Создание современного жилища немыслимо без участия широкого круга специалистов в самых различных областях человеческой деятельности. В последние несколько лет среди проблем, которые приходится решать при проектировании жилых зданий, все большее значение приобретают вопросы социологии. Объективные причины этого явления заложены в динамике и многообразии современных семейных отношений, с одной стороны, и в развитии материальных возможностей социалистического общества, — с другой.
Поискам научно обоснованных путей преодоления извечного противоречия между статичностью жилища и изменяемостью жизненных процессов посвящены усилия ряда отечественных и зарубежных специалистов.
В качестве современного примера можно привести работу большого авторского коллектива под руководством академика АХ СССР, народного архитектора СССР Б. Р. Рубаненко над экспериментальным жилым комплексом в г. Горьком, который создается в содружестве с коллегами из Германской Демократической Республики, разрабатывающими аналогичный комплекс в г. Магдебурге. В этой работе наряду с решением других важных проблем, связанных с созданием среды, соответствующей условиям жизни в развитом социалистическом обществе, на основе тщательных социологических исследований созданы модели квартир, которые должны стать прототипом массового жилища для последующего этапа строительства.
Проблеме продления функциональной пригодности жилища посвящена и книга У. Шродера. В ней в строго систематизированной форме дана оценка различных этапов жизненных циклов семей и -сделаны выводы об устройстве квартир, которые соответствовали бы разнообразным жизненным ситуациям. Все положения книги тщательно проиллюстрированы.
Книга построена на материале с учетом социальных условий Федеративной Республики Германии. Однако даже в случае неприемлемости ряда положений книги для условий социалистического общества, специалистами могут быть внимательно изучены и использованы как методика системного разбора жизненных ситуаций, так и большинство примеров и выволов. продиктованных здравым смыслом.
Высокий профессионализм изложения, блестящая графика оригинальных чертежей и рисунков автора, большая актуальность материалов книги делают ее весьма полезной для широкого круга специалистов, занимающихся проблемами жилища.
Архитектор Д. ЖИВОТОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Группа проектировщиков в области жилищного строительства (архитектор-проектировщик, профессор и студенты разных курсов обучения из высшего учебного заведения в Липпе) посвятили свое свободное время изучению проблемы, которая является предметом настоящей работы. Результаты совместных усилий изложены в данной книге.
Среди рассмотренных примеров имеются и эскизные проекты, выполненные в 1974—1977 гг. Все приведенные рисунки и планировочные решения принадлежат автору книги, за исключением тех, к которым даются дополнительные ссылки на другие источники.
ВВЕДЕНИЕ
Жилище предназначается для пространственно-временной организации нашего образа жизни. До недавнего времени оно представлялось нам в значительной степени неизменной статической оболочкой, которая, как известно, должна также обеспечивать возможность реализации изменяющихся динамических процессов проживания. В этой противоречивости между статичностью жилища и динамичностью жизненных процессов или изменяемостью и неизменностью уже заложены основы конфликта, который в связи с ускоренным развитием общества начинает в возрастающей степени определять нашу теперешнюю жилищную ситуацию.
«Проживание представляет собой не неизменное состояние, а развивающийся процесс, вследствие чего планировочное решение квартиры следует рассматривать как систему отношений, обеспечивающую и отражающую это их активное сосуществование как рядом, так и вместе друг с другом» [13].
В течение длительного времени характер развития требований, предъявляемых к жилищу, приблизительно соответствовал его материальному состоянию. Однако вследствие процесса индустриализации в жилищном строительстве выявилась противоречивая тенденция, заключающаяся в том, что функциональный (моральный) износ, обусловленный изменением требований к жилищу, происходит во много раз быстрее, чем материальный из-нос'капитально построенных зданий . С одной стороны, моральный износ жилища означает его непригодность. С другой стороны, снос здания с экономической точки зрения едва ли возможен до тех пор, пока оно находится в хорошем состоянии, поскольку имеющиеся в пашем распоряжении материальные и энергетические ресурсы ограничены и вынуждают нас к их экономичному использованию (рис. 1).
Поскольку квартиропользователь в первую очередь ощущает именно экономическое давление, причем намного отчетливее, чем с трудом поддающиеся описанию и оценке недостатки, связанные с длительной эксплуатацией недостаточно комфортабельного жилища, возникает ситуация, при которой не могут не проявиться вредные или даже опасные для жизни последствия этих недостатков. С этой точки зрения и по сей день справедливо критическое замечание Цилле по поводу застройки Хинтерхоф: «Жилищем можно убить человека так же, как топором, только это продолжается дольше и мучительнее».
Для разрешения или уменьшения этого противоречия существуют два пути:
попытаться приблизить темш морального износа к темпу физического износа и таким образом продлить срок функциональной пригодности жилища;
или, наоборот, приблизить темп физического износа к моральному износу и таким образом сократить физический срок службы (ускорить физический износ).
