НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Аркадий Райкин и Театр миниатюр

От двух до пятидесяти

грампластинка

От двух до пятидесяти


Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Ленинградский Театр миниатюр, 1978 г.

Авторы: М. Гиндин, Г. Рябкин, К. Рыжов,
А. Райкин, М. Айзеншпис, В. Тихвинский.
Аркадий Райкин и артисты театра.
Композитор Г. Портнов.
PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

Райкин ОТ 2-х ДО 50-ти

 

О творчестве актерском, о сатире и гражданской позиции Аркадия Райкина корреспондент «ВМ» побеседовала с Мариной Михайловной, вдовой его брата Макса, и с племянником Андреем Райкиным, тележурналистом.

«МОСКВА. РАЙКИНУ»

Когда в 1939 году Аркадий Райкин стал победителем Всесоюзного конкурса артистов эстрады, председатель жюри Исаак Дунаевский спросил у Леонида Утесова: «Как ты думаешь, этот парень будет иметь успех?» — «Всегда», — ответил кумир. Так и случилось. Само присутствие и успех сатирического театра в Советском Союзе казались чем-то невероятным. Ведь сатира как вид искусства в то время неустанно запрещалась бюрократами-партократами всех мастей. Аркадий Райкин был один такой в Стране Советов — воин против армии чиновников. Мишенями его искусства становились всевозможные человеческие пороки: подлость, хамство, вопиющее невежество, воинствующая наглость и бездушность .

Макс Райкин как-то сказал: «...Аркадию можно было бы присвоить звание Героя Советского Союза за войну с врагами внутренними». А с началом войны Театр миниатюр отправился гастролировать на фронтах Великой Отечественной. То есть можно сказать, что свой «фронт» у этого театра был всегда: до последних дней жизни его создателя Аркадия Райкина.

— Феноменально, что и во времена массовых репрессий конца 30-х и до начала 50-х, и при советском бюрократизме до 80-х действовал этот культурный «партизанский» отряд. Почему Райкину было так много позволено?

Андрей Райкин:

— Судьба и Бог хранили. У него было много оберегов — талант, личное мужество, мировая известность да и некоторые высокопоставленные «поклонники». Например, во время войны в 1942 году он совершил «дипломатический маневр» — направил «отцу народов» приглашение на свой спектакль для кремлевского гарнизона. И получил от И. В. Сталина записку с извинениями, что, мол, рад бы, но занят и прийти в театр не сможет. Записка с автографом самого вождя порой действовала как «охранная грамота». А во время войны дядя, выступая с актерской бригадой перед бойцами под Новороссийском, познакомился с полковником Брежневым, начальником политотдела 18-й армии. С тех пор сам факт этого знакомства иногда спасал Райкина от происков чиновников. Вообще «убрать» театр они не рискнули, но чинили множество мелких пакостей при подготовке каждой новой программы, запрещали сохранять его выступления в виде фильмов. Ведь Райкин со сцены критиковал и КГБ, и суды, и милицию, и, даже трудно представить, саму КПСС. В числе его театральных подвигов, к примеру, появление в 1953 году на сцене образа чиновника, начисто лишенного чувства юмора и более того — загримированного под самого Сталина. Потому-то и воспринимался Райкин простым народом как защитник. К нему шли тонны писем со всей страны, иногда с самым простым адресом — «Москва. Райкину». В годы расцвета таланта Аркадия Исааковича родилось крылатое выражение: «Райкина на вас не хватает». Так говорили бюрократам и негодяям.

ФАМИЛИЯ ЗАЩИТИТ

В династии Райкиных много талантливых людей. Это, конечно, жена Аркадия Райкина — Руфь, острохарактерная актриса и литератор. Младший брат Райкина, Макс, актер, автор многих миниатюр театра, его жена Марина Михайловна, переводчик с двух иностранных языков, литературный редактор, сын Райкина Константин, всемирно известный артист, режиссер, руководитель Театра «Сатирикон»... Аркадий Исаакович очень тепло относился к семье брата и сыграл важную роль в его женитьбе. Родственники из семьи Макса не любят давать интервью, но для корреспондента «ВМ» сделали исключение.

— Марина Михайловна, а как вы познакомились с Максом Райкиным? Мне кажется, это малоизвестный факт...

Марина Райкина:

— Когда мне было 13 лет, я сказала родителям, что выйду замуж только за Райкина. На что они заявили, что, во-первых, он стар для меня, а главное — счастливо женат. С Максом Райкиным мы познакомились в 1944 году в экстернате. Его посадили ко мне за парту. Макс сразу уверил меня, что просто однофамилец моего любимого артиста. И до моего первого появления у них в гостях успешно скрывал свое родство. Когда я увидела Аркадия, изумление мое было так велико, что он сказал: «Проходи. Сегодня я уже обедал и тебя не съем». А в 1949 году, когда арестовали моего отца Михаила Савельевича Шапрова, Аркадий приехал к нам в Москву и сказал, что если мы с Максом поженимся, то фамилия Райкина меня защитит.

— Ваш отец Михаил Шапров был репрессирован, хотя служил верой и правдой дипломатии СССР, был секретарем самого министра иностранных дел Чичерина, служил в дипмиссиях многих стран Европы. Чем он не угодил?

Марина Райкина:

— Во время так называемых «чисток» мидовского аппарата в 1939 году отца сняли со всех постов, но по странному стечению обстоятельств не выгнали из партии. И партия предложила ему создавать... диафильмы. Во время войны его не взяли на фронт даже как ополченца — после автомобильной аварии у отца была парализована рука. В 1949 году секретарша МИДа, наша соседка по дому по фамилии Федорова, сообщила в органы, что Михаил Шапров — враг народа и шпион. Помню, как пришли в наш дом из НКВД... За время обыска весь пол покрылся слоем окурков толщиной в 10 сантиметров. Изъяли много бумаг и фотографий. Забрали фото, где он был снят вместе с Гитлером, Геббельсом, Молотовым и Риббентропом во время подписания Пакта о ненападении Германии на Советский Союз. Забрали даже снимок, где я малышкой сидела на коленях у Сталина и он угощал меня конфетой. После ареста отца от нас отвернулись все знакомые... Но я продолжала общаться с «особо защищенными» детьми руководителей СССР — со Светланой Аллилуевой, с Соней Молотовой, с братьями Микоян...

Папа семь лет провел в ГУЛАГе, затем был освобожден и реабилитирован. Он работал некоторое время директором Центральной студии документальных, а затем главным редактором Центральной студии научно-популярных фильмов. Можно сказать, ему повезло. Многие погибли...

— Тот факт, что Аркадий Райкин посоветовал брату жениться на дочери «врага народа», говорит сам за себя. Вы сказали, он всегда спасал и защищал. Предполагаю, что подобных поступков у Аркадия Исааковича было множество...

Марина Райкина:

— Муж написал в своей книге «Про то, про это», что Аркадий с женой Руфью Марковной, которую близкие звали Ромма, помогали без размышлений и опаски всем знакомым, вернувшимся из лагерей. Поддержали материально джазового музыканта Эдди Рознера, актрису Зою Федорову. Аркадий Исаакович принимал на работу людей, уничтоженных властью, многим вернул возможность нормально жить и трудиться. Расскажу историю о моем друге детства, Саше Александровском, сыне бывшего посла СССР в Чехословакии. В 1952 году во время спектакля к Максу Райкину подошла билетерша и сказала, что в зале находится Саша. Его отец, дипломат С. Александровский, арестован и расстрелян как враг народа, мать была на поселении под Красноярском. Александровский-младший приехал в Москву из Сибири нелегально, чтобы узнать судьбу отца. Женщина добавила, что у Саши нет денег и он хочет кому-нибудь продать золотую брошь матери. Макс отвел парня к Руфи Марковне. Тут же выяснилось, что Саша — мой друг, и они обнялись как родные. После спектакля все вместе с сыном «врага народа» приехали к нам на съемную дачу в Быково, где уже находилась я, дочь «врага народа». Почти все лето Саша жил у нас на даче.

— В середине 80-х театр Аркадия Райкина «поселился» в Марьиной роще. Почему произошло это переселение?

Андрей Райкин:

— Театр миниатюр переехал из Ленинграда в Москву при поддержке Леонида Брежнева. Ленинградские чиновники, управлявшие тогда культурой города, создали обстановку, невыносимую для жизни театра. Дядя лежал в Кремлевской больнице в кардиологии и там договорился с товарищем из ближнего к Генсеку круга съездить в гости к Брежневу. Тогда Райкину и было обещано, что ему отдадут под «Сатирикон» здание кинотеатра «Таджикистан». Последний сезон в 1986–1987 годах Аркадий Райкин работал в своем московском театре.

— Андрей Максович, какой для вас из творческих заветов Райкина главный?

Андрей Райкин:

— Вся его жизнь и творчество — пример и образец. Это прививка настоящего мастерства, высокого искусства и лучших человеческих качеств. Театр Аркадия Райкина всегда противостоял бескультурью, невежеству, безразличию, мракобесию и самодурству. Думаю, Райкина нам всем по-прежнему не хватает...

ЦИФРА

100 лет со дня рождения Аркадия Райкина отмечали в 2011 году. К этой дате о великом артисте сняли документальный фильм.

ИГРАЛ МАСТЕРСКИ И БЕЗ РЕКВИЗИТА

На Всесоюзном конкурсе, определившем будущую судьбу артиста, Аркадий Райкин изображал Чарли Чаплина. И тогдашний мэтр эстрадного жанра Николай Смирнов Сокольский решил его испытать. Николай Павлович спрятал трость, необходимую для выступления Райкина. Аркадий обегал весь театр, и ему удалось одолжить лишь какую-то палку в гардеробе. И даже с таким убогим реквизитом его выступление имело колоссальный успех.

ПИЩА ДЛЯ ЮМОРИСТА

Михаил Жванецкий, который имел честь работать вместе с Райкиным, отзывался о нем очень тепло. Сатирик рассказывал о Райкине такую забавную историю. Оказывается, Аркадий Исаакович очень внимательно относился к своему питанию. «В ресторане в Баку он постоянно бегал на кухню — проверял, как готовят. За столом он руководил приготовлением. Когда мы с труппой садились за стол, он говорил, что можно не беспокоиться — он все проверил», — рассказывал Жванецкий.

«Вечерняя Москва»

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru