На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

Ольга Дмитриевна Форш 18731961

Сумасшедший корабль — Роман (1930)

В доме этом елисаветинских времен и чуть ли не Бирона жили писатели, художники, музыканты. Впрочем, жили здесь и совслужащие, и портные, и рабочие, и бывшая прислуга... Так было и позже, а не только в пограничные с нэпом и первые нэповские годы.

Быт упростился до первозданности, и жизнь приобрела фантастические очертания. Обитателям уже казалось, что дом этот вовсе не дом, а кудато несущийся корабль.

Чуть теплые печкибуржуйки, перегородки, делящие когдато безвкуснороскошные залы на клетушки, — все свидетельствовало, что обычных будней уже нет, что отошли в прошлое принятые нормы взаимоотношений, изменилась привычная иерархия ценностей.

Однако как на краю вулкана пышно разрастаются виноградники, так цвели здесь люди своим лучшим цветом. Все были героями, творцами. Создавались новые формы общественности, целые школы, писались книги. В быту из ломберного сукна рождались сапоги, из мебельных чехлов — блузы, сушеная морковь превращалась в чай, а вобла — в обед из двух блюд.

Итак, это было место, где на каждом шагу элементарное, расхожее соседствовало с элитарным. Утром, проходя мимо умывальников, человек мог быть остановлен окриком: «Эй, послушайте... Поговорим о Логосе». Это кричал чистивший зубы Акович (А. Л. Волынский), удивительный эрудит, готовый полемизировать и с представителем старой интеллигенции, и с бывшей челядью, рассевшейся на кухне вокруг еще теплой плиты. Первые любили Аковича за сложность его внутреннего мира, вторые — за «простоту», доступность: «Хоть он и еврей, но, как апостолы, русский».

фейерверком мысли взрывался шумный и щедрый в растрате творческих сил Жуканец (В. Б. Шкловский), в чьей голове — хорошего объема — зародился «китайский метод» в литературоведении (формальный метод), абсолютизировавший «прием». И автору, и писательнице Доливе, и «педагогубытовику» Сохатому (все трое — разные ипостаси О. Д. Форш) была близка жизненная установка Жуканца, занятого лепкой нового человека, хотя каждый видел этот путь посвоему. Автор стремился к посильному «взрыванию пограничных столбов времени». Долива была убеждена, что, если не обогащать человека внутренне, он утечет сквозь пальцы, не состоится как организованная личность и втайне будет зависеть от зверя в себе. Сохатый «преподавал творчество» начинающим писателям, считавшим, что, прочитав и «разобрав» десяток шедевров, одиннадцатый они напишут сами. Он предлагал работать, задавал упражнения вроде задания описать памятник Петра пятью строчками, увидев его, скажем, глазами друга или подруги, живущей в Китае. Лишь один курсант уложился в этот объем: «...В Китае ... девочки не имею, а в загс... иду с Саней из Красного треугольника. Как памятник она отлично видала, то размазывать нечего...»

Сохатому, правда, обещано место гдето и чемто заведующего. Панна Ванда, одна из сестервладелиц кафе «Варшавянка», лишь под этот вексель отпускает «педагогубытовику» авансы в виде улыбок и туманных слов, рождающих смутные надежды. Но сестры в одночасье пропали, и автор встретил их годы спустя в Италии занятыми чемто вроде известнейшей и древнейшей профессии.

Жуканец утешал друга: согласно его «схеме нового человека», индивидуум будет вовсе лишен остатка личных начал и, свободный, вспыхнет всеми возможностями своего интеллекта. Он водил его на поэтический вечер Гаэтана, оказавшийся последним. «С ним кончилась любовь... Эта страница закрыта с ним навсегда». Поникший Сохатый продолжал свои изыскания в сфере «быта и сказа», в одном из клубов Ленина читал русскую литературу за полфунта хлеба и одну конфету, летя на Сумасшедшем корабле в неизвестное будущее, иногда радуясь счастью видеть и слышать его удивительную команду и пассажиров.

Инопланетный Гастролер (А. Белый) со своим «Романом итогов»; Микула, почти гениальный поэт из тех же истоков, что и Распутин; Еруслан (М. Горький), защищавший перед «нами» «их», а перед «ними» «нас» — это из «старых».

