Существенной характеристикой числа как в действительной, так и в комплексной области является понятие его абсолютной величины (модуля). Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических и технических наук. Так, в математическом анализе одно из первых и фундаментальных понятий — понятие предела — в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений первым, важнейшим понятием является понятие абсолютной погрешности приближённого числа, определяемое через понятие абсолютной величины числа. В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина (модуль). В практике преподавания математики в средней школе и других средних учебных заведениях понятие абсолютной величины числа (модуля числа) встречается неоднократно. В VI классе, в курсе приближенных вычислений, при уяснении понятия абсолютной погрешности приближенного числа формируется понятие абсолютной величины числа. Во втором полугодии VI класса вводится определение абсолютной величины числа и с помощью этого понятия формулируются правила действий над рациональными числами. В VIII классе при рассмотрении свойств арифметического квадратного корня находит свое новое приложение понятие абсолютной величины числа. В IX классе в теме «Степень с рациональным показателем рассматриваются свойства корней л-й степени, где также используется понятие абсолютной величины числа; так, например, В X классе при изучении предела последовательности учащиеся необходимо встречаются с выражениями вида: В XI классе понятие абсолютной величины числа встречается при изучении предела функций, при исследовании функции на ограниченность и при изучении комплексных чисел, где понятие абсолютной величины получает свое дальнейшее развитие в более общей числовой области. Таким образом, во всех, классах, в соответствии с учебной программой, следует включать и рассматривать упражнения, содержащие знак абсолютной величины числа. В VI классе можно решать уравнения вида: В VII классе имеется возможность рассматривать решения уравнений вида:, систем уравнений вида: а также построение графиков функций вида: и др. В VIII классе приложения понятия абсолютной величины распространяются на квадратные уравнения, график квадратного трехчлена и др. Можно решать уравнения вида: При построении графиков целесообразно пользоваться методом преобразования графиков (параллельный перенос, симметрия и др.). В IX — XI классах решение уравнений, систем уравнений и неравенств и построение графиков функций, аналитические выражения которых содержат знак абсолютной величины, рассматриваются для трансцендентных функций и уравнений, изучаемых в школе. При изучении комплексных чисел можно рассмотреть простейшие упражнения на равенство и неравенство модулей комплексных чисел. В настоящей работе разобраны решения лишь таких вопросов, связанных с понятием абсолютной величины числа, какие могут быть рассмотрены в средней школе. К каждому параграфу подобраны примеры различной степени трудности, из которых можно выбрать подходящие упражнения для различных классов. Вместе с этим в настоящей работе имеются и такие вопросы и примеры, рассмотрение которых целесообразно в системе внеклассной работы. Эта работа может быть рекомендована и наиболее любознательным учащимся для самостоятельного ознакомления их со всеми рассмотренными здесь вопросами. § 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Рассмотрим последовательно понятие абсолютной величины числа, или, что то же самое, модуля числа для действительных, а затем и для комплексных чисел. Определение. Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется неотрицательное число, взятое из двух чисел а или — а. Абсолютную величину числа а принято обозначать: и читать «абсолютная величина числа а», или «модуль числа а». Из определения абсолютной величины числа следует, что... |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |