ФPAГMEHT КНИГИ (...) § 64. Чеканка листов или угольников, склепываемых внакрой
При чеканке листов или угольников, склепываемых внакрой, могут встретиться два случая:
1) кромка листов не строгана, следовательно, чеканкой она должна быть подрублена на фаску для получения некоторого угла скоса (около 15°);
2) кромка прострогана под углом.
В первом случае осаживают края листа на некотором возвышении от прилегающей кромки, примерно на 23 толщины
Рис. 119. Чеканка листов при нестроганой кромке.
листа, чтобы под чеканом образовался небольшой уступ. Для этого чекан держат острым углом бойка вверх, как указано на рис. 118. После уплотнения металла получается канавка (рис. 119, а), излишек металла выше этой канавки должен быть обрублен зубилом. После обрубки край листа примет форму, указанную на рис. 119, б. Затем чеканом проводят по выступающему краю, вследствие чего металл и в этом месте осаживается и плотно прилегает к плоскости соседнего листа. И, наконец, чеканом е более узким бойком еще раз проходят кромку листа,, чем достигается лучшее уплотнение, а следовательно, и прижатие прочеканенного края к соседней поверхности листа.
Во втором случае, когда кромка предварительно обстрогана (рис. 120) на кромкострогальном станке, вследствие чего образуется некоторый скос кромки, чеканом с закругленным бойком, поставленным так, чтобы он несколько отступал от соседнего листа, производят уплотнение металла. В результате этой операции образуется канавка. В дальнейшем работа идет в таком же порядке, как и в первом случае: сначала, поль-
зуясь осадкой, потом чеканом с широким бойком и таким же чеканом с узким бойком, постепенно уплотняют металл книзу. При чеканке образуется тонкая полоса металла в виде заусеницы, которая срубается краем чекана.
Элементы шва (рис. 121) при нормальной чеканке должны иметь характеристику, приводимую в табл. 33.
Таблица 33 Характеристика элементов шва при нормальной чеканке
§ 65. Чеканка стыков
Чеканку листов, склепанных впритык (рис. 122), производят следующим образом: параллельно линии стыка, по обе стороны от нее, делают на расстоянии 3 мм насечки зубилом, потом чеканом; упирая край его бойка в образовавшуюся насечку, производят уплотнение металла в сторону линии стыка. То же самое делают и с противоположной стороны от стыка.
Вследствие произведенного уплотнения кромки листов немного приподнимутся, при этом вторая кромка, упершись в первую, уже уплотненную, выступает вверх немного больше, чем первая (рис. 123). Далее чеканом с плоским или выгнутым бойком обе кромки осаживают вниз (рис. 124). При этом более выступающая кромка перекроет соседнюю, что и создаст непроницаемость стыка.
В стыках, подлежащих чеканке, нормальным считается зазор в 1 мм при толщине листов от 5 до 8 мм и в 2 мм при толщине свыше 8 мм.
При наличии зазоров, больших чем указано выше, разрешается постановка заделок из мягкой стали (рис. 125, 126).
Рис. 127. Стыкование листов Рис. 128. Положение чекана разных толщин. при работе.
В табл. 34 приведены величины зазоров в зависимости от толщины соединяемых листов.
Таблица 34 Величины зазоров
Величина зазоров, мм Толщина согдинягмых листов, мм
При стыке листов разной толщины (рис. 127) у более толстого листа снимают по стыку разность толщины на фаску шириной 15 — 20 мм.
§ 66. Чеканка пазов
Продольные швы листов называются пазами. Чеканка их ничем не отличается от чеканки обычных заклепочных швов..
Чеканка пазов судна производится со строительных лесов, окружающих строящееся судно и имеющих несколько ярусов.
Фаска
Чеканка производится снаружи судна. Рабочий при этом может занимать любое удобное для работы положение, которое должно также обеспечивать надлежащее положение чекана относительно паза (рис. 128).
Пазы обычно располагаются в горизонтальном продольном направлении, причем подлежащая чеканке кромка может находиться сверху, снизу или сбоку относительно положения рабочего. При чеканке пазов необходимо придерживаться системы, при которой невозможно было бы оставить какой-либо участок незачеканенным и которая обеспечивала бы попеременный отдых различным группам мускулов рабочего переходом на чеканку пазов, расположенных по-разному.
Ввиду того, что правая рука, держащая рукоятку молотка, утомляется больше, чем левая, направляющая ствол пневматического молотка, надо приучаться работать также и левой рукой. Это позволит давать отдых правой руке, не снижая производительности труда. При работе шланг не должен мешать молотку или висеть на руке.
Для обегчения работы при чеканке пазов ударный вставной инструмент (чекан) смазывается минеральным маслом, керосином или мыльным раствором (эмульсией). Смазанным инструментом легче работать; при этом он не теряет своих свойств от чрезмерного нагревания, так как своевременно охлаждается смазкой.
Во избежание сильного нагрева и защемления зубил и чеканов их следует во время работы менять. Для этого останавливают молоток и вынимают инструмент рукой (обязательно защищенной рукавицей). После чеканки паз следует обдуть воздухом из шланга, наблюдая, чтобы частицы металла не попали в находящихся поблизости рабочих.