И поэтесса Элан (Н. П. Павлович), утверждавшая, что она «последняя снежная маска»; ученица Рериха художница Котихина; всеобщий любимец, импровизаторконферансье и организатор разного рода розыгрышей, капустников Геня Чорн (Евг. Шварц) — из «новых». Юноша фавн, которого звали просто Вовой (Л. Лунц), чей могучий разбег остановила только ранняя смерть, не успевшая, правда, помешать ему выбросить стяг, под которым собралась удивительно даровитая молодежь: «брат алеут» (Вс. Иванов) — творец пряной и душистой прозы; Копильский (М. Слонимский), в комнатепенале которого родился братский союз поэтов и писателей, веривших, что «искусство реально, как сама жизнь»; поэт, оказавшийся родоначальником новой лиричности (Ник. Тихонов); женщина поэт (не поэтесса, не сестра, а полноправный брат — 3. Полонская) — все они своим творчеством связали воедино две эпохи, не предавая искусство. Еруслан очень внимательно относился к этим молодым, ценил и поддерживал их. Ведь через него самого осуществлялась связь прошлой культуры с культурой грядущей. Он пришел как рабочий и интеллигент, и встреча их в его лице произошла без взаимного истребления.

Сумасшедший корабль завершил свое плавание почти через два года после кронштадтских событий, сделав для русской литературы, может быть, больше, чем какоенибудь специально созданное творческое объединение писателей и поэтов.

Ольга Дмитриевна Форш 1873-1961

Сумасшедший корабль - Роман (1930)

ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:

КАЧАТЬ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательные и практические знания. Мифология.


      Время сложения этого гимна, как и персонажа близко ко времени распада индоевропейского пранарода -рубежу IV — III тыс. до н. э., поэтому описание
      Ардвисуры Анахиты приближено к облику Великой праиндоевропейской богини.
      Высокий ранг Ардвисуры подтвержцается тем, что ей молился сам верховный бог зороастрийцев Ахурамазда, а также тем, что в процессе реформирования древнеи-ранской религии все индоиранские боги утратили свои позиции, кроме Ардвисуры. Содержание гимна - это обращение Ахурамазды к Заратуштре и наставление последнего приносить моленья Ардвисуре, потому что эта богиня помогала во всех сложных моментах иранской истории. Из гимна вырисовываются многочисленные функции Ардвисуры. Она помогает растить жито, кормить стадо, множит богатства, расширяет именья, дает всем странам процветанье. Кроме функции дарить изобилие, счастье, богатство и процветанье, Ардвисура способствует деторождению:
      Благая освящает Она мужское семя И матерей утробу, Чтоб легки были роды, Обильно молоко.
      Эта богиня создана, по ее словам,
      "Чтобы служигь защитой Благого бытия. От блеска моей власти И мелкий скот, и крупный, И смертные двуногие Ступают по земле. Так охраняю все я Добро, что создал Мазда, И все благое в мире Как хлев, хранящий скот",
      Ардвисура — космическая богиня, она пронзает пространства Вселенной. Заратуштра обращается к ней со словами:
      Ради молитвы этой И жертвы снизойди Со звезд, о Ардвисура, К земле Ахурой данной.
      Ардвисура — это вся вода Земли. Ахурамазда говорит:
      Молись великой, славной, Величиною равной Всем водам вместе взятым. Текущим по земле.
      Великая богиня предстает перед Заратуштрой "прекрасной юной девой, могучею и стройною, высокой и прямой, блестящей, благородной, в параде с рукавами расшитом, золотом". На голове у нее диадема, "стоздвездная, златая, подобьем колеснице и из восьми частей, украшенная лентами с красивым ободком". Ардвисура надевает "бобровую накидку из шкур трехсот бобрих", так сделанную, чтоб смотрящему казалась она "покрытой золотом и полной серебром".
      Богиня мчится на колеснице в воздушном пространстве; в колеснице, влекомой четырьмя белыми высокими жеребцами, по имени Дождь, Ветер, Облако, Град.
      Но печальна Дева: она тоскует по герою, который прославит ее свершением подвигов.
      Итак, Ардвисура Анахита — богиня, более древняя и могучая, чем сам верховный бог Ахурамазда. Она помогает в битвах богов с Великим Змеем. Она - Мать воды и Владычица Природы. Это — космическая богиня, управляющая Вселенной, живущая на звездах и на Земле, в водном потоке и на горах. Она — богиня изобилия, плодородия, ведает рождениями, покровительница браков, вершит судьбами богов и людей.
      У Ардвисуры есть черты, сближающие ее с евразийской Девой творения (космичность, связь с водой), а есть черты, определяющие ее как Великую богиню (изобилие, счастье, богатство, плодородие, брак, рождения, судьбы - вот ее сфера деятельности).

 

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.