Санин, поддавшись очарованию Зининой красоты и летней ночи, объясняется ей в любви. Поженски она счастлива, но ее мучают угрызения совести по утраченной «чистой любви». Она не догадывается об истинной причине самоубийства Сварожича, ее не убеждают слова Санина: «Человек — гармоничное сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно, его нарушает только приближение смерти, но мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием... Мы заклеймили тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование... Те из нас, которые слабы по существу, не замечают этого и влачат жизнь в цепях, но те, которые слабы только вследствие связавшего их ложного взгляда на жизнь и самих себя, те — мученики: смятая сила рвется вон, тело просит радости и мучает их самих. Всю жизнь они бродят среди раздвоений, хватаются за каждую соломинку в сфере новых нравственных идеалов и в конце концов боятся жить, тоскуют, боятся чувствовать...»
Смелые мысли Санина пугают местную интеллигенцию, учителей, врачей, студентов и офицеров, особенно когда Владимир говорит, что .Сварожич «жил глупо, мучал себя по пустякам и умер дурацкой смертью». Его мысли «нового человека» или даже сверхчеловека разлиты по всей книге, во всех диалогах, в разговорах с сестрой, матерью, многочисленными персонажами. Его возмущает христианство в той форме, которая открылась человеку начала XX в. «Помоему, христианство сыграло в жизни печальную роль... В то время, когда человечеству становилось уже совсем невмоготу и уже немногого не хватало, чтобы все униженные и обездоленные взялись за ум и одним ударом опрокинули невозможно тяжелый и несправедливый порядок вещей, просто уничтожив все, что жило чужою кровью, как раз в это время явилось тихое, смиренно мудрое, многообещающее христианство. Оно осудило борьбу, обещало внутреннее блаженство, навеяло сладкий сон, дало религию непротивления злу насилием и, выражаясь коротко, выпустило пар!.. На человеческую личность, слишком неукротимую, чтобы стать рабом, надело христианство покаянную хламиду и скрыло под ней все краски человеческого духа... Оно обмануло сильных, которые могли бы сейчас, сегодня же, взять в руки свое счастье, и центр тяжести их жизни перенесло в будущее, в мечту о несуществующем, о том, что никто из них не увидит...» Санин — революционер ницшеанскодионисийского толка — нарисован автором книги как лицо весьма симпатичное и привлекательное. Для современного слуха он ни циничен, ни груб, однако российская провинция, застоявшееся болото косности и идеализма, его отторгает.
Михаил Петрович Арцыбашев 1878-1927
Санин - Роман (1908)
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И БОЖЕСТВО РАСТИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ
Богиня всходов и богння Снопа в Чатал Гуюке.
Хотя Великая богиня и выполняла функцию плодоносной СИЛЫ, но еще в раннеиндоевропейскую эпоху, VII -VI тыс. до н. э. появляется богиня, функция которой состояла в обеспечении изобильным урожаем. Способствовала зерну пробиться через толщу земли богиня растительной силы. Уже в Чатал Гуюке мы имеем изображение двух богинь (Рис. 36: 3), как бы вырастающих из одного корня. Это говорит о том, что богини подобны, хотя у них и есть различия. Вместе с тем в Чатал Гуюке была найдена глиняная скульптура на соломенном каркасе или иначе — сноп соломы, обмазанный глиной и оставленный на хранение после того, как сжаты колосья. Природа этой богини восстанавливается благодаря сравнению этого образа с образами покровительниц урожая и прорастания зерна в жатвенных обрядах индоевропейских народов Европы, собранных и описанных великим исследователем религии Дж. Фрэзером. (55 )
Древние аграрные обряды народов Европы* В Европе проживают народы, говорящие на языках индоевропейской семьи, кроме басков, венгров, эстонцев и финнов. Индоевропейцы проживают в Европе с IV - III тыс. до н. э. В обычаях европейских народов вплоть до начала XX в. было огромное количество мифических персонажей, которых можно назвать или Мать Хлеба (Зерна), Невеста или Дева Хлеба, а в отдельных случаях Великая Мать. Все эти обряды и обычаи связаны с земледелием, с цикличностью аграрных работ, с жатвой.
Европейские крестьяне считали, что в колосьях скрывается Мать Хлеба (в зависимости от вида зерновых она могла быть Матерью Ячменя, Матерью Ржи, Пшеницы, Овса, Гороха и даже Льна). Согласно поверьям, посевы растут благодаря Матери Зерна. Когда Мать Зерна проходит по полю, она оплодотворяет его. Когда волнуются колосья на ветру, говорят: "Мать Хлеба идет по посевам". Детям запрещено рвать васильки, чтобы их не схватила Мать Хлеба, скрывающаяся в колосьях. (56)
Во время жатвы очень важен последний сноп. По представлениям, в этом снопе и оставалась Мать Хлеба. Если взять последний сноп с собой, — значит поймать Мать Хлеба, залог будущего урожая. Этот сноп приносили домой и воздавали ему божеские почести. (57) (Вспомним сноп в основе глиняной скульптуры в Чатал Гуюке). Часто последний сноп обряжался в женскую одежду. (Вспомним, что глиняной фигуре Чатал Гуюка придавался антропоморфный облик).
Праздник, связанный с окончанием уборки урожая, проводился вокруг снопа. Его ставили в центр танцевальной площадки, и самый искусный жнец танцевал с самой красивой девушкой. Во время ужина и танцев Мать Хлеба, находящаяся, по поверьям, в снопе, была в центре внимания (58). Дальнейшая ее судьба определялась по-разному у разных народов.
|