§ 67. Чеканка заклепочных головок
Для чеканки заклепочных головок (рис. 129) пользуются чеканом с закругленной поверхностью бойка, причем последний ставят не по направлению линии окружности головки, а под некоторым углом к этой линии, благодаря чему уплотнение металла происходит более широкой полосой. После этого чеканом уплотняют головку по краю, действуя легкими ударами молотка.
Если по требованиям, предъявляемым к конструкции, кроме самого паза, необходимо чеканить еще и головки заклепок, то работу нужно начинать с чеканки головок заклепок, а затем уже чеканить кромки листа. Если прочеканить сначала паз, а потом головки заклепок, то можно получить большее сжатие у заклепок, и кромки листа, находящиеся на некотором расстоянии от места максимального прижима, будут стремиться приподняться и сведут на нет всю работу. Если нет возможности удалить слабую заклепку, то ее подправляют чеканкой следующим образом (рис. 130): чеканом с полукруглым бойком глубоко осаживают металл на головке заклепки, образуя кольцевую канавку приблизительно над стержнем заклепки. Благодаря осаживанию металл заклепки плотно прижимается к стенкам отверстия; потом чеканом уплотняют как самый край заклепочной головки, так и среднюю ее часть, чем достигается лучшее прижатие к поверхности листа.
Чеканку тонких листов (до 5 мм) обыкновенно не производят, так как от ударов края тонкого листа не уплотняются,
а выпучиваются. В таких случаях при сборке прокладывается по шву перемычка — полоска парусины, промазанная жидким суриком.
Назначение обделочных угольников — создать водонепроницаемость соединения.
В судостроении обделочные угольники ставятся:
1) по контуру непроницаемых переборок и флоров в местах их присоединения к борту, днищу, палубам и настилу двойного дна;
2) по контуру непрерывных связей, проходящих через листы переборок и палубного настила;
3) по контуру комингсов люков, шахт, мачт и т. п., проходящих через палубы, и т. д.
В местах прохода непрерывных частей набора через листы делаются вырубки несколько большего размера, чем сама связь, а поэтому пролет между нею и кромкой вырубки необходимо закрыть и сделать водонепроницаемым. Для этой цели применяются 41 обделочные угольники, изготовляемые по снятым с места шаблонам (деревянным). В соответствии с довольно сложной конфигурацией связи угольники высаживаются в кузнице, ставятся на место, приклепываются и прочеканиваются по всему контуру.
На рис. 131 показан проход бортового стрингера через водонепроницаемую переборку. Как видно из рисунка, для такого прохода необходимо иметь четыре угольника, два из которых довольно сложной формы. Кроме чеканки по контуру на переборке, необходимо чеканить также кромки полок обделочных угольников и их торцы, прилежащие к листу и угольникам стрингера, а также места их соединения между собой.
На рис. 132 показан проход через водонепроницаемую переборку внутреннего киля судна без двойного дна.
Рис. 131. Проход бортового стрин- Рис. 132. Проход внутреннего киля гера через водонепроницаемую через водонепроницаемую переборку, переборку.
При косом проходе связей через переборки обделочные угольники выполняются еще более сложными, т. е. с наклоном полок на срез.
Чеканка кромок угольников производится теми же способами и приемами, что и чеканка листов.
При изготовлении котлов необходимо соблюдать такой порядок сборки, который обеспечит наибольшее применение машинной клепки или сварки; при этом необходимо следить, чтобы все швы, подлежащие чеканке, чеканились в то время, когда это наиболее удобно; например, огневая коробка котла должна быть склепана и прочеканена до установки ее в котел. Стыковые планки барабана и швы днищ котла чеканятся снаружи. Швы судовых шотландских котлов чеканятся изнутри и иногда с двух сторон.
При определении доброкачественности постановки заклепок в котлах, кроме обычных способов проверки их по звуку у котлов, бывших в эксплуатации, пользуются видимыми признаками: вокруг головок недоброкачественных заклепок материал листа обычно обесцвечен.
Неисправные кромки швов и слабые заклепки обнаруживать легче всего тогда, когда котел находится под паром, так как в неисправных местах будет видно пропаривание.
§ 69. Чеканка котельных конструкций
Чеканку кромок и заклепок котла не рекомендуется производить под паром, так как при этом невозможно установить поддержку внутри котла. При чеканке котлов под паром неизбежны пропуски пара в каком-либо месте, что может привести к тяжелым ожогам. Кроме того, если чеканить нагретые листы, то после охлаждения их могут появиться зазоры и котел даст течь.
Нельзя также чеканить котел, находящийся под гидравлическим пробным давлением, так как и в этом случае невозможно сохранить целостность шва с обратной стороны. Кроме того, напряженное состояние листов и заклепок вызывает их относительное смещение, которое как бы закрепится чеканкой. Когда же давление снимается, то смещенный материал вернется в исходное положение и чеканка нарушится.
§ 70. Чеканка трещин
Иногда в листовом материале появляются едва заметные трещины, которые можно обнаружить таким путем: лист смазывают керосином, затем насухо вытирают и ударяют по нему
молотком; при ударах молотка керосин проникает в трещины и выступает вдоль них на поверхность листа. Положение трещины нужно отметить, чтобы заварить или за-чеканить ее и ограничить дальнейшее распространение.
Способы заделки трещин зависят от длины и расположения их. Мелкие трещины можно удовлетворительно и на продолжительное время заделать чеканом с серповидным концом, называемым фуллером. Ударяя фуллером (рис. 133, положение инструмента и II) то с одной, то с другой стороны трещины, можно края ее сблизить с достаточной плотностью.
§ 71. Чеканка пробок, накладных листов и наклепышей
Обнаруженные в целом листе трещины длиной не более 45 мм с концами, выходящими в отверстие, прорезанное в листе, можно заделать пробкой.
Для этого подбирают проходной метчик несколько большего диаметра чем длина щели, и в листе поверх трещины сверлят отверстие, достаточное для работы метчиком. Отверстие нарезается и в него ввертывается пробка с резьбой. Концы такой пробки необходимо расчеканить подобно тому, как чеканятся потайные заклепки.
Заплаты, накладные листы и наклепыши после установки следует чеканить по контуру; для возможности чеканки их кромки должны иметь фаски.
§ 72. Чеканка цистерн, резервуаров, баллонов
Резервуары, баллоны, цистерны до окончательной сборки чеканятся на месте изготовления. Чеканить можно изнутри и снаружи, в зависимости от требований, предъявляемых к конструкции.
Перед чеканкой следует изделия хорошо закрепить и придать им такое положение, при котором было бы удобно работать. Для уменьшения шума рекомендуется покрывать издечия веревочными матами.
Если изделия выполнены из тонкого материала, следует позаботиться о том, чтобы с обратной стороны чеканящаяся или срубаемая кромка была подперта прочно закрепленными угольником, бруском дерева или доской, поставленной на ребро.
В тех случаях, когда приходится выполнять внутреннюю чеканку в тесных резервуарах, баллонах и полых конструкциях, необходимо, чтобы один какой-либо лист на участке, не требующем внутренней чеканки, не приклепывался до окончания всех работ.
§ 73. Виды брака при чеканке
Под влиянием ударов чеканом кромка металла осаживается и приобретает повышенную твердость, хрупкость и упругость. Эти приобретенные при чеканке свойства металла называются наклепом.
Металл, подверженный наклепу, слабее сопротивляется разрушающему действию коррозии, в то же время наклеп способствует непроницаемости конструкции.
Более мягкие марки стали, как например, Ст. 1, Ст. 2, больше подвержены наклепу при чеканке, чем Ст. 3, Ст. 4 и Ст. 5.
Чеканка может также повредить кромки листов, на которых образуются плены, развивающиеся впоследствии в трещины. В зависимости от величины и густоты расположения плен иногда невозможно добиться непроницаемости; в этих случаях кромку подрубают и снова производят ее чеканку.
Нужно следить за тем, чтобы чеканка швов производилась под должным углом к обчеканиваемой поверхности и таким инструментом, у которого углы рабочей части имели бы внизу закругление. Такой инструмент способствует лучшему уплотнению шва и в то же время устраняет возможность образования канавки вдоль шва, которая в свою очередь способствует задержанию сырости и ржавлению металла.
Шов, который после чеканки оказывается недостаточно уплотненным, в результате чего не достигается полная непроницаемость, считается бракованным и подлежит, как правило, повторной чеканке.
Чеканочные работы проверяются испытанием на водонепроницаемость. Испытывать можно следующими способами: 1) давлением столба воды (гидравлический способ); 2) струей воды из брандспойта или помпы, причем струю надо направлять в прочеканенную кромку листа; 3) обдувкой швов воздухом из шланга от пневматической сети, при этом испытании противоположная сторона шва покрывается мыльным раствором, который в местах неплотностей будет давать пузыри.
При гидравлическом испытании в некоторых прочеканенных местах по шву может просочиться вода в виде тонких струек или отдельных капель — „слезинок. Неисправные места следует пометить мелом и дополнительно подчеканить, если давление воды небольшое. Чеканку под большим давлением вести нельзя, так как шов напряжен и при ударах вибрирует напряженная кромка, что может привести к усилению течи по всему шву или по значительной его части.
Для, подчеканки отдельных небольших мест шва часто пользуются чеканом с узким бойком, осаживая металл легкими ударами над местом течи. Если осадить металл больше, чем следует, то может произойти уплотнение до предела, и тогда даже легкий удар по шву вызовет течь по всей длине шва. В таких случаях дальнейшая чеканка уже не поможет; необходимо вновь срубить кромку и весь процесс чеканки произвести снова. При сильных ударах молотка можно нарушить плотность шва, так как боек чекана может действовать в этом случае как клин, подрывая кромку листа (рис. 134), что совершенно недопустимо.
Из вышеизложенного следует, что мнение некоторых чеканщиков о том, что чем сильнее и продолжительнее производить чеканку, тем лучше уплотняется кромка шва и, следовательно, тем лучше гарантируется полная непроницаемость, неправильно.
§ 74. Испытание чеканочных работ
Рис. 135. Образование канала между листами при продолжительной и сильной чеканке.
Рис. 134. Подрыв края листа узким бойком чекана.
На производстве были проведены опыты чеканки швов нормальной, а также более легкой и менее продолжительной.
При разрезе зачеканенных швов было обнаружено, что при продолжительной и более сильной чеканке образовалось нечто вроде каналов между кромкой листа и заклепками (рис. 135), что совершенно недопустимо. При легкой чеканке такие каналы не образуются, что делает заклепочное соединение более непроницаемым.
При сильном уплотнении металла он слоится и на его поверхности образуется тончайшая почти незаметная чешуя, т. е. происходит перенапряжение металла.
§ 75. Испытание корпуса судна
Перед началом испытания отдельных стыков корпуса судна в них заканчиваются все чеканочные работы; на горловинах устанавливаются крышки на прокладках из резины, парусины, картона или меди; в крышках высверливаются отверстия для налива воды, а в самой нижней точке отсека — отверстия для спуска ее; для возможности выхода и для предупреждения образования „воздушных мешков“ в самых верхних участках отсека сверлятся отверстия. Отверстия диаметром 10 — 13 мм для прохода воздуха и спуска воды сверлятся также в обделочных угольниках. После испытания эти отверстия закрываются пробками на резьбе и наглухо зачеканиваются.
Если переборки отсеков имеют односторонние обделочные угольники, то в первую очередь испытываются такие отсеки, у которых все обделочные угольники остаются снаружи, т. е. С той стороны, с которой будет производиться осмотр и подчеканка обделки.
Обычно в целях экономии времени отсеки испытываются через один; это позволяет промежуточные флоры или переборки испытывать всего лишь один раз.
|Для налива воды и создания давления на одной из горловин отсека ставится крышка толщиной 10 — 13 мм, в которой нарезаны отверстия для нарезного ниппеля шланга или цапки рогатки, смотря по тому, будет ли давление создано столбом воды или гидравлическим прессом. Если давление создается столбом воды, то шланг присоединяется другим концом к наливной цистерне, уровень воды у которой находится на высоте, соответствующей испытательному давлению (рис. 136), Если давление создается гидравлическим прессом, то рогатка одним концом присоединяется к шлангу, идущему от пресса, а другим — к контрольному манометру (рис. 137).
Когда отсек находится под полным давлением, производится осмотр поверхностей отсека, при этом отмечаются места, где появляется течь; после понижения давления в местах течи, где это допустимо, производится чеканка. Чеканку под давлением производить не следует, так как при этом может нарушиться плотность соседних швов. Для наблюдения за ходом испытаний по всем сторонам отсека расставляются чеканщики, которые обязаны отметить места течи и ликвидировать их.
Во время гидравлического испытания у заклепок, перегретых при постановке и изготовленных из стали с излишним содержанием углерода, отлетают головки. Такие заклепки, а также слабые заклепки подлежат замене. Неосторожная замена заклепок может нарушить плотность чеканки, а повторная чеканка,
требующая повторной обрубки кромок, уменьшает расстояние заклепки от края, т. е. прочность шва уменьшается. Поэтому заклепки, незначительно пропускающие воду, лучше не менять, так как через непродолжительное время коррозия делает заклепку непроницаемой; заменять следует лишь те заклепки, которые дают значительную течь.
Отсеки испытываются наливом воды, создающей давление до 1,5 атм, или гидравлическим прессом, в случае если требуется создать большее давление (в 10 атм и выше).
В зимнее время отсеки заполняются горячей водой, которая подогревается подводом в них пара. Ввиду того, что нагрузка на конструкцию отсека от давления воды бывает большой, перед испытанием стенки надо подкрепить подпорами и стяжками там, где можно ожидать их выпучивания.
Спуск воды производится после испытания через отверстия в днище судна, закрываемые затем пробками и зачеканиваемые.
Котлы испытывают обычно водой (гидравлическим испытанием). Гидравлическое испытание котлов, требуемое органами котельного надзора, производится для определения непроницаемости заклепочных швов, развальцовки труб, крепления связей и связных болтов, а также для выявления скрытых трещин в листах и трубках.
Рис. 136. Испытание отсека столбом воды.
Рис. 137. Испытание отсека прессом.
§ 76. Испытание котлов
Испытывать необходимо как новые, так и старые котлы. Гидравлическое испытание котлов позволяет сразу обнаружить плохое качество материалов, конструкции и работы.
Гидравлическое испытание производится сначала на плотность, причем давление поднимают постепенно до величины, меньшей на 0,7 атм величины давления, на которое установлен предохранительный клапан. Такое давление поддерживается до тех пор, пока вся котельная арматура не будет проверена на плотность. При гидравлических испытаниях крышки лазов и люков, спускные пробки и клапаны на присоединительных магистралях обычно закрываются. В случае обнаружения течи вследствие неисправности или неплотности прокладок последние надо осадить ударами молотка и поджать гайки.
Во время гидравлического испытания по подтекам и струйкам воды легко обнаружить неисправные места. Необходимо осматривать все швы и каждую заклепку; огневую коробку и ее швы осматривают изнутри через топку. Все места течи следует отметить мелом.
§ 77. Испытание резервуаров и баков
Перед испытанием резервуаров и баков на все отверстия ставят заглушки, открытыми оставляются только патрубок для присоединения шланга насоса и отверстие в самой верхней точке резервуара для выхода воздуха при заполнении резервуара водой. Заглушки ставятся с парусиновыми прокладками на сурике или с резиновыми прокладками. В случае очень больших давлений ставятся свинцовые или медные прокладки.
После того как из отверстия для выхода воздуха появится вода, а это означает, что резервуар наполнен, отверстие закрывается нарезной пробкой или заглушкой.
