НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Карлуша на Луне

КНИГА ВТОРАЯ
ЗИМА В СТРАНЕ ГНОМОВ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава четвёртая
Занимательная психология.
За ёлкой. Возведение ледяного замка


  mp3PRO — VBR до 96kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

 


ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru (аукцион доменов)



 

Глава четвёртая

Занимательная психология.

За ёлкой. Возведение

ледяного замка


На другой день утром Карлуша вышел в гостиную. Взломщик и Шестерёнка уже сидели за столом. Они пили чай с подогретыми на печи вчерашними пирожками. Снежинка тотчас подошла и шепнула: «Не забудьте, что вы вчера обещали». Карлуша перестал тереть глаза и начал вспоминать вчерашний разговор. Действительно, он пообещал, что они с Взломщиком и Шестерёнкой останутся на новогодний бал. Порядком озадаченный, он поплескался у рукомойника, не спеша вытерся полотенцем и подсел к столу.

Отхлебнув чаю и потянувшись за пирожком, он как бы между прочим поинтересовался:

— А что, у вас тоже устраивают новогодний бал?

Догадавшись, что разговор затеян не из простого любопытства, Снежинка и Ясноглазка с готовностью подхватили эту тему. Они рассказали, что внизу, в самом центре города, есть большой пруд. Его называют Зимним, поскольку летом в нём никто не купается, а зимой он превращается в каток. Так вот, в канун Нового года, то есть как раз именно сегодня, на Зимнем пруду установят ёлку, а вокруг неё воздвигнут ледяной дворец.

Строительный материал для этого дворца в каждом дворе заготавливают заранее: достают с чердаков специальные ящики, пропитанные воском, заливают водой и выставляют на мороз. Вода замерзает и превращается в ледяной куб.

Затем, начиная строительство замка, ящики ненадолго заносят в тепло, чтобы лёд слегка оттаял от стенок, выкладывают куб на санки и отвозят к пруду.

Строительством руководит архитектор Стрелка. Под её руководством построены почти все дома в Зелёной горке.

После того как ледяной кубик становится на своё место, его поливают водой и ставят сверху следующий; вода схватывается и скрепляет их так же надёжно, как цементный раствор скрепляет кирпичи.

И вот так, кубик за кубиком, вырастает огромный ледяной замок с куполом и шпилем на верхушке, которые отливаются отдельно в специальных формах.

Но самое главное, — продолжали рассказывать Снежинка и Ясноглазка, — что каждая хозяйка подкрашивает свои кубики при помощи сиропов: красным из брусники или клюквы, зелёным из тархуна, жёлтым из яблок и груш, синим из сливы… Весной, когда замок начинает подтаивать, достаточно отбить от него кусок и положить в кастрюлю; из растаявшего льда получится вкусный и полезный напиток.

Девочки продолжали рассказывать, а Карлуша поднял глаза от вазочки с вареньем и увидел, что друзья-механики, перестав есть, слушают их внимательнейшим образом.

— Как же лёд на пруду выдерживает такую махину? — поинтересовался Взломщик.

— Пруд мелкий и зимой промерзает насквозь, — объяснила Ясноглазка. — Вокруг замка мы расчищаем каток, а вдоль берега ставим скамеечки, укрытые тюфяками, чтобы можно было сидеть без опасения примёрзнуть.

— А ёлку уже поставили?

— Ещё нет, но скоро пойдём пилить.

— Как же вы дотащите ёлку до города? — неуверенно спросил Взломщик, начинавший заглатывать крючок.

— Ох, — вздохнули барышни. — Конечно, трудно придётся. Из техники у на есть только старый грузовой автомобиль, а по снегу на автомобиле…

— Знаете что, — перебил её Взломщик, окончательно заглотив нехитрую наживку, — мы, пожалуй, останемся вам помогать.

— Правильно! — поддержал его Шестерёнка. — Надоела уже эта тягомотина на Мутной. Управятся и без нас. Правильно я говорю, Карлуша?

— Вам виднее, — отозвался Карлуша, не поднимая глаз от своей чашки. Пока всё складывалось как нельзя лучше.


* * *


Взломщик позвонил из больницы Глюку и доложил, что у них случилась небольшая поломка и они ненадолго задержатся в Зелёной горке. Так его научила сказать Снежинка, которая опасалась, что кавалеров уговорят уехать обратно. Как только Глюк проворчал, что «как-нибудь управимся без вас», стоявшая возле телефона Снежинка нажала «отбой», и разговор на этом закончился.

Не теряя времени, поехали в лес.

По дороге Взломщик узнал, что спиленную ёлку обычно валят на расстеленный брезент, затем хватаются за края и волоком, утопая в снегу, тащат до самого города.

— А разве гномы из Парка вам не помогают? — спросил Взломщик.

— Нет, не помогают, — пожаловались дамочки. — У них там свой праздник, и только изредка некоторые бывают у нас.

— Ничего, на этот раз вам, можно сказать, повезло, — отметил Шестерёнка.

Вокруг заранее облюбованной ёлки стояли несколько девочек, дожидаясь обещанной механизации.

Лихо тормознув, Взломщик выпрыгнул из кабины и сразу утонул по пояс в снегу. Тут только он заметил, что все дамы стоят на лыжах, вытоптав вокруг себя небольшую полянку. Взломщика втянули обратно в кабину, после чего он тоже нацепил лыжи и осторожно приблизился к дереву. Заметив, что одна из девочек робко держит приготовленную для работы пилу, он, повернувшись, скомандовал:

— Ну-ка, Шестерёнка, давай сюда нашу пилу.

Шестерёнка извлёк из багажника электропилу. Взломщик включил её и собрался одним махом перепилить ствол, но его остановили. Сначала нужно было определить место падения и расстелить брезент. В Песочном городе гномы валили ёлку как придётся, не имея представления, куда она повалится, с криком разбегаясь в разные стороны. Кое-кого потом приходилось выкапывать из снега.

Расстелили брезент, и работа пошла слаженно. Взломщик подпилил дерево в нужном месте, ёлка упала на брезент, её хорошенько укутали и обвязали, чтобы она не сползла и не растрепалась во время движения, и прицепили к «Метелице». Взломщик пригласил барышень в салон, и они все вместе помчались вперёд по пушистому простору. Крепко уцепившись за спинки сидений, дамы с восторгом смотрели по сторонам, а мимо пролетали зелёные ели, голубые проталины на болотах, белые холмы и пригорки.


* * *


Вокруг Зимнего пруда собрался, казалось, весь город. Ёлку подтянули к приготовленной в центре крестовине и отвязали от снегохода. Взломщик и Шестерёнка осмотрели крепление и убедились, что под крестовиной во льду буром проверчена дыра до самого дна. Такой основательный подход к делу со стороны девчонок удивил Взломщика, и он поинтересовался, кто эта Стрелка, которая, по рассказам Ясноглазки и Снежинки, руководит строительными работами. К нему подвели бойкую барышню в пушистой ушанке, и они пожали друг другу варежки.

— Вы знаете, — сказал Взломщик, — раньше я встречал только одну даму, которая здорово разбирается в технике.

— Кто же это? — поинтересовалась Стрелка.

— Зовут её Огонёк, и если вы когда-нибудь были в Земляном городе…

— Можете не рассказывать, я с ней знакома. Правда, мы давно не виделись, и раньше её звали Клюковка, а не Огонёк. Хотя известно, что знаменитости любят придумывать себе звучные имена. Боюсь, как бы она теперь не задрала нос.

— Мне кажется, — возразил Взломщик, — что Огонёк, или, как вы говорите, Клюковка, совсем не зазналась. Просто она такая необыкновенная, с фантазией…

— Вот видите, — сказала Стрелка, — выходит, что я злословлю о своей подруге, а вы её защищаете. А потом гномы говорят, что мы любим сплетничать и ни чем не интересуемся.

— Нет, что вы, — испугался Взломщик, — я совсем так не думаю…

Тут начали поднимать ёлку, и Стрелка включилась в работу. Несколько девчонок удерживали ствол у основания, чтобы он точно попал в расположенную в центре крестовины дыру, а остальные при помощи длинных рогатин поднимали ёлку всё выше и выше. Когда она встала почти вертикально, ствол её скользнул в лунку и упёрся в дно.

Дрогнув и осыпав собравшихся шишками и иголками, ёлка замерла в нужном положении. Она снова распушила ветки и здесь, на голом пространстве пруда, казалась выше и прекраснее, чем в лесу, среди других больших деревьев.

После этого щели в месте крепления залили водой, прочно скрепив нижнюю часть ствола с лункой и крестовиной.

Наступило время сооружать замок.

Ледяной купол и сверкающий гранями шпиль были уже готовы и лежали в сторонке. Их отлили заранее в специальных формах, которые использовали для этой цели из года в год. Девочки привозили на санках разноцветные кубы льда, ставили один на другой, и вокруг ёлки постепенно стали вырастать стены, принимая нужные очертания.

Правильность линий достигалась тем, что ледяные глыбы ставили не как попало, на глазок, а ориентируясь по специальным отвесам и горизонтально натянутым верёвочкам. Высоко над прудом, между деревьями, был натянут канат, служивший опорой для верёвочных подъёмников.

Взломщик и Шестерёнка не могли сидеть сложа руки и тоже включились в работу. Перевозка и установка ледяных блоков была для слабых девчонок делом весьма обременительным. Особенно трудно было поставить куб на нужное место, потому что он был тяжёлый и выскальзывал из рук. Взломщик придумал забирать лёд прямо в ящиках, объезжая улицы на снегоходе. Хозяйки ставили свои ящики в багажное отделение, в тепле кубы оттаивали от стенок, и после этого их можно было переворачивать прямо на нужное место. При этом соединения не нужно было поливать водой, потому что оттаявшая поверхность была и без того достаточно мокрой.



Работа пошла быстро, и вскоре ёлку до самой макушки окружили сверкающие мозаичные стены с арочными проходами.

После этого купол с величайшей осторожностью подняли в воздух (верёвку подъёмника тянули всем посёлком) и, осторожно придерживая, опустили. Острый восьмигранный шпиль взвился в небо и заискрился на солнце.

Лестницы и мостки оттащили от стен, все вышли на берег и примолкли, поглядывая на Стрелку. Дожидались её оценки. Бывало, что из-за какой-нибудь погрешности, малозаметного перекоса приходилось всё разбирать и переделывать.

Стрелка несколько раз медленно обошла постройку, рассматривая её так и сяк, остановилась и после томительной паузы сказала:

— Годится.

— Ура-а-а!!! — разнёсся торжествующий хор, в котором «басами» выделялись голоса Карлуши, Взломщика и Шестерёнки.



Занимательные и практические знания. Шахматы в СССР.


В прогрессивном учении С. была, однако, своя «ахиллесова пята». Конкретный анализ нередко подменялся общими рассуждениями о сравнительном достоинстве ходов, сравнительной силе фигур и т. д., что придавало рассуждениям С. и особенно его последователей (Тарраш и др.) отвлеченный и подчас догматический характер. Это привело также к умалению творч. начала в шахматах, роли фантазии и интуиции, возможностей комбинац. борьбы.
Учение С., подкрепленное авторитетом сильнейшего шахмата мира, быстро завладело умами большинства крупных мастеров. Одним из немногих, кто принципиально выступил против догматических положений в учении С., был Чигорин.
Проиграв Чигорину обе партии в Лондонском турнире, 1883, и видя в нем сильнейшего и принципиального соперника, С. пожелал именно с ним провести свой первый матч на первенство мира в 1889 (Гавана, +10,-6, = 1). Матч-реванш между теми же противниками закончился победой С. (Гавана, 1892, +10, -8, =5).
Следует подчеркнуть, что, выступая против догматических тенденций в учении С., Чигорин не отрицал в целом ценности его теоретич. учения. Он писал «Истинные поклонники шахмат должны быть благодарны Вам за тот интерес, который Вы постоянно возбуждаете Вашими нововведениями, и за Ваше отвращение к шаблонной игре. Как Вам известно, я не вполне разделяю Вашу теорию и Ваши принципы, что, однако, не мешает мне ценить их».
С. также объективно и исключительно высоко оценивал роль Чигорина в развитии шахмат. искусства. Так, по случаю выдающейся победы Чигорина в Будапештском турнире, 1896, С. писал ему «Почитатели нашего благородного искусства будут искренне рады тому, что Ваша победа принесла огромную славу России, которая в последнее время больше всего способствовала развитию шахмат,
чему она, безусловно, обязана также Вашему гению и авторитету. Разрешите мне заверить Вас, что из всех мастеров шахмат, которых я знаю, я желаю Вам в дальнейшем наибольших успехов».
Титул чемпиона мира С. отстоял, помимо матчей с Чигориным, также в поединке с Гунс-бергом (Нью-Йорк, 1890, +6, —4, =9).
Наконец в 1894 С. пришлось уступить пальму мирового первенства своему молодому сопернику и творч. единомышленнику Эм. Ласкеру. Матч, состоявшийся в Нью-Йорке, Филадельфии и Монреале, закончился со счетом + 5, —10, =4. С еще худшим результатом проиграл С. матч-реванш Эм. Ласкеру (Москва, 1896-97, +2, —10, = 5). В 1896 С. сыграл матч с Шифферсом (Рос-тов-на-Дону, +6, —4, =1).
Утратив шахмат. «корону», С. после 11-летнего перерыва с 1894 начал снова участвовать в турнирах. Это турниры амер. мастеров в Нью-Йорке, 1894 (I) и 1897 (I — II), матч-турнир в Петербурге, 1895—96 (II), междунар. турниры в Гастингсе, 1895 (V), Нюрнберге, 1896 (VI), Вене, 1898 (IV), Кельне, 1898 (V). И только в Лондонском турнире, 1899, С. остался за призовой чертой, оказавшись на 10 м. Но здесь он играл уже тяжело больным.
22. Л : е7+! (замечательная жертва, достойно завершающая красивую игру экс-чемпиона мира) 22 . . . Kpf8 23. ЛІ7+! Kpg8 24. Лg7+! Kph8 25. Л і h7+, и черные сдались ввиду форсированного мата в 10 ходов.
Последние годы С. прошли в безысходной нужде.
Наследие С. не ограничивается практич. творчеством и развитием общей теории шахмат. Много новых мыслей высказал он в кон» кретной теории дебютов. Таковы защита С. в исп. партии (1. е4 е5 2. Rf3 Кеб 3. Cb5 d6), вариант С. во франц. защите (1. е4 еб 2. d4 d5 3. КсЗ Kf6 4. е5), гамбит С. (1. е4 е5 2. КсЗ Кеб 3. f4 ef 4. d4 ФЬ4+ 5. Kpe2), многочисленные продолжения в итал., шотл. и русский партиях, дебютах трех и четырех коней, корол. гамбите, гамбите Эванса и т. д. Не было почти ни одного дебюта, который С. не обогатил бы новыми идеями. С. не успел закончить систематическое изложение курса дебютов. В 1889 в Нью-Йорке вышла лишь первая часть его труда «Современное шахматное руководство».
И. Линдер
Лит.: Bachmann L., Schachmeister Steinitz, Bd. 1—4, Ansbach, 1910—21; Hannak J. » Der Michel-Angelo des Schachspiels. Wilhelm Steinitz [W»» 1936];
Левидов M., Стейниц. Ласкер, M.i 1936; Избранные партии Стейница, «шахмат. бюллетень», 1959, № 2, 3.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru