Игнат Васильич удаляется в кабинет с секретарем статского генерала Подтяжина. Череванин повествует Молотову о своих не совсем удачных попытках начать новую жизнь.
Надя наедине с Череваниным расспрашивает его о Молотове. Художник вспоминает о том, как Молотов был назначен на следствие по делу женщины, убившей своего мужа. Егор Иваныч пожалел преступницу, и с тех пор считает, что в злодействах не люди виноваты, а среда. Он стал ко всем снисходительным, но не к себе.
Отец объявляет Наде, что к ней сватается генерал Подтяжин. Девушка в ужасе: генерал ей неприятен. Но родители и слышать не хотят об отказе. Надя решает посоветоваться с Молотовым. Разговор кончается тем, что Надя и Егор Иваныч объясняются друг другу в любви.
Молотов просит руки Надежды Игнатовны. Но Игнат Васильич приходит в ярость — особенно его возмущает, что дочь целовалась с Молотовым. Егору Иванычу отказано от дома, а дочери отец велит выбросить Молотова из головы. Череванов же утешает Надю, советует ей ничего не бояться и стоять на своем.
Проходит три дня. Дороговы празднуют именины Надежды Игнатовны. Череванов в разговоре с Надей язвительно характеризует гостей. Игнат Васильич перед всеми называет Надю невестой генерала Подтяжина. Однако Надя объявляет, что выйдет замуж только за Молотова.
Многочисленные родственники поражены этой сценой. На следующий день они, встретившись с Дороговым, советуют ему открыть Наде глаза на Молотова: и безбожник он, дескать, и развратник. В этих обвинениях есть доля правды: действительно, у Молотова была любовница. Однако Надя ничему не хочет верить.
Тогда отец объявляет дочери, что она останется старой девой. Надя пугается, что отец поднимет на нее руку. Увидев ужас на лице дочери, Игнат Васильич начинает чувствовать свою вину перед нею, но у него както не хватает решимости простить Надю.
Молотов же проводит время в ожидании. Наконец, не выдержав бездействия, он идет к генералу Подтяжину и объясняет, что Надя любит его, Молотова. Генерал без колебаний соглашается отказаться от столь эксцентричной девушки и принимает решение жениться на дочери Касимова. Егор Иваныч и Подтяжин вместе едут к Дороговым. Генерал объясняется с Игнатом Васильичем. Тот несколько обескуражен, но делать нечего... Родители Нади соглашаются на ее брак с Молотовым.
Молотов рассказывает невесте о своем прошлом. После разочарования в чиновнической службе он пытался заняться вольным трудом, перепробовал различные профессии, работал на постоялом дворе, был учителем, литератором, но понял, что департамент обеспечивает человека лучше. Ему захотелось денег, комфорта, «мещанского счастья» и пришлось снова стать чиновником. Не всем дано быть героями, а потому осталось лишь «честно наслаждаться жизнью». Надя во всем согласна со своим женихом.
Очерки бурсы (1862 — 1863)
Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми.
Совсем недавно кончился «период насильственного образования», когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать «закон великовозрастия» — по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие не могут найти себе места. Ходят слухи, что таких будут брать в солдаты.
В классе более ста человек. Среди них и двенадцатилетние дети, и взрослые. Играют в «камешки», «швычки», «постные», «скоромные». Все игры непременно связаны с причинением друг другу боли: щипками, щелчками, ударами и так далее.
Никто не хочет играть с Семеновым, шестнадцатилетним мальчиком, сыном приходского священника. Все знают, что Семенов — фискал. В классе темнеет. Бурсаки развлекаются пением, устраивают шумные игры в «малу кучу», но вдруг все стихает. В темноте слышно: когото секут. Это товарищи наказывают фискала Семенова. Озлобленный Семенов бежит жаловаться.
Начинаются занятия. Ктото спит, ктото беседует... Главный метод бурсацкой учебы — бессмысленная «долбня», зубрежка. учиться поэтому никто не хочет.
В классе появляются инспектор и Семенов, пожаловавшийся на своих обидчиков. Одного из них по приказу инспектора секут и обещают на следующий день высечь каждого десятого ученика. Бурсаки решают отомстить Семенову. Ночью они вставляют ему в нос «пфимфу», то есть конус с горящей хлопчаткой. Семенов попадает в больницу, причем сам не знает, что с ним произошло. По приказу начальства многих секут, и многих напрасно.
Раннее утро. Бурсацкая спальня. Учеников будят и ведут в баню. Они идут через город с шумом, переругиваясь со всеми прохожими. После бани они рассыпаются по городу в поисках того, что плохо лежит. Особенно отличаются при этом бурсаки по прозвищам Аксюта и Сатана. Поев краденого, бурсаки находятся в добром расположении духа и рассказывают в классе друг другу предания о прежних временах бурсы: о проделках бурсаков, о том, как раньше секли...
Начинаются занятия. Учитель Иван Михайлович Лобов вначале сечет Аксюту, не выучившего урока, затем спрашивает прочих, распределяя наказания. Во время занятия он завтракает. Урока Лобов никогда не объясняет. Следующий урок — латынь — ведет учитель Долбежин. Он также сечет всех подряд, но его ученики любят: Долбежин честен, взяток не берет и фискалов не жалует. Третий учитель по прозвищу Батька особенно свиреп в пьяном виде: наряду с поркой он применяет и другие, более изощренные физические наказания.
Аксютка голоден: Лобов приказал оставлять его без обеда, пока он не перейдет на «Камчатку». Аксютка то учится прекрасно и сидит за первой партой, а то вовсе не учится. Лобову такие перемены надоели: он предпочитает, чтобы Аксютка никогда не учился.
Во дворе училища две женщины — старуха и тридцатилетняя — поджидают директора и бросаются ему в ноги. Оказывается, это «закрепленная невеста» с матерью, пришедшие «за женихами». Дело в том, что после смерти духовного лица его место «закреплено» за семейством, то есть переходит тому, кто соглашается жениться на его дочери. Дьячихе с дочерью приходится идти в бурсу, чтобы найти себе «кормильца».
В бурсе возникает новый тип учителей. Среди них Петр Федорович Краснов. Он, по сравнению с другими, человек добрый и деликатный, выступает против слишком жестоких наказаний, однако злоупотребляет наказаниями морального порядка, издеваясь над невежественными учениками перед всем классом.
Аксютке вместе с другим учеником по прозвищу Сатана удается украсть хлеба у бурсацкого хлебника Цепки. Аксютка выводит Цепку из себя, тот гонится за наглым бурсаком, а Сатана тем временем крадет хлеб.
Дежурный вызывает женихов — смотреть невесту. Начальство признает годными в женихи Васенду, Азинуса, Аксютку. Двое первых — обитатели «Камчатки», занимающиеся только церковными науками. Васенда — человек практический, основательный, Азинус — бестолковый, безалаберный. Бурсаки едут на смотрины. Васенде не по душе и невеста, и место, Азинус же решает жениться, хотя невеста гораздо старше его. Аксютка просто назвался женихом, чтобы поесть у невесты и стянуть чтонибудь.
А в бурсе затевают новую игру — пародию на свадьбу...
Карась с раннего детства мечтал о бурсе, ибо его старшие братья были бурсаками и очень перед ним важничали. Когда Карасяновичка приводят в бурсу, он радуется. Но на него сразу же сыплются насмешки, различные издевательства со стороны товарищей. В первый же день его секут. Карась поступает в семинарский хор. Вместо пения он старается только открывать рот. Товарищи «нарекают» его Карасем, церемония «нарекания» очень обидна, Карась дерется с обидчиками, а Лобов, заставший сцену драки, велит высечь Карася. Эта жестокая порка производит перелом в душе Карася — появляется страшная ненависть к бурсе, мечты о мести.
Ученик по прозвищу Силыч, первый богатырь класса, заявляет, что будет покровительствовать Карасю, дабы никто не смел его обижать. Под этой защитой Карасю становится легче жить. Он сам старается защищать «угнетенных», особенно бурсацких дурачков. Бурсацкую науку Карась решительно отрицает, учиться не хочет.
Всеволод Васильевич Разумников, учитель церковного пения, закона Божия и священной истории, — педагог довольно прогрессивный: он вводит систему взаимного обучения. Но Карась не может постичь церковного пения, и Разумников наказывает его: не отпускает домой по воскресным дням. Над Карасем нависает опасность, что его не отпустят домой на Пасху.
Приходит учитель арифметики, Павел Алексеевич Ливанов. Он в пьяном виде беспомощен, и бурсаки издеваются над ним.
В субботу Карась вытворяет всякие безобразия с досады, что его не пускают домой. В бурсе проходит воскресный день, и Карась начинает помышлять о бегстве. Он слышал, что когото из младших «бегунов» поймали, но простили, других высекли, но все же не засекли, что гдето на дровяном дворе «спасаются» беглые. Но в тот же день привозят пойманного «бегуна» Меньшинского. Его секут до полусмерти, а потом отвозят на рогожке в больницу. Карась оставляет мысли о бегстве. Он решает «спасаться» от церковного пения в больнице. Ему удается заболеть, страшный урок проходит без него, и на Пасху Карася отправляют домой...
В бурсе появляется новый смотритель. Прежний, по прозвищу Звездочет, был человеком добрым и, не вынося ужасов бурсы, предпочитал уединяться в своей квартире, что придавало ему в глазах бурсаков большую загадочность. Вообще к этому времени в бурсе многое изменилось: наказания смягчились, меньше стало великовозрастных бурсаков...
Николай Герасимович Помяловский
Молотов Очерки бурсы
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
В интересующем нас сказании "Возле Керчаю живем", как и в остальных ижмо-колвинских сказаниях, архаизм просвечивает не только в изложении 1086 стихов, но и в аморфной форме повествования, в смешении грамматических родов. Не так легко понять, от лица кого ведется повествование: сразу от лица трех братьев, или от лица младшего брата, или от лица рассказчика. В этих сказаниях нет законченности сюжета, хаотично проносятся не вполне оформленные мифологические образы, отдельные иногда необыкновенно яркие зарисовки из нелегкой жизни народов Севера. И на этом фоне вдруг знакомый мифологический мотив "состязания в стрельбе из лука при выборе жениха (невесты)".
Поэма (95) огкрьюается краткой справкой о родовом богатстве жениха:
1 - 2 Возле Ксрча-ю живем Три брата живем, Десять тысяч оленей у нас,
11-14 Сорок вандеев нарт у нас
Полны песцовых-лисьих шкур. Сам я - жених. Десять лет спал.
Времени у младшего брата было предостаточно, и, все обстоятельно обдумав, он сообщает братьям:
90 - 93 Я ведь надуман жениться. Можно иль нет, братья?
Главный пастух Ёвле Хупле говорит, где живут богатые мандо:
142 "Многае в ту землю ездили свататься
143 Ездили свататься.
146 - 147 Оленей ни конца, ни края,
У Хозяина Морского Мыса сто чумов. Кто ездил туда, не возвратился. Сваты не юз;вратились назад."
Жених ответил:
"Мне такая невеста нужна. Укажи, как добраться в ту землю".
Вместе со своим другом Ёвле Хупле младший брат отправляется в дорогу. В дороге они освобождают девушку, которую хотят принести в жертву богам люди из рода Костяное горло. Освобождают в результате мирных переговоров:
Вы многих повесили, задуппсли, А с одной девушкой справиться не смогли.
Далее в заброшенном чуме герои встречают слепую старуху, которая оказывается матерью Ёвле Хупле. Она сообщает сыну, что много лет назад Хозяин Морского мыса убил его брата и отца. Далее друзья приезжают на оленьей упряжке к Хозяину Морского мыса. И сразу начали без обиняков сватовство:
Сразу начал, "Так мы сватаемся".
664 - 669 Старик со старухой мирно Говорят с гостями. У девушки гости спрашивают: "Мы тебя вместо поварихи увезем. Пойдешь или нет? Вместо работницы увезем, Пойдешь или нет?"" Девушка отвечает: "Уж десять лет жду тебя".
Против жениха и его гостя враждебно настроен младший сын Хозяина Морского Мыса. Он вызывает их на соревнование по прыжкам через нарты, качанием на качелях, требует их участия в соревновании по стрельбе из лука.
828 - 836 Жених схватил,
Лук-стрелы схватил.
Младший сын Хозяина Морского мыса схватил, Стали они биться.
По разные стороны ваньдеев нарт встали. Ты пусти стрелу. Ты пусти стрелу.
Хозяин Морского мыса, ты пусти стрелу. "Я ведь не умею пускать стрелы".
Хозяин Морского Мыса выстрелил; богатырь эту стрелу двумя пальцами поймал и сказал:
ш - «50 "Младший сьш Хоз5пша Морского мыса, теперь ты готовься.
Эгот стрелок.
Младший (сын Керча-ю),
Лук натянул, выстрелил -
Голову противника напрочь снесло".
Состязание окончилось. Хозяин Морского мыса выполнил условия, несмотря на смерть сына:
ш-ш Мы свадьбу сыграли.
Пора возврап1;аться настала. Хозяин Морского мыса Оленей пригнал. Для дочери запряг.
Вероятно, подобные соревнования часто заканчивались смертельным исходом, и не отдать дочь в жены победителю было бы нарушением кодекса чести.
Данное сказание не только в основе, но и в деталях аналогично хакасскому (тюркскому) эпическому сказанию "Албынжи". В обоих сказаниях герои участвуют в соревнованиях по стрельбе из лука, чтобы получить невесту; в обоих сказаниях они притворяются, что не умеют стрелять; в обоих сказаниях они побеждают и убивают прогивника. (96)
Сказание "Возле Керча-ю живем" имеет множество схождений и с индоевропейскими эпосами, где включен сюжет о состязаниях лучников. Эта поэма бесценна тем, что донесла архаичный сюжет без каких-либо позднейших переработок и иноваций и подобно "машине времени" помогает сделать прыжок из современности в праевразий-скую древность IX тыс. до н. э. |