В некоторых случаях в резервуарах могут остаться воздушные мешки, т. е. места, не заполненные водой. Они получаются там, где есть выпуклые части, имеющие форму опрокинутой чаши или колокола. При накачивании воды эти места заполняются. Для проверки непроницаемости этих участков в верхних их точках необходимы отверстия, благодаря которым вода заполняет отсек полностью. Воздушные мешки можно обнаружить обстукиванием резервуара: участки с воздушными мешками издают более глухой звук, чем участки, заполненные водой.
Тонкостенные резервуары и баки надо испытывать давлением сжатого воздуха, идущего от воздушной магистрали. Неплотность резервуара можно определить по образованию пузырей на мыльном растворе, которым покрываются кромки шва и головки заклепок.
Плотность резервуара небольших размеров можно проверить погружением его в воду, создав в нем предварительно
внутреннее давление. В местах неплотностей будут появляться воздушные пузыри. Неответственные баки испытывают, обливая их водой из брандспойта.
§ 78. Определение квалификации чеканщиков
Степень квалификации чеканщиков характеризуется 1 — 7 разрядами. Разряды устанавливаются с учетом тяжести работы, утомительности, необходимости работать под открытом небом в любую погоду и т. п.
Ученик чеканщика 1-го разряда выполняет первые ученические работы.
Ученик чеканщика 2-го разряда работает подручным, выполняет несложные мелкие работы при чеканке и испытании конструкции.
Чеканщик 3-го разряда подготавливает к испытанию части судна по указанию чеканщика высшего разряда; выполняет самостоятельную чеканку кромок, накрывающих горизонтально лежащие листы, и окатку заклепок в частях конструкций, подвергающихся испытанию брандспойтом. Он должен
а) знать устройство пневматических молотков, виды чеканки; чеканку головок заклепок;
б) уметь обращаться с пневматическими молотками и инструментом.
Чеканщик 4-го разряда выполняет чеканку пазовых и стыковых кромок, накрывающих вертикальные листы с подрубкой их; чеканку полок и спинок вертикально стоящих угольников с подрубкой полок, без разрубки листов, с обделкой углов, обрубкой и постановкой заделок; чеканку и окатку заклепок деталей в частях корабля, испытываемых давлением до 2 атм; проводит испытание брандспойтом по указанию мастера. Он должен
а) знать виды чеканки; устройство и работу пневматического молотка; различный вставной ударный инструмент; механические свойства материалов; виды брака клепки и чеканки;
б) уметь работать правой и левой рукой; заправлять инструмент; обращаться с пневматическими молотками.
Чеканщик 5-го разряда выполняет чеканку стыков листов при присоединении их на планке, затылков листов при испытании давлением, полок и спинок угольников с подрезкой кромок под чеканку, с разрубкой листов или без нее; чеканку заклепок, пазов и стыков всех листов с обрубкой углов и с заделкой под испытание до 5 атм подправку мест течи при испытании; чеканку независимо от величины давления и чеканку в неудобных местах кривыми чеканами. Он должен
а) знать все виды чеканки; применяемый инструмент; рубку дюралюминия; название и расположение частей судна (для судового чеканщика);
б) уметь чеканить стыки листов на планке, чеканить кривыми чеканами в тесных и неудобных местах.
Чеканщик 6-го разряда выполняет чеканку ответственных частей судна и других конструкций с разрубкой и всевозможными заделками под испытание до 12 атм; чеканку вручную под давлением; производит испытания давления до 5 атм. Он должен
а) знать все виды чеканки и способы испытаний; механические свойства материалов; название и расположение частей судна (для судового чеканщика);
б) уметь давать указания для изготовления необходимого инструмента; расставлять бригаду при испытаниях; определять места для сверловки воздушных отверстий.
Чеканщик 7-го разряда выполняет чеканку ответственных частей под испытание до 15 атм вручную обеими руками; проводит подготовку к испытанию; руководит бригадой при испытании при различных давлениях. Он должен
а) знать все виды чеканки и способы испытаний; механические свойства материалов, название и расположение частей судна (для судового- чеканщика);
б) уметь давать указания для изготовления необходимых инструментов; расставлять бригаду при испытаниях; указывать места для сверловки воздушных отверстий.
Контрольные вопросы
1. Для какой цели производят чеканку?
2. Какие способы чеканки вы знаете?
3. Как производят чеканку стыков?
4. Какие инструменты необходимы для чеканки?
5. Как производят чеканку заклепочных головок?
6. Какие виды брака при чеканке вы знаете?
7. Как производят испытание чеканочных работ?
8. Как испытывают корпус судна?
9. Как испытывают котлы?
10. Что должен знать чеканщик 4-го разряда?
Глава XII ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КЛЕПАЛЬЩИКА, РУБЩИКА, ЧЕКАНЩИКА И НАГРЕВАЛЬЩИКА ЗАКЛЕПОК
§ 79. Задачи техники безопасности
Задачей техники безопасности является изучение и устранение опасных явлений, которые могут возникнуть при работе и вызвать то или иное повреждение организма, и создание таких условий на производстве, которые обеспечили бы полную безопасность и наибольшую производительность труда рабочего.
Повреждение организма на производстве обычно называют производственным травматизмом
В результате механизации ручных работ, ограждений движущихся деталей станков и машин, очищения воздуха от производственной пыли при помощи вентиляции, выдачи дополнительного жирового питания на вредных работах, выдачи специальной одежды при работе с кислотами и вредными газами, а также повышения квалификации рабочих — количество производственных травм и профессиональных заболеваний значительно сократилось, однако эти случаи еще не устранены полностью.
В подавляющем большинстве несчастные случаи вызываются не случайными явлениями, а наличием таких причин, которые можно предвидеть и устранить. Эти причины возникают в значительной степени от того, что некоторые рабочие, особенно вновь поступившие на предприятие, не имеют ясного представления о безопасном методе работы по своей специальности.
В целях предупреждения несчастных случаев на каждом предприятии проводят так называемый вводный инструктаж для всех вновь поступающих рабочих и периодически проверяют знания по технике безопасности у всех рабочих. Цель вводного инструктажа — научить вновь поступающих рабочих правильному подходу к работе, привить им навыки правильного обращения, с точки зрения безопасности труда, с машиной и инструментом.
Вводные инструктажи проводятся в специальных кабинетах, в которых имеются защитные приспособления, печатные и фотомонтажные плакаты, фотоснимки конкретной обстановки несчастных случаев и т. п.
Основным наглядным пособием на занятиях являются специальные щиты с диапозитивами, иллюстрирующими определенный раздел правил техники безопасности по той или иной специальности. Анализ причин производственного травматизма особенно ясно подсказывает поступающим рабочим, как следует вести себя на производстве.
Рабочий должен усвоить, что только хорошее знание своей машины, хороший уход за нею и правильная организация труда гарантируют высокую производительность и устраняют возможность каких бы то ни было несчастных случаев. При этом необходимо отметить, что важно не только знать и выполнять правила по технике безопасности, но и уметь всюду подмечать и устранять неполадки, которые могут быть причиной несчастного случая.
1 Травма — повреждение, рана, ушиб и т. д.
Следующим этапом ознакомления вновь поступающего рабочего с правилами техники безопасности является инструктаж у рабочего места.
В вводном инструктаже даются общие установки и общие сведения по технике безопасности, а конкретные знания правил безопасной работы рабочий получает на месте. Проведение этого ответственного инструктажа поручают мастеру или опытному руководителю.
Работники по охране труда и технике безопасности должны тщательно контролировать проведение инструктажей.
§ 80. Общие требования по технике безопасности для клепальщиков, рубщиков, чеканщиков и нагревальщиков заклепок
Приступая к работе, клепальщик, рубщик, чеканщик и нагревальщик должны твердо помнить, что им необходимо работать только на хорошо организованном рабочем месте, иметь всегда исправный инструмент, предвидеть и учитывать заранее все опасности, которые могут встретиться в работе, и проводить работу так, чтобы не причинить увечья себе и окружающим. Для этого они должны соблюдать правила, изложенные в типовых инструкциях, выдержки из которых приведены ниже.
I. Вводная часть
1. Выполняй инструкцию по технике безопасности — этим предохранишь себя и окружающих от несчастного случая.
2. Выполняй только ту работу, которая тебе поручена, и при условии, что безопасные способы ее выполнения тебе известны. В сомнительных случаях обращайся к мастеру за разъяснением.
3. Перед началом новой работы получи от мастера разъяснение о безопасных методах ее выполнения.
4. Заметив нарушение инструкции другим рабочим, не оставайся к этому безучастным, а предупреди его о необходимости соблюдения требований по технике безопасности.
II. Перед началом работы
Приступая к работе, обязательно выполни следующее:
а) приведи в порядок свою одежду, застегни или подвяжи обшлага рукавов, надень головной убор;
б) осмотри свое рабочее место, убери все из-под ног, проверь исправность ограждений проемов, убери все с проходов и не загромождай их;
в) если пол скользкий (облит маслом, водой, краской) — потребуй, чтобы его посыпали песком, опилками или сделай это сам.
А. Для клепальщиков и их подручных
1. Работай только исправным инструментом:
а) пневматический молоток должен быть хорошо промыт и смазан, его курок должен ходить без задержек;
б) хвостовик вставного инструмента должен плотно входить в буксу молотка;
в) шланги должны иметь заершенные штуцера и укрепляться на них хомутиками; шланги не должны иметь рванин и свищей;
г) соединять шланги гладкими трубками запрещается.
2. Во время работы пользуйся защитными очками, матами и наколенниками.
3. Для освещения рабочего места пользуйся переносной электрической лампой с напряжением электрического тока не свыше 36 в, а в закрытых отсеках, котлах — не свыше 12 в. Не пользуйся переносной электрической лампой без защитной сетки и исправного шнура в резиновой трубке.
4. Не переноси и не поднимай тяжестей, если их вес превышает 50 кг для мужчин и 20 кг для женщин и подростков 16 — 18 лет.
5. Не прикасайся к электрическим проводам и электрооборудованию: можешь попасть под напряжение.
6. Работая вблизи от электросварщика, требуй для защиты глаз ограждения места сварки переносными щитами или ширмами.
7. При совместной работе с электросварщиком или газорезчиком остерегайся брызг расплавленного металла, пламени газовой горелки и пользуйся защитными очками со специальными стеклами.
8. Запрещается пользоваться электросварочным или газорезательным инструментом в отсутствие электро-газосварщика или газорезчика, если ты не допущен к работе с этими инструментами.
