СТРАНИЧКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Содержание задач для второго года обучения взято из более широкого концентра жизни по сравнению с первым годом. Здесь освещается, с точки зрения количественных отношений, деревня (квартал) с ее бытовыми, «рудовыми, экономическими и культурными условиями.
На численных примерах, помещенных в задачнике, учащиеся усваивают технику вычислений; упражнения дают учащим план в смысле использования окружающего уголка жизни; и, наконец, задачи, носящие более или менее общую формулировку, дают возможность прилагать добытые уменья к делу.
Порядок упражнений и задач может быть изменяем в связи с особенностями местной жизни. Одно и то же упражнение может быть выполнено, а иногда и должно быть выполнено, при разных условиях вычислительной техники и, следовательно, с разной точностью; числа, получающиеся путем измерений и всякого рода подсчетов, в большинстве случаев не круглые. Пусть так. Точность вычислений далеко не всегда возможна и не всегда нужна.
Жизнь ведет нас к приблизительным вычислениям. На данной ступени дело сведется просто к остатку при измерении и делении, который будет отбрасываться при дальнейших расчетах. На метрическую систему мер обращено главное внимание, что выдвинуло в первую очередь и десятичные дроби.
Все изменения и вычисления нужно проводить в метрических мерах.
Упражнения на сравнение мер и на перевод одних мер в другие связаны с жизнью, и потому должны иметь место в школьной практике.
В связи с пожеланиями практических работников школы, задачник в этом издании значительно переработан.
Увеличен геометрический материал, некоторые отделы задач упрощены, таблица умножения оживлена иллюстрациями, темы приведены в соответствие с комплексами программ Гуса, и, наконец, все измерения проведены в метрической системе.
Задачи даются лишь как примерная схема. Каждая задача должна вытекать из изучения того уголка жизни, который затронут тем или иным комплексом. В сущности каждая задача должна представлять из себя опыт небольшого математического исследования. Сначала ведется чисто исследовательская работа в смысле измерений и добывания необходимых данных. Добытый таким путем материал затем обрабатывается в смысле получения ответа на поставленный вопрос п закрепляется в таблицах и диаграммах. Количество примеров для выработки навыков в вычислениях во втором издании увеличено.
19 ноября 1924 г.
ФPAГMEHTЫ УЧЕБНИКА (...)
Упражнения и задачи.
10. Измеряйте свой рост (метром); запишите его в тетради.
Зарисуйте рост всех своих товарищей по классу у себя в тетради в виде столбиков, расположив столбики по величине.
11. Определите свой вес; запишите его в тетради.
Зарисуйте в тетради вес своих товарищей столбикоми.
12. Узнайте, сколько целых сантиметров имеет окружность вашей груди.
13. Узнайте, сколько человек в классе болело заразными болезнями (корь, скарлатина и др.). Составьте диаграмму.
Жизнь детей летом и план работы на ближайшее время.
14. Сколько дней содержит июль? Сколько дней в августе? Сколько дней в этих 2 месяцах?
— Сколько дней в летних месяцах?
— Составьте календарь летних месяцев.
— Отметьте на нем нерабочие дни.
15. Составьте календарь на сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.
— Подсчитайте рабочие дни в каждом месяце.
— Подсчитайте число рабочих дней до Нового года.
16. В нашей местности сенокос продолжался 24 дня и жнитво — 8 дней. Сколько рабочих дней было затрачено на эти работы?
17. Годовщина утверждения конституции СССР (Союза Советских Социалистических Республик) празднуется 6 июля. По отметкам Миши, работа нашей школы возобновилась через 59 дней после этого праздника. Когда начались занятия в школе?
18. В нашем классе в начале учебного года оказалось 18 малышков и 18 девочек.
Сколько детей в нашем классе?
Зарисуйте это в виде диаграммы.
19. Девочки в течение лета приготовили для нашего школьного музея 54 рисунка, мальчики — 26 рисунков. Сколько рисунков приготовили дети?
20. На класс выдано 13 задачников и 18 книг для чтения. Сколько всего учебников выдано?
Зарисуйте число полученных вами от школы учебников разных названий в виде диаграмм.
21. Миша засушил в течение лета 18 растений, а Ира — на 11 больше. Сколько растений засушили они вдвоем?
Сделайте подсчет растений, засушенных учениками в течение лета.
22. Летом Ира ходила к родственникам в деревню, которая находится в 12 километрах от нас, а Вася ездил на 24 километра дальше. Сколько километров проехал Вася в один конец?
Составляйте задачки о том, что вы делали летом.
23. Миша Парсренов высчитал, что в течение года коровы паслись на воле 23 недели, а остальное время стояли на дворе; оказалось, что на дворе они стояли на 6 недель больше. Сколько недель стояли коровы на дворе? Сколько в году недель?
24. В прошлом году весной у нас на полях в большом количестве летали серенькие бабочки совки-гаммы. Они откладывали яички на сорные травы. Из яичек получались бледно-желтые и зеленые гусеницы, которые жадно пожирали листовую мякоть посевов. 2 дня мы собирали их. В первый день очистили от гусениц 27 полос, во второй — на 14 полос больше. Сколько полос мы очистили от гусениц?
25. Чтобы спасти яровое поле от гусениц, взрослые окапывали его канавой с 2 сторон. Мы измерили канаву и нашли, что с одной стороны поля канава тянется на 34 метра 50 сантиметров, а с другой стороны — на 15 метров 50 сантиметров длиннее. Какой длины канаву они выкопали?
26. В деревне лучший сад у Дмитрия Прохорова. Текущим летом у него было 25 яблонь, 15 вишневых деревьев и 7 грушевых. Сколько всего плодовых деревьев было в саду?
Узнайте количество садов в вашей деревне..
Составьте задачки.
27. В яровом поле под гречихой 20 полос, под овсом в 3 раза больше и под картофелем на 24 полосы более, чем под овсом. Сколько полос занято под картофель?
Сосчитайте число полос в калсдом поле.
Составьте задачки.
Общественные учреждения.
28. В Воронцове имеется изба-читальня. В пятницу в ней было 18 чел., в субботу — в 2 раза меньше, а в воскресенье — 48 человек. Сколько посетителей перебывало в ней за 3 дня?
29. В избе-читальне имеются книги и газеты. Из газет получаются "Известия" и "Беднота". "Известия" имеют 27 читателей, а "Беднота" — на 15 чел. больше. Сколько человек интересуются у нас газетами?
30. От нашего хутора до сельсовета 7 километров, а до волисполкома 15 километров, а от сельсовета до волисполкома 12 километров. Мой отец поехал в сельсовет, оттуда по делам его направили в волисполком, а из волисполкома он вернулся домой. Сколько всего километров он проехал?
Зарисуйте эту задачу.
31. При школе имеется сельская библиотека. В библиотеку записано 50 читателей-мужчин, а женщин — в 2 раза меньше. Сколько читателей имеет библиотека?
Составьте такую же задачку о своей библиотеке.
32. В первом отделении нашей школы учится 26 чел., во втором — на 8 чел. больше, чем в первом, а в двух старших отделениях имеете — в два раза меньше, чем в 2 младших отделениях. Сколько в школе учеников?
Узнайте количество учетков в каждом отделении школы, зарисуйте в виде столбиков, составьте задачки. — Сравните число учащихся с прошлым годом и составьте задачки.
Налоги
33. В прошлом году наша деревня платила единый сельскохозяйственный налог деньгами. Михаил Петров уплатил 15 руб. 40 коп., а Тпмсфей Прохоров — на 6 руб. 25 коп. больше. Сколько уплатили оба?
34. Василий Петров уплатил 18 руб. 35 коп. единого сельскохозяйственного налога, 6 руб. 15 коп. страховки за постройку и 3 руб. 20 коп. — на школу. Сколько всего заплатил Василий Петров?
35. Для уплаты налога Михаил Петров купил 23 рублевых листа крестьянского займа, а его брат — на 6 листов более. Сколько листов крестьянского займа они купили?
36. Тимофей Прохоров приобрел 6 трехрублевых листов крестьянского займа, 3 пятирублевых листа и 12 рублевых листов. На сколько рублей купил он крестьянского займа?
Узнайте у своих родителей количество единого сельскохозяйственного налога, уплаченное в прошлом году и назначенное на текущий год; запишите эти числа у себя в тетрадях.
Составьте задачки.
Учет жизни своего края.
37. В школу ходят дети из 3- деревень. В одной из них 20 дворов, в другой — в 3 раза больше, а в третьей — 16 дворов. Сколько дворов во всех 3 селениях?
Перепишите число дворов в каждом селении своею школьного района.
Составьте задачки.
38. Узнайте, какими подсобными промыслами занимается население вашей деревни, сколько человек каким промыслом занимается. Данные запишите и зарисуйте.
Составьте задачки.
39. Запишите расстояние от школы до больницы, до сельсовета, до волостного исполкома, до уездного города.
Зарисуйте и составьте задачки.
40. Запишите количество скота в селении: коров, лошадей, овец, коз, телят, поросят.
Составьте задачки.
41. Распределите всех жителей своего селения (или части его — улицы) по возрасту: младенцев до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 8 до 12 лет, от 12 лет до 18 лет, от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 50, выше 55 до 80, выше 80 до 100, выше 100 лет.
Зарисуйте. Составьте задачки.
Пр остейшие измерения площадей.
42. Какая самая большая комната в школе? Самая маленькая?
43. Что больше в нашем классе: нол или потолок? Что больше: пол в классе или пол в коридоре?
44. Начертите равные прямоугольники. Начертите неравные прямоугольники. Сравните эти прямоугольники.
45. Разбираясь в прямоугольниках, можно говорить об их сторонах, об их углах, об их площадях.
Нужно уметь измерять площади.
Измеряйте стороны квадрата.
Бее стороны квадрата равны и углы прямые.
Вырежьте ею из картона, измеряйте ею стороны.
46. Начертите на классной доске квадратный метр.
47. Начертите в тетради квадратный дециметр.
48. Начертите два кв. дециметра, вырежьте их из картона. Отмерьте на улице 2 кв. метра.
50. Сколько здесь кв. сантиметров?
51. Начертите прямоугольники в 3, 4, 5, 8, 10 кв. дециметров.
52. Начертите прямоугольники в 6, 8, 10, 16, 20 кв. дециметров.
53. Отметьте на улице: 3, 4, 5, 8, 10, 12 кв. метров.
54. Отметьте на улице: 6, 8,10,16, 20, 24 кв. метра.
55. Начертите квадрат в 9 кв. дециметров.
56. Начертите прямоугольник в 9 кв. дециметров.
57. Начертите квадрат в 4 кв. дециметра.
58. Начертите прямоугольник в 4 кв. дециметра.
59. Начертите прямоугольники в 3,6,9,12,15 кв. см.
60. Начертите прямоугольники в 4, 8, 12,16 кв. см.
61. Лист бумаги обрежьте так, чтобы в нем было целое число кв. сантиметров.
62. Разрежьте его на квадратные сантиметры.
Упражнения на открытом воздухе.
63. Измеряйте, если возможно, ширину реки на самом широком месте.
То же проделайте на узком месте. Узнайте разницу.
64. Узнайте на глазомер длину поля, ширину поля. Определите разницу.
65. Измеряйте шагами длину поля, ширину ноля. Определите разницу.
66. Измеряйте рулеткой или веревкой длину поля, ширину поля. Определите разницу.
67. Бросьте в реку щепку и по часам узнайте, какое расстояние проплывет она по течению в 1 минуту (в метрах и сантиметрах)?
68. Узнайте, какое расстояние пройдете вы средним шагом в 1 минуту, какое расстояние пробежите в 1 минуту? Найдите разницу.
69. Узнайте, какое расстояние проходит лошадь шагом в 1 минуту, какое расстояние пробегает лошадь в 1 минуту рысью? Найдите разницу.
71. Провешите линию по направлению с запада на восток, отметьте на ней расстояние в 10 метров. Это будет передняя стена (фасад) дома. Провешите направление 2 других стен и отмеряйте на них по 15 метров. Проверьте длину 4-й стены. Начертите в тетради план этого дома. Отметьте окна, двери и расположение комнат.
72. Проведите аллею для посадка деревьев по направлению с юга на север длиной 100 метров и шириной 10 метров.
73. Отметьте квадрат, сторона которого равна 10 метрам. Это ар. Изобразите ар на плане. Разрежьте план ара на 2 равных прямоугольника и сложите их короткими сторонами вместе. Что получилось?
Чему равна площадь этого прямоугольника? Узнайте длину и ширину этого прямоугольника.
74. Отметьте квадрат со стороной в 100 метров. Это гектар. Начертите его план. Разрежьте его так же, как и план ара. Сложите короткими сторонами. Чему равны теперь его стороны?
|