На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Скорняжное производство. Кутюшев Ф. С. — 1989 г

Ф. С. Кутюшев

Скорняжное
производство

*** 1989 ***



DjVu


      ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ МЕХОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДОМОВ МОДЫ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
      Меховые предприятия расположены почти на всех континентах. Наиболее крупные и известные предприятия сосредоточены в ФРГ, Италии, Великобритании, США, Франции, Бельгии, Шотландии, Норвегии, Греции и Южной Корее.
      Переработкой пушно-мехового сырья и изготовлением меховых изделий занимается небольшое количество крупных фирм и тысячи мелких, вовлеченных в сферу мехового производства и торговли меховыми изделиями. По числу занятых на производстве, объему переработки шкурок, объему выпуска готовых меховых изделий и оказываемых услуг меховые фирмы условно подразделяют на несколько категорий. Основу меховой промышленности капиталистических стран составляют крупные фирмы, имеющие собственные сырейно-красильные или скорняжнопошивочные фабрики, в отдельных случаях с полным технологическим циклом — от выделки и крашения шкурок до изготовления готовой продукции и ее продажи оптовым или розничным торговым фирмам. По зарубежным критериям оценки к категории крупных предприятий относятся фабрики с числом работающих от 100 до 300 человек на сырейно-красильных предприятиях и от 150 до 500 человек и больше на скорняжно-пошивочных. У казанное число занятых на фабриках принято считать оптимальным. Такого рода
      предприятий насчитывается примерно 50. Исключение составляет единственный в капиталистическом мире меховой комбинат с полным циклом с числом работающих более 2 тыс. человек — фирма «Джиндо индастриз», основанная в 1965 г. в Южной Корее.
      Наряду с крупными предприятиями большой объем работ и услуг выполняют средние по размерам производства сырейно-красильного и скорняжнопошивочного профиля с числом работающих от 25 до 100 человек. Их насчитываются сотни. Что касается художественных скорняжно-пошивочных меховых ателье с числом работающих от 10 до 30 человек, то их число огромно (исчисляется десятками тысяч).
      Особое положение в сфере производства меховых изделий и формировании современной моды меховой одежды занимают Дома моды высшего класса, которые занимаются разработкой и созданием моделей меховой одежды перспективного направления моды на 2 года вперед. Таких Домов моды насчитывается не более 10. Наиболее известными из них являются «Фенди», «Матти» (Италия), «Кристиан Диор», «Ревильон» и «Энрико Ковери» (Франция).
      В странах с наиболее развитой меховой промышленностью (ФРГ, Италия, США) созданы специализированные предприятия, производящие оборудование, машины, инструменты, химические материалы, красители, жиры, фурнитуру и различные прикладные материалы. Услугами специализированных предприятий широко пользуются меховые фирмы многих стран.
      Сырейно-красильные предприятия оснащены современным оборудованием, а также множеством различных приспособлений, которые разработаны и созданы непосредственно на предприятии. На многих из них имеются
      конструкторские бюро, хорошо оборудованные химические лаборатории и механические службы. Предприятия специализируются в основном на переработке отдельных видов пушно-мехового сырья, хотя есть и крупные предприятия, обрабатывающие одновременно многие виды меха.
      Технология выделки и крашения шкурок, последовательность проведения операций, применяемые на зарубежных предприятиях, общеизвестны и в целом не отличаются от отечественной (см. гл. III), но имеет некоторые особенности.
      При выделке пушно-мехового сырья любого вида особое внимание уделяется максимальному увеличению линейных размеров и площади шкурок, облегчению их массы, получению шкурок с тонкой, мягкой, пластичной, хорошо наполненной кожевой тканью. Это достигается благодаря тщательному строганию кожевой ткани на дисковых ножах, применению жирового дубления, мялок и натопок кожевой ткани мукой, а также благодаря химическому разрыхлению структуры кожевой ткани, многоразовому растяжению шкурок в длину и ширину при выделке и отделке кожевой ткани. Не меньшее внимание уделяется обработке периферийных участков шкурок, максимальному сохранению их целостности и конфигурации.
      Проводится большая работа по усовершенствованию методов и режимов обработки, сокращению их цикла, улучшению качества выделки и крашения шкурок. Много внимания уделяется изучению опыта работы других предприятий как в своей стране, так и за рубежом. Широко практикуется приобретение патентов на новинки в области технологии обработки шкурок; в этом случае на другие предприятия для обучения направляются специалисты.
      При обработке пушно-мехового сырья иностранные фирмы широко применяют известные во всем мире методы выделки и крашения шкурок, запатентованные западногерманскими, американскими, итальянскими и французскими фирмами. При использовании этих методов многие фирмы вносят изменения в технологические схемы обработки сырья с учетом последних новейших достижений. Острая конкуренция между фирмами, занимающимися переработкой пушно-мехового сырья, постоянное изменение спроса то на один, то на другой вид меха вынуждают их следить за тенденцией изменения спроса, изучать его и своевременно предлагать рынку новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.
      Меховыми предприятиями разработано и внедрено много нового в технологию выделки и крашения шкурок:
      процессы, называемые «рейнфор-синг», которые применяются для выделки шкурок норки, соболя, бобра, нутрии с затемнением (углублением) естественной окраски волосяного покрова;
      процессы выделки и крашения шкурок норки в темно-коричневый, черный, а также фантазийные цвета (иссиня-голубой, малиновый, зеленый, светло-розовый и другие цвета) с обработкой кожевой ткани шкурок под замшу или наппу (кожу) такого же цвета, как и волосяной покров;
      процессы крашения шкурок норки по методу резервного крашения (пуховый волос одного цвета, остевой — другого);
      процессы с предварительным обесцвечиванием (отбеливанием) волосяного покрова шкурок каракуля, бобра и нутрии с последующим их крашением в фантазийные цвета с обработкой кожевой ткани под замшу и наппу;
      процесс крашения шкурок соболя в золотистый цвет, пользующийся невероятно высоким спросом;
      процессы применения оптических красителей при выделке шкурок белой норки, горностая, белого песца, рыси, норки голубых тонов, что придает волосяному покрову особую белизну;
      процессы трафаретного (набивного) крашения волосяного покрова шкурок длинноволосой пушнины, щипаного бобра, норки под тигра, барса, зебру, жирафа и т. п.;
      процессы трафаретного крашения шкурок кролика и овчины под пятнистые виды меха с покрытием под кожу; набивка в клетку, полоску, под мрамор;
      процессы крашения шкурок белки и беличьих черев в оранжевый, голубой, розовый, зеленый и коричневый цвета.
      Специфика международного пушного рынка и торговли пушно-меховой продукцией обусловливает и в некоторой степени упрощает процесс комплектования производственных партий сырья на сырейно-красильных предприятиях перед запуском его в переработку. Дело в том, что закупка основной массы пушно-мехового сырья (звероводческая и охотничье-промысловая пушнина, продукция каракулеводства) производится на международных пушных аукционах, на которых условиями продажи предусмотрена подготовка партий шкурок по видам, кряжам, сортам, цветам и оттенкам, степени опушенности и серебристости, группам пороков, массе шкурок, их размерам и подразмерам, консервированию, форме правки, половым признакам, форме завитка и рисунку волосяного покрова. Поэтому при комплектовании производственных партий на сырейно-красильных фабриках отпадает необходимость сортировки шкурок по всем признакам комплектования (вид, кряж, консервирование, сорт, размер, опушен-ность и т. д.), что значительно упрощает подготовку их к запуску в производство и, что очень важно, сокращает цикл их обработки. Производственные партии шкурок комплектуются только по количеству, без .производственной сортировки.
      За рубежом функционирует множество фирм, занимающихся изготовлением меховых изделий. Такие фирмы являются одновременно продуцентами и продавцами. Уровень развития производства на фирмах разный — от мелкого кустарного до крупнейшего.
      Производственные цомещения скорняжно-пошивочных предприятий оснащены современными скорняжными и швейными машинами, различными приспособлениями и соответствующими инструментами скорняжного производства. На многих из них установлены специальные машины для роспуска шкурок, барабаны для отминки кожевой ткани скроев после правки, сушки и протряхивания, колотильные и гладильные машины, механические сушилки для скроев, машины для расправки швов на пластинах и столбиках после роспуска и сшивания. Широко используются пневматические пистолеты для правки скроев скрепками вместо металлических колков, а также пневматические пистолеты с теплым воздухом для продувания волосяного покрова меховых изделий при отделочных операциях. Операции по возможности механизированы, степень разделения труда высокая.
      С учетом степени развития производства, числа работающих, объема выпускаемой продукции скорняжно-пошивочные предприятия можно условно разделить на три категории.
      К первой категории относятся предприятия меховой промышленности с числом работающих 500 человек и более и объемом выпуска готовых меховых изделий (только верхняя одежда — пальто, полупальто, жакеты) из шкурок норки, куницы, енота, лисицы, песца, бобра и щипаного морского котика, каракуля и других дорогостоящих видов меха около 20 — 25 тыс. единиц в год (рабочая неделя 40 ч); с числом работающих 250 — 350 человек и объемом выпуска верхней меховой одежды из дорогостоящей пушнины и каракуля около 12 — 15 тыс. единиц в год (рабочая неделя около 40 ч); с числом работающих 150 — 250 человек и объемом выпуска верхней одежды из дорогостоящей пушнины и каракуля около 9 — 10 тыс. единиц в год (рабочая неделя 40 ч).
      Предприятия меховой промышленности первой категории производят продукцию высокого качества и коммерческого назначения. Используют в основном дорогостоящую пушнину и каракуль. При использовании более дешевого мехового полуфабриката (кролик, овчину, недорогую пушнину) объем выпуска изделий значительно увеличивается.
      Ко второй категории относятся предприятия, не входящие в меховую промышленность: это скорее крупные меховые ателье, оснащенные современным оборудованием, с невысокими степенью механизации производственного процесса и разделения труда. Число работающих на таких предприятиях составляет 50 — 100 человек. Предприятия специализируются на выпуске верхней одежды из дорогостоящей пушнины и каракуля (примерно 2 — 2,5 тыс. единиц в год). Рабочая неделя может превышать 40 ч.
      К третьей категории относятся маленькие художественные скорняжнопошивочные меховые ателье с числом работающих от 10 до 30 человек. В таких ателье изготовляют изделия из дорогостоящих видов меха очень высокого качества, включая шкурки соболя, каракульчи и рыси по индивидуальным заказам из материала ателье. Все работы, в том числе и роспуск шкурок, выполняются вручную. Операции не разделены. Скорняк полностью выполняет все операции по изготовлению скроя — от наборки-укладки до отделки. Пошивочные работы также выполняет один портной от начала до конца.
      Из машин имеются только скорняжные и швейные.
      Ателье имеют опытных художни-ков-модельеров и высококвалифицированных скорняков-художников и портных.
      Меховые предприятия за рубежом перерабатывают в значительных количествах звероводческую и охотничье-про-мысловую пушнину, каракуль, меховую овчину, кролик и другие виды мехового сырья. По данным зарубежной статистики, последние двадцать лет характеризуются постоянным ростом производства и переработки звероводческой пушнины при одновременном снижении объема производства и переработки охотничье-промысловой пушнины и каракуля.
      В настоящее время на зарубежных предприятиях меховой промышленности и вовлеченных в эту сферу деятельности более мелких предприятиях перерабатывается более 30 млн. шкурок фермерской норки 15 — 20 цветов, более 4 млн. шкурок голубого песца различных мутаций, более 2 млн. шкурок серебристо-черной, платиновой, снежной и красной лисицы; десятки тысяч шкурок енота и хоря, нутрии и шиншиллы.
      В последние годы на мировом рынке резко упал спрос на шкурки каракуля, что привело к снижению производства и переработки этого вида меха. Сейчас на зарубежных предприятиях перерабатывается немногим более 3 млн. шкурок каракуля (до 1970 г. переработка составляла около 7 млн. шкурок).
      Наличие пушно-мехового полуфабриката различных видов обеспечивает выпуск меховых изделий широкого ассортимента. Основную группу меховых изделий представляет верхняя одежда. Это прежде всего женские меховые пальто, полупальто и жакеты, женские меховые уборы (пелерины, накидки, палантины, горжетки, шарфы, фасонные воротники). Мужская одежда (пальто, пиджаки, куртки) выпускается в небольшом количестве. Значителен объем производства меховых подкладок для женских, мужских и детских пальто как из целых шкурок, так и из отходов скорняжного производства (частей шкурок и лоскута). Сравнительно небольшой удельный вес в объеме производства меховых изделий занимают женские и мужские головные уборы, воротники и различные отделки.
      В структуре зарубежного мехового производства и торговли верхняя одежда составляет примерно 70 — 80 %. Ассортимент выпускаемой меховой продукции довольно стабилен и больших изменений не претерпевает, но ежегодно пополняется и расширяется благодаря выпуску новых видов продукции. Так, в последние годы значительно расширился ассортимент верхней одежды, который пополнился такими видами, как пальто, куртки, пиджаки и жакеты на меховой подкладке, крытые тканями современной фактуры и колористического оформления. Эта группа изделий заняла одно из ведущих мест как наиболее функциональная и доступная для многих категорий потребителя. Неограниченные возможности обновления и расширения ассортимента меховых изделий обеспечиваются благодаря ежегодному выпуску мехового полуфабриката новых цветных имитаций, фактур, расширению цветовой гаммы меха, применению сложных методов раскроя и разнообразного расположения шкурок в изделиях, сочетанию и использованию разных видов меха в одном изделии, комбинированию меха с кожей, трикотажем и другими материалами.
      Формирование ассортимента меховых изделий предстоящего сезона начинается заблаговременно с подготовки полуфабриката сырейно-красильными фирмами и коллекций меховых изделий скорняжно-пошивочными фирмами. Обычно у наиболее крупных продуцентов коллекции состоят из 100 — 150 единиц изделий, изготовленных по моделям, разработанным модельерами фирмы, или по моделям известных модельеров. Продукция, подготовленная для оптовой продажи, представляется на специализированные меховые весенние международные торговые ярмарки, проводимые ежегодно в ФРГ, Италии, США, Франции, Канаде и Испании. На этих ярмарках, продолжающихся в течение 5 дней и следующих одна за другой с февраля по апрель, принимают участие сотни фирм из десятков стран мира.
      Как уже отмечалось выше, большое значение за рубежом придается моделированию меховой одежды. Достаточно сказать, что разработкой и созданием коллекций моделей меховой одежды перспективного направления и текущего сезона занимается не один десяток Домов моды в разных странах мира, в том числе и Дома моды с мировой известностью, имеющие в своих структурных подразделениях специальные меховые секции. О серьезности отношения к вопросам моделирования в странах-потребителях меха свидетельствует создание в этих странах системы специального образования на базе колледжей (среднетехнические учебные заведения) или факультетов при институтах, готовящих дизайнеров меховой одежды. В 1969 г. в Италии была создана Национальная палата моды высшего класса, координирующая работу Домов моды и других моделирующих организаций. Аналогичная органи-
      зация функционирует и во Франции.
      Интересен опыт организации работы по моделированию меховой одежды в странах, занимающих лидирующее место в мире в этой области: Италии, Франции, ФРГ и США. На рынках этих и других наиболее развитых капиталистических стран мода на меховые изделия отражает не только общее направление моды, но и черты, присущие одежде для какого-то момента, сохраняя индивидуальные особенности, продиктованные отличием потребительских свойств меховой одежды от потребительских свойств других видов изделий. Так, например, цветовая гамма меховых изделий, испытывая влияние общего направления моды, становится в разные годы то более яркой, с большим количеством крашенных в фантазийные цвета изделий, то более естественной и сдержанной в те годы, когда модная гамма состоит из цветов, близких по тону к естественной окраске меха. В зависимости от моды в разные периоды резко меняется спрос на различные виды меха, а также на окраску норки.
      Мода диктует выбор то длинноволосых, то низковолосых видов меха, методы раскроя и комбинирования различных видов меха, использования различных частей шкурок одного и того же вида для создания новых фактур, сочетания меха с другими материалами. Поистине непредсказуемые изменения моды подчас приводят к парадоксальным явлениям. Так, в конце шестидесятых годов, когда господствовал подростковый стиль одежды, необычайную популярность приобрели пятнистые меха. Благодаря этому резко возрос спрос на шкурки пятнистого кролика и кошки. Произошло не только сближение цен на эти сравнительно дешевые виды меха с ценами на дорогую норку, но даже появились имитации норки под кролика.
      Процесс создания моды на меховые изделия имеет сложную многоступенчатую систему, которую графически можно было бы представить в виде пирамиды. У вершины ее расположены не более десятка Домов моды с мировым именем, определяющих тенденцию и направление моды, модные силуэты, детали одежды, предпочтительные виды меха, цветовую гамму. Ежегодно в апреле начинается серия показов новых коллекций ведущих Домов моды, которые представляются на суд зрителей, представителей прессы, продуцентов меховых изделий, оптовых и розничных продавцов меховых изделий. Отсюда новое направление моды на меховые изделия начинает свой путь к потребителю.
      Проявление тех или иных модных тенденций разделяет направляющие коллекции и коллекции, разработанные для крупных фирм. Ровно год — срок, за который вновь появившуюся идею успевают тиражировать для серийной продажи. Еще дальше по времени отстоит мода мелких меховых магазинов и больших универмагов, торгующих практичными и наиболее доступными по цене изделиями. В них отражаются лишь наиболее устойчивые приметы модной тенденции, которые, по прогнозу модельера, сохраняются в течение довольно длительного времени. Требование максимальной практичности определяет также предельное упрощение покроя и деталей.
      Ведущее место в мире в области перспективного моделирования меховых изделий занимает Италия, богатая своими художественными традициями, располагающая многовековым опытом обработки кожи и меха, имеющая передовую легкую промышленность. Можно смело утверждать, что основой любой создаваемой ныне меховой модели является силуэт, покрои, или характерная деталь, предложенные одним из ведущих итальянских дизайнеров. Так, господствующие ныне в меховой одежде объемный силуэт и расширенный плечевой пояс появились впервые в итальянских коллекциях, вызвав поначалу недоумение и протест. Непрестанно колеблющаяся длина одежды, оказывается, берет свое начало тоже в итальянских коллекциях, где она является не произвольной категорией, а логично вытекает из предлагаемого художником образа.
      Лидерство в области моды определило то, что Италия является поставщиком моделей, как готовых изделий, так и лекал, патронок, в такие страны, как США, Япония, ФРГ и Франция. Для Италии характерно отсутствие сети крупных универсальных магазинов, имеющих секции по продаже коммерческих меховых изделий. Торговля меховыми изделиями производится через сеть маленьких дорогих магазинов.
      Для ФРГ, США и Японии, наоборот, характерно наличие как дорогих магазинов, торгующих изделиями высокого класса, так и универсальных магазинов, торгующих массовыми изделиями по доступной цене.
      Особое место в моделировании меховых изделий принадлежит Франции. Французские дизайнеры сохранили своеобразие и узнаваемый почерк, но поставили перед собой иные цели, нежели создание новых тенденций в моде.
      Как никто другой, они умеют совместить в своих моделях новое с классикой, моду% с реальностью повседневной жизни.
      Продукция французских художников ориентирована на богатого покупателя с утонченным вкусом. Статистические данные свидетельствуют о сокращении потребления меховых изделий самими французами, однако непрерывно растет экспорт изделий и лекал моделей в США, ФРГ, Японию, Канаду и другие страны.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.