В настоящее время изучаются оба направления. Для первого из них характерны такие понятия, как «гибкость» и «вариантность», второе же основывается на соображениях, связанных с ограниченным сроком службы применяемых материалов. В данной книге рассматриваются результаты предваритсль-
пого изучения причин морального и физического износа и различные возможные способы продления функциональной пригодности жилища. Анализ этих проблем позволяет заново пересмотреть и переосмыслить значение этих возможностей с учетом актуальных требований и существующих ограничений (метод изготовления, площадь квартир и т. д.). Таким образом, автор обращается к достаточно широкому кругу лиц, участвующих в процессе жилищного строительства, а именно:
к квартиропользователю, чтобы он был в состоянии приспособить свою квартиру в каждом конкретном случае к своим потребностям, желаниям, привычкам и т. д., т. е. смог изменить ее. Предпосылкой для этого является осознание собственной ситуации, способность оценить (перспективы дальнейшего развития, а следовательно, умение критически оценить предлагаемые квартиры и принять правильное решение;
к юридически ответственному лицу, чтобы он мог ориентироваться в будущем при изучении как имеющегося, так и планируемого объема жилищного строительства, извлекать из этой информации сведения для конкретного руководства к действию (например, санирование жилищного фонда), и не в последнюю очередь, чтобы он мог успешно решать вопросы спроса и предложения на квартиры, т. е. быстрее и эффективнее реагировать на кратковременные изменения ситуации спро са на квартиры в рамках существующих долгосрочных обязательств;
проектировщику, чтобы ему была по плечу задача «пред видения будущего», овладения необходимыми планировочными средствами и правильного их применения с целью возможно более гибкого удовлетворения спроса на квартиры с учетом' некоторых обязательных требований. В основе этого лежит желание создать максимально ценное жилище путем его целенаправленной приспособляемости и тем самым обеспечить квартиропользователю такое жилище, которое отвечало бы потребностям семьи в течение длительного времени (рис. 2).
1. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ПО ПОВОДУ РАССМАТРИВАЕМОЙ проблемы
1.1. ЖИЛИЩЕ КАК СРЕДА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Стремление иметь жилище относится к основным потребностям человека. Он ищет в его рамках возможность для определенного вида деятельности, осуществления своих планов и представлений, выражения ощущений и переживаний. Право па пользование жилищем рассматривается у нас как основное право человека, и оно охраняется законом.
«Жилище должно давать простор для многочисленных видов деятельности человека; выражения интересов как отдельных лиц, так и всей семьи в целом, для удовлетворения постоянных и изменяющихся, первичных и вторичных потребно-тей» [14].
ф Первичные (основные) потребности—это те потребности, удовлетворение и реализация которых необходимы, чтобы обеспечить нормальное человеческое существование (например, еда, сон и др., т. е. самые необходимые жизненные функции).
«Увеличение численности населения не внесло сколько-нибудь существенных изменений в основные потребности отдельного индивидума независимо от его возраста. Можно утверждать, что потребности, присущие человеку, формировавшиеся в течение тысячелетий, нисколько не изменились в результате тех чрезвычайно резких изменений окружающей среды, которые принесла с собой наша цивилизация» [15].
ф Вторичные потребности — это те потребности, удовлетворение и реализация 'которых необходимы для обеспечения возможности дальнейшего развития человека 'как личности, например, свободное времяпровождение, воспитание и т. д.
«Научно-технический прогресс в строительстве и общественное развитие способствовали тому, что основные первичные функции жилища (создание климатического комфорта, обеспечение элементарных человеческих потребностей) утратили свое доминирующее значение в пользу вторичных функций жилища (личные взаимоотношения, воспитание, социально-культурный климат); социальная функция получает превосходство над функцией материальной» ;[9].
Квартиропользователи отличаются друг от друга прежде всего вторичными потребностями, связанными с дальнейшим развитием человеческой личности.
Вывод 1.1. Различные люди, проживающие в одной и той же квартире (а с этим необходимо считаться при определенной долговечности наших жилых зданий),— будут 'предъявлять к ней различные требования.
Более 5% .всех жителей ФРГ 'переезжают один раз в течение года. В США почти 20% населения за этот период меняют один или несколько раз место проживания. Если исходить из того, что сегодня переезд (по крайней мере чисто внешне создается такое впечатление) рассматривается как признак несовершенства используемой квартиры, то анализируя характер явления смены квартиры, можно скорее всего доискаться до его причин. Знание этих причин должно быть положено в основу дальнейшего планирования. Планирование означает предвидение будущего. Принимаемые при этом решения весьма существенно предопределяют наше положительное отношение к жилищу в будущем.
Из всего сказанного следует, что в связи с процессами общественного развития и адаптации к ним, вероятно, возникает необходимость пересмотра ранее принятых функциональных взаимосвязей и, прежде всего, вторичных потребностей кварти-ропользователей.
«Процесс общественного развития последних десятилетий динамичен, тогда как отношение к жилищу отдельного индивидуума статично» T9].
Развитие способностей человека к переживанию обусловлено окружающими его контрастами, такими, например, как день — ночь, тепло — холод, времена года и т. д. В соответствии с этим человеку присущи также внутренние противоречия: с одной стороны, сохранение длительной привязанности к уже существующему образу жизни (интровертная установка), а с другой стороны, постоянное желание смены жизненных ситуаций, формирование все новых и новых желаний и потребностей (экстровертная установка).
ФВы,вод 1.2. В дополнение к первому выводу можно утверждать, что у одного и того же человека с течением времени изменяются требования, которые он предъявляет к своему жилищу (см. рис. 3).
При этом необходимо заметить, что на основании располагаемых статистических данных довольно трудно в рамках настоящей работы сделать однозначные выводы о соответствующих комплексах потребностей. Чтобы дать обоснованные рекомендации по планированию, необходимо хотя бы коротко остановиться на указанных здесь причинах (см. табл. 1).
1.2.1. Семейный цикл. Эта проблема подлежит более подробному обсуждению, так как является одной из основных причин смены квартиры: 58% общего числа переездов.
Ступень 1. Одинокий жилец. В данном случае возможность адаптации к имеющимся условиям проживания максимальная. Здесь требуются, как минимум, место для сна, работы и умывания, иногда дополнительно и маленькая зона отдыха. Желательно иметь возможность беспрепятственно пользоваться местом для умывания.
Ступень 2. Молодая супружеская пара без детей. В начале бездетная молодая супружеская пара также обладает высокой степенью приспособляемости. Однако возникает желание иметь место для приготовления нищи (кухня-ниша или маленькая
Рис. 3. Жилище можно представить как сумму результатов, полученных при решении определенных проблем с учетом целого ряда факторов и их взаимосвязей
кухня). Кроме того, появляется тенденция к уединению внутри квартиры, например, для работы (жилая комната-спальня) для обоих супругов.
Ступень 3.1. Маленькие дети. Маленький ребенок очень сильно нуждается в материнской помощи, материнском уходе и контакте с нею. «Постоянное материнское присутствие в этом возрасте не имеет равноценной замены. В этом вопросе все антропологи единодушны и совсем не потому, что они настроены несколько идиллически, а потому, что становится все очевиднее тот факт, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основы формирования будущего характера, которые впоследствии или почти не поддаются корректировке или же требуют очень больших усилий» [15]. Поэтому между местом пребывания матери как в ночное время (родительская спальня), так и в дневное (!) (кухня, место приема пищи, жилая комната) и местом пребывания маленького ребенка (детская комната или же балкон, терраса и т. д.) должен существовать возможно более тесный контакт. Именно для данной циклической фазы развития семьи чрезвычайно неблагоприятными являются двухэтажные дома блокированного типа с раздельными или расположенными на разных этажах так называемыми жилой и спальной зонами (рис. 4).
В двухэтажных домах блокированного типа жилые функции обычно разделены по этажам по принципу день — ночь или жилая зона — хозяйственная зона — спальная зона, хотя в действительности детская комната используется как днем, так и ночью, как одна, так и в совокупности с другими помещениями; вследствие этого тесный контакт, необходимый для осуществления матерью функций ухода и присмотра за ребенком, сильно затруднен или вовсе невозможен.
Взаимосвязь между двумя частями, факторами итд.
Потребности: первичные, необходимые для обеспечения нормального человеческого существования вторичные, необходимые для обеспечения возможностей дальнейшего развития человеческой личности Противоречивость потребностей: постоянство — формирование новых желаний и потребностей Виды деятельности (например, чистка овощей) Функции (например, приготовлениепищи)
Зоны помещений (например, кухонная ниша)
Помещения (например, кухня)
Жилище
Рис. 4. Связь мест пребывания родителей и детей в двухэтажном доме блокированного типа (тип Split — level со сдвигом уровней на пол-этажа)
Основные места пребывания взрослых (родительская спальня — ночью, кухня-1-обеденное место или общая комната — днем в представленном здесь варианте отделены от зоны пребывания ребенка только на пол-этажа, поэтому в данном случае возможности ухода, присмотра за ребенком и контакта с ним благоприятнее, чем при размещении этих зон в уровнях, отличающихся друг от друга на целый этаж.
Ступень 3.2. Дети дошкольного возраста. В этой фазе дети уже не нуждаются в таком материнском уходе, как в фазе 3.1, но они требуют постоянного присмотра f9]. Поэтому в данной фазе тесная пространственная связь между местом пребывания одного из родителей и ребенка (например, место приема пиши, детская комната, летнее помещение) в дневное время намного важнее, чем ночью. Детская комната должна находиться недалеко от кухни. Большое значение приобретает зона общего пребывания семьи (например, место приема пищи) как место для контактов и игр детей. «Потребность ребенка в движении растет, и она теперь должна быть удовлетворена... В этом возрасте ребенок обязательно должен иметь собственную комнату, кроме того, ему нужно еще место, где бы он мог встречаться со своими сверстниками. Если в квартире у ребенка нет собственной комнаты, тогда он постоянно сталкивается с матерью и другими взрослыми в процессе их деятельности» (зоны без постоянного запрета ) Г15].
Ступень 4.1. Дети школьного возраста. Посещая школу, ребенок постепенно выключается из семейной жизни. Теперь ему необходима собственная зона индивидуального пользования— детская комната. Она должна иметь нейтрально организованный вход, например, не через жилую комнату. Между тем доступ в комнату родителей вполне может быть организован через жилую комнату.
«Что касается возраста, когда следует разделять детей однополых и разнополых, то здесь мнения педагогов расходятся. Часть из них считает, что разделение разнополых детей должно происходить примерно на шестом году жизни, а однополых— на десятом году жизни» [12].
Ступень 4.2. Подростки. Степень зависимости ребенка от родителей уменьшается. Теперь родительская и детская зоны в квартире могут быть отделены друг от друга (рис. 5).
«У детей возникает потребность в уединении. Они хотят иметь свое собственное помещение, где могут спать и заниматься. Для развития личности ребенка определенное значение имеет создание (в рамках семьи) интимной зоны. Длительное совместное пребывание со взрослыми воспринимается как постоянный контроль. Для развития личности ребенка необходима определенная степень свободы, в том числе и именно в родительской квартире. Чем больше родители заинтересованы в том, чтобы их дети в наименьшей степени реализовывали свои интересы вне семьи, тем больше они должны заботиться о том, чтобы дети осуществляли значительную часть своей деятельности в родительской квартире» [17].
Ступень 5. Сокращенная семья. «Сокращенная семья, как правило, не уменьшает своих запросов в отношении квартиры; потребность в комфорте и желание жить на широкую ногу с возрастом увеличиваются. Кроме того, такая семья в большинстве случаев еще нуждается в помещении для детей, которые хотя и не живут в семье, но часто возвращаются туда на некоторое время» [17].
Ступень 6. Оставшаяся семья. «У оставшейся семьи обычно возникают новые требования к жилищу. Общение с детьми, которые уже создали свои собственные семьи, неизбежно ослабевает, или же принимает другие формы; такая семья уже не может и не хочет брать на себя те напряженные обязательства, которые требовал от них прежний образ жизни; стиль жизни и жизненные потребности с возрастом также постепенно становятся скромнее. На этой ступени семейного цикла важно иметь квартиру, спланированную и оборудованную с учетом потребностей пожилого человека» [17].
Проживание в квартире, расположенной в нескольких уровнях, связано с необходимостью подниматься по лестницам, что воспринимается лицами в преклонном возрасте (а также с физическими недугами) как очень весомый недостаток. Наличие ступенек в квартире, обусловленное разностью уровней, является источником повышенной опасности.
Так выглядит нормальный среднестатистический семейный цикл. В 1970 г. в ФРГ насчитывалось примерно 23 млн. домашних хозяйств. Приблизительно 7 млн. из них составляют неполные семьи. Можно предположить, что под неполными семьями преимущественно понимаются семьи, состоящие из матерей с детьми.
При проектировании квартир, предназначенных для этой группы населения, необходимо учитывать тройную нагрузку женщин: профессиональную, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, при этом должны приниматься во внимание следующие обязательства:
незначительные расходы на содержание квартиры;
возможность разделения труда при выполнении домашних работ;
удобство пользования предприятиями службы сервиса [3].
В качестве резюме можно сказать следующее. Число членов семьи r рамках семейного цикла сначала сильно увеличивается, а потом снова уменьшается (количественный признак). Однако потребность в большей или меньшей квартире изменяется не строго пропорционально изменению численности семьи. В фазе уменьшения семьи иногда существует мнение, что с финансовой точки зрения можно позволить себе большую квартиру; кроме того, к этому времени развиваются повышенные требования к жилищу, например, желание иметь рабочий кабинет, раздельные супружеские спальни и т. д.
Отношения детей к родителям сначала характеризуются их сильной зависимостью от родителей, которая по мере взросления детей переходит в независимость и самостоятельность (качественный признак). В соответствии с этим зону индивидуального пользования ребенка следовало бы перенести из внутренних зон квартиры в зоны, расположенные вдоль наружных стен, например, ближе к выходу (см. рис. 5).
1.2.2. Изменение места работы. «Зависимость жилищного рынка от рынка рабочей силы известна с давних пор... Создается впечатление..., что для обществ, которые репродуцируют индустриальным способом основы своего существования, поддержание определенной части потенциала рабочей силы в мобильном состоянии является прямо-таки определяющим признаком» [8].
«...сохранение себя в состоянии профессиональной мобильно сти — одно из важнейших условий гарантированного будущего в высокоразвитом индустриальном обществе» [22].
«Поскольку необходимость изменения места жительства, как правило, влечет за собой утрату всей сети сложившихся социальных связей, это обстоятельство усиливает нежелание совершать переезд. Характерным примером полной потери социального статуса, обусловленной сменой места работы, является положение современных иностранных рабочих в Европейском экономическом сообществе» «Готовность поменять квартиру вследствие изменения ситуации на рынке рабочей силы или до каким-либо другим причинам в настоящее время проявляется сильнее, особенно среди молодой чаюти населения, чем несколько поколений тому назад. Если раньше при наличии более сильной местной ориентации жителей наследование семейной квартиры считалось вполне нормальным явлением, то сегодня целевая установка, направленная на создание собственности в жилищном строительстве, оказалась в конфликте с потребностью в большей мобильности..-Наряду с правовыми вопросами готовность к перемене квартиры (к мобильности) стимулируется или тормозится также стандартом жилища. Следовало бы додумать о том, нельзя ли для определенного количества квартир уменьшить трудности, связанные с переменой жилища, за ечет более высокой степени его оборудования (полностью оборудованная кухня, встроенные шкафы, ковровое покрытие долов и т. д.)» [12].
1.2.3. Социальный подъем и спад. «Социальная мобильность, проявляющаяся в форме изменения рода занятий и величины дохода, а также связанного с этими факторами изменения уровня потребностей, может оказать решающее влияние на изменение в отдельных семьях требований, предъявляемых к жилищу. Однако принимая во внимание то обстоятельство, что переезд на новую квартиру связан с целым рядом трудностей, следовало бы позаботиться об увеличении возможности вариабельного использования старой квартиры за счет уменьшения ее площади или частичной сдачи внаем и приспособления ее таким образом к новой финансовой ситуации.
Речь идет... о том, чтобы предоставить квартиропользователю, вынужденному изменить свои требования к жилищу, больше свободы при выборе решения. Если он желает подчеркнуть свое новое общественное положение за счет нового адреса, тогда это можно рассматривать как свободно принятое решение, если же он оставляет старую квартиру лишь потому, что ее нельзя более приспособить к новым потребностям семьи, то в этом случае смена квартиры происходит только под давлением факторов, связанных с несовершенством строительства» [22].
«В Англии, например, переезд в пределах одного города с востока на запад является однозначным показателем социального подъема и наоборот; в старых североамериканских городах переезд из предместий в центральный ареал города равнозначен социальному спаду» [8].
В 1972 г. в ФРГ при опросе рабочих (мужчин), чем они желали бы отличаться от своих коллег, ими были указаны следую-ющие обстоятельства [1]:
тем, как оборудована моя квартира (20%);
тем, в какой местности или в каком квартале я живу (10%);
теми техническими бытовыми приборами, которые имеются . в нашем домашнем хозяйстве (5%). I
«Сразу бросается в глаза, что символические функции жилища имеют не меньшее значение, чем выдвигаемые на передний , план проблемы защиты окружающей среды, питания, гигиены тела» [8].
В августе 1972 г. в ФРГ и Западном Берлине был проведен опрос среди занятых рабочих (мужчин), начиная с 16 лет:
«Практически для каждого из нас существуют области (сферы), в которых каждый человек желал бы как-то отличаться от окружающих. Не можете ли Вы указать те важные для Вас факторы, которые бы выделили Вас из окружающих?
Опрошенным (п = 406) предлагалась анкета из 14 пунктов пг Ответы распределились следующим образом:
люди, с которыми я общаюсь 29
характер свободного времяпровождения 27
интересы, важные для моего профессионального роста 26
одежда 26
воспитание детей 24
оборудование моей квартиры 20
марка автомобиля, которую я хотел бы купить 19
газеты и журналы, которые я читаю 17
условия, в которых я провожу свой отпуск 15
место, куда я езжу в отпуск 15
местность и квартал, где я живу 10
в каких магазинах я делаю покупки 6
кушанья, которые готовятся в нашем доме 5
бытовые приборы, которые есть в нашем домашнем хозяйстве 5
ничто из вышеупомянутого 26
1.2.4. Эмансипация и индивидуализация. Разрушение авторитарного семейного устройства, происходящее па фоне традиционной иерархической общественной структуры, уже начинает приобретать зримые черты, хотя этот процесс и совершается весьма медленно. Отношение к квартире все еще сохраняется прежнее, т. е. предпочтение отдается максимально большой жилой комнате (гостиной), устройство которой, как правило, подчинено потребностям и вкусам хозяина дома (главы семьи), даже если он проводит значительную часть времени за пределами дома. Жилая комната у нас все еще, как правило, сохраняет характер парадной комнаты, что означает не что иное как фетишизацию, подавление движения, активности и свободы. Кухня изолирована от жилой комнаты, и это подчеркивает также социальную изоляцию и иерархически приниженное положение женщины-хозяйки. Площади детских комнат по сравнению с жилой комнатой очень невелики, хотя у детей потребность в движении значительно выше, чем у взрослых; можно было бы позволить им проводить время в жилой зоне, а следовательно, и в жилой комнате (гостиной), но это разрешается лишь в очень редких случаях» [18].
«Возникают новые категории поведения, в силу которых социальные роли уже не так четко выражены, как раньше, и которые можно определить как либеральные, терпимые, демократические и т. д.».
Этот процесс происходит на фоне отчетливых структурных изменений, приведших к следующим результатам:
Семья:
упразднилась подчеркнутая семейная иерархия;
исчезли жесткие рамки поведения, продиктованные социальными ролями;
повысилось значение индивидуальных потребностей, а также роль личности;
ф исчезло чувство страха (например, вследствие ликвидации жесткой дисциплины);
стали непринужденными отношения между членами семьи;
Ф1 наблюдается уравновешенное соотношение между потребностями к обособлению и общению;
более открыто разрешаются конфликты внутри семьи.
Родители:
Ф больше внимания уделяется потребностям детей;
Ф проявляется большая терпимость при разговорах с детьми;
меньше противопоставляется «мы» по отношению к детям;
Ф развиваются отношения партнерства с детьми.
Отец:
Ф изменяется воспитательная функция: от наказующей к помогающей и направляющей;
Ф1 принимает участие в домашней работе.
Мать:
Ф наблюдается больший поворот к профессиональной деятельности;
Ф: утрачивается прежнее значение домашней работы.
Дети:
Ф1 проявляется более сильная индивидуализация;
Ф' более открыто выражаются личные потребности;
Ф сдержаннее отношения с родителями, развиваются более широкие и тесные внесемейные отношения» [3].
«Хороший психологический климат в семье может быть создан лиць там, где одновременно удовлетворяются и потребность в общении проживающих вместе членов семьи, и стремление к уединению. Это означает, что в квартире должны иметься как места общего пребывания, так и интимные зоны для отдельных членов семьи» [15] (рис. 7).
Итак, учитывая желание общаться, с одной стороны, и желание отдельных членов семьи уединиться, с другой, можно сделать следующие выводы относительно устройства квартиры.
С точки зрения потребностей в общении:
Общественная зона (с возможностью дополнительного членения) предназначена как для внутрисемейного общения, так и
Рис. 7. Зоны совместного пребывания и интимные зоны могут быть охарактеризованы, помимо всего прочего, и пространственной формой помеще-ний, например, экстро-вертная, интровертная и т. д.
чисто внешне для репрезентации. Чтобы удовлетворить эти два очень различных требования, напрашивается необходимость расчленения этой зоны на жилую комнату (гостиную, парадную комнату) и расположенную ближе к центру квартиры, так называемую «общую комнату». Необходимо обеспечить единство этой зоны, чтобы можно было ее использовать целиком (за счет применения раздвижных дверей и т. д.).
В случае совмещения функций общая комната может служить также и как зона приема пищи (часто здесь располагается единственный высокий стол во всей квартире); при этом удается добиться дополнительной экономии площади за счет того, что это помещение одновременно выполняет функции общественно-коммуникационной зоны для остальных помещений квартиры, так что при искусной планировке отпадает необходимость в увеличении площади современных квартир. Кроме того, например, «Увеличение квартиры площадью 70 м2 на отдельное изолируемое и многофункциональное обеденное место площадью 4—5 м2 приводит к повышению функциональной ценности жилища, что достигается, однако, за счет весьма незначительного увеличения расходов, не превышающего 3%» Г12].
Такая «общая комната» благодаря своему благоприятному планировочному решению в квартире и вытекающей отсюда возможности разнообразных контактов с другими жилыми зонами допускает ее многофункциональное использование; она может служить для приема пищи (ежедневные пиковые точки семейного общения), для игр и приготовления домашних заданий (отношения с родителями, сестрами и братьями), домашних работ, хобби (для этого необходимо более тщательное оборудование) и т. д.
Интеграция кухни в квартире. Место пребывания матери в квартире в значительной степени обусловлено выполнением домашней работы с использованием различных бытовых приборов. Место игр детей вариабельно (обеденное место, коридор, комнаты, двор, сад). Следовательно, мать может выполнять свою работу тем спокойнее, чем больше контактов она имеет с детьми, находясь на своем наиболее предпочтительном рабочем месте. Поэтому кухню не следует располагать в квартире в. виде изолированного помещения. Гораздо целесообразнее размещать ее в центре многочисленных визуальных связей, образованных как с внутриквартирными, так и с внеквартирными зонами. С учетом существующего ныне дефицита во всякого рода бытовых услугах только в этом случае женщина сможет выполнить двойную (функцию, выпадающую на ее долю: домашней хозяйки (а следовательно, и основной рабочей силы при выполнении домашних работ) и воспитательницы» [9] (см. рис. 4, 5, 8, 12, 14, 15, 21, 24, 29, 30).
С точки зрения потребности к уединению. Большое число зон индивидуального пользования.
«По мере подрастания детей их основное времяпровождение перемещается из общественной зоны в индивидуальную (интимную) зону. Необходимость иметь свою собственную отдельную комнату определяется следующими факторами: началом полового созревания, эмансипацией и обособлением от семьи,осознанием собственной индивидуальности, обучением и образованием» [9].
«Индивидуалистический характер брачного союза, который все больше формируется в современном обществе как желательная форма совместной жизни, вынуждает специалистов задуматься над вопросом создания зон индивидуального пользования и для обоих супругов...
Супруги сами должны принять решение относительно формы их совместной жизни. Но это решение не следует принимать отныне под влиянием жилищных условий. Это справедливо как для традиционного варианта родительской спальни, так и для раздельных супружеских спален» [22] (рис. 9).
1.2.5. Рост образовательного уровня. «Известно, что объем знаний с 1800 по 1900 годы удвоился, затем такое удвоение имело место уже с 1900 по 1950 годы, с 1950 по 1960 годы и с 1960 по, 1966 годы» [11].
«Технический прогресс, организационные изменения и изменившиеся личные и общественные запросы делают ненужными многие с трудом приобретенные знания и требуют постоянного приспособления к новым условиям. Невозможно достичь высот мастерства, если ограничиться только тремя с половиной годами обучения. Оставаться всегда на высоте в своей профессиональной деятельности сможет только тот, кто настраивает и подготавливает себя к обучению как к постоянному процессу» [23].
«За период между 1965 и 1970 г. каждый третий работающий-мужчина в ФРГ был вынужден один или даже несколько раз сменить свою профессию. Более чем половина всех знаний и навыков, накопленных в процессе предыдущей профессиональной деятельности, оказалась почти или вообще неприменима для но:' вого рода занятий [24].
Исследования, проведенные Мейером — Элерсом, вскрыли следующие возможности организации рабочего места в квартире: ф рабочий кабинет как следствие изменения назначения помещений. «Каждая третья семья оборудовала для себя чисто рабочий кабинет» [14].
Это означает, что назначение помещений изменено на длительный срок (например, детская комната, в которой отпала необходимость), при этом остается возможность кратковременного изменения назначения помещений, например, использование кабинета в качестве комнаты для гостей. 20% опрошенных семей заявили, что им нехватает рабочего кабинета» [14].
комбинированный кабинет как следствие совмещения функций.
«Наряду с вышеупомянутыми рабочими кабинетами, имеющими совершенно четкое функциональное назначение, 30% опрошенных семей выбрали в качестве выхода вариант «комбинированного» рабочего кабинета, оборудовав рабочее место в жилых комнатах, спальнях родителей, столовых, придав этим помещениям таким образом дополнительную функци'ю [14].
Из этого следует, что 53% опрошенных семей имеют рабочий кабинет или ощущают его недостаток, а число семей, придающих значение наличию рабочего места, составляет даже 83%.
1.2.6. Увеличение свободного времени. «Четкое разделение -свободного и рабочего времени можно провести только с момента индустриализации общества. На примере индустриального рабочего можно проследить уменьшение числа рабочих часов в неделю, начиная примерно с 1850 г. (табл. 2).«Домашняя работа не является непрерывным процессом. Выполняемую работу часто приходится прерывать из-за того, что есть другая, более срочная работа... Далее... современное домашнее хозяйство располагает довольно большим количеством бытовых технических приборов» [2];
дифференциация общественной зоны в квартире.
Кроме того, в процессе планирования все больше будут учитываться не только жилищные потребности среднестатистических семей, но и потребности нетипичных групп населения таких, как престарелые, инвалиды и т.д. (отсутствие лестниц, ступеней, порогов, решение квартиры в одном уровне).
Однако эта тенденция, вероятно, исчезнет, когда будет создан дифференцированный фонд квартир, в котором будут учтены перечисленные аспекты. Объясняется это тем, что из-за отсутствия вспомогательного персонала квартиропользователь, учитывая свои финансовые возможности, как правило, должен сам содержать квартиру в порядке, а поэтому не заинтересован в постоянном увеличении ее площади.
1.3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ПОТРЕБНОСТЯМ
Если известно, что существует потребность в приспособлении, напрашивается вопрос, между какими возможностями может выбирать квартиропользователь:
Возможности приспособления к изменяющимся потребностям
Приближение износа морального к износу физическому (удлинение срока функциональной годности):
А.1. Квартиропользователь приспосабливается к квартире А.2. Мобильность квартиропользопателя
2.1. Переезд на другую квартиру
2.2. Возможность перемещения самого жилища («жилой вагон», «жилой контейнер»)
А.З.. Приспособление квартиры к потребностям квартиропользователя
3.1. За счет гибкости — возможность приспособления без реализации строительных мероприятий
3.2. За счет вариантности — возможность приспособления путем реализации строительных мероприятий
Приближение износа физического к износу материальному Уменьшение срока физической службы
В.1. Ограниченный срок службы («Архитектура, рассчитанная на выброс»).
1. Квартиропользователь приспосабливает свои потребности к существующей квартире, т. е. он подавляет свои изменившиеся потребности, поскольку не может удовлетворить их в своей квартире, а это означает явно недопустимое изменение соотношения человек — окружающая среда.
2. Квартиропользователь меняет квартиру; это означает, что он теряет в зависимости от своего нового места жительства сеть сложившихся физических, психических и социальных связей. «Изменение привычных домашних жизненных рамок воспринимается как утрата последнего оплота надежности» [9].
3. Квартиропользователь может приспособить квартиру к своим изменившимся потребностям —это означает, что он может путем определенных изменений, реализованных в рамках своего привычного жилища, приспособить его к своим изменившимся потребностям и тем самым сохранить уже сложившиеся внешние связи.
4. Срок действия потребностей соответствует долговечности жилища — это означает, что долговечность применяемых материалов и изготовленных из них элементов конструкций выбирается с учетом предположительного срока действия тех требований к жилищу, которые существуют в данный момент времени. Тем самым квартира переводится в разряд потребительских товаров («квартира как товар»). Аналогичное изменение установки частично уже совершилось на другом, более низком, уровне потребления в отношении посуды, одежды, автомобилей и т.д., хотя и в рассматриваемом случае тоже напрашивается вопрос о том, насколько справедливы опасения, связанные с переездом на другую квартиру.
Далее будут рассмотрены возможности приспособления квартиры к потребностям квартиропользователя. В зависимости от того, существует или нет при этих процессах возможность изменения границ существующей квартиры (функциональной ячейки), следует говорить о внутренней или внешней изменяемости.
Кроме того, целесообразно различать кратковременные и долговременные мероприятия.
Но всего важнее, нам кажется, различать приспособляемость по способу ее реализации: осуществляется ли она с помощью
строительных мероприятий или без них. Согласно Дайлману [5, €], можно сделать следующие выводы:
возможность приспособления жилища к изменяющимся потребностям без изменения строительной системы = гибкость
возможность приспособления жилища к изменяющимся потребностям с изменением строительной системы = вариантность
Результаты всех этих размышлений сведены в обзорную табл. 3.
1.3.1. Вариантность функций — возможность кратковременного внутреннего приспособления квартиры за счет изменения функций. Это мероприятие осуществляется прежде всего с учетом кратковременного характера изменения функций, оно обусловлено:
Гибкость Вариантность
Кухня, наряду с основным назначением приготовления пищи, призвана выполнять также и определенные функции общения: родителей с детьми, родителей между собой, детей между собой, членов семьи с гостями, присмотр за детьми и т.д.
С учетом двойного функционального назначения кухни (совмещение функций) кухонная работа — контакт с детьми (присмотр за ними и т.д.) формируются требования к созданию тесных связей между кухней и зоной приема пищи (общей комнатой) в целях обеспечения благоприятных визуальных, акустических и коммуникационных контактов между этими помещениями. С одной стороны, мать должна иметь возможность быстро устанавливать контакты с ребенком, с другой стороны, ребенок должен иметь возможность наблюдать, например, как мать осторожно обращается с опасными предметами: ножами, плитой, горячими кастрюлями и т. д.
Летние помещения (балкон, лоджия, терраса и т.д.). Площадь их не следует загружать никакими малыми формами (кадками с растениями, водоемами), чтобы и здесь в рамках вариантности функций можно было бы осуществить изменение функций: поставить кофейный столик, полежать в шезлонге, установить тент, организовать танцы, игры и т.д. (рис. 13), поэтому, согласно данным Майера—ЭЛерса, площадь балконов и лоджий должна составлять не менее 5 м2, а террас — не менее 10 м2 [14].
Возможности осуществления вариантности функций в зоне индивидуального пользования (интимной зоне):
Расширение жилища . Для взрослых детей . Работа дома . Гости . Родители
. Поднаниматель квартиры (жилец)
1) Детская комната. Здесь вариантность функций реализуется в максимальной степени (сон, игры, приготовление домаш них уроков и т.д.), даже в том случае, когда площадь и пропорции помещений не позволяют осуществлять это наилучшим образом.
На первой ступени семейного цикла степень реализации вариантности функций в этой зоне очень сильно зависит от характера связей с местом пребывания родителей (при слишком большом удалении от нее дети или вообще не играют в детской комнате, или делают это крайне неохотно) (см. рис. 4, 5, 12, 15, 21, 30).
2) Комната родителей, в противоположность вариантности функций — типичный пример монофункционального использования помещения. В рамках вариантности функций возможным и целесообразным является использование этого помещения для выполнения таких спокойных занятий, как чтение, написание бумаг, шитье (вариант комбинированного рабочего кабинета), однако при подобной комбинации следует учитывать противоречивость ощущений, заключающуюся в том, что для сна приятнее прохлада, а для работы — тепло (см. рис. 5, 6, 10, 12, 18, 21, 29, 30, 31).
Возможности осуществления вариантности функций в санитарной зоне. Различное функциональное использование помещений в этой зоне в значительной степени определяется высокой степенью технического оснащения. Однако несмотря на это и здесь существует возможность совмещения функций, связанных с использованием санитарно-технического оборудования (например, установка стиральной машины, оборудование темной комнаты и т. д.).
Весьма желательным было бы такое расширение функций, при котором зона могла быть использована, например, как игровое помещение для детей. Нам кажется, что более глобальные представления о создании в этой зоне центра здоровья и релаксации пока что неосуществимы в широком объеме, поскольку это связано с необходимостью увеличения площадей помещений, дополнительными расходами и т. д.
Возможности осуществления вариантности функций в зоне внутриквартирных коммуникаций. Стремление сократить площадь внутриквартирных коммуникаций, в том числе за счет совмещения функций, всегда находит поддержку у проектировщика. Очень важна при этом организация нейтрального доступа в помещения индивидуального пользования (в первую очередь, детские комнаты), в качестве альтернативного варианта можно предложить организовать двойной проход, например через кухню (см. рис. 15). Абсолютно исключено, чтобы доступ в детские комнаты осуществлялся только через жилую комнату (гостиную), что, однако, вполне возможно для родительской спальни. Особенно удобной для организации нейтрального прохода является зона приема пищи (общая комната), выполняющая функции общественно-коммуникационной зоны (см. например, рис. 5, 6, 8, 9, 12, 21, 24, 29).
Возможности осуществления вариантности функций зоны Для целого ряда жизненных процессов. Для таких процессов, например, как умственная работа, хобби, отдых и тому подобное,
до сих пор, как правило, не существует никаких специальных помещении. Это означает, что эти виды деятельности в большинстве случаев (если это вообще возможно) осуществляются только в рамках вариантности функций.
1.3.2. Варианты назначения помещений — возможность долговременной внутренней приспособляемости за счет изменения назначения помещений.
Предпосылками для осуществления вариантности назначения помещений (прежде всего с учетом долговременного характера этого мероприятия, поскольку оно в большинстве случаев связано с изменением меблировки) являются - площадь и конфигурация помещении (в том числе размеры и расположение проемов, окоп, дверей и т. д.).
С одной стороны, изменение назначения помещений возможно лишь для тех функций, которые требуют одинаковой или примерно одинаковой площади (например, детская комната, комната для гостей, для работы дома и т. л.). С другой стороны, назначение помещений может быть изменено и в том случае, когда площади помещений, предназначенных для различных функций, сильно отличаются друг от друга, если только существует возможность объединить вместе два небольших помещения, или, наоборот, разделить одно большое на два маленьких (например, комнату родителей разделить на две детские комнаты), при этом возникает необходимость в выполнении некоторых незначительных строительных переделок (вариабельность) (см. рис. 9,16).
Наряду с площадью помещений решающую роль здесь играет расположение проемов (окон, дверей). Чтобы можно было разместить шкаф, нужно отодвинуть дверной проем приблизительно на 65 см. При установке кровати у наружной степы необходимо выдержать расстояние от кровати до окна ранным примерно 1 м (рис. 17).
Одно и то же помещение можно меблировать одинаковым набором предметов мебели, располагая их самыми разнообразными способами (отличаться может только устройство рабочего места в родительской спальне). «В этой связи целесообразно привести одно шведское требование, касающееся планировки детских комнат (это требование имеет силу также и в Нидерландах): необходимо проверить, чтобы во всех спальных комнатах, рассчитанных па двух человек, пропорции комнаты н расположение дверей, окон и встроенных шкафов позволяли бы установить две кровати двумя различными способами [22]».
Вариантность назначения помещений в большинстве случаев служит не столько для выполнения соответствующих требований, регламентирующих размеры конкретных помещений, предназначенных для выполнения тех или иных функций, сколько для создания определенных резервов помещений. Это обстоятельство наряду с организацией нейтрального доступа к отдельным помещениям, вероятно, является определяющим фактором, благодаря которому помещения квартир, устроенных в домах старой постройки, удовлетворяют самым разнообразным функциональным требованиям.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|