На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

Дмитрий Андреевич Фурманов 18911926

Чапаев — Роман (1923)

В морозную январскую полночь девятнадцатого года с вокзала Иваново-Вознесенска отправляется на колчаковский фронт собранный Фрунзе рабочий отряд. Со всех фабрик и заводов приходят рабочие проводить товарищей. Перед многолюдной толпой выступают с краткими речами ораторы. От имени отряда прощается с ткачами Федор Клычков. Он из бывших студентов, «в революции быстро нащупал в себе хорошего организатора». Рабочие близко знают его и считают своим.

До Самары поезд едет не меньше двух недель. В реввоенсовете Клычков получает оставленную для него командующим 4й армией записку, в которой Фрунзе приказывает комиссарам следовать немедленно к нему в Уральск, опережая отряд, который изза разрухи на железной дороге передвигается медленно. На перекладных, в санях, политработники отправляются в путь. Наконец они встречаются в Уральске с Фрунзе. Еще в дороге Клычков слушает рассказы возниц о Чапаеве как о народном герое. В Уральске Федор Клычков, после временной работы в комитете партии, получает новое назначение — комиссаром в воинскую группу, начальником которой является Чапаев. Непрерывные бои, которые ведет Красная Армия, не дают возможности наладить организационную и политическую работу. Структура воинских частей зачастую настолько запутанна, что непонятно, насколько простирается власть того или иного командира, Клычков присматривается к военспецам, перешедшим на сторону красноармейцев, теряясь иногда в догадках — честно ли эти люди служат новой власти? Федор ожидает приезда Чапаева: этот приезд должен в определенной мере разъяснить неясность создавшегося положения.

Клычков ведет дневник, в котором описывает свои впечатления от первой встречи с Чапаевым. Тот поразил его своим обыкновенным видом человека среднего роста, видимо, небольшой физической силы, но обладающего способностью приковывать к себе внимание окружающих. В Чапаеве чувствуется внутренняя сила, объединяющая вокруг него людей. На первом совещании командиров он выслушивает все мнения и делает свое, неожиданное и точное, заключение. Клычков понимает, как много в Чапаеве стихийного, неудержимого, и видит свою роль в том, чтобы в дальнейшем оказывать на истинно народного командира идейное влияние.

В первом своем бою за станицу Сломихинскую Клычков видит, как Чапаев носится на коне по всему переднему краю, отдавая необходимые приказы, подбадривая бойцов, поспевая в самые жаркие точки в самый нужный момент. Комиссар восхищается командиром, тем более что сам изза своей неопытности отстает от ворвавшихся в станицу красноармейцев. В Сломихинской начинаются грабежи, которые Чапаев прекращает одним своим выступлением перед красноармейцами: «Я приказываю вам больше никогда не грабить. Грабят только подлецы. Поняли?!» И его беспрекословно слушаются — впрочем, возвращая награбленное только бедным. То, что взяли у богатых, делят для продажи, чтобы были деньги на жалованье.

Фрунзе по прямому проводу вызывает Чапаева и Клычкова к себе в Самару. Там он назначает Чапаева начальником дивизии, предварительно приказав Клычкову охлаждать партизанский пыл своего командира. Федор поясняет Фрунзе, что как раз в этом направлении и ведет свою работу.

Чапаев рассказывает Клычкову свою биографию. Он говорит, что родился у дочери казанского губернатора от артистацыгана, в чем Клычков несколько сомневается, приписывая этот факт чрезмерной фантазии народного героя. В остальном биография довольно обычная: Чапаев в детстве пас скотину, работал плотником, торговал в лавке у купца, где и возненавидел купцовобманщиков, ходил по Волге с шарманкой. Когда началась война, пошел служить в армию. Изза измены жены бросил ее, забрав детей, которые живут сейчас у одной вдовы. Всю жизнь он хотел учиться, старался по возможности больше читать — и болезненно чувствует недостаток образования, говоря о себе: «Как есть темный человек!»

Дивизия Чапаева воюет против Колчака. Победы чередуются с временными неудачами, после которых Клычков настоятельно советует Чапаеву учиться стратегии. В спорах, иногда очень острых, Чапаев все чаще прислушивается к своему комиссару. Бугуруслан, Белебей, Уфа, Уральск — вот вехи героического пути дивизии. Клычков, сближаясь с Чапаевым, наблюдает становление его полководческого таланта. Авторитет легендарного комдива в войсках огромен.

