Глава 1 КОНСТРУКЦИИ ОПОР КАЧЕНИЯ ПРИБОРОВ
1. НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ. ПРИЗМЕННАЯ ОПОРА
Опоры качения получили наиболее широкое применение в качестве опор гироскопических и оптических приборов, приборных испытательных стендов, счетнорешающих устройств, приводов периферийных устройств ЭВМ, редукторов исполнительных и программных механизмов, коробок передач приборов. К приборным шарикоподшипникам (ШП) относят обычно ШП с наружным диаметром до 30 мм, хотя в приборах применяют и ШП больших диаметров, например, в кардановых подвесах гиростабилизаторов кинофотоаппаратуры для съемок с подвижного объекта и др.
Выбор ШП осуществляют в зависимости от нагрузки, частоты вращения вала, условий эксплуатации и требуемых технических характеристик опор приборов. Так, опоры приборов летательных аппаратов работают в условиях действия линейных и вибрационных перегрузок, угловых колебаний основания, в диапазоне температур —60... +70°С и более, в высоком вакууме (до 10-9 Па). При этом опоры в течение заданного срока службы (200... 5 104 ч), в зависимости от назначения прибора, должны обеспечивать малый момент сопротивления вращению (до 10-4 Н-мм), стабильность положения центра масс приборов (до 0,01 мкм), малый уровень вибрации и другие характеристики. По частоте вращения различают малоскоростные (тихоходные) и высокоскоростные (быстроходные) опоры. Малоскоростными опорами являются опоры карданова подвеса гироприборов, тихоходных редукторов исполнительных механизмов; частота вращения обычно менее 2 об/мин, исключение составляют трехколенные шарикоподшипниковые опоры, частота вращения промежуточных колец которых 20... ... 120 об/мин, опоры редукторов. |