НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ




Художник А. Борисенко, рисунок для обложки книги «Карлуша на Луне» 2004

Художник А. Борисенко, рисунок для обложки книги «Карлуша на Луне» 2004 г. Допечатный оригинал.

 

 

Первые книги вышли в свет в 1999-м. В тот же день наследники прав на «роман-сказку» Носова запретили оба романа о новых приключениях Незнайки. При этом сам Носов никогда не скрывал того, что позаимствовал Незнайку и Знайку из «Приключений Мурзилки и лесных человечков» Анны Хвольсон. Обсуждать тему авторских прав на гномов, цвергов, лилипутов и даже хоббитов здесь не будем, просто констатируем факт.

Однако бросать своих маленьких человечков Борис Карлов не стал (как всякий честный автор, чувствуя за них ответственность, — браво!) и попросту отредактировал текст заново. Изменил имена и расовую принадлежность героев. Теперь они не коротышки, а гномы. Главный персонаж носит имя Карлуша. По-видимому, это имеет какое-то отношение к фамилии автора.

Кстати, «Карлов» — псевдоним. Будучи любителем кино, я как-то сразу содрогнулась, увидев знакомое имя на обложке. Откровения памятной записки, из которой я черпаю факты об истории создания книги, подтвердили первое подозрение. Помните старый, черно-белый фильм о Франкенштейне и созданном им чудище? Этого печального монстра играет Boris Karloff. Видимо, сам автор («огромен, депрессивен, неулыбчив, непредсказуем») внешне несколько похож на бедного монстра. Особенно, как мне грезится, в эпизоде, когда Голем бредет с маленькой девочкой на руках.


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


...А теперь — впечатления от книги.

Чем-то текст напоминает те, что в шестидесятые годы печатались в журналах, наподобие «Вокруг света». Представляются шрифты с завитушками и желтая бумага. В книге удивительным образом сочетаются неспешность повествования и обилие приключений. В последнее время меня страшно утомляют книги, авторы которых отчаянно стараются меня развлекать. Герои так и скачут из огня да в полымя, позабыв, можно сказать, всякий стыд.

Гномы Карлова тоже периодически куда-то едут, выясняют обстоятельства различных загадочных и запутанных дел, попадают в истории, даже отчасти спасают мир. Но делают они это без всякой суеты, так что у читателя не возникает одышки в погоне за авторской мыслью.

У писателя и его персонажей много времени. Они подробно, со вкусом собираются в поход, обстоятельно исследуют встреченные по пути феномены, обсуждают технические возможности того или иного приспособления. Кстати, в этом — очередная привлекательная особенность романов о Карлуше.

Вроде бы, автор описывает некий параллельный мир, создает классическую фэнтези, но вот мистики в этом фэнтези-мире нет и в помине, а есть некоторое количество технических изобретений. Ну вот какой современный фэнтези-роман выдержит фразу вроде: «В работу электронной системы управления автоматически подключилось резервное питание»? А текст Карлова изобилует подобными высказываниями. И делается от этого все уютнее. Да что там, впечатление — как от погружения в мир «викторианского СССР», тоже своего рода фэнтези-мира, никогда не бывшего, но многими вспоминаемого с ностальгией.

Кроме подробности, несуетливости текста, лично меня привлекают детские герои, мечты которых не прикладно-материальные. Слишком часто герой современного детского произведения пребывает в погоне за матблагами. Деток обучают мечтать о домах и вещах. Основательные персонажи Карлова — не таковы. Все материальные блага в книге поданы исключительно мило. Ну... вот как рубин для Тофслы и Вифслы из «Муми-троллей»: самое прекрасное на свете. В то время как для Морры он являл собой самое драгоценное на свете. Почувствуйте разницу.

Впрочем, назвать «Карлушу» чисто детской книгой я бы не рискнула. Почитать ее ребенку можно и даже нужно, но вот понять ее по-настоящему, вероятно, может только взрослый. «Карлуша на Луне» вообще представляет собой своеобразную политическую сатиру. (С другой стороны, кому из нас в детстве мешало то обстоятельство, что «Чиполлино» — повесть о социалистической революции среди овощей?) Ассоциации в описании приключений на Луне — не только из Носова, но и из более ранних писателей, вплоть до Распэ (то есть Мюнхгаузена) и Сирано де Бержерака. Естественно, ассоциации не прямые. Просто автор находится «в традиционном ментальном поле» (не могу подобрать более человеческих слов для описания этого феномена).

Написанные хорошим языком и не обладающие вредной идеологией, книжки про Карлушу хороши для детей и очень полезны для издерганных, замученных взрослых. Сиди да читай!

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru