ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
Передвижные электроустановки в основном эксплуатируются на открытом воздухе без защиты от атмосферных воздействий в условиях особой сырости и на токопроводящих основаниях, поэтому места их размещения в отношении опасности поражения личного состава электрическим током приравниваются к особо опасным. Они представляют собой совокупность автономных передвижных источников питания электроэнергией и электроприемников этих электроустановок Автономными передвижными источниками питания электроэнергией называют источники, позволяющие осуществлять питание потребителей электроэнергией независимо от стационарных источников электроэнергии (энергосистем). Такими источниками питания являются передвижные электростанции и агрегаты питания Они выпускаются отечественной промышленностью на базе карбюраторных, дизельных и газотурбинных двигателей в диапазоне мощностей 0,5—2500 кВт напряжением 230, 400 и 6300 В Передвижные источники питания могут использоваться для питания электроприемников стационарных или передвижных установок Электроприемники передвижных установок могут получать питание от стационарных или передвижных источников питания. При питании стационарных электроприемников от автономных передвижных источников режим нейтрали источника питания и защитные меры должны соответствовать режиму нейтрали и защитным мерам, принятым в сетях стационарных электроприемников Передвижные электроустановки имеют свои особенности эксплуатации, определяемые преимущественно тяжелыми условиями применения: передвижные источники питания и электроприемники передвижных установок работают, как правило, под открытым небом; обслуживание части передвижных источников осуществляется с земли; кабельные сети подвержены механическим воздействиям; на единицу установленной мощности приходится гораздо большее количество контактных соединений, соединительных и штепсельных муфт и разъемов, чем на стационарных электроустановках; передвижные электроустановки из-за открытого расположения на местности доступны лицам, которые выполняют те или иные работы с применением механизмов или устройств, получающих электроэнергию от передвижных источников. Поэтому передвижные электроустановки в силу специфичности условий их эксплуатации рассматриваются как установки, по отношению к которым требования безопасности должны быть повышены. При эксплуатации передвижных электроустановок должны применяться в основном те же защитные меры, что и при эксплуатации стационарных. Однако отдельные технические меры защиты для передвижных электроустановок не могут быть использованы. Так, зануление не обеспечивает необходимое по условиям электробезопасности быстродействие токовой защиты, так как генераторы передвижных источников питания имеют относительно высокое внутреннее сопротивление, кратность тока короткого замыкания не более трех, а разъемные соединители кабельной сети не всегда обеспечивают надежное соединение нулевых защитных проводников. Ограниченное время развертывания и свертывания передвижных электроустановок не позволяет выполнять устройства защитного заземления с малым сопротивлением растекания и эффективным выравниванием потенциалов. Выработка передвижными электроустановками небольших значений питающих напряжений, хотя и позволяет обеспечить безопасность, но не может быть оправдана по технико-экономическим соотношениям, так как, с одной стороны, необходимо применение большого количества трансформаторов, с другой стороны, требуется увеличение тока нагрузки и сечения проводов (кабелей). Все это удорожает и утяжеляет электроустановку и увеличивает потери в сети, а рост числа элементов передвижной электроустановки приводит к естественному снижению общего сопротивления изоляции. Не оправдано также и применение в передвижных электроустановках защитного разделения сетей, которое выполняют с помощью трансформаторов, разделяющих разветвленную сеть с большой емкостью на ряд небольших участков с малой емкостью и высоким сопротивлением изоляции, не связанных между собой, при коэффициенте трансформации, близком к единице. Однако недостатки, обусловленные большим числом разделяющих трансформаторов, остаются. ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК С ИЗОЛИРОВАННОЙ НЕЙТРАЛЬЮ При питании электроприемников передвижных установок от стационарных и передвижных источников питания с изолированной нейтралью в качестве защитной меры должно выполняться защитное заземление в сочетании с металлической связью корпусов установки и источника электроэнергии или с защитным отключением. При питании электроприемников передвижных установок от передвижных автономных источников с изолированной нейтралью заземляющее устройство должно выполняться с соблюдением требований либо к его сопротивлению, либо к напряжению прикосновения при однополюсном замыкании на корпус. При выполнении заземляющего устройства с соблюдением требований к значению его сопротивления оно не должно превышать 25 Ом. При выполнении заземляющего устройства с соблюдением требований к напряжению прикосновения сопротивление заземления не нормируется. Защитное заземление служит для создания между корпусом электростанции и землей электрического соединения очень малого сопротивления, при котором параллельное присоединение человека к той же цепи при замыкании токоведущих частей на заземленный корпус не может вызвать протекания через тело человека опасного тока. Заземлению подлежат все металлические части электроустановки, которые могут оказаться под напряжением вследствие повреждения изоляции (корпуса электрических машин, приборов, аппаратов, электрических соединителей и других элементов, установленных на передвижной электроустановке, у потребителя, а также в кабельной сети). Заземляющее устройство сооружают у передвижного источника питания (рис. 6.1). Отдельные заземлители располагают друг от друга на расстоянии не менее их длины и надежно соединяют между собой заземляющими проводниками в виде гибких медных проводов сечением не менее 6 мм2. Запрещается использовать для этих целей алюминиевые провода. Заземлители и все болтовые соединения для крепления заземляющих проводников должны быть очищены от краски и смазки. Наиболее распространены стержневые заземлители 0 15— 20 мм и длиной 1,5—2 м. Их забивают в землю на глубину 1,5 м с помощью специального забивочного приспособления, входящего в комплект станции (рис. 6.2). Сопротивление растеканию тока у таких заземлителей значительно меньше, чем у трубчатых (табл. 6.1). При работе передвижного источника питания в населенных пунктах рекомендуется использовать естественные заземлители (находящиеся в земле металлические трубы систем водоснабжения и канализации, металлические каркасы сооружений и зданий, ПРАВИЛА И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПЫТАНИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ Испытания с подачей повышенного напряжения от постороннего источника должны проводиться по наряду расчетом в составе не менее двух человек, причем старший расчета должен иметь квалификационную группу не ниже IV, остальные не ниже — III. От правильной организации испытаний в значительной степени зависит безопасность личного состава, обслуживающего электроустановки, поскольку именно во время работ такого рода возможно разрушение изоляции, появление напряжения на корпусах оборудования и конструкциях сооружений, возникновение шагового напряжения. Личный состав, проводящий испытания, наряду со знаниями общих правил безопасной эксплуатации электроустановок должен изучить схему испытуемой электроустановки, правила испытаний повышенным напряжением и приемы работы на электроустановке, служащей источником напряжения. Оформление испытаний нарядом и выполнение технических мероприятий выполняют с соблюдением общих требований, однако допуск к испытаниям должен осуществляться только после сдачи нарядов на другие работы, проводимые на испытуемом оборудовании или присоединенных к нему участках. В наряде также должна быть оговорена необходимость проведения испытаний в процессе регламента и ремонта электроустановок. Перед началом работ личный состав, проводящий испытания, особенно тщательно должен проверить места наложения заземлений на токоведущие части, качество стационарных заземлений корпусов оборудования и расстояние от частей оборудования, на которое будет подано испытательное напряжение, до токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением. Во избежание перехода испытательного напряжения на рабочее напряжение это расстояние должно быть не менее 15 см при номинальном напряжении электроустановки до 10 кВ и не менее 50 см при напряжении электроустановки 35 кВ. Проверка воздушных промежутков должна осуществляться на глаз, а также по монтажным схемам и строительным чертежам. При удовлетворительном результате осмотра личный состав, проводящий испытания, должен заземлить корпуса испытательной установки и приступить к сборке испытательной схемы. Переносные заземления, мешающие проведению испытаний, могут быть сняты или снова наложены только после того, как расчетом, ведущим испытания, будет наложено заземление на высоковольтный вывод испытательной установки. Независимо от заземления вывода испытательной установки в процессе сборки схемы испытаний заземления должны быть наложены на соединительные провода и на изолированные от земли части испытуемого оборудования. Незаземленные элементы схемы испытаний должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Все эти работы должны выполняться одним номером расчета в диэлектрических перчатках и ботах. При этом заземление на высоковольтный вывод (сечением провода не менее 4 мм2) должно накладываться с применением специальной заземляющей изолирующей штанги. Только после наложения заземления па вывоз, испытательной установки можно присоединять ее через двухполюсный рубильник (вилку), расположенный на месте управления, к сети 380220 В. При этом