Дивизия идет на Лбищенск, от которого до Уральска больше сотни верст. Кругом — степи. Население встречает красные полки враждебно. Все больше засылается к чапаевцам лазутчиков, которые доносят колчаковцам о плохом снабжении красногвардейцев. Не хватает снарядов, патронов, хлеба. Белые застигают врасплох измотанные и голодные отряды красноармейцев. Чапаев вынужден мотаться по степи на автомобиле, на конях, чтобы более оперативно руководить разрозненными частями. Клычкова отзывают из дивизии в Самару, как он ни просил оставить его работать рядом с Чапаевым, учитывая складывающиеся трудности.

Во Лбишенске стоит штаб дивизии, отсюда Чапаев ежедневно продолжает объезжать бригады. Разведка докладывает, что крупных сил казаков рядом со станицей не обнаружено. Ночью по чьемуто приказу снимают усиленный караул; Чапаев такого приказа не давал. На рассвете казаки застают чапаевцев врасплох. В коротком и страшном бою погибают почти все. Чапаев ранен в руку. Рядом с ним постоянно находится верный вестовой Петька Исаев, который героически погибает на берегу Урала. Чапаева пытаются переправить через реку. Когда Чапаев почти достигает противоположного берега, пуля попадает ему в голову.

Оставшиеся части дивизии с боями прорываются из окружения, вспоминая тех, «что с беззаветным мужеством отдали свои жизни на берегах и в волнах неспокойного Урала».

Дмитрий Андреевич Фурманов 1891-1926

Чапаев - Роман (1923)

ПРОСТОЙ ТЕКСТ В ZIP-е:

КАЧАТЬ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательные и практические знания. Мифология.


      Древнейшие скотоводы мира - ранние праиндоев-ропейцы - пришли в Малую Азию из Европы и познакомились там с первыми земледельцами - праафразийцами. Ранние праиндоевропейцы легко приспособили существовавшие у них верования в Хозяйку мира - Деву Творения и в Хозяйку мира — Великую богиню, ведающую растительным и животным плодородием, распространяющую свою силу на плодородие зерна и домашнего скота. Культ умирающего и воскресающего бога как символ увядания и возрождения Природы был соединен с культом Великой богини. Так возникла первая линия аграрной обрядности, которая получила распространение в цивилизациях Древнего Востока.
      Праиндоевропейцы, которые в V тыс. до н. э. ушли в Европу, создали там древнейшую цивилизацию, несли с собой культ Великой богини и ее возлюбленного, извест-
      ный у фригийцев как культ Кибелы и Атиса, у пеласгов как культ Деметры и Ясиона, у славян — культ Лады и Ясия. Хтоническое божество Атгас-Ясион-Ясий обеспечивал всходы, а богиня давала полноту колосу, наполняла его зерном. В развитии этой обрядности возник культ Иакха-Иаыя-Плутоса-Переплута-Семаргла - божества вегетативной силы. За хтоническим богом оставалась вся стихия подземных вод и земного плодородия. Иаюс-Плутос был сыном Ясиона и Деметры. На следующем этапе эволюции аграрных представлений возникла идея соединения плодородия зерна с небесными водами, которые, сливаясь с подземными, способствуют росту растений. Появляется бог неба (Дый - у славян; Див - у индоевропейцев), который отдает более узкую функцию богу грома и грозы: Перуну — у славян; Перкунасу — у литовцев; Зевсу — у древних греков. Союз бога-громовер-жца с богиней плодородия выражен в появлении дочери — богини весенней растительности (Коры - у древних греков; Ляли — у славян; Невеста Хлеба — в аграрных обрядах народов Европы).
      Аграрные обряды народов Европы сохранили три персонажа - Мать Хлеба (богиня плодородия зерна). Невесту Хлеба (богиню нового урожая, т. е. весенней растительности) и Жатвенного ребенка (Иакх-Плутос-Се-маргл-Переплут).
      "Основной миф индоевропейцев", как он определяется лингвистами-культурологами, - это часть аграрной обрядности, воссоединения небесных и земных вод. Это поединок Перуна и Велеса, Перкунаса и Велняса-Велса, Индры и Валу, Зевса и Ясиона и т. д.
      В то же время в народных праздниках европейцев, связанных с проводами Зимы, отражены представления до-земледельческой эпохи, культ Умирающего и Воскресающего духа растительности. (Проводы Масленицы, Изгнание Старости-Смерти).

 

К списку: sheba.spb.ru/lit/index.htm

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.