1. Понятия о взаимозаменяемости и точности
В современном машиностроении и приборостроении широко применяются специализация и кооперирование производства в рамках как отдельных цехов, так и це лых заводов. Специализация заключается в том, что детали, узлы, агрегаты, входящие составными частями в ту или иную машину или прибор, изготавливаются независимо друг от друга в разных цехах или на раз» ных заводах. К числу таких специализированных заво» дов относятся, например, предприятия, производящие подшипники, электрооборудование, измерительные приборы, резиновые и пластмассовые детали, крепеж я другие специальные изделия, которые поставляются в порядке кооперирования различным машино- и приборостроительным предприятиям.
Подобная специализация и кооперирование позволяют максимально упростить и усовершенствовать производственный процесс и тем самым снизить себестоимость продукции, повысить качество выпускаемых изделий.
Специализация, кооперирование, а также поточные методы сборки, применяющиеся на заводах массового и серийного производства, возможны лишь при наличии так называемой взаимозаменяемости деталей и узлов. Под взаимозаменяемостью понимается свойство изделий, изготовленных независимо- друг от друга, позволяющее заменять их аналогичными изделиями без дополнительной слесарной пригонки, регулировки или подбора с соблюдением заданных требований к работе сопряжений, функционированию механизмов.
Приведенные условия характеризуют лишь взаимозаменяемость по геометрическим размерам, т. е. геометрическую взаимозаменяемость. Между тем детали должны быть взаимозаменяемы не только по размерам, но и по физическим и другим параметрам качества. К физическим параметрам относятся, например, твердость.и пластичность материала, электрические и магнитные свойства. Поэтому в настоящее время ведущую роль играет функциональная взаимозаменяемость, т. е. взаимозаменяемость, удовлетворяющая всем эксплуатационным требованиям.
Взаимозаменяемость имеет громадное значение не только для производства изделий, но и для их эксплуатации. Так, различные экземпляры однотипных изделий в пределах допустимых отклонений должны обладать одинаковыми эксплуатационными свойствами: одинаковой мощностью, скоростью, производительностью, надежностью и т. п. При этом важно обеспечить возможность использования различных сменных узлов и агрегатов, например сменных инструментов к станкам, сменных объективов и измерительных приспособлений к измерительным приборам (микроскопам, проекторам и др.). Это достигается за счет взаимозаменяемости присоединительных элементов (внешней взаимозаменяемости) . Взаимозаменяемость позволяет значительно упростить и ускорить ремонт машин, который в этих условиях сводится к замене изношенных или поврежденных деталей или узлов запасными.
Взаимозаменяемость бывает полная и неполная (ограниченная). В последнем случае при сборке изделия требуется производить некоторую дополнительную работу: сортировку деталей (подбор), регулировку,подгонку. Порой невозможность изготовления полностью взаимозаменяемых деталей обусловлена техническими трудностями или экономическими расчетами. Технические трудности могут заключаться в отсутствии надан-
ном предприятии оборудования, обёспечивающего изготовление деталей с точностью, необходимой для получения полной взаимозаменяемости.
Экономическая целесообразность достижения полной взаимозаменяемости определяется в основном масштабом производства. Для обеспечения выпуска полностью взаимозаменяемых деталей необходимо предварительно подготовить соответствующую техническую базу — -
станки, оснастку, инструменты соответствующей точности, стоимость которых учитывается в дальнейшем в стоимости изготовления изделий и окупается лишь при большом объеме производства. Поэтому полную взаимозаменяемость выгодно вводить в массовом и крупносерийном производствах и невыгодно — в индивидуальном и мелкосерийном. При этом качественные показатели, а также внешняя взаимозаменяемость должны обеспечиваться при любом объеме производства.
Основное условие обеспечения взаимозаменяемости — изготовление деталей с необходимой точностью. Под точностью изготовления понимается степень приближения действительных значений геометрических, физических и других параметров к заданным (расчетным) значениям. Идеальным было бы получение у всех деталей в данной партии одинаковых значений параметров, равных заданным, однако практически это невозможно вследствие производственных погрешностей, возникающих в процессе изготовления и зависящих от состояния оборудования, внешних условий, квалификации рабочего и т. п. Обычно размеры и форма большинства деталей в партии, а также значения других параметров качества несколько отличаются от заданных (рассеиваются относительно заданного значения). Поле рассеивания зависит от точности изготовления. Чем выше точность, т. е. чем меньше погрешности, возникающие в процессе изготовления, тем меньше поле рассеивания, и, наоборот, чем ниже точность, тем больше поле рассеивания.
В связи с этим на рабочих чертежах указываются допускаемые колебания (допуски) размеров, формы, взаимного расположения поверхностей, степени шероховатости поверхности, а в технических условиях — допустимые отклонения других параметров качества. Если после изготовления детали значения всех ее параметров находятся в пределах допуска, то деталь признается годной, в противном случае она бракуется.
В дальнейшем в книге будут рассматриваться только вопросы геометрической взаимозаменяемости.
2. Единая система допусков и посадок СЭВ на гладкие изделия
Системой допусков и посадок называется планомерно построенная совокупность допусков и посадок.
В соответствии с постановлением Государственного комитета стандартов в период с 1.1.1977 по 1.1.1980г. в нашей стране осуществлен переход на новую, единую для всех стран Совета Экономической Взаимопомощи систему допусков и посадок (ЕСДП СЭВ). Создание ЕСДП СЭВ значительно упрощает производственные связи между странами СЭВ, облегчает специализацию и кооперирование предприятий в международном масштабе.
В основе ЕСДП СЭВ лежит международная система допусков и посадок (ИСО). Допуски размеров гладких элементов деталей и посадки, образуемые при соединении этих деталей, установлены СТ СЭВ 144 — 75, СТ СЭВ 145 — 75 и СТ СЭВ 177 — 75, входящими в ЕСДП СЭВ и введенными в действие в качестве государственных стандартов СССР. Основные термины и определения, приводимые ниже, даются по СТ СЭВ 145 — 75.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|