ВКРАТЦЕ:
«Коварство и любовь» — мещанская трагедия (1784).
Миллер Луиза, согласно первоначальному замыслу Шиллера, который относится к лету 1782 г., должна была стать главной героиней его «мещанской драмы». Л.— сильный женский характер, что отличает ее от предшествующих героинь драматургии Шиллера: Амалии («Разбойники»), Леоноры («Заговор Фиеско в Генуе»); важно и то, что пьеса обращена к современности. С семьей Миллеров связан основной конфликт драмы, столкновение двух систем морали, соответствующих каждая определенной социальной среде. Возлюбленная сына Президента, юного Фердинанда, шестнадцатилетняя Л. переживает свое первое чувство глубоко, искренне. Л. кажется, что любовь распахнула перед ней тайны мира, высоты и бездны. Умение простого, безыскусного сердца испытывать подобную полноту чувств запечатлено Шиллером впервые. Позже в русской литературе, у Н. Карамзина, это чувство отольется в афористическое выражение: «И крестьянки любить умеют» («Бедная Лиза»). Однако, опутанная сетями придворных интриг, Л., которой руководит забота об отце, вынуждена написать любовное письмо гофмаршалу, чтобы оно попалось на глаза Фердинанду. По словам Вурма, секретаря Президента, это единственное средство вызволить старика Мюллера из тюрьмы. Расчет Президента и Вурма был на то, что Фердинанд добровольно откажется от «изменницы», и он действительно не выдерживает испытания. Однако Л., хотя она и не в силах заглушить в себе страх «девушки из народа» перед сильными мира сего, сохраняет верность всем своим клятвам. Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1945»
Ставя пьесу, режиссер всячески стремился перевести спектакль в русло психологической драмы. Особенно это касалось леди Мильфорд, которую играла Гоголева. Из ее характера убирались черты роковой женщины. В исполнении Гоголевой эта героиня приобрела черты женщины, во многом несчастной, отстаивающей свою любовь, свое женское достоинство.
Фердинанда играл Царев. Его обычное стремление к приподнятости, к патетическим тонам вполне совпадало с жанром пьесы и этого конкретного характера. Зато Татьяна Еремеева в роли Луизы, пленяя зрителей искренностью, трогательностью, играла роль в манере психологической драмы, чего от нее режиссер и добивался. В большинстве случаев режиссер упускал своеобразие стиля великого немецкого драматурга, его яркую поэтическую манеру. Позже Цыганков признает своей ошибкой, что трагедию «Коварство и любовь» он излишне приземлил, лишил ее патетики, без которой нет Шиллера.
|