ВОКАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ «АККОРД»
Аннушка (А. Рыбников — П. Вегин)
Популярный московский эстрадный вокальный квартет «Аккорд» был создан в 1958 году. В его состав вошли: Зоя Харабадзе /Куликова/, Шота Харабадзе, Инна Мясникова, Вадим Лынковский, со временем последнего сменил Юрий Александров. Рождению квартета послужило то, что в 1955 году четыре девушки Зоя Куликова, Инна Мясникова, Элла Ольховская и Роза Романовская, выпускницы музыкального училища при Московской консерватории /отделение дирижёров-хоровиков/, создали женский вокальный квартет. В репертуар вошли песни А. Бабаджаняна, О. Фельцмана, Ю. Саульского и других. Квартет получает приглашение участвовать в ЦДРИ в музыкальной программе Ю. Саульского «Первый шаг». Летом в 1956 году квартет работает с оркестром п/у Эдди Рознера в саду «Эрмитаж», затем с оркестром п/у Олега Лундстрема. Известность к квартету приходит после участия в кинофильме «Карнавальная ночь» /1956 г./ с песенкой «Пять минут», которую они спели с Людмилой Гурченко. После знакомства Зои Куликовой с Шота Харабадзе 1957 году на VI Всемирном фестивале студентов и молодёжи в г. Москве рождается вокальный дуэт. К ним присоединилась Инна Мясникова /меццо-сопрано/, и по рекомендации композитора В. Рубашевского — Вадим Лынковский /баритон/. В итоге на нашей советской эстраде появился смешанный вокальный квартет «Аккорд», художественный руководитель Зоя Марковна Харабадзе, который в начале работает с оркестром п/у О.Лундстрема. В 1960 году фирма «Мелодия» выпускает первую грампластинку-миньон квартета с песнями: «Светлана» /Д. Львов-Компанеец — Б. Брянский/, Ежегодно, включительно по 1978 год фирма «Мелодия» выпускает грампластинки — миньоны квартета «Аккорд». В каждой песне квартет «Аккорд» менял характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров. Это достигалось многочасовыми репетициями, Зоя Харабадзе добивалась максимального использования голосовых возможностей каждого участника, чистоты интонации, тембровой уравновешенности /гармоничного сочетания высоких голосов с низкими/. С 1964 года квартет «Аккорд» начинает самостоятельно концертировать. Работая в ВГКО, участвуют в сборных концертах, выступают отделением, дают сольные концерты. Квартет «Аккорд» приглашают на радио, телевидение. В 1965 году квартет сотрудничает с Муслимом Магомаевым и записывает с ним песню «В путь» /Джианграно — Чиацци/, в записи принимает участие инструментальный ансамбль п/у В. Чижика. В этом же году квартет принимает участие в записи мелодий для кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» кинорежиссёра Л. Гайдая. В 1966 году квартет вновь записывает песню с Муслимом Магомаевым «Будь со мной» /А. Бабаджанян — А. Горохов/, в записи принимает участие эстрадный оркестр п/у А. Бабаджаняна. В 1967 году выходит грампластинка-миньон с песнями руководителя инструментального ансамбля А. Кублинского, который тесно сотрудничает с участниками квартета. Были записаны песни на слова А. Дмоховского: «За лесными стёжками», «Слушай весну», «Где-то за радугой» и песня «Ноктюрн» Ю. Брежгиса, русский перевод Г. Горского. В 1968 году в серии «Мелодии экрана» на фирме «Мелодия» выходит песня «Всё потому» /З. Харабадзе, И. Мясникова — П. Аедоницкий/, записанная для кинофильма «У себя дома». Также выходят песни на пластинках в исполнении квартета в серии «Всем, кто любит песню» /1968 г./ и в журнале «Кругозор» /1964 г. 1968 г. 1971 г./. Квартет «Аккорд» много гастролируют по стране и за рубежом. Три месяца вместе с Московским мюзик-холлом работают в Париже. В 1969 году выходит первый диск-гигант квартета «Аккорд», «Золотая пластинка» на фестивале в Каннах. Гастролируя по странам Европы, Африки, Азии, Латинской Америке, пополняют свой репертуар песнями этих стран, русский текст к ним пишут поэты-песенники Ю. Цейтлин, И. Кашежева. Многие эти песни составляют музыкальную программу: «Песни народов мира». Квартет «Аккорд» плотно сотрудничает с советскими композиторами М. Блантером, А. Пахмутовой, А.Флярковским, П. Аедоницким, С. Пожлаковым, А. Зацепиным, включая их песни в свой репертуар. Звучат песни написанные участником квартета Зоей Харабадзе: «Хитрый» на слова О. Гаджикасимова, «По тропе» на слова И. Кашежевой, также Зоя записывает песню «Ты погоди» /П. Аедоницкий — И. Шаферан/ в дуэте с популярным певцом и актёром Олегом Анофриевым. Звучат мелодии озвученные участниками квартета в кинофильме «Двенадцать стульев» /1971 г./ Л. Гайдая. В 70-е годы с квартетом «Аккорд» сотрудничает Михаил Шуфутинский, являясь аранжировщиком песен и музыкантом-аккомпаниатором. При нём квартет включает в свой репертуар песню «Главные слова» /В. Добрынин — И. Шаферан/. Зоя Харабадзе записывает в дуэте с Александром Градским песню «Любовь» /А.Градский-Б. Окуджава/ для кинофильма «Романс о влюблённых». Как большой итог творчества квартета «Аккорд» фирма «Мелодия» выпускает два диска — гиганта /1970 г. 1974 г./. В 1988 году Инна Мясникова уезжает в США и квартет «Аккорд» прекращает своё существование, оставив нам своё наследие — весёлые, задушевные песни!
ЕЩЁ ОДНО ОПИСАНИЕ
Двадцать лет радовал своим искусством советских и зарубежных слушателей квартет «Аккорд». Участники его с успехом выступали по радио, на телевидении, в разнообразных международных программах, озвучивали кинофильмы. Сотрудничали с лучшими эстрадными оркестрами страны. «Золотая пластинка» на фестивале в Канне (Франция) — заслуженное признание этого коллектива. А началось все на Московском фестивале молодёжи и студентов. В финале конкурса встретились два вокальных квартета: столичный женский, состоящий из дирижёров-хоровиков под руководством Зои Куликовой, и тбилисский мужской из Политехнического института под командой инженера Шота Харабадзе. Вскоре после конкурса возник вокальный дует в составе Зои и Шота Харабадзе. Затем к ним присоединилась Инна Мясникова (сопрано) и окончивший училище имени Гнесиных Вадим Лынковский (баритон). Поначалу квартет выступал в программах оркестра п/у Олега Лундстрема. Это была замечательная школа, в которой молодой коллектив обрёл профессионализм и мастерство. Вскоре «Аккорд» стал выступать самостоятельно. Художественный руководитель квартета Зоя Харабадзе. Она расцвечивает песни, обращаясь к широким тембральным возможностям ансамбля. В каждой песне «Аккорд» меняет характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров, неизменно удивляя и восхищая зрителей своим проникновенным исполнением. Франция, Бельгия, Голландия, Финляндия, Алжир, Сомали, Йемен, страны социалистического лагеря — вот далеко не полный перечень стран, слушателям которых участники «Аккорда» дарили советские песни. Зарубежные поездки — это и пополнение репертуара. Из каждой страны «Аккорд» привозит новые песни, лучшие из которых остаются в его программе. Из книги популярного исполнителя М. Шуфутинского широко известен факт, что в 1975 его взяли аранжировщиком и руководителем аккомпонирующего состав квартета. Видимо ценный опыт, полученный пианистом М.