Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.
А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достает из шапки завернутое в тряпицу перо Жарптицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жарптицы, но и якобы хвастается, что может достать и самое Жарптицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жарптицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идет к КонькуГорбунку и рассказывает ему о своем горе. Конек вызывается Ивану помочь.
На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жарптицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конек объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жарптицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жарптицу. Он привозит ее царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.
Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царьдевице, которая живет на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поет песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царьдевицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царьдевицу. Иван идет к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатер, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на КонькаГорбунка и отправляется за Царьдевицей.
Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конек велит Ивану раскинуть шатер, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатер, поест, попьет и начнет играть на гуслях, вбежать в шатер и ее схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конек. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царьдевицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана ее перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царьдевица просит его по пути заехать поклониться ее матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на другой день Иван с КонькомГорбунком снова отправляются в путь.
Подъезжая к океану, они видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сырбор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царьдевицы, в котором по ночам спит Солнце, а днем — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передает Месяцу привет от Царьдевицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет ее мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море.
Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царьдевицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.
Царь подносит Царьдевице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для нее, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. КонекГорбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнет хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этою Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котел — и там сварился». Народ тут же признает Царьдевицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведет его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.
Петр Павлович Ершов
Конек-Горбунок
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
ВОЛЧИЦА - СПАСИТЕЛЬНИЦА И РОДОНАЧАЛЬНИК НАРОДА В МИ-ФАХ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
Согласно наиболее древней тюркской легенде, известной по китайским записям середины VI в., на
предков тюрок, живших в одном из селений у Гаочана (Северо-Западный Китай), напали враги. Все погибли, кроме одного десятилетнего мальчика, которому обрубили ноги и руки. Беспомоцного мальчика вскормила волчица. Когда мальчик вырос, он женился на волчице, и у них родились десять сыновей. Один их них, "человек с великими способностями", Ашина стал родоначальником племени "тюрк". Его потомок Асинь-Шад вывел племя тюрков с гор Туфанского оазиса на Алтай. (19)
Эта легенда была широко распространена среди тюркских племен, что подтверждается находкой каменной плиты - Багутской стелы (581 - 587 гг.), на которой кроме надписи была изображена волчица, а под брюхом у нее - маленькая фигурка человечка. (20)
ВОЛЧИЦА (СОБАКА) - РОДОНАЧАЛЬ-НИЦА ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ
Миф о Капитолийской волчице известен всем. Она спасла братьев-близнецов Ромула и Рема, брошенных в реку Тибр по приказу жестокого царя города Альба-Лонга, Амулия.
Волчица вскормила близнецов своим молоком, а затем их воспитание продолжил пастух Фаустол. Когда братья подросли, они убили жестокого Амулия и вернули царскую власть своему деду Нумитору.
Ромул основал на холме Палатин город, который был назван его именем. Этим городом был Рим. Это событие было отмечено сооружением скульптурной группы "Капитолийская волчица", изображающей кормление близнецов Ромула и Рема волчицей. (21)
Сходство двух легенд нельзя объяснить контактами тюрок и римлян, потому что их не было. Римская империя пала в 476 г., а тюрки начали свое продвижение на запад в VII в. Правда, до этого с римлянами встретились тюркоязычные гунны (50-ые гг. Ув.), но трудно представить, что миф о Капитолийской волчице
так поразил гуннов, что откатившись назад в Центральную Азию, они принесли с собой этот миф и передали его тюркам, а тюрки, в свою очередь, под его влиянием сложили свой миф о происхождении народа от волчицы и ее выкормыша. Во-первых, легенды о происхождении народа не заимствуются. Во-вторых, эпоха тюрок а это I тыс., когда уже складываются эпосы. Мифы могут войти в эпос, но к этому времени они должны существовать.
Объяснение сходства римского и тюркского мифов о происхождении родоначальника племени-народа от волчицы лежит в единстве происхождении индоевропейцев (в том числе римского народа) и тюрок от евразийцев IXтыс. до н.э., в представлении которых жизнеобеспечение людей зависело в значительной степени от волка.
Миф о собаке (волчице) — родоначальнице иранских народов просматривается в легенде, рассказанной древнегреческим историком Геродотом (Нд!, I: 110), о первом персидской царе Кире Великом (558 — 529 гг. до н. э.), завоевавшем половину древневосточного мира, в том числе и Лидию, Мидию и Вавилон.
Кир (как Ромул и Рем) был приговорен к смерти жестоким мидийским царем Астиагом, который к тому же был его дедом. Как Ромул и Рем, Кир был спасен пастухом Митридатом и был им воспитан.
"А где же волчица?", — спросите вы, - "ведь Кира вскормила жена пастуха Спако-Кино. Но разгадка кроется как раз в имени воспитательницы: "Спако" по-мидийски означает "собака", а на греческом языке это звучит как "Кино". Легендарность и неправдоподобие ситуации были свернуты рассказчиком и перенесены в область имен. Возможно, в первоначальном варианте, известном Геродоту, Кира и выкармливала собака-волчица, но в дальнейшем при обработке мифа спасительница приняла образ женщины по имени "Собака".
|