Тараканище — Сказка в стихах (1923)
«Ехали медведи / На велосипеде. / А за ними кот / Задом наперед. / А за ним комарики / На воздушном шарике. / А за ними раки / На хромой собаке. / Волки на кобыле, / Львы в автомобиле. / Зайчики в трамвайчике / Жаба на метле...» Едут они и смеются, как вдруг из подворотни вылезает страшный великан — Тараканище. Он грозит зверям, что съест их. Звери в панике — волки скушали друг друга, крокодил проглотил жабу, а слониха села на ежа. Только раки не боятся — они хоть и пятятся, но бесстрашно кричат усатому чудищу, что и сами могут шевелить усами — не хуже, чем Таракан. И Гиппопотам обещает тому, кто не побоится чудовища и сразится с ним, подарить двух лягушек и пожаловать еловую шишку. Звери расхрабрились и кидаются гурьбой к усачу. Но, увидев его, бедняги так пугаются, что тут же убегают. Гиппопотам призывает зверей пойти и поднять Таракана на рога, но звери боятся: «Только и слышно, как зубы стучат, / Только и видно, как уши дрожат».
И вот Таракан стал повелителем полей и лесов, и все звери ему покорились. Он приказывает зверям принести ему на ужин своих детей. Все звери плачут и прощаются со своими детишками навсегда, проклиная злого повелителя. Горше всех рыдают бедные матери:
какая же мать согласится отдать своего милого ребенка на ужин ненасытному чучелу? Но вот однажды прискакала Кенгуру. Увидев усача, гостья смеется: «Разве это великан? <...> Это просто таракан! <...> Таракан, таракан, таракашечка. /Жидконогая козявочкабукашечка». Кенгуру стыдит своих зубастых и клыкастых знакомых — они покорились козявке, таракашке. Бегемоты пугаются, шикают на Кенгуру, но тут откуда ни возьмись прилетает Воробей, который Таракана проглатывает. Вот и нету великана! Вся звериная семья благодарит и славит своего избавителя. Все так бурно радуются и танцуют так лихо, что луна, задрожав в небе, падает на слона и скатывается в болото. Но луну вскоре водворяют на место, и к лесным жителям вновь возвращаются мир и радость.
Айболит — Сказка в стихах (1929)
Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамойзайчихой. Вдруг откуда ни возьмись появляется шакал верхом на кобыле — он привез Айболиту телеграмму от Гиппопотама, в которой тот просит доктора поскорее приехать в Африку и спасти малышей, у которых ангина, дифтерит, скарлатина, бронхит, малярия и аппендицит! Добрый доктор тут же соглашается помочь детишкам и, узнав у шакала, что они живут на горе ФернандоПо у широкой Лимпопо, отправляется в путь. Ветер, снег и град мешают благородному доктору. Он бежит по полям, по лугам и лесам, но так устает, что падает на снег и не может дальше идти. И тут же к нему выбегают волки, которые вызываются его подвезти. Но вот перед ними бушующее море. Айболит в растерянности. Но тут выплывает кит, который, как большой пароход, везет доброго доктора. Но вот перед ними горы. Айболит пытается ползти по горам и думает не о себе, а о том, что станется с бедными больными зверями. Но тут с высокой горы слетают орлы, и Айболит, сев верхом на орла, быстро мчится в Африку, к своим больным.
А в Африке все звери ждут своего спасителя — доктора Айболита. Они смотрят на море в беспокойстве — не плывет ли он? Ведь у 6егемотиков болят животики, страусята визжат от боли. А у акулиных деток, у маленьких акулят, болят зубки уже двенадцать суток! У кузнечика вывихнуто плечико, он не прыгает, не скачет, а только плачет и зовет доктора. Но вот на землю спускается орел, везущий Айболита, и Айболит машет всем шляпой. И рады все дети, и счастливы родители. А Айболит щупает животы бегемотикам и всем им дает по шоколадке и ставит им градусники. А тигрят и верблюжат он потчует гоголеммоголем. Десять ночей подряд добрый доктор не ест, не пьет и не спит. Он лечит больных зверят и ставит им градусники. И вот он всех вылечил. Все здоровы, все счастливы, все смеются и танцуют. А бегемотики ухватились за животики и так смеются, что деревья сотрясаются, А Гиппопотам поет: «Слава, слава Айболиту! / Слава добрым докторам!»
Корней Иванович Чуковский 1882-1969
Крокодил Сказка в стихах (1917)
Тараканище - Сказка в стихах (1923)
Айболит - Сказка в стихах (1929)
ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:
КАЧАТЬ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Занимательные и практические знания. Мифология.
Миф о двух богинях - ключ к пониманшо аграрных обрядов. Этот миф поясняет функцию богинь. Деметра — богиня плодородия зерна, дарительница богатого урожая, а Кора-Персефона - олицетворение прорастающего зерна, его растительной силы, позволяющей ростку пробиться через земляной панцирь. Но Деметра не может выполнить свою роль без дочери — Коры, вот почему древние греки, не различая их, обращались к ним не по именам, а постоянно применяли титул "Две богини". Это нашло выражение и в изобразительном искусстве, воспроизводящем тождественные образы двух богинь. Их атрибутами были пшеничные колосья. Если Деметра изображалась одна, то одна держала в руках сноп и маки.
В скульптуре Чатал Гуюк, по нашему мнению, представлены уже эти богини: это сдвоенные женские фигуры. (Рис. 36: 3.)
Их единый корень говорит об единстве связующей их субстанции. Этот тип скульптуры проходит "красной нитью" через все энеолитические индоевропейские культуры V — П1 тыс. до н. э. Их можно было бы называть не "Близнецы", а "Две Богини".
В аграрных обрядах народов Европы Деметра соответствует Матери Хлеба, последнему снопу урожая. Кора-Персефона - это зерна в венке от прошлого урожайного снопа, которые разбрасываются между посевным зерном, чтобы увеличить его растительную силу, силу всходов.
Как мы уже говорили, что в сельскохозяйственных обрядах европейских народов нет-нет, а промелькнет Жатвенный ребенок, наряду с Невестой Хлеба Смысл этого звена в обрядах тот же, что и Невесты Хлеба. В Жатвенном ребенке концентрируется вегетативная сила , обуславливающая быстрые и дружные всходы. Откуда взялся этот ребенок? Об этом нам поведал еще один миф, который объясняет рождение у Деметры сына Плутоса-Иакха, бога вегетативной силы, и как следствие этого, бога богатства и изобилия.
Три системы аграрной обрядности: Кибела - Атгас; Деметра — Иасион - Плутос; Деметра - Кора. Вместе с тем этот миф является мостиком между двумя аграрными ритуалами: первым, где богиней растительности является женское божество (Кора-Персефона, Ляля, Невеста Хлеба, Дочь Хлеба, Дева), и вторым, где растительная сила обеспечивается мужским богом - богом умирающим и воскресающим, или умирающим, но оставляющим сына — юного духа растительности.
Первая система аграрных обрядов связана с мифами о Деметре и Коре. Вторая система связана с мифами о Деметре и Иасионе и их сыне Плутосе-Иакхе. Вторая система, вероятно, более древняя, так как восходит к культу Великой Богини и ее умирающего и воскресающего мужа или возлюбленного, культу Кибелы и Аттиса. |