) делают ювелирные украшения в оправе из драгоценных металлов. Лаки используют для нанесения на живописную поверхность украшений защитной пленки — прозрачной, глянцевой или матовой, бесцветной или окрашенной, что усиливает эффект живописно-красочного слоя изображения, придавая краскам глубину и звучность тона. Эмаль — традиционный материал декора.
     
      1.15. КИСЛОТЫ
     
      Серная кислота H2SO4 — маслянистая, бесцветная, тяжелая жидкость; смешивается с водой в любых соотношениях, выделяя при этом много тепла; при смешивании (во избежание ожогов) необходимо лить кислоту в воду, а не наоборот; необходима для приготовления отбеливающих растворов.
      Соляная кислота НС1 — бесцветная жидкость с резким запахом (смесь воды с хлористым водородом); хорошо растворяется в воде; легко вступает в реакцию со многими металлами; применяется для приготовления бтбелов, травления недрагоценных металлов.
      Борная кислота Н3ВО4 — белое кристаллическое вещество; необходима для приготовления флюса при пайке драгоценных металлов.
      Азотная кислота HNO3 — слегка дымящаяся на воздухе бесцветная жидкость; наиболее сильнодействующая из всех кислот; смешивается с водой в любых соотношениях; применяется как компонент состава пробирных реактивов и при травлении драгоценных (исключая серебро) металлов.
      Ортофосфорная кислота Н3РО4 — бесцветное кристаллическое вещество; необходима как компонент состава электролитов родирования ювелирных украшений.
      Царская водка — красновато-коричневого цвета смесь соляной и азотной кислот в соотношении 2:1 и 3:1. Применяется как компонент состава пробирного реактива.
     
      1.16. ЩЕЛОЧИ И СОЛИ
     
      Бура Na2B4O7-ЮН2О — натриевая соль тетраборной кислоты; используется как флюс и как основа флюсов при пайке драгоценных и недрагоценных металлов.
      Хлористый натрий NO, или поваренная соль, применяется для очистки изделий и отдельных деталей от всевозможных загрязнений и как компонент состава растворов химического пассивирования ювелирных украшений.
      Карбонат натрия, или натрий углекислый, Na2CO3 — соль угольной кислоты; используется в качестве одного из составляющих обезжиривающих растворов и моющих средств.
      Едкий натр NaOH, или гидрооксид натрия,— гигроскопическое твердое белое вещество, хорошо растворяется в воде; используется в электролитах золочения и обезжиривающих растворах при проведении процессов серебрения и родирования.
      Цианистый калий KCN — соль синильной кислоты; очень ядовит, легко растворяется в воде; используется в электролитах золочения и серебрения и в процессе химического обезжиривания.
      Железистосинеродистый калий — ферроцианид калия; используется в электролитах серебрения.
      Хромовокислый калий КгСгО4 — хромат калия или соль хромовой кислоты; двухромовокислый калий К2СгО7 — хромпик или соль двухромовой кислоты; йодистый калий KJ или соль йодистого водорода HJ; применяются соответственно для приготовления растворов электрохимического оксидирования серебра, как компонент состава электролитов химического обезжиривания и пассивирования украшений из серебра и сплавов меди и как компонент пробирных реактивов.
      Карбонат калия К2СО3 — соль угольной кислоты или поташ; порошкообразное белое, легко растворимое в воде вещество; входит в состав электролита блестящего золочения; используется как флюс, как составная часть флюсов и как компонент оксидирующего состава украшений из серебра.
      Силикат натрия NaSiOs — жидкое стекло; является одной из составных частей электролитов золочения, серебрения и родирования.
      Хлористое AgCl и азотнокислое AgNO3 серебро используется как составная часть электролитов серебрения.
      Хлорное золото AuCI — соль золотохлористоводородной кислоты; легко растворимо в воде, спирте, эфире; применяется в электролитах золочения.
     
      1.17. ПАСТЫ
     
      Паста китт. Необходима для фиксации ювелирных украшений в строго определенном положении в процессе закрепки вставок; состоит из канифоли с мелом, канифоли с зубным порошком, канифоли с мелом и мукой; смесь готовят, расплавляя канифоль на огне, одновременно
      добавляя другой компонент и постоянно помешивая; когда смесь примет сметанообразную консистенцию, ее разливают в любые удобные формы и охлаждают в естественных условиях.
      Пасту китт можно приготовить также, используя следующие компоненты: 1 часть шеллака плюс 2 части кирпичной муки или 1 часть черного пека (дегтя) плюс чистый болюс (натуральная минеральная краска) до получения нужной густоты, или 1 часть белого пека плюс 1 часть канифоли плюс 1/4 часть кирпичной муки, плюс 1/2 часть флотированного мела, или 4 части флотированного мела плюс 2 части канифоли, плюс 1/2 часть белого пека, а также немного воска, или 8 частей канифоли плюс 3 части желтой смолы, плюс 12 частей болюса, или
      2 части пека плюс 2 части канифоли, плюс 2 части болюса, плюс 2 части флотированного мела.
      Смоляная смесь и специальная мастика для чеканки. В состав смоляной смеси входят: искусственные или естественные смолы, сухая земля (просеянная) или зола, воск и канифоль. Смесь готовят путем подогрева на огне, постоянно и тщательно размешивая. Затем ее разливают в неглубокие деревянные чашки. Состав и способ приготовления специальной мастики следующий: три части смолы расплавляют в фарфоровой чашке, затем добавляют в расплав две части мелко измельченного красного кирпича или гипсовой муки и совсем немного талька — для пластичности. Расплавленный и хорошо размешанный раствор вливают затем в чеканочный шар — китткугель или специальный плоский ящик.
     
      1.18. ОГНЕУПОРЫ
     
      Асбест — волокнистый материал, держит температуру 600—800 °C, асбестовый картон применяется в качестве изоляционного материала при пайке.
      Кварцевое стекло и фарфор применяют для изготовления ванночек, используемых при проведении процессов отбеливания.
      Монтировочная масса — смесь, состоящая из 30—40 мае. частей каолина, 70—60 мае. частей молодого асбеста, замешанная на воде до густоты сметаны; используется при сборке (пайке) сложных деталей ювелирных украшений.
      Каолин — белый порошок, состоящий из AI3O3, SiO2, SiO3, Р2О5; используется как составная часть монтировочной массы.
     
      1.19. КЛЕИ
     
      Наиболее известны смоляные клш -мастика и шеллак. При п-.п-ив-шии клеями следует помнить: если применяют теплым, то и склеиваемы’ предметы необходимо подогреть; ciыки жлеи-ваемых частей должны быть -орошо подогнаны и прочно прижаты -чем плотнее стыки, тем прочнее и на южнее склеены части; очень важно, чтобы клей был однородным по массе, бед ’-арен и комков; клей должен быть ын-тельно перемешан; смолу подогреть до жидкого состояния.
      Клеи для наклеивания камней можно получить следующим обратом 1 часть шеллака, 1 часть мастики растворить в спирте и добавить глюкозы до ”бразо-вания густой кашицы или 1 часы, шеллака растворить в спирте и мешать с 1 частью хорошо размолотой ь просеянной пемзы, или 2 части полиагаробиота (японского рыбьего клея) и 1 часть мастики растворить в спирте, или 3 части сандарака (смолы для производства лаков) и 3 части терпентина (живицы) растворить в 25 частях спирта, или глицериновое масло перемешать со свинцом глетом (свинцовой охрой) до густоты кашицы, или 2 части полиагаробиоза и 1 часть сахара размешать в 3 частях воды.
      Для закрепления вставок из стекла, янтаря, жемчуга, кости, кораллов и декоративных пластмасс в основном применяется клей «Циакрин-ЭО», основой которого является эфир альфа-циакриловой кислоты.
      Применяются также клеи следующих составов: 10 частей сырной массы плюс 5 частей воды, плюс 2 части порошкообразной гашеной извести, или 1 часть сырной массы плюс 6 частей силиката натрия, или 12 частей сырной массы плюс 10 частей порошкообразной массы, плюс 30 частей цемента, или сырная масса и свежегашеная известь, смешанные до образования тягучей массы, или сырная масса кипятится в воде до образования липкой кашицы, а затем осторожно смешивается с примерно 1/4 массовой частью гашеной извести, или теплое молоко смешивается с винным уксусом для удаления воды, а затем полученная масса смешивается с яичным белком с добавлением малого количества свежегашеной извести, или 1 часть белка смешивается с 1 частью воды, или 1 часть белка, 3 части обожженного гипса смешиваются с 3 частями воды, или 4 части полиагаро-биоза растворяются на слабом огне в спирте и смешиваются затем с 2 частями резиновой мастики и 1 частью аммиачной резины, предварительно растворенной в небольшом количестве спирта, или 2 части полиагаробиоза растворяются в спирте, смешиваются затем с 1 частью мастики, растворенной в 2 частях спирта, затем в полученную массу добавляется 1 часть мелко раскрошенной и увлажненной аммиачной резины — вся смесь кипятится до необходимого загустения.
      KOHEЦ 1 ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
     
     
      ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
     
      К главе 2
      2.1. Допустимая погрешность при взвешивании драгоценных металлов и
      драгоценных и полудрагоценных камней 37
     
      К главе 3
      3.1. Показатели исчисления размера частей окружности 43
      3.2. Золотые припои 585-й пробы, применяемые в отечественной ювелирной промышленности 49
      3.3. Золотые припои 750-й пробы, применяемые в отечественной ювелирной промышленности 49
      3.4. Золотые припои 583-й пробы, применяемые на предприятиях Минместпрома 50
      3.5. Золотые припои 750-й пробы, применяемые на предприятиях Минместпрома 50
      3.6. Золотые припои 500-й и 375-й проб 51
      3.7. Рецепты составления ряда золотых припоев, применяемых за рубежом 51
      3.8. Золотые припои, применяемые за рубежом 52
      3.9. Серебряные припои, применяемые в отечественной ювелирной промышленности 52
      3.10. Серебряные припои, применяемые на предприятиях Минместпрома 53
      3.11. Серебряные припои, применяемые за рубежом 53
      3.12. Медно-цинковые припои, применяемые в отечественной ювелирной промышленности 54
      3.13. Медно-фосфорные припои, применяемые в отечественной ювелирной промышленности 54
      3.14. Припои для изделий из золота 56-й пробы 54
      3.15. Припои для изделий из золота 72-й пробы 55
      3.16. Припои для изделий из золота 94, 92 и 82-й проб 55
      3.17. Припои для изделий из серебра 55
      3.18. Припои для изделий из стали, латуни, меди, алюминия, олова 55
      3.19. Напильники, имеющие массовое применение 59
      3.20. Надфили, имеющие массовое применение 59
      3.21. Отбеливающие и травильные растворы и характеристики процессов отбеливания и травления, применяемых в отечественной ювелирной промышленности 64
      3.22. Отбеливающие растворы и характеристики процессов отбеливания, применяемых на предприятиях Минместпрома 66
     
      К главе 4
      4.1. Номера колец и соответствующие им интервалы диаметров 72
      4.2^ Номера браслетов и соответствующие им интервалы размеров 75
      4.3. Характеристики и рекомендации по использованию в ювелирном производстве платиновых сплавов 78
     
      К главе 5
      5.1. Пример процесса изготовления накладки 87
      5.2. Пример процесса изготовления простой шинки 88
      5.3. Пример процесса изготовления сложной шинки 90
      5.4. Пример процесса изготовления глухого каста для круглых и овальных вставок 93
      5.5. Пример процесса изготовления глухого каста для граненых вставок 94
      5.6. Пример процесса изготовления гладкого ободкового каста 95
      5.7. Пример процесса изготовления ободкового ажурного каста 96
      5.8. Пример процесса изготовления крапанового каста 97
      5.9. Пример процесса изготовления крапанового каста из проволоки 99
      5.10. Пример процесса изготовления открытого корнерового каста 101
      5.11. Пример процесса изготовления встроенного корнерового каста 101
      5.12. Пример процесса изготовления ранта 103
      5.13. Пример процесса изготовления швензы 106
      5.14. Пример процесса изготовления винтового замка к серьгам 107
      5.15. Пример процесса сборки шарнира, иглы и броши 107
      5.16. Пример процесса изготовления шомпольного замка 108
      5.17. Пример процесса изготовления револьверного замка 108
      5.18. Пример процесса изготовления визорного замка 109
      5.19. Пример процесса изготовления коробчатого замка 110
      5.20. Пример процесса изготовления паяного шарнира 111
      5.21. Пример процесса изготовления приЖимного крючка 112
      5.22. Пример процесса изготовления петли 113
      5.23. Пример процесса изготовления стойки (флажка) 113
      5.24. Пример процесса изготовления ушка 114
      5.25. Пример процесса изготовления зерни 115
     
      К главе 6
      6.1. Пример процесса изготовления кольца с верхушкой 118
      6.2. Пример процесса изготовления кольца из проволоки 120
      6.3. Пример процесса изготовления мужского кольца 121
      6.4. Типовой технологический процесс изготовления (монтировки) кольца
      и деталей, полученных методом штамповки и литья (материал — золото пробы 583) 123
      6.5. Пример процесса изготовления фантазийных серег 125
      6.6. Пример процесса изготовления серег со вставкой и элементами декора в виде полосочки 126
      6.7. Пример процесса изготовления серег с витыми элементами декора 127
      6.8. Пример процесса изготовления серег с петельным крючком 128
      6.9. Пример процесса изготовления броши выпиливанием и опиливанием 128
      6.10. Пример процесса изготовления броши-веточки 129
      6.11. Пример процесса изготовления ажурной броши 130
      6.12. Пример процесса изготовления фантазийной броши 132
      6.13. Пример процесса изготовления фантазийного кулона 133
      6.14. Пример процесса изготовления кулона с филигранью 134
      6.15. Пример процесса изготовления кулона геометрической формы 137
      6.16. Пример процесса изготовления цепочки без пайки 138
      6.17. Пример процесса изготовления цепочки с применением пайки 138
      6.18. Пример процесса изготовления браслета 139
      6.19. Пример процесса изготовления заколки 140
     
      К главе 7
      7.1. Ряд сведений о камнях, наиболее часто используемых зарубежными
      фирмами при изготовлении ювелирных украшений 144
      7.2. Пример исполнения глухой закрепки 148
      7.3. Пример исполнения крапановой закрепки 148
      7.4. Пример исполнения корнеровой закрепки 149
      7.5. Пример исполнения клеевой закрепки 149
      7.6. Основные виды брака при закрепке, причины их возникновения, методы устранения 151
     
      К главе 8
      8.1. Пасты на основе окиси хрома (пасты ГОИ) 156
      8.2. Пасты на основе окиси железа (крокусные пасты) 157
      8.3. Пасты на основе окиси кремния (крокусно-кремнеземная) 157
     
      К главе 9
      9.1. Номера, цвет, интервалы температур обжига эмалей для ювелирных изделий из золота, серебра и недрагоценных металлов 162
      9.2. Составы опалесцирующих эмалей, применяемых на предприятиях ювелирной промышленности 164
      9.3. Пример нанесения опалесцирующих эмалей на изделия из томпака 164
      9.4. Пример нанесения эмалевой основы и надглазурных (три цвета) красок на изделия из нейзильбора 167
      9.5. Возможные виды брака при эмалировании и способы их устранения 169
      9.6. Рецепты составления черни 170
      9.7. Составы, черневых сплавов, применяемых в ювелирной промышленности 171
      9.8. Растворы, электролиты и режимы химического и электрохимического пассивирования 173
      9.9. Растворы, электролиты и режимы цветного оксидирования 173
      9.10. Растворы, режимы химического патинирования 174
      9.11. Обезжиривание изделий в органических растворах 176
      9.12. Составы электролитов, режим работы ванн при электрохимическом обезжиривании 176
      9.13. Растворы для химического обезжиривания изделий в процессе золочения, серебрения, родирования 177
      9.14. Составы электролитов для золочения сплавами золото-никель и золото-кобальт, режимы работы ванн 178
      9.15. Составы электролитов для золочения сплавами золото-медь и золото-кадмий, режимы работы ванн 178
      9.16. Составы цианистых электролитов серебрения и режимы работы ванн 180
      9.17. Составы бесцианистых электролитов серебрения, режимы работы ванн 180
     
      К главе 10
      10.1. Пример изготовления филигранного кулона 185
      10.2. Пример изготовления филигранной броши 186
     
      К главе 11
      11.1. Составы, цвет, физические и механические свойства золотых сплавов,
      применяемых для изготовления ювелирных украшений зарубежными фирмами 189
      11.2. Действие состава, приготовленного согласно авторскому свидетельству, на некоторые металлы и сплавы 190
      К главе 12
      12.1. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны производственных помещений 196

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.