На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

Александр Васильевич Дружинин 1824 — 1864

Полинька Сакс
Повесть (1847)

Когда Константин Александрович Сакс объявил жене, что должен ехать недели на три в провинцию, Полинька расплакалась и стала просить мужа отказаться от поездки. Ей грустно, ее мучают дурные предчувствия.

Но Сакс не просто чиновник по особым поручениям, а человек долга и чести. Дело казнокрада Писаренко он должен довести до конца. Речь идет о сотне тысяч казенных денег. Казна же пополняется из мужицкого кармана. Да и не верит он, тридцатидвухлетний мужчина, предчувствиям девятнадцатилетней жены, недавней пансионерки.

Детскость и наивность, конечно, и составляют прелесть горячо любимой Полиньки, однако ему все же хочется, чтоб она стала более зрелой в поступках и мыслях.

Пока идет этот разговор, слуга докладывает, что князь Галицкий просит позволения видеть их обоих: у него письма для Константина Александровича и Полины Александровны.

Саксу весьма неприятен этот визит, но жена уже распорядилась просить князя в гостиную. А ведь Галицкий года два назад сватался к Полиньке, однако по легкомыслию и самонадеянности уехал за границу, на воды, не поговорив ни с родителями девушки, ни с ней самой. Там до него и дошла весть о замужестве предмета его страстной любви.

Его чувство сильно, но эгоистично. Ранний успех у женщин породил апатию, преодолеть которую может только страсть необыкновенная, причудливая. Он и влюбился не в женщину, а в ребенка. Как и Сакс, он очарован детскостью, наивностью и непосредственностью изящной и миниатюрной Полиньки. Вот только его появление в их доме вовсе не случайность. Письма лишь предлог, придуманный его сестрой Анет Красинской, Полинькиной подругой еще по пансиону. Она же предложила соседу по имению Залешину написать Саксу и, воспользовавшись оказией, отправить с ее братом, который все равно повезет ее письмо Полиньке. Подруге же она сообщает об отчаянии брата, о его даже болезни после того, как она вышла замуж за Сакса. Этот старый, неказистый чиновник не стоит Полиньки. Он страшный человек. Ведь на Кавказе он оказался после дуэли, закончившейся смертью противника.

Залешин — давний, еще со времен кавказской службы, друг Сакса. И письмом своим он предупреждает, что князь Галицкий опасен для его семейного счастья. Успех князя у женщин общеизвестен, он молод, богат, удачлив и красив, умеет расположить к себе любого.

Между тем опасность гораздо серьезнее, чем пишет Залешин. Князь успел сговориться с Писаренко, чтобы тот задержал Сакса во время расследования до момента, когда он напишет и перешлет ему записку с одним только словом «довольно».

Чтобы завоевать Полиньку, нужно время. Князь хорошо понимает, что ее способность любить не совсем еще развилась в ней, не осознана ею, и его цель — сосредоточить на себе эту ее потребность в любви. Он избрал тактику откровенных признаний, бурных всплесков страсти или отчаяния.

увы, через некоторое время это принесло успех ему и страдания Полиньке, терзавшейся сознанием своей греховности и преступности. Узнав об этом, Сакс хотел было мстить обоим, но как мстить ребенку, который сам не понимает, что настряпал! Да похоже, молодые люди полюбили друг друга, и дело там нешуточное. Нет, Сакс не прибавит к уже состоявшемуся унижению новое. Он поступит иначе, чем все. Месяц он прячет свою жену на уединенной даче (Галицкий совсем потерял рассудок и торчит под окнами их петербургской квартиры), а потом в присутствии обоих объявляет, что отказывается от своих прав, вручает удостоверяющие это бумаги, но предупреждает, что, обвенчавшись, Полинька с князем должны уехать за границу. Однако он, потерявший в Полиньке разом и жену и дочь, будет пристально следить за тем, чтобы дитя его не стало несчастливо. При первой ее слезе — он (князь) человек погибший.

Молодые люди повержены величием поступка этого необыкновенного человека и едут в Италию. Однако и там Полиньке часто вспоминаются странные слова первого мужа в момент прощания, и они постоянно давят ей сердце какойто тяжестью.

Между тем пережитые потрясения положили начало чахотке. С болезнью, с угрозой смерти приходит и осознание собственной души. Становится ясным, что Полинька любит и любила всегда Константина Сакса, только не понимала ни его, ни себя, ни жизни. А теперешнего мужа просто жалела. Окончательно Полинька понимает все это, когда Сакс в отсутствие князя появляется в их доме и спрашивает ее, отчего она все хворает, нет ли какого горя у нее? «Прости меня...» — шепчет в ответ бедная женщина. Сакс целует ее руку и удаляется.

С этого момента Полинька уже не может больше любить князя: он не мужчина, он дитя, она стара для его любви. Это Сакс человек, мужчина: душа его велика и спокойна. Она любит его. Она написала ему письмо, которое после ее смерти горничная должна отправить на его имя. Оно откроет ему, что она оценила его и его величайшую жертву и платит ему беспредельной любовью.

Сакс, целый год следивший за князем и его женою, после визита к Полиньке уезжает в Россию и поселяется в имении Залешина, где в один из тихих летних вечеров ему вручают письмо из Италии от княгини П. А. Галицкой.

Александр Васильевич Дружинин

Полинька Сакс

ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:

КАЧАТЬ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательные и практические знания. Мифология.


      Существование аналогичного бога у балтов по имени Велняс, Беле (71) указывает на то, что этот бог существовал, когда балты и славяне входили в состав праиндоевропейского народа.
      Велес связывается с плодородием земли. "Крестьяне-земледельцы XIX в. жертвовали Волосу не первый сноп своего урожая, а последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб убран, поле омертвело, земледелец сложил "свою добычу" в крестцы и лишь тогда вспоминал о Волосе, оставляя ему колосья "на бородку", завязав их узлом. Формула "Волосу на бохюдку" известна только русским; у западных и южных славян она не сохранилась. У югославов сохранилось выражение "Божья борода", но имя бога уже забыто. (72)
      Одни исследователи говорят, что имя Волос -нарицательное, означающее "волосатый, косматый". (73) Другие лингвисты указывают, что Волос — имя, которое восходит к праиндоевропейскому корнеслову, что означает "волк". Само это уже говорит о том, что Волос должен быть преемником Волчьего бога, так как помимо имени преемствовал все функции Волчьего бога. Лраиндо-европейское имя Волоса говорит о том, что такой бог существовал у всех индоевропейских народов (74) и у праиндоев-ропейцев, А таким общеиндоевропейским богом был Волчий бог,
      Велняс — Скотий бог в мифологии балтов. Это подчеркивается его иконографией: он изображается с рогами и копытами (75), как древнегреческий Пан, римский Фавн и русский Леший. Велняс противостоит богу грозы и похищает его скот.
      Велс - бог мертвых в мифологии балтов. Функцию бога загробного мира в балтской мифологии выполняет
      другой бог - Велс. Велс тоже связан со скотом. Его приглашают на "скотьи праздники". Ему приносят жертвы. Главная обязанность Велса - "пасти души умерших на загробных пастбищах". (76)
      То, что разделяется в мифологии балтов на Велса и Велняса у восточных славян объединяется именем Волоса.
      Вала — похететель скота в ведийской мифологии. Он противостоит громовержцу Индре. Он также похищает его скот. Индра — Владыка Верхнего мира, а Вала - его противник, находится в Нижнем мире. (77)
      Все народы, которые имеют бога с общим именем и с общими обязанностями, Волос-Велняс-Велс-Валу, -проживают на разных концах евразийского континента. Балты - в Прибалтике, славяне — в восточной Европе, а индийцы - на полуострове Индостан. Когда эти народы уходили со своей прародины в Подунавье, они уносили с собой культ этого бога и мифы о нем.
      Волос - бог войны у славян догосударственного периода. Такой вывод мы можем сделать, учитывая, что и Волос, и Велняс, и Валу противостоят богу грозы. Значит, они — противники, равные по силам, достойные друг друга. Бог грозы - это и бог войны, следовательно, богом войны должен был бы быть и Велес.
      Начиная с договора 907 г. с Византией, русские князья клянутся Перуном и Велесом. Причиной того, что русские князья клянутся Велесом, объясняется двусостав-ность княжеской дружины, куда кроме варягов, входили и русские, славянские воины. В славянской среде Волос в прошлом был ведущим богом и оставался популярным в народе, тогда как с возвышением княжеской дружины с норманами в ее составе возрос авторитет общеиндоевропейского Перуна. Волос - бог, более древний, чем общеиндоевропейский Перун, но на поздней стадии развития славянской религии Перун как бог нового поколения выше Велеса - бога евразийской эпохи. (78)
      Сосуществование двух богов в договорах Руси -Перуна и Волоса — отражает то равновесие, которое сложилось между скандинавами и славянами в окружении
      князя Руси. Вероятно, Волос выступает здесь воинским богом славян, тогда как Перун — воинским богом норманов в составе одной княжеской дружины Киевского государства.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.