На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

Александр Фомич Вельтман 1800 — 1870

Странник Романпутешествие (1831 — 1832)

Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии, Молдавии, Валехии, Добрудже за годы почти десятилетней службы, и русскотурецкая кампания 1828 г. Но, с другой стороны, путешествие героя — воображаемое путешествие по карте: «возьмите Европу за концы и разложите на стол»; автор странствует, «не сходя с покойного своего дивана».

Читателю не дают утвердиться на какойлибо одной точке зрения: ему толкуют о карте и диване, но описания местности, обычаев и проч. так подробны, что никак не согласуются с путешествием воображаемым — например, описания монастыря Городище, вырубленного в скале над Днестром, молдавских танцев, птиц на гнилом озере под Кишиневом, гуляний в Яссах (модные дамские уборы, как и пиры — излюбленная тема для свободной и подчеркнуто бессвязной романтической «болтовни»). Говорить об известных достопримечательностях автор избегает — боится быть банальным. Согласно общему принципу стилистической «пестроты» «Странника», описания в нем могут быть и стихотворными (особенно часто так описывается подчеркнуто «низкий» быт — например клячи, тащившие венскую коляску (гл. 47), разговор (на разных языках!) в бухарестской гостинице со слугами и торговцами (гл. 157), похожий на отрывок из комедии, или же подчеркнуто сухими, как справка: «Кстати о р. Прут. Волны ее родятся в горах Карпатских, гибнут в Дунае. Вообще ширина реки от 5 до 10 сажен. Вода от быстроты мутна, но здорова и имеет свойство минеральных крепительных вод».

Автора мучит сознание, что «все уже выдумано, все сказано, все написано (гл. 171), поэтому возможно только посвоему тасовать — как в калейдоскопе — придуманное до тебя другими». «Странник» разбит на 3 части, 45 «дней», 325 глав (образцы самых коротких глав: «CXLI: Нет ее»; «Не сердитесь же, что в этой главе не слышен вам скрып моего пера. Это пауза. Здесь мысль моя выражена молчанием» (гл. 304); такая «дробность» позволяет внезапно переходить от одной темы и интонации к другой. Вообще Вельтман всячески подчеркивает импульсивность, произвольность и даже «случайность» своего творчества, принципиальную незавершенность романа («заглавие оторвано, начала нет»); стирается разница между беловиком и черновиком («далее стерлось»; «пример здесь был; но я половину примера стер, а другую выскоблил. Мне не понравился он по своей обыкновенности...»).

В романах повествование нередко прерывается вставными новеллами; в «Страннике» основной текст, почти насквозь ироничный, прерывается драматическими поэмами, написанными очень патетичной ритмизованной прозой, — поэмой об Овидии и императоре Августе (гл. 290) и «Эскандером»; Эскандер — свободолюбивый герой: «Мне душно под небом! ... и небо стесняет дыханье; его бы я сбросил с себя, чтобы вольно вздохнуть в беспредельном пространстве!..»; Эскандеру дует сам Юпитер («Юпитер! ... и ты знаешь зависть ... к счастливцу!..»); губит же героя любовь к демонической деве.

Кроме того, игровое путешествие перебивается лирическими стихами о любви; за демонстративно бессвязной болтовней «Странника»

прячется второй план романа: драматическая история любви автора к замужней женщине; эта история должна восстанавливаться читателем по крупицам.

В третьей части лирика в стихах и прозе, вполне серьезные рассуждения автора о смысле жизни, счастье и проч. уже заметно оттесняют игровое начало, «Странник» почти превращается в лирический дневник — и вдруг кончается внезапно для читателя, по прихоти автора прерванный почти на полуслове.

Александр Фомич Вельтман

Странник

ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:

КАЧАТЬ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательные и практические знания. Мифология.


      СУДЬБА ЕВРАЗИЙСКОГО МИФА О ТВОРЕНИИ МИРА ИЗ ЯЙЦА У ЗАПАДНЫХ ЕВРАЗИЙЦЕВ -ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ
      Евразийская модель создания мира из яйца в мифах индоевропейских народов получила тоже новый импульс. Суть его В ТОМ, что из яйца появляется сначала Творец Вселенной, а затем и Вселенная. В евразийском мифе эта идея только намечалась: Ильматар рождает Вяйнямёйнена, Творца мира (в некоторых более поздних мифах финнов). Более цельной представляется модель создания мира в мифе пеласгов, где Эвринома — Дева творения, но она же и Птица-дева.
      Миф творения у древних греков (65). У греков существует несколько обработок миа творения. Одна из них является вариантом мифа пеласгов. Другая является развитием этого мифа.
      Сначала была Темнота и Ночь. Чернокрылая богиня Ночь взмахнула крыльями, и возник Ветер. Ночь снесла яйцо в глубину Темноты (Темнота может быть и Океаном), и из него — Серебряного яйца - появился Эрос с золотыми крыльями, который привел в движение Вселенную. Он создал землю, небо, солнце и луну.
      Миф творения в представлениях римлян, по Овидию (66). Бог всего сущего, а его называют "Природа", неожиданно появился из Хаоса. Он отделил небо от земли, воду от земли и верхний воздух от нижнего. Над землей установил вращающуюся твердь, усыпал ее звездами и на небо пустил солнце, луну и пять планет. Он населил воды рыбой, а землю зверями. Наконец, он создал человека.
      Миф творения у древних иранцев (67). Древним иранцам мир представлялся созданным из яйца, где Земля создается из желтка, а небо - из скорлупы. Бог солнца Митра возникает из вод Мирового океана, а затем создает Вселенную.
      Миф о создании мира Брахмой у древних индийцев (68). Согласно верованиям древних индийцев, Брахма
      - создатель Вселенной — возник из яйца, плавающего в первобытном океане. Через год он силой мысли раздвигает яйцо и согворяет из одной его половинки — небо, а из другой — землю. Между ними он помещает воздух. Вселенная состоит из воды, огня, воздуха, земли и эфира. Вторичные элементы — боги, знание, звезды, время, горы, моря, реки, люди.
      Миф о создднии мира из яйца - свццетельство ареального союза афразийцев и ранних праивдоевронейцев. Сходство индийского, иранского и греческого мифов понятно, так как народы, создавшие их, вышли из одного народа-предка - праиндоевропейцев.
      В то же время нельзя не видеть и сходства этого мифа с древнеегипетским и еврейским. В Древнем Египте считали, что сначала был Хаос, который сгустился и возник Холм, а на Холме творения появился свет в виде бога-солнца Атума или Ра.
      В Библии говорится, что сначала была Тьма над Бездной. Дух божий носился над водой. Потом стал Свет. Затем появились Небо и Земля, светила. {Быт, 1: 2.)
      Общим в этих мифах — существование Хаоса, потом - первобытных вод, где возник Свет или светозарный бог. Он и является Творцом. Сходство мифов может объясняться только совместным их пребыванием в какое-то время в каком-то месте. Объяснение дается ниже, а здесь мы только назовем их: предки семитов-евреев и египтян жили в Восточном Средиземноморье, куда в VIII тыс. до н. э. пришли переселенцы из Европы и принесли евразийский миф. Когда они стали понимать друг друга, то поделились сокровенным знанием, как же все-таки родился мир.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.