БИБЛИОТЕЧКА - АПТЕЧКА ИЗБРАННОГО |
Леонид Пантелеев «Рассказы для маленьких» Леонида Пантелеева, к сожалению, не могут оценить сами маленькие читатели. Маленьким читателям, в принципе, по барабану, что именно читает вслух бабушка — рекламу йогурта или гениальную прозу Леонида Пантелеева, который в этом жанре опередил время лет на сто.
Вадим Шефнер Вадим Шефнер назвал свои произведения сказками для умных. А догадывался ли Вадим Сергеевич, сколь ничтожно мало этих самых умных в читательских массах? Наверняка догадывался. Да ведь гении пишут не для массовых тиражей, а для тех немногих избранных, которые составят им компанию в Жизни Вечной.
Алексей Толстой Алексей Толстой написал два гениальных произведения — «Буратино» и «Детство Никиты». На мой вкус. С детства мусолил его полное собрание; всё остальное на троечку-четвёрочку. Романы вообще дрянь.
Карло Коллоди Карло Коллоди
Владимир Шинкарёв Владимир Шинкарёв
Иван Андреевич Крылов Иван Андреевич Крылов
Аркадий Гайдар Аркадий Гайдар (наст. фамилия Голиков) в 15 лет стал командиром Красной армии. Этот жестокий жизненный опыт настолько повредил его юношескую психику, что он потом сделался писателем, женился на еврейке и стал резать себя бритвой, закрывшись в рабочем кабинете. Уборщица жаловалась, что с паркета постоянно приходится оттирать запёкшуюся кровь. В первые дни ВО войны он покончил с собой, шагнув на автоматную очередь.
Всеволод Гаршин Всеволода Гаршина вы видели на картине Репина «Иван Грозный, убивающий своего сына». Художник уговорил писателя позировать. Так он и выглядел по жизни, как этот сын. Был студентом, военным, сошёл с ума, покончил с собой, бросившись в лестничный пролёт. Последняя вещь — «Лягушка-путешественница». Все произведения — одна не очень толстая книга. Но талантливая. Потому и высекаем его след на этой нашей «аллее славы».
Козьма Прутков Козьму Пруткова придумали в середине 19 века братья Алексей и Владимир Михайловичи Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Константинович Толстой. Это вроде модного сегодня жанра «армейский юмор». Чиновник, индюк с важным видом изрекает вперемешку глупости и прописные истины. Плюнуть, растереть и забыть. Ан нет! 150 лет прошло, а всё равно читаешь и перечитываешь. И стараешься запомнить. Потому что ввернуть к месту цитату из Пруткова, — высший пилотаж. Такие они были остроумные ребята.
Сергей Довлатов Сергей Довлатов. Что там советовал пушкинский Моцарт на тот случай, если на душе хреново? «Открой шампанского бутылку, иль перечти «Женитьбу Фигаро». Комментировать первое вообще не буду, а текст Бомарше сегодня точно никого не вылечит. (Разве что хорошая театральная постановка.) Если хреново на душе — перечти Шефнера или Довлатова. Это такие специальные писатели-антидепрессанты. Жалко, что Шефнер сам себя считал больше поэтом, нежели прозаиком, а Довлатов мало успел. В совке он пытался встроиться в совок и писал всякую дрянь, которую запретил публиковать. А в Америке прожил недолго и умер нелепо: на улице сделалось плохо, привезли в хорошую больницу, но выяснили, что нет страховки. Пока везли в плохую — отдал Богу душу. Чуть не забыл: слова в предложениях у него все на разную букву. Такой фокус.
Льюис Керролл Льюис Керролл. Некоторые детские писатели немного стесняются того, что пишут для детей. И все как один оправдываются: дескать, рассказывал дочке-внучке, а потом, от нечего делать, записал. Так не бывает. Просто любого рода талант проклёвывается, ищет выхода.
Аркадий Стругацкий, Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу» появился в 1964 году, в последние годы хрущёвской оттепели. Публиковался массовыми тиражами. А вот «Сказка о тройке» опоздала: в 1968 году за такие лит. фантазии можно было исчезнуть навсегда. Стругацкие были хорошо засвечены, поэтому их не тронули.
Антоша Чехонте Антон Павлович Чехов. Сколько бы театры не ставили его бессмысленные авангардистские пьесы, сколько бы детей не пытали его унылыми поздними текстами, его книга всегда будет украшением нашей полки благодаря ранним юмористическим рассказам. По мнению Куприна (ещё доберёмся), до Чехова издатели вообще не рассматривали рассказ как произведение для печати.
Анна Хвольсон Анна Хвольсон. Не стану в очередной раз разливаться на эту тему соловьём, ищите сами. Текст никакой, набор слов, но эта авторша встряла в такой эпохальный проект, что без неё не обойтись. Хронологическая цепочка развития и преобразования такова:
О. Генри О. Генри начал писать свои знаменитые рассказы в тюрьме, где сидел за какие-то бухгалтерские махинации. Как не опасный, работал в тюремной аптеке, время было. Вышел уже богатым и знаменитым. Был талантлив во всём. Умер от водки (виски), которую в последние годы пил… ну очень неумеренно (по 2 литра в день).
А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов. В своём роде литературы Грибоедова можно назвать лучшим русским писателем всех времён и народов. А как же! Последите за своей речью и за речью окружающих — да мы его на каждом шагу цитируем. Только нам кажется, что все эти устойчивые словосочетания, «поговорки» — всегда были. Ан-нет! Всё авторское, из вот этого текста Александра Сергеевича. Нет в России другого такого произведения, где бы добрая половина текста разошлась бы на поговорки. К тому же, удивительной судьбы человек.
Джанни Родари Джанни Родари написал десятка два гениальных сказок для детей. «Брэндом» сделался Чиполлино. Я перечитывал его взрослым — смеялся и восхищался. А это и есть единственный показатель качества книжки для детей — она должна одинаково нравиться как детям, так и взрослым. Если, конечно, этот взрослый не зомби. А зомби сюда и не заглянет.
Немецкий писатель Джеймс Крюс (1926-1997) подарил нам одну из лучших приключенческих книг для детей — детективную историю о том, как обыкновенный мальчик (не без помощи взрослых друзей) победил чёрта.
Антуан де Сент-Экзюпери Сказку «Маленький принц» французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери и сказкой называть как-то неловко, настолько раздули её значение в мировой литературе читатели и критики. В сущности, это изложенный слащавым поэтическим языком набор банальностей. Но буквы сложились столь удачно, что читать и особенно слушать эту вещицу весьма приятно. А то, что цитаты из неё пошли в народ поговорками, — есть прямое доказательство гениальности писателя.
А. Некрасов Мы ставим эту книжку на нашу «почётную» полку с огромным удовольствием. Увидевшая свет в 1937 году с графикой гениального иллюстратора К. Ротова, она была ПЕРВОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ РУССКОЙ книгой, романом для детей и взрослых, без скидок на возраст. Вспомним, что написанные примерно в то же время «Буратино» (1934) и «Волшебник Изумрудного города» (1939) были, как ни крути, пересказами и переводами. Андрей Сергеевич Некрасов совершил прорыв, равный которому совершил уже после войны Николай Носов (не знаю, как тут к нему подступиться в нескольких строчках). |
Борис Карлов 2001—3001 гг. karlov@bk.ru |