На Претерпеевых обращает внимание живущий на Растеряевой улице чиновник Толоконников. Он становится их благодетелем: присылает съестные припасы, дарит подарки. Претерпеевы думают, что он хочет жениться на одной из барышень. Но это не так: Толоконников просто хочет, чтобы перед ним благоговели, чтобы его боялись. Ему мало власти над своей кухаркой — такую же власть он хочет приобрести над Претерпеевыми. Для этого он даже решает снять у них жилье. Претерпеевы всячески его ублажают, а его обращение с ними становится все более бесцеремонным и деспотичным. Он постоянно устраивает несчастной семье сцены, так что жизнь ее протекает в постоянном страхе перед Толоконниковым. Наконец Претерпеевы начинают бунтовать: приглашают в гости другого знакомого. Толоконников в ярости съезжает от них и забирает все свои подарки. Семья Претерпеевых вновь в нищете, А Толоконников женится на некрасивой девушке, главное достоинство которой видит в том, что она «застращена», то есть напугана жизнью до последней степени.
Обитатели Растеряевой улицы к книгам относятся опасливо. Поучительной считают они судьбу сироты по имени Алифан. Он, вызубрив с большим рвением азбуку, прочел книгу «Путешествие капитана Кука». Книга произвела на него огромное впечатление. Алифан торгует вразнос мелкими вещами (а торговать рассеянный и мечтательный парень не умеет) и рассказывает всем желающим о капитане Куке. Эти рассказы делают его всеобщим посмешищем. Он слывет сумасшедшим.
Но всетаки не всякую образованность растеряевцы презирают. Так, они очень уважают Пелагею Петровну Балканову, или Балканиху, весьма сведущую в церковных вопросах. Балканиха — женщина почтенная и суровая. Муж боялся ее необыкновенно. В городе ходит молва, что умер он со страху, когда жена застала его тайком поедающего варенье. За овдовевшую Балканиху посватался мещанин Дрыкин, разбогатевший на некоем темном деле. Обнаружив в Балканихе незаурядный ум, Дрыкин испугался и женился на молоденькой Нениле. После свадьбы Дрыкин сразу «усмирил» строптивую супругу.
Она стала совершенно покорной, но втихую начала ненавидеть мужа. Когда Дрыкин ослеп, Ненила почувствовала свободу. Хозяйством она не занимается, тратит деньги на наряды и поколачивает мужа. Балканиха ходит к супругам Дрыкиным в гости и ссорит их еще сильнее.
Один из жильцов Балканихи — извозчик Никита. Хозяйка постоянно наставляет его на путь истинный. Никита каждый раз искренне обещает исправиться и больше не пьянствовать, но из этих благих намерений ничего не выходит.
У Пелагеи Петровны растет приемный сын Кузька. Он «закормлен и усыплен», ничто не интересует его скучающую душу. В семнадцать лет Кузька неразумен, как ребенок. Както раз Кузька с Прохором Порфирычем идут на богомолье в соседнее село 3во. Там Кузька выпивает на спор четверть пива и от непривычки к спиртному умирает. А Прохор Порфирыч на богомолье находит себе невесту — Раису Карповну. Она содержанка капитана Бурцева; капитан уезжает и обещает дать полторы тысячи (притом до венца) тому, кто женится на Раисе Карповне. Узнав об этом, Прохор Порфирыч решает жениться. Он очень доволен выгодной сделкой. Невеста счастлива и благодарна своему жениху.
Глеб Иванович Успенский
Нравы Растеряевой улицы
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
Как и Одиссей, превращенный богиней Афиной "в хилого старца", так и Албынжи перевоплощается в убого слепого старика, а его друг, Тюн-Хара - в согбенного и одноглазого человека преклонного возраста. Албынжи в образе старца требует, чтобы ему дали лук:
"А ну-ка, дайте слепому лук, Стрелу пущу я из своих рук. А ты, одноглазый, мой верный дружок, Точнее стрелу наведи на платок*'. Он левой рукой натянул тетиву, Стрела полетела, свистя, в синеву. Народ зашумел, словно горный поток, -Разорван был надвое белый платок. (108)
После этого Албынжи и его друг вступают в борьбу с коварным Хара Моосом и его сестрой — злодейкой Чил-Харой и убивают их. Тюн-Хара женится на прекрасной Алтьш-Арх, а Албынжи — на Килин-Арх.
Участие волшебного волка в подвигах тюркских богатырей, вооруженных луком и стрелами - лучшее доказательство того, что представление об обожествленных тотемах - Волке и луке со стрелами - складывались в одно и то же время и в связке друг с другом.
Роль и предназначение лука в трех вышеприведенных сказаниях одинакова. Близко и содержание мифов. Это говорит в пользу их общего происхождения из одного общетюркского сказания, когда тюрки жили на своей алтайской прародине и были одним народом, говоряищм на одном языке. Ведь имена эпических героев — Гэсер, Алпамыш — являются общеупотребимыми у всех тюркских народов.
Эпос об Албынжи более архаичен и сохранил столь важное для нас свидетельство верований хакассов и их предков в обожествленного Белого Волка (назвать его просто богом у нас не хватает данных). Это важно потому, что вспоминание о Белом Волке сохранилось также и в индоевропейских мифах (109), а эта редкая деталь уводит и тюркские, и индоевропейские мифы в евразийскую древность, в период существования единого евразийского народа, из которого потом вьппли индоевропейские, финно-угорские и тюркоязычные народы. |