ПРЕДИСЛОВИЕ
Одним из путей повышения эффективности обучения математике является усиление самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Данные «Дидактические материалы по алгебре для 6-го класса» составлены с целью акцентировать внимание учителя на наиболее важных вопросах курса и помочь ему в организации самостоятельной работы.
Выполняя указания программы, авторы старались избегать громоздких и трудоемких заданий, рассчитанных только на формирование оперативных навыков и не представляющих ценности по своему идейному содержанию.
Материалы данного сборника можно разделить на два вида:
1. Самостоятельные работы. 2. Контрольные работы.
Следует учесть, что разделение работ по их цели на самостоятельные и контрольные является в известной мере условным: эффективное обучение невозможно без контроля за усвоением, поэтому в самостоятельной работе заложен элемент контроля, а в контрольной работе — элемент обучения.
1. Самостоятельные работы, включенные в данный сборник, являются главным образом работами, предназначенными для закрепления пройденного учебного материала. Они даются после объяснения теории учителем и первичного закрепления этой теории с помощью устных упражнений и письменных заданий, разобранных на доске.
Поскольку самостоятельные работы носят обучающий характер, задача учителя при их проведении состоит не столько в обеспечении самостоятельности в деятельности учеников, сколько в такой организации работы, при которой одни учащиеся могут получить от него своевременную помощь, другие, быстро справившиеся с заданием, — дополнительные упражнения.
Следует помнить, что своевременный анализ работы позволяет предотвратить возникновение у учащихся ошибочных представлений и неверных навыков, поэтому проверку проведенной самостоятельной работы нельзя откладывать на несколько уроков.
За правильно выполненную работу учитель может в порядке поощрения выставить оценку в классный журнал, однако нельзя рекомендовать выставление в журнал оценок всем учащимся класса (в собственной тетради учитель может фиксировать успехи учащихся, что позволит ему иметь достаточно подробную картину положения дел в классе). Не следует за обучающие работы выставлять
в классный журнал неудовлетворительные оценки. Это не только не стимулирует учебную деятельность школьника, но, наоборот, приводит к потере интереса к предмету, к неверию в собственные силы и, в конечном счете, к неуспеваемости.
Самостоятельные работы составлены в шести вариантах одной и той же тематики. Варианты 5 и 6 несколько труднее остальных, что позволяет индивидуализировать работу с учащимися.
Предполагается, что на самостоятельные работы будет Отводиться 10 — 15 минут. Однако в тех случаях, когда учитель предложит выполнить только часть указанных в карточке заданий, время, отводимое на выполнение работы, сокращается.
Каждая самостоятельная работа имеет свой порядковый номер. Рядом в скобках указано, к какому пункту учебника «Алгебра, 6» относится имеющийся в карточке материал.
Самостоятельные работы напечатаны по вариантам. Это дает возможность учителю сделать 6 брошюр (по числу вариантов) и использовать их как дополнительный материал для работы учащихся как в классе, так и дома.
2. Контрольные работы даны в шести вариантах .примерно равной трудности. Все задания, входящие в текст контрольной работы, за исключением последнего задания, составлены в соответствии с уровнем знаний и умений, указанным в методическом пособии для учителя. Последнее задание, как правило, несколько труднее остальных; оно позволяет выявить глубину усвоения материала, способность использовать приобретенные знания в новой ситуации.
Следует помнить, что тексты контрольных работ, помещенные в данном пособии, являются примерными, и учитель может, в зависимости от конкретных условий, не только изменять содержание и объем контрольной работы, но и самостоятельно определять сроки ее проведения.
Каждая контрольная работа рассчитана на один урок.
Отдельно помещены два варианта дополнительных контрольных работ повышенной трудности. Они могут быть использованы учителем взамен основных работ для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике.
В конце пособия помещены самостоятельные и контрольные работы повторительного характера.
Повторительные работы по курсу 5-го класса имеют индекс ПС — 1, ПС — 2, ПС — 3. Эти работы учитель может использовать как в начале года, так и в любой момент изучения курса алгебры 6-го класса. Повторительные работы ПС — 4 — ПС — 6 составлены так, что работа ПС — 4 проверяет навыки решения уравнений, изученных в 6-м классе, ПС — 5 проверяет навыки тождественных преобразований выражений и ПС — 6 дает возможность проверить материал, связанный с изученными в 6-м классе функциями.
Контрольные работы ПК — 1 и ПК — 2 могут быть использованы учителем в конце года при повторении материала.
|