Залешин — давний, еще со времен кавказской службы, друг Сакса. И письмом своим он предупреждает, что князь Галицкий опасен для его семейного счастья. Успех князя у женщин общеизвестен, он молод, богат, удачлив и красив, умеет расположить к себе любого.
Между тем опасность гораздо серьезнее, чем пишет Залешин. Князь успел сговориться с Писаренко, чтобы тот задержал Сакса во время расследования до момента, когда он напишет и перешлет ему записку с одним только словом «довольно».
Чтобы завоевать Полиньку, нужно время. Князь хорошо понимает, что ее способность любить не совсем еще развилась в ней, не осознана ею, и его цель — сосредоточить на себе эту ее потребность в любви. Он избрал тактику откровенных признаний, бурных всплесков страсти или отчаяния.
увы, через некоторое время это принесло успех ему и страдания Полиньке, терзавшейся сознанием своей греховности и преступности. Узнав об этом, Сакс хотел было мстить обоим, но как мстить ребенку, который сам не понимает, что настряпал! Да похоже, молодые люди полюбили друг друга, и дело там нешуточное. Нет, Сакс не прибавит к уже состоявшемуся унижению новое. Он поступит иначе, чем все. Месяц он прячет свою жену на уединенной даче (Галицкий совсем потерял рассудок и торчит под окнами их петербургской квартиры), а потом в присутствии обоих объявляет, что отказывается от своих прав, вручает удостоверяющие это бумаги, но предупреждает, что, обвенчавшись, Полинька с князем должны уехать за границу. Однако он, потерявший в Полиньке разом и жену и дочь, будет пристально следить за тем, чтобы дитя его не стало несчастливо. При первой ее слезе — он (князь) человек погибший.
Молодые люди повержены величием поступка этого необыкновенного человека и едут в Италию. Однако и там Полиньке часто вспоминаются странные слова первого мужа в момент прощания, и они постоянно давят ей сердце какойто тяжестью.
Между тем пережитые потрясения положили начало чахотке. С болезнью, с угрозой смерти приходит и осознание собственной души. Становится ясным, что Полинька любит и любила всегда Константина Сакса, только не понимала ни его, ни себя, ни жизни. А теперешнего мужа просто жалела. Окончательно Полинька понимает все это, когда Сакс в отсутствие князя появляется в их доме и спрашивает ее, отчего она все хворает, нет ли какого горя у нее? «Прости меня...» — шепчет в ответ бедная женщина. Сакс целует ее руку и удаляется.
С этого момента Полинька уже не может больше любить князя: он не мужчина, он дитя, она стара для его любви. Это Сакс человек, мужчина: душа его велика и спокойна. Она любит его. Она написала ему письмо, которое после ее смерти горничная должна отправить на его имя. Оно откроет ему, что она оценила его и его величайшую жертву и платит ему беспредельной любовью.
Сакс, целый год следивший за князем и его женою, после визита к Полиньке уезжает в Россию и поселяется в имении Залешина, где в один из тихих летних вечеров ему вручают письмо из Италии от княгини П. А. Галицкой.
Александр Васильевич Дружинин
Полинька Сакс
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
Существование аналогичного бога у балтов по имени Велняс, Беле (71) указывает на то, что этот бог существовал, когда балты и славяне входили в состав праиндоевропейского народа.
Велес связывается с плодородием земли. "Крестьяне-земледельцы XIX в. жертвовали Волосу не первый сноп своего урожая, а последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб убран, поле омертвело, земледелец сложил "свою добычу" в крестцы и лишь тогда вспоминал о Волосе, оставляя ему колосья "на бородку", завязав их узлом. Формула "Волосу на бохюдку" известна только русским; у западных и южных славян она не сохранилась. У югославов сохранилось выражение "Божья борода", но имя бога уже забыто. (72)
Одни исследователи говорят, что имя Волос -нарицательное, означающее "волосатый, косматый". (73) Другие лингвисты указывают, что Волос — имя, которое восходит к праиндоевропейскому корнеслову, что означает "волк". Само это уже говорит о том, что Волос должен быть преемником Волчьего бога, так как помимо имени преемствовал все функции Волчьего бога. Лраиндо-европейское имя Волоса говорит о том, что такой бог существовал у всех индоевропейских народов (74) и у праиндоев-ропейцев, А таким общеиндоевропейским богом был Волчий бог,
Велняс — Скотий бог в мифологии балтов. Это подчеркивается его иконографией: он изображается с рогами и копытами (75), как древнегреческий Пан, римский Фавн и русский Леший. Велняс противостоит богу грозы и похищает его скот.
Велс - бог мертвых в мифологии балтов. Функцию бога загробного мира в балтской мифологии выполняет
другой бог - Велс. Велс тоже связан со скотом. Его приглашают на "скотьи праздники". Ему приносят жертвы. Главная обязанность Велса - "пасти души умерших на загробных пастбищах". (76)
То, что разделяется в мифологии балтов на Велса и Велняса у восточных славян объединяется именем Волоса.
Вала — похететель скота в ведийской мифологии. Он противостоит громовержцу Индре. Он также похищает его скот. Индра — Владыка Верхнего мира, а Вала - его противник, находится в Нижнем мире. (77)
Все народы, которые имеют бога с общим именем и с общими обязанностями, Волос-Велняс-Велс-Валу, -проживают на разных концах евразийского континента. Балты - в Прибалтике, славяне — в восточной Европе, а индийцы - на полуострове Индостан. Когда эти народы уходили со своей прародины в Подунавье, они уносили с собой культ этого бога и мифы о нем.
Волос - бог войны у славян догосударственного периода. Такой вывод мы можем сделать, учитывая, что и Волос, и Велняс, и Валу противостоят богу грозы. Значит, они — противники, равные по силам, достойные друг друга. Бог грозы - это и бог войны, следовательно, богом войны должен был бы быть и Велес.
Начиная с договора 907 г. с Византией, русские князья клянутся Перуном и Велесом. Причиной того, что русские князья клянутся Велесом, объясняется двусостав-ность княжеской дружины, куда кроме варягов, входили и русские, славянские воины. В славянской среде Волос в прошлом был ведущим богом и оставался популярным в народе, тогда как с возвышением княжеской дружины с норманами в ее составе возрос авторитет общеиндоевропейского Перуна. Волос - бог, более древний, чем общеиндоевропейский Перун, но на поздней стадии развития славянской религии Перун как бог нового поколения выше Велеса - бога евразийской эпохи. (78)
Сосуществование двух богов в договорах Руси -Перуна и Волоса — отражает то равновесие, которое сложилось между скандинавами и славянами в окружении
князя Руси. Вероятно, Волос выступает здесь воинским богом славян, тогда как Перун — воинским богом норманов в составе одной княжеской дружины Киевского государства.
|