В. ТендряковБез крестарадиоспектакльТИТР Московский театр «Современник».
|
В сюжет повести «Чудотворная» (1958) В. Тендряков вводит случай: ученик Гумнищенской неполной средней сельской школы Родька Гуляев выкапывает на берегу реки древнюю потемневшую икону, а его бабка Авдотья распускает слух, что эта икона - чудотворная, а ее внук Родька - святой. Но мальчик не хотел быть святым. И это событие меняет его жизнь, ибо верующие сельчане объявляют мальчика «божьим избранником». Находки могло и не быть. Но приобщение Родьки к вере в родной семье, усиление религиозной пропаганды в Загарьевском округе после войны - это уже не случайность. И. В. Тендряков с кропотливостью социолога, известной нам еще по его повестям начала 50-х годов, ищет общественные истоки того, что стряслось с Родькой Гуляевым и другими персонажами «Чудотворной», втянутыми в эту историю с иконой: председателем колхоза Иваном Макаровичем, Варварой - матерью Родьки. Изображая внезапное, неожиданное, из ряда вон выходящее, «чрезвычайное», писатель намеренно строит сюжет на основе обнаженной диалектичности, придавая действию большую стремительность... Детали в миниатюре отражают органичную особенность художественной манеры писателя - парадоксальность, отстраннения сюжета, в котором, однако, по мере развития действия не оказывается ничего фантастичного, странного.
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |