<<<<< к списку фотографий >>>>>
Васильевский остров, промзона Чекуши
Чекуши — это, на представленной здесь карте, большой серый треугольник в южной оконечности Васильевского острова. В конце страницы есть «литературное приложение» с подробным историческим описанием. Некоторым гражданам будут совершенно непонятны наши интеллигентские восторги по поводу грязненьких технических строений. Половина России ничего другого в своей жизни не видела. А мы, избалованные эрмитажами и сфинксами, ничего с этим поделать не можем. Мы себе место рождения не выбирали. Вынуждены терпеть вокруг все эти дворцы, гранитные набережные и колоннады. Глазки так и закатываем, если видим что-то живое или неровное. Снимки сделаны в 2013 году, «проявлены» в 2014-м. Вы можете сохранить на компьютере фото из серии «Чекуши»
в виде фотоальбома в формате PDF: foto-piter_chekushi.pdf
|
+
Чекуши на карте 1904-го года: >>>>
КОСАЯ ЛИНИЯ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
|||||||||||||||||||||
Косая линия, вид с Большого проспекта. +Добавлено в 2017: здесь строят выход метро со странным названием «Горный институт». Этот институт далеко, на набережной Невы. Тупит интеллигенция, запутывает народ православный.
Косая линия дом 3 к.1., особняк Шуваловой 1883-1888 гг.
Косая линия дом 5. Доходный дом, 1935-1955 г.
26-27 линии от Косой линии к югу.
Угол 26-27 линии и Кожевенной линии, восточные ворота Балтийского завода. Кожевенная линия здесь обрубается после первого же дома воротами и закрытой территорией и продолжается уже за пределами завода.
Косая линия, дом 11.
Косая линия дом 13. Доходный дом, 1913 г.
Косая линия дом 18 (у главной проходной Балтийского завода).
Косая линия, трамвай №6.
Угол Косой линии и Детской улицы, трамвайное кольцо.
Косая линия, дом 15в (слева).
Косая линия, 15. Дом призрения кожевенных промышленников братьев Брусницыных (ныне Морская академия им. адмирала С. О. Макарова) 1895-1896 годов постройки, архитектор Павел Юльевич Сюзор.
Угол Косой линии и Кожевенной линии. Конец Косой.
КОЖЕВЕННАЯ ЛИНИЯ
Кожевенная линия с Большого проспекта. В середине 19 века на Кожевенной линии числилось девять частных кожевенных заводов. После однократного визита сюда запах не выветривался всю жизнь. После СССР кожевенных заводов здесь не осталось ни одного, всё китайское, больше здесь ни чем не пахнет.
Кожевенная линия, дома 40-42. Кабельный завод АО «Сименс и Гальске». Заводоуправление и котельная — Завод «Севкабель», 1880 г.
Кожевенная линия, дом 36. Слева: Кожевенная линия, дом 39, завод «Севкабель».
Кожевенная линия, дом 39, завод «Севкабель». Найди человека с фотоаппаратом.
Кожевенная линия, 38А. Зафотографированная до дыр башенка, пристройка к уже несуществующему зданию собняка К. Ф. Сименса 1873-го года.
Кожевенная линия, дворы между домами 33-35.
Кожевенная линия, дом 34. Бывший селитерный (пороховой) завод.
Кожевенная линия, дома 30-34, кожевенный завод Брусницыных, фабрика им. В. Слуцкой.
Ближний справа: Кожевенная линия, дом 34, корпус кожевенного завода Брусницыных.
Другая, непроверенная информация по «дому с тремя портиками»: «Основатель завода был весьма колоритной фигурой. Абрам Перец женился на дочери раввина, которому покровительствовал Потёмкин, и стал основателем еврейской общины Санкт-Петербурга, но при Павле женился на лютеранке и крестился в лютеране. Разорился, поскольку казна не оплатила военные поставки. Сын от первого брака Григорий Перец стал единственным евреем среди декабристов — в «Союзе Благоденствия».
Кожевенная линия, дом 31: Cиропный завод Винного городка, 1861-1871, 1901.
Кожевенная линия, дом 30: Фабрика «Я. Лютш», завод «Северный текстиль», бывший кожевенный завод Брусницыных.
Кожевенная линия, дом 27. Особняк Брусницыных, 1884-1886 гг.
Кожевенная линия ВО, 26Б: кожевенный завод Брусницыных, одна из пристроек забытого назначения.
Слева: Кожевенная линия ВО, 25 (Косая линия ВО, 24), доходный дом «Скобский дворец» 1905-1906 гг. — общежитие Балтийского завода.
ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ РАЗРЫВ КОЖЕВЕННОЙ ЛИНИИ ИЗ-ЗА ВКЛИНИВШЕЙСЯ
ЗАКРЫТОЙ ТЕРРИТОРИИ БАЛТИЙСКОГО ЗАВОДА.
МЫСЛЕННЫМ КИЛОМЕТРОВЫМ ПРЫЖКОМ ПЕРЕЛЕТАЕМ ПРЕГРАДУ ПО ВОЗДУХУ.
За территорией секретного Балтийского завода, где строят атомные подлодки, остаётся кусочек Кожевенной линии с домами 3-1...
...А за поворотом — Масляный канал, который давно засыпали.
МАСЛЯНЫЙ КАНАЛ
Дома вдоль Масляного канала до поворота — всё ещё «Кожевенная линия, дом 1» с разными корпусами — кожевенный завод Парамонова 1898 г.
Масляный канал, Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена — Проволочно-гвоздильный завод "Красный гвоздильщик".
Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик», 1890, 1930-1931 гг.
Масляный канал, дома 3-1, упирается в 22-23 линии. Красное здание (дом №1) — Главная геофизическая обсерватория при Горном институте, 1846-1849 гг. Справа — промышленный новострой на месте засыпанного канала.
Велопоход по запрятанной в архитектурном центре культурной
столицы старинной промзоне окончен. Привет из Питера! — БК-МТГК.
||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Фрагмент из книги А. А. Бахтиарова «Пролетариат и уличные типы Петербурга. Бытовые очерки», 1895 год.
Чекуши стоят рядом с Галерной Гаванью, примыкая к Неве. Если с Большого проспекта вы повернёте налево, по Кожевенной линии, то придёте в Чекуши. Местоположение Чекуш чрезвычайно живописно: прямо — Нева, а правее — взморье. Когда иностранное судно из Финскаго залива вступает в устье Невы, то оно проходит мимо Чекуш, славящихся своим кожевенным производством.
Первое впечатление о Петербурге, когда к нему подъезжаешь морем, это именно — запах кожи... В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое «мостовьё».
Годовое производство кож в Чекушах простирается до 200,000 штук. Кроме того, сюда-же из Америки привозят ежегодно 30,000 кож, которыя идут в Петербург на кораблях морем, до 10,000 кож на каждом корабле.
В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков. Кожевенное производство — очень грязная работа. В Чекушах — постоянное зловоние: это своего рода — «петрушкинский запах» нашей северной столицы. Когда с моря дуют ветры, то запах кожи уносится далеко, в самый город.
Если читатель спросить, почему Чекуши с их кожевенными заводами занимают место не по чину, так сказать, у самаго «окна в Европу», то ответ простой. В прежнее время, по ту сторону Невы, на Гутуевском острове, были городския скотобойни. И потому весьма естественно, что кожевенные заводы были устроены по соседству, со скотобойнями, т.-е. в Чекушах. — Но со временем, городския скотобойни были перенесены на новое место, на Забалканский проспект, и Чекуши осиротели. Но оне упорно продолжают выделывать кожи и вместе с тем распространять «петрушкинский запах» на весь Петербург... Ежедневно с городских скотобоен бычачьи кожи, ещё теплыя, привозят на кожевенныя заводы. Кожа покупается по 4 руб. за пуд весом. Черкасский бык даёт кожу в 2 пуда весом. Прибыв на завод, кожа прежде всего обмывается от навоза и грязи, затем её «мяздрят», т.-е. оскабливают жир с внутренней стороны — большими ножами, для чего её разстилают на особые полукруглые столы, в виде колоды. После этого кожа обильно натирается солью, и в таком виде сворачивается в пакет, в виде сложённой салфетки, мяздрою (клетчаткой) внутрь, а волосом наружу. Пакеты складываются друг на друга в кубическия кучи, штампами, в которых остаются 15 дней. При этом говорят кожевенники «соль выгоняет волос», т.-е. наступает процесс разложения, благодаря которому, волос начинает выпадать. Тогда кожи разстилаются и тупыми скребками очищаются от волоса. Затем в огромные чаны, врытые в землю, наливают отвар ивовой корки с небольшою примесью ржаной муки — и погружают сюда кожи, наслаивая их рядами. В каждый чан умещается 40 — 50 кож, которыя преют впродолжении 8-12 месяцев. Этот процесс называется дублением. Каждый кожевенный завод имеет по нескольку сот чанов, которые тянутся друг за другом сплошными рядами. Всего же в Чекушах насчитывается по крайней мере 5000 дубильных чанов, в коих из года в год преет кожа: одну партию кож вынут, на смену им кладутся другия. Вот причина, почему в Чекушах стоит всегда свой специфический аромат... По окончании дубления, кожа просушивается: зимою — в сушильнях, а летом — на открытом воздухе, на чердаках. Летом все заводские чердаки заняты развешенными на них десятками и сотнями тысяч кож. Ветер свободно гуляет по чердакам.
Просохнувшия кожи разстилаются на столах и большими катками, в 25 пудов весом, выглаживаются рабочими. Двое рабочих, держась за ручку, катают взад и вперёд медленно каток. В день они успевают выгладить около 100 воловьих кож. После глажения, «мостовьё» готово и поступает на рынок. Во дворе каждаго кожевеннаго завода запасены целыя горы ивовой коры, которую доставляют сюда пригородные чухны.
Где бы вы ни были в Чекушах, по какой бы улице вы ни ехали, вас повсюду преследует запах дублёной кожи, вместе с запахом ивовой коры... Мало того, вам кажется, что вы сами, и ваша одежда так пропитались запахом дублёной кожи, что вы долго не забудете о Чекушах.
Кроме кожевенных заводов, в Чекушах находится Балтийский завод, где строятся океанские военные крейсеры для русскаго флота. Когда океанское чудовище стоит в доке, то оно возвышается над соседними зданиями, точно великан среди пигмеев. Сотни рабочих, облепив со всех сторон строющееся судно, постукивают по всей окрестности. В октябре месяце 1892 года, на Балтийском заводе спущен самый колоссальный крейсер русскаго флота — «Рюрик», который был заложен в 1890 г. Длина крейсера «Рюрик» 426 футов, ширина 67 футов, глубина 25 футов, водоизмещение 10,933 тонн; стоимость его 6,000,000 рублей. Спуск каждаго новаго крейсера в невския воды всегда представляет собою военно-морское торжество... |
<<<<< к списку фотографий >>>>>