...А теперь — впечатления от книги.
Чем-то текст напоминает те, что в шестидесятые годы печатались в журналах, наподобие «Вокруг света». Представляются шрифты с завитушками и желтая бумага. В книге удивительным образом сочетаются неспешность повествования и обилие приключений. В последнее время меня страшно утомляют книги, авторы которых отчаянно стараются меня развлекать. Герои так и скачут из огня да в полымя, позабыв, можно сказать, всякий стыд.
Гномы Карлова тоже периодически куда-то едут, выясняют обстоятельства различных загадочных и запутанных дел, попадают в истории, даже отчасти спасают мир. Но делают они это без всякой суеты, так что у читателя не возникает одышки в погоне за авторской мыслью.
У писателя и его персонажей много времени. Они подробно, со вкусом собираются в поход, обстоятельно исследуют встреченные по пути феномены, обсуждают технические возможности того или иного приспособления. Кстати, в этом — очередная привлекательная особенность романов о Карлуше.
Вроде бы, автор описывает некий параллельный мир, создает классическую фэнтези, но вот мистики в этом фэнтези-мире нет и в помине, а есть некоторое количество технических изобретений. Ну вот какой современный фэнтези-роман выдержит фразу вроде: «В работу электронной системы управления автоматически подключилось резервное питание»? А текст Карлова изобилует подобными высказываниями. И делается от этого все уютнее. Да что там, впечатление — как от погружения в мир «викторианского СССР», тоже своего рода фэнтези-мира, никогда не бывшего, но многими вспоминаемого с ностальгией.
Кроме подробности, несуетливости текста, лично меня привлекают детские герои, мечты которых не прикладно-материальные. Слишком часто герой современного детского произведения пребывает в погоне за матблагами. Деток обучают мечтать о домах и вещах. Основательные персонажи Карлова — не таковы. Все материальные блага в книге поданы исключительно мило. Ну... вот как рубин для Тофслы и Вифслы из «Муми-троллей»: самое прекрасное на свете. В то время как для Морры он являл собой самое драгоценное на свете. Почувствуйте разницу.
Впрочем, назвать «Карлушу» чисто детской книгой я бы не рискнула. Почитать ее ребенку можно и даже нужно, но вот понять ее по-настоящему, вероятно, может только взрослый. «Карлуша на Луне» вообще представляет собой своеобразную политическую сатиру. (С другой стороны, кому из нас в детстве мешало то обстоятельство, что «Чиполлино» — повесть о социалистической революции среди овощей?) Ассоциации в описании приключений на Луне — не только из Носова, но и из более ранних писателей, вплоть до Распэ (то есть Мюнхгаузена) и Сирано де Бержерака. Естественно, ассоциации не прямые. Просто автор находится «в традиционном ментальном поле» (не могу подобрать более человеческих слов для описания этого феномена).
Написанные хорошим языком и не обладающие вредной идеологией, книжки про Карлушу хороши для детей и очень полезны для издерганных, замученных взрослых. Сиди да читай!
|