И поэтесса Элан (Н. П. Павлович), утверждавшая, что она «последняя снежная маска»; ученица Рериха художница Котихина; всеобщий любимец, импровизаторконферансье и организатор разного рода розыгрышей, капустников Геня Чорн (Евг. Шварц) — из «новых». Юноша фавн, которого звали просто Вовой (Л. Лунц), чей могучий разбег остановила только ранняя смерть, не успевшая, правда, помешать ему выбросить стяг, под которым собралась удивительно даровитая молодежь: «брат алеут» (Вс. Иванов) — творец пряной и душистой прозы; Копильский (М. Слонимский), в комнатепенале которого родился братский союз поэтов и писателей, веривших, что «искусство реально, как сама жизнь»; поэт, оказавшийся родоначальником новой лиричности (Ник. Тихонов); женщина поэт (не поэтесса, не сестра, а полноправный брат — 3. Полонская) — все они своим творчеством связали воедино две эпохи, не предавая искусство. Еруслан очень внимательно относился к этим молодым, ценил и поддерживал их. Ведь через него самого осуществлялась связь прошлой культуры с культурой грядущей. Он пришел как рабочий и интеллигент, и встреча их в его лице произошла без взаимного истребления.
Сумасшедший корабль завершил свое плавание почти через два года после кронштадтских событий, сделав для русской литературы, может быть, больше, чем какоенибудь специально созданное творческое объединение писателей и поэтов.
Ольга Дмитриевна Форш 1873-1961
Сумасшедший корабль - Роман (1930)
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
Время сложения этого гимна, как и персонажа близко ко времени распада индоевропейского пранарода -рубежу IV — III тыс. до н. э., поэтому описание
Ардвисуры Анахиты приближено к облику Великой праиндоевропейской богини.
Высокий ранг Ардвисуры подтвержцается тем, что ей молился сам верховный бог зороастрийцев Ахурамазда, а также тем, что в процессе реформирования древнеи-ранской религии все индоиранские боги утратили свои позиции, кроме Ардвисуры. Содержание гимна - это обращение Ахурамазды к Заратуштре и наставление последнего приносить моленья Ардвисуре, потому что эта богиня помогала во всех сложных моментах иранской истории. Из гимна вырисовываются многочисленные функции Ардвисуры. Она помогает растить жито, кормить стадо, множит богатства, расширяет именья, дает всем странам процветанье. Кроме функции дарить изобилие, счастье, богатство и процветанье, Ардвисура способствует деторождению:
Благая освящает Она мужское семя И матерей утробу, Чтоб легки были роды, Обильно молоко.
Эта богиня создана, по ее словам,
"Чтобы служигь защитой Благого бытия. От блеска моей власти И мелкий скот, и крупный, И смертные двуногие Ступают по земле. Так охраняю все я Добро, что создал Мазда, И все благое в мире Как хлев, хранящий скот",
Ардвисура — космическая богиня, она пронзает пространства Вселенной. Заратуштра обращается к ней со словами:
Ради молитвы этой И жертвы снизойди Со звезд, о Ардвисура, К земле Ахурой данной.
Ардвисура — это вся вода Земли. Ахурамазда говорит:
Молись великой, славной, Величиною равной Всем водам вместе взятым. Текущим по земле.
Великая богиня предстает перед Заратуштрой "прекрасной юной девой, могучею и стройною, высокой и прямой, блестящей, благородной, в параде с рукавами расшитом, золотом". На голове у нее диадема, "стоздвездная, златая, подобьем колеснице и из восьми частей, украшенная лентами с красивым ободком". Ардвисура надевает "бобровую накидку из шкур трехсот бобрих", так сделанную, чтоб смотрящему казалась она "покрытой золотом и полной серебром".
Богиня мчится на колеснице в воздушном пространстве; в колеснице, влекомой четырьмя белыми высокими жеребцами, по имени Дождь, Ветер, Облако, Град.
Но печальна Дева: она тоскует по герою, который прославит ее свершением подвигов.
Итак, Ардвисура Анахита — богиня, более древняя и могучая, чем сам верховный бог Ахурамазда. Она помогает в битвах богов с Великим Змеем. Она - Мать воды и Владычица Природы. Это — космическая богиня, управляющая Вселенной, живущая на звездах и на Земле, в водном потоке и на горах. Она — богиня изобилия, плодородия, ведает рождениями, покровительница браков, вершит судьбами богов и людей.
У Ардвисуры есть черты, сближающие ее с евразийской Девой творения (космичность, связь с водой), а есть черты, определяющие ее как Великую богиню (изобилие, счастье, богатство, плодородие, брак, рождения, судьбы - вот ее сфера деятельности). |