9. Работая на наждачном точиле, не поднимай защитного экрана, а при отсутствии его защищай глаза очками. Обрати внимание на зазор между камнем и подручником: он не должен быть более 3 мм- если этот зазор более 3 мм — таким точилом не-пользуйся и заяви об этом мастеру.
10. Шланги, применяемые для работы с пневматическим молотком, должны иметь диаметр не менее 13 мм (см. технические характеристики пневматического инструмента) для рубочно-чеканочных молотков и не менее 16 мм для клепальных молотков, а длина шлангов от воздушной магистрали — не более 12 м. При большей длине шланга имеет место большое снижение давления воздуха у рабочего места, что приводит к неправильной работе молотка и к несчастным случаям.
11. Присоединение и отсоединение шлангов к воздушной магистрали и к пневматическому молотку должно производиться при закрытом вентиле воздушной магистрали.
12. Присоединение шлангов к воздушной магистрали и к пневматическому молотку необходимо производить особенно тщательно и надежно. При плохом присоединении шлангов во время работы они могут отсоединяться, и выходящий под давлением воздух может причинить травму работающему и стоящим рядом с ним.
13. Перед присоединением к пневматическому молотку необходимо продуть сжатым воздухом шланг для того, чтобы удалить из него грязь и пыль, которые засоряют молоток, а это может явиться причиной нарушения правильной его работы. Во избежание засорения глаз стоять против отверстия шланга во время его продувки запрещается.
14. Перед тем как нажать клапан для пуска молотка, вставной рабочий инструмент необходимо плотно приложить к обрабатываемой поверхности для того, чтобы он не выскочил из буксы и не причинил бы травму окружающим людям.
15. При поломках хвостовиков вставного инструмента отключи молоток перекрытием магистрального вентиля и осмотри его, прежде чем вставить новый инструмент; в стволе молотка не должно находиться никаких посторонних предметов.
16. Уходя с места работы, вынь вставной инструмент и за-
крой магистральный вентиль.
17. Обращайся бережно с молотком, не подвергай его ударам, предохраняй от грязи и воды. Сменяй нагревшийся вставной инструмент.
18. При обнаружении утечки воздуха из шлангов, а также при обрывах шлангов и при перерывах в работе подача воздуха должна быть выключена перекрыванием вентиля магистрали. Прекращение подачи воздуха посредством перегибания шлангов запрещается.
19. При работе клепальщика на подмостях заклепки могут случайно упасть и ранить кого-нибудь из находящихся внизу, поэтому заклепки должны быть уложены в ящик и ни в коем случае не разбрасываться на производственных участках.
20. При работе на высоте необходимо требовать, чтобы леса и подмостки были изготовлены и установлены в соответствии с правилами техники безопасности. Доски настила должны быть без сучков. Доски необходимо уложить без щелей и надежно прикрепить к пальцам. Стыковка досок настила должна производиться только на пальцах, а не между ними. Подмостки должны иметь бортовые доски высотой 18 см от настила и перильные ограждения — на высоте 1 м. Бортовые доски и перильные ограждения укрепляются с внутренней стороны стоек.
Перильные ограждения должны быть гладко остроганы.
При пользовании подвесными подмостями необходимо требовать их раскрепления во избежание раскачивания во время работы. Кроме того, при работе на высоте необходимо иметь верхолазный пояс и привязываться им к хорошо укрепленным конструкциям.
21. При выбивке (срубке) заклепок необходимо устанавливать щитки или другие приспособления для того, чтобы предохранить окружающих от удара этими заклепками.
22. В случае работы у токонесущих проводов необходимо требовать их выключения, а при невозможности выключения — ограждения проводов.
23. Клепальщики, рубщики и чеканщики обязаны во время работы пользоваться предохранительными очками во избежание попадания в глаза отлетающих осколков, шлака и ржавчины. Работать нужно обязательно в рукавицах, так как от горячих заклепок молоток через обжимку сильно нагревается.
24. Работая с вагой, следи, чтобы крючок,’ поддерживающий вагу, был надежно закреплен.
25. Перед клепкой дай сигнал подручному „Держать заклепку".
26. Отвертывая гайки, пользуйся исправными и соответствующими гайке ключами.
Применять контрключи, прокладки, трубы запрещается. Собирай болты, гайки и шайбы в переносный ящик.
27. Не допускай развертки подборных заклепочных отверстий, пока подручный не уйдет из района расположения отверстия.
28. С пневматической поддержкой не разрешай работать подручному в темноте.
29. Неисправным молотком не работай, сдай его в кладовую. Запрещается самому производить ремонт и разборку пневматического молотка.
Б. Для нагревальщиков заклепок
1. Работай в защитных очках и в рукавицах.
2. Береги шланги с заершенными штуцерами, укрепленные на штуцере хомутиками (или проволокой). Пользуйся шлангами без рванин и свищей.
3. Перемещая груз совместно с товарищами, поднимай и опускай его по команде.
4. Не прикасайся к электрическим проводам и электрооборудованию: можешь попасть под напряжение.
5. На высоте работай только с лесов.
6. Сам не подстраивайся, не разбирай лесов и не перегружай их излишним грузом.
7. Не бросай ничего вниз. Не оставляй на лесах незакрепленных предметов.
8. Требуй удаления работающих по одной вертикали над тобой и под тобой, так как упавшие вниз инструмент, деталь, заклепка грозят несчастным случаем тебе и твоему товарищу.
9. Не стой, не проходи и не работай под подвешенным грузом.
10. Продувая шланг сжатым воздухом, не стой против свободного конца шланга и не смотри внутрь него. Не обдувай воздухом ни себя, ни своих товарищей.
11. Замерзший шланг не продувай паром, а сдай его в кладовую.
12. Не отсоединяй воздушного шланга от торца, не закрепив клапан на магистрали.
13. Если подача воздуха в магистрали прекращена, то закрой магистральный вентиль.
14. Разводи горн вне помещения.
15. Переноси горн совместно с другими рабочими за специально сделанные на горне ручки.
16. При включении дутья в горн не смотри в него и не давай смотреть другим. Вентиль открывай медленно, дутье давай постепенно.
17. Не пользуйся горючими жидкостями для разжигания горна.
18. Для горна применяй древесный уголь или кокс, в от-крытих местах — каменный уголь.
19. Очистку сопла горна производи при закрытом дутье.
20. Шланг с подводом воздуха к горну располагай так, чтобы он не мешал проходу и чтобы проходящие мимо или ты сам не зацепились за шланг и не уронили горн.
21. Не бросай горячих заклепок от горна держалыцику. Передавай горячие заклепки клещами из рук в руки или по желобу в металлический ящик, ведро.
22. Неиспользованную заклепку не бросай под ноги, а бросай ее в специальный железный ящик.
23. Держи топливо в ящике; не бросай горячий шлак на пол участка, в углы и на проходы; выноси шлак в ведре на специально отведенное место или в бункеры.
24. Горн должен быть оборудован защитным козырьком для улавливания искр.
В. Для рубщиков и чеканщиков
1. Работай только исправным инструментом:
а) зубило, крейцмейеель, чекан должны иметь нераскле-панный хвостовик и должны плотно входить в буксу молотка.
б) стачивать хеостовик вставного инструмента запрещается;
е) вставной инструмент не должен иметь трещин, выбоин,
избитых кромок и заусениц.
2. Набор вставных инструментов держи в переносном инструментальном ящике.
3. Присоединив шланг к магистрали, присоедини молоток к шлангу, а затем открой вентиль воздушной магистрали.
4. Приступая к работе в отсеках или других закрытых помещениях, обрати внимание, не насыщен ли воздух вредными газами (пары масел, бензина, красок), а также на температуру воздуха.
Если обнаружишь, что воздух насыщен вредными газами или температура воздуха выше 30° С, то потребуй, чтобы эти помещения проветрили и установили в них местные переносные вентиляторы (эжекторы).
5. Когда рубишь зубилом, ставь защитный переносный щиток для того, чтобы не поранить окружающих отлетающей стружкой.
6. Не производи обрубку деталей, находящихся навесу.
7. При необходимости перехода на высоте с места па место — соблюдай все правила безопасного передвижения: не переходить по верхним поясам ферм, а при переходе по нижним поясам ферм держаться за натянутый вдоль всей фермы на высоте 1 м канат и привязываться к нему верхолазным поясом.
IV. По окончании работы
1. Проверь наличие своего инструмента, не оставляй его на месте работы, а убери в инструментальный ящик или сдай в кладовую.
2. Обойди свое рабочее место, сними переносное освещение, не оставляй неубранных проводов переносного освещения, материалов, приспособлений, незакрепленных деталей.
3. Закрой вентиль на магистрали, отсоедини шланг от горна, осторожно, малыми порциями залей горн водой и плотно прикрой его неокрашенной металлической крышкой.
4. Поставь горн в специально указанное мастером место; шланг сдай в кладовую.
5. Не оставляй неубранных заклепок.
V. Заключительная часть.
1. Совмещая профессии (клепйлыцик, рубщик, чеканщик), изучи общие требования по технике безопасности той профессии, которая для тебя является вспомогательной.
2. О всякой замеченной опасности немедленно заяви администрации.
3.При всяком несчастном случае с тобой или твоим товарищем немедленно поставь об этом в известность мастера.
Если тебя освободили от работы вследствие несчастного случая, начальник цеха должен составить акт не позднее, чем через 24 часа после несчастного случая.
4. За невыполнение этих общих требований привлекаешься к ответственности.
Контрольные вопросы
1. Чем занимается и что изучает техника безопасности?
2. Что такое производственный травматизм?
3. Расскажите об общих требованиях по технике безопасности для клепальщика, рубщика, чеканщика и нагревальщика заклепок.
4. Для какой цели применяют местное освещение в 12 или 36 в?
5. Почему зазор между подручником и наждачным кругом ие должен превышать 3 мм?
ЛИТЕРАТУРА
1. Коман А. А., Пневматическая клепка в судостроении, Лениздат, 1946.
2. Коман А. А., Рубка, чеканка и испытание корпуса корабля, Лениздат, 1945.
3. Комаров Е. Ф., Материаловедение, Энергоиздат, 1934.
4. Лейте с, Гигиена труда и промышленная санитария, Медгиз, 1950.
5. Рычин С. А., Инструкция по уходу и обращению с пневматическим инструментом, издание Балтийского завода, 1940.
6. Рычин С. А., Пневматические инструменты, Судпромгиз, 1953.
7. Инструкции по технике безопасности, Судпромгиз, 1955.
|