Шафутинским в ресторанах Колымы был необходим столичной богеме. Работали вместе не долго и уже в 1976 «Аккорд» улететает на гастроли в Латинскую Америку без Шуфутинского. Официальная биография Аккорд — вокальный квартет, созданный в 1958 г., около трёх десятилетий активно работал на концертной эстраде. Состав: Зоя Харабадзе (Куликова), Шота Харабадзе, Инна Мясникова, Вадим Лынковский, его сменил Юрий Александров — первый, в своём роде единственный на нашей эстраде, квартет со смешанным составом. Началось с того, что в 1955 четыре девушки Зоя Куликова, Инна Мясникова, Элла Ольховская и Роза Романовская, закончившие отделение дирижёров-хоровиков Училища при Московской консерватории, создали женский вокальный квартет (в репертуаре «Колыбельная» Гершвина, песни А. Бабаджаняна, О. Фелъцмана, Ю. Саульского и др.). Квартет получил приглашение участвовать в программе «Первый шаг», которую готовил в ЦДРИ молодой композитор Саульский. Летом 1956 квартет работал с оркестром Э. Рознера в саду «Эрмитаж», затем с оркестром О. Лундстрема, только что приехавшим из Казани в Москву. Известность квартету принесло участие в к/ф «Карнавальная ночь» с песенкой «Пять минут», которую они пели с Л. Гурченко (1956). Во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) оказались в одном общежитии с мужским квартетом грузинского Политехнического института во главе с инженером Шота Харабадзе. Вскоре Зоя Куликова стала Зоей Харабадзе, возник вокальный дуэт. К ним присоединилась Мясникова (меццо-сопрано) и по рекомендации композитора В. Рубашевского — хоровик, окончивший Училище им. Гнесиных, В. Лынковский (баритон). В итоге на нашей эстраде появились три ансамбля: успешно работавшие женские квартеты: «Улыбка» с Ольховской, «Советская песня» с Романовской и смешанный квартет «Аккорд» под художественным руководством Зои Марковны Харабадзе. В процессе многочасовых репетиций, продолжавшихся больше года, 3. Харабадзе добивалась максимального использования голосовых возможностей каждого участника, чистоты интонации, тембровой уравновешенности (гармоничного сочетания высоких голосов 3. и Ш. Харабадзе с низкими голосами партнёров). Полновесный, благозвучный даже в диссонансах аккорд оставался основой, на которой строилось исполнение. В каждой песне «Аккорд» менял характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров, щедро используя подвижные ритмические и динамические штрихи. Поначалу работали с оркестром Лундстрема. За шесть лет, проведённых с этим коллективом, совершенствовали вокально-джазовое мастерство. (Ночами слушали заграничные джазовые пластинки, которые были у Лундстрема, учились на них.) С 1960 начинают записывать пластинки, в 1969 выйдет первый «гигант», «Золотая пластинка» на фестивале в Канне. В репертуаре квартета песни Саульского («Жду весну»), Бабаджаняна («Хозяйка города»), Фелъцмана («Ребята нашего двора»); грузинские песни М. Годзиашвили, Г. Цабадзе и др., любовь к которым привил Шота. В 1964 уходят от Лундстрема, начинают самостоятельно концертировать. Работая в ВГКО, участвуют в сборных концертах, выступают отделением, дают сольные концерты. Много записываются на радио, начинают выступать на ТВ в «Огоньках» и др. программах. Три месяца вместе с Моск. мюзик-холлом работают в Париже, ежедневные спектакли, репетиции не позволили даже побывать на концерте выступавших где-то рядом «Битлз». Начались интенсивные зарубежные гастроли — Европа, Африка, Азия, Латинская Америка (46 стран), отовсюду привозили песни, лучшие пополняли репертуар; русский текст писали Ю. Цейтлин, И.Кашежева, охотно сотрудничавшие с «Аккорд» (шотландские, чилийские, греческие, венесуэльские, алжирские и многие др. песни составили программу «Песни народов мира»; особой известностью, пользовалась «Песня о беспризорном мальчишке» из к/ф «Генералы песчаных карьеров», русский текст Цейтлина). Записывают песни М. Блантера, А. Пахмутовой, А. Флярковского, А. Зацепина, авторские песни 3. Харабадзе («По тропе» на ст. Кашежевой). С уходом И. Мясниковой (1988) в связи с её отъездом в США «Аккорд» прекратил существование. Активно работали на эстраде 1966-1985 Зоя Харабадзе (Куликова)- (художественный руководитель) Шота Харабадзе (административная работа) Инна Мясникова (сопрано, жена Георгия Гараняна руководителя анс. «Мелодия») Вадим Лынковский — потом Юрий Александров (баритоно-бас).
|