должны приниматься меры, исключающие случайное включение испытательной установки. Провода, которыми повышенное напряжение подается на испытуемую установку, должны быть закреплены с помощью промежуточных изоляторов на расстоянии не менее 0,7 м от токоведущих частей, находящихся под рабочим напряжением до 15 кВ. При номинальном напряжении электроустановок 35 и 110 кВ это расстояние должно быть соответственно увеличено до 1 и 1,5 м. Такое размещение проводов позволяет избежать их случайного приближения и перехода рабочего напряжения на испытательную установку. Сборка схемы для испытания изоляции линий электропередачи, которые могут получить напряжение с двух сторон, должна быть начата только после получения от лица, ответственного за эксплуатацию электроустановок, сообщения (с обратной проверкой) о том, что линейные разъединители и выключатели на противоположных концах линий отключены, а на их приводы вывешены плакаты «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ». Место испытаний, а также соединительные провода, по которым подается испытательное напряжение, должны быть ограждены щитами, барьерами или канатами с подвешенными на них плакатами «ИСПЫТАНИЕ. ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ». С внешней стороны ограждения должен быть выставлен контролирующий, имеющий квалификационную группу не ниже III; им может быть лицо, производящее переключения в схеме испытаний. Если соединительные провода, находящиеся под испытательным напряжением, находятся вне расположения электроустановок напряжением выше 1 кВ (в коридорах, на лестницах, в проходах и т. п.), в помощь контролирующему должны быть выставлены наблюдающие из числа проинструктированных и записанных в наряд лиц с квалификационными группами не ниже II. Их задача — не допустить случайного приближения посторонних лиц к проводам и оборудованию, находящимся под испытательным напряжением. Свой пост они могут покинуть только по команде старшего расчета. Получив от всех наблюдающих подтверждение, что команда о начале испытаний ими получена, старший расчета должен проверить наличие личного состава на рабочих местах, удалить из зоны испытаний всех посторонних и дать команду «Подаю напряжение!». После этого он снимает с вывода испытательной установки заземление и включает сеть 380220 В. С момента снятия заземляющей штанги испытательная установка, испытуемое оборудование и соединительные провода считаются под напряжением и производить какие-либо пересоединенил в испытательной схеме категорически запрещается. По окончании испытаний старший расчета должен снизить испытательное напряжение до нуля, отключить рубильник (вилку), подающий напряжение 380220 В, и заземлить вывод испытательной установки, после чего объявить: «Напряжение снято!». Только после этого могут пересоединяться, а в случае окончания работ отключаться провода от испытательной установки. Стационарные и передвижные испытательные лаборатории должны отвечать следующим требованиям: испытательная установка должна иметь два отсека. В одном отсеке размещается аппаратура напряжением до 1 кВ и находится старший расчета, в другом отсеке — оборудование и токоведущие части напряжением выше 1 кВ; оборудование напряжением выше 1 кВ должно быть ограждено от прикосновения и опасного приближения к нему; дверь в отсек, где оно размещается, должна иметь электрическую блокировку, обеспечивающую снятие напряжения при ее открытии; отсек, где располагается оборудование напряжением выше 1 кВ, должен быть оборудован световой сигнализацией о наличии на испытательной установке напряжения. При отсутствии или неисправности указанных устройств испытательные установки к эксплуатации не допускаются. Передвижные испытательные лаборатории должны быть оборудованы также блоком автоматической защиты, который позволяет подать напряжение на оборудование только при соблюдении следующих условий: заземления (зануления) лаборатории; правильного чередования фаз питающей сети; наличия напряжения во всех фазах; отсутствия напряжения в нулевом проводе. Этот же блок осуществляет автоматическое отключение лаборатории при появлении на ее корпусе напряжения более 24 В, а также обеспечивает сигнализацию о неисправностях в питающей сети. Особенность эксплуатации передвижных испытательных установок, монтируемых на машинах, заключается в необходимости до начала всех испытаний заземлить внутренний контур кузова машины и проверить его исправность. Заземление внутреннего контура осуществляют присоединением его к заземляющему устройству сооружения, оборудование которого испытывается. Присоединение выполняют с помощью заземляющего одножильного кабеля КРПТ, пропускаемого через отверстия в кузове. Предварительно должно быть измерено сопротивление заземляющего устройства, которое не должно превышать 10 Ом. Все работы с передвижными испытательными установками на открытом воздухе должны проводиться только в сухую погоду. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |