Страничка для учителя.
В настоящем издании задачника упрощен и еще более приближен к программам Гуса.
Все измерения переведены в метрическую систему.
Главное содержание 3-го года обучения составляют действия над большими числами и десятичными дробями. Десятичные дроби настолько тесно связаны с метрической системой мер, что на этой ступени представляется необходимым ввести умножение и деление дес. дроби на целое число.
Метрическая система мер расширяется и углубляется. Измерение площадей проходит через весь год. От измерения площадей квадрата и прямоугольника делается переход к измерению площадей прямоугольного треугольника, всякого треугольника и четыреугольника, как фигуры, состоящей из треугольников.
В целях связи метрических мер веса с остальными мерами необходимо перейти к измерению объемов, познакомив учащихся с единицами для измерения объемов. Далее из объемных единиц составляются прямоугольные призмы и решаются элементарные задачи на определение объемов.
На 3-м году обучения заканчивается изучение своей волости, обследуется уезд и губерния. На задачи этих отделов нужно смотреть, как на примерные схемы, в которые каждая местность должна влить свое числовое содержание.
Относительно содержания задач следует отметить, что при их построении пришлось резко порвать с традиционным взглядом на задачу, как на вопрос, в котором все числовые соотношения примитивны и круглы. В жизни редко встречается примитивность числовых соотношении, н задача, построенная по старому рецепту, даже только по этой причине не будет жизненной. Школа должна самым решительным образом культивировать приближенные вычисления в их самых простых и доступных формах. Задачи настоящего сборника создают для этого широкий простор.
Автор далек от мысли, что все упражнения данного сборника должны быть использованы в каждой школе. Сельская школа проработает разделы "наше селение" и "наша волость" и может почти не касаться "нашего города". Фабричная школа обратит внимание да "нашу фабрику", а городская школа в первую очередь использует раздел "наш город".
Педагогическая "мощность" школ различна, а это подсказывает, что даже в своем основном разделе школа выбирает посильный для себя материал. Тематические расхождения городского и сельского варианта программ не превышают 10 — 15% всего содержания; большинство уездных и даже многие губернские центры и хозяйственно и административно тесно связаны с сельскими местностями (имеют полевое хозяйство, волисполком и т. п.) Все это подсказывает, что создание специальных задачников для города и для деревни не вызывается необходимостью. Автор является сторонником мысли, что "смычка" й здесь представляет здоровое и нормальное явление.
Тверь, декабрь 1924 г.
А. Ланков.
ФPAГMEHTЫ УЧЕБНИКА (...)
133. Трудовые сберегательные кассы уплачивают по вкладам по 6%. Сколько дадут прибыли 250 руб. в год?
134. 17 мая в трудовую сберегательную кассу было положено 750 руб. по во/о- В какую сумму обратился вклад к 17 ноября?
135. Рублевый лист крестьянского займа продавался за 85 коп. Сколько процентов скидки делали при продаже?
136. Пятирублевый лист выигрышного займа стоит 4 р. 50 к. Сколько процентов скидки делают при продаже?
137. В мае пуд муки стоил 1 р. 80 к. К июню цена на муку понизилась на 20%. Определить юиньскую цену.
138. Сколько процентов составляют три рубля от червонца?
139. Крестьянский заем приносит 6% прибыли. Сколько в год дадут прибыли 2 трехрублевых листа этого займа?
140. Плата за проезд в трамвае увеличена с 5 до 6 коп. Сколько процентов составляет надбавка?
141. Пятирублевый лист выигрышного займа пршэсит 6% годового дохода. Сколько дохода приносит он в год?
142. Узнать доход от 25-рублевого листа этого займа?
143. У моего отца 0 пятирублевых листов выигрышного займа. Сколько получил он дохода за полгода?
153. Узнайте расходы по своей школе. Составьте круговую диаграмму.
154. Узнайте расходы по своей семье. Составьте круговую диаграмму.
155. Составьте круговые диаграммы распределения учащихся школы: по полу, по возрасту, по сословиям, по организациям (комсомол, пионеры, октябрята, неорганизованные учащиеся).
156. Составьте диаграмму занятий последней недели по их виду (чтение, письмо, беседа, экскурсия и т. п.).
157. Составьте круговую диаграмму заболеваемости учащихся за последний месяц по виду болезней (корь, скарлатина и др.).
153. Составьте диаграмму состояния здоровья учащихся, согласно обследованию врача (здоровые, слабое зрение, малокровие, больные зубы и т. п.).
25. Порядковый номер месяца своего рождения умножьте на 100; к произведению прибавьте число своего рождения; сумму удвойте; к результату прибавьте 8; полученное число умножьте на 5; к произведению прибавьте 4; помножьте результат на 10; прибавьте 4; к полученному числу прибавьте свой возраст; от суммы отнимите 444.
Разбейте полученное число на грани справа налево по 2 цифры в каждой; получится: правая грань — ваш возраст, вторая — число рождения и третья — месяц рождения.
XI. Наша фабрика.
(Исследование и его проработка.)
160. Обслбдуйте фабрику путем экскурсий и расспросов.
161. Составьте план фабрики при помощи обмера шагами.
162. Сравните его с точным планом и узнайте какую площадь занимает фабрика.
163. Какое сырье перерабатывается на фабрике, как ош измеряется, откуда получается, какая цена?
164. Сколько %% от стоимости составляют расходы по его доставке на фабрику.
165. Что вырабатывает фабрика? Как измеряется вырабатываемый товар? Какая его фабричная цена? Какая цена этого товара на рынке? На сколько %% рыночная цена превышает фабричную?
166. На какую сумму вырабатывает 1 рабочий в месяц?
167. Какая заработная плата рабочих?
168. Из каких расходов складывается фабричная цена вырабатываемого товара?
169. Какое требуется топливо? Как оно измеряется? Его цена?
170. Сколько %% составляют расходы: 1) на заработную плату, 2) на сырье, з) на топливо, другие расходы.
Составьте круговую диаграмму.
171. Сколько рабочих на фабрике? Составьте диаграмму распределения их: 1) по полу, 2) по партийности. Сколько %% составляют служащие?
172. Как живут рабочие (жилище, пища, одежда, отдых).
173. Составьте приходо-расходную смету рабочей семьи.
175. Прядильные фабрики Тверского треста имеют 815.600 веретен. В ноябре 1921 г. работало лишь 105.928 веретен. Сколько веретен не было пущено в ход в начале дела?
176. Ткацкие фабрики треста имеют 8.283 станка. Из них в апреле 1923 г. работало 5.600 станков. Сколько станков не работает на ткацких фабриках треста?
177. Справка. Прядильная довоенная норма выработки в среднем составляет 165 кило пряжи на 1.000 веретен (1 человек) в 8 часов (1 смена).
Ткацкая норма выработки на ткацком станке около 26 .» в 8 час. (1 смена).
Ситцевая средняя выработка на рабочего 120 метров в день.
178. В марте 1923 г. фабрики треста выработали 625 тонн пряжи и 5 миллионов метров суровья. Сосчитайте, сколько рабочих нужно было иметь, если бы все они работали в одну смену?
179. Ситцевые фабрики треста в марте 1923 г. выпустили 5 миллионов метров тканей. Сколько человек можно одеть в рубашки месячной выработки фабрик, считая 21/2 метра на рубашку?
180. В среднем на юоо метров ткани идет 90 кило хлопка. Определить месячную потребность хлопка по марту 1923 г. для фабрик треста.
181. Для фабрик треста нужен следующий запас топлива на 1 месяц: 64.000 пог. метров полуметровых дров, 200 тонн торфа, 60 тонн нефти и 90 тонн угля. Во сколько вагонов можно погрузить все это топливо (емкость вагона 16 тонн).
182. Ситец делается из хлопка. Хлопок на наши фабрики идет, главным образом, из Туркестана. В 1890 г. там было занято под хлопком 84.000 гектаров; за первые 10 лет площадь хлопчатника увеличилась на 127.200 ш, а к 1916 г. достигла 480.400 ш. На сколько гектаров увеличилась площадь хлопчатника с 1900 г. по 1916 г.?."
183. Средняя урожайность хлопка в довоенное время 375 к г чистого волокна с гектара. В 1920 — 21 г. урожайность понизилась на 50%- Сколько килограммов чистого волокна получалось с гектара за последние годы?
184. Хлопком своего производства в 1915 г. удовлетворялось бО°/0 потребности всей хлопчатобумажной промышленности в стране. Сколько требовалось хлопка до войны для всех фабрик?
185. В довоенное время тонна хлопка-сырца по цене равнялась 3 тоннам пшеницы. Из 3 тонн сырца выходит 1 тонна чистого волокна. Высчитайте валовой доход с гектара хлопчатника, оценивая тонну пшеницы в 120 руб.?
187. Семена вместе с волокнами называют хлопком-сырцом. Сырец содержит по весу J/s волокна и 2/з семян. Урожай хлопка с гектара был равен 375 кг чистого волокна. Сколько собирали с гектара хлопка-сырца? Сколько собирали с десятины семян?
188. Из семян хлопка получается хлопковое масло. Тонна семян дает 150 кг масла. Сколько масла давал гектар хлопчатника?
189. Мировой сбор хлопка в 1913 г. определяется в 4.720.000 тонн. Россия собрала лишь 3% всего количества. Какой сбор хлопка в России был в этом году?
Спичечная фабрика.
190. Спички на фабриках измеряются ящиками. Ящик содержит ЮО пачек по 10 коробок каждая. Сколько штук спичек в ящике? (Сосчитайте количество спичек в 5 коробках и общую сумму разделите на 5 — получится среднее количество сппчек в коробке.)
19Т. На спичечной фабрике "Надежда" на ящик спичек затрачивается 12 рабочих часов. Сколько штук спичек вырабатывает 1 рабочий в час, если считать в коробке 60 спичек?
192. В феврале 1923 г. на всех спичечных фабриках СССР выработано 120.000 ящиков, в марте выработка увеличилась на 20%. Сколько ящиков выработано в марте?
193. В волости 3.000 домохозяев. Положим, что каждое хозяйство потребляет в неделю пачку спичек. На сколько недель будет обеспечена эта волость всей февральской выработкой спичечных фабрик СССР (см. зад. 192)?
194. В СССР в марте месяце 1923 г. работала 31 спичечная фабрика. На каждую фабрику в среднем приходилось 300 человек рабочих. Определить дневную выработку средней фабрики, считая, что на 1 рабочего приходится 59 пачек в день.
Обувная фабрика.
195. Обувная фабрика "Якорь" в г. Кимрах имеет 240 рабочих. Каждые 8 человек изготовляют 300 пар обуви в месяц. Сколько пар выпускает фабрика в месяц?
196. Сколько пар выпускает эта фабрика в день (в месяце 24 рабочих дня)?
197. В марте 1923 г. в СССР работало 29 обувных фабрик, на которых числилось 7.117 рабочих. Ежедневно не выходило на работу в среднем 157 человек. Сколько пар обуви выпустили фабрики (зад. 195)?
198. В белении 225 хозяйств. Предположим, что каждое хозяйство изнашивает в год 2 пары обуви. На сколько лет селение будет обеспечено обувью месячной выработки одной фабрики?
203. Справка: 15 тонн свеклы дают 1 тонну сахару. С одного гектара свекловичной .плантации получается от 1,15 до 1,4 тонны сахара-сырца. В качестве остатков получается 372% черной патоки и 50% свекловичного железа, которые идут на корм скоту.
Сочтите валовую доходность 1 гектара свекловичной плантации, считая сахар-сырец по 15 коп. за килограмм, патоку по 4 коп. и железо по 2 коп. за килограмм.
204. Первый свекло-сахарный завод в России был открыт в 1809 году. Сколько лет прошло со вреыепп его основания?
205. В пределах современной СССР в 1913 — 14 году работало 222 свекло-сахарных и несколько рафинадных заводов. В 1922 г. работало 107 заводов. По сведениям сахаротреста закрыто всего 140 заводов. Сколько рафинадных заводов было в 1913 — 14 году?
206. В 1921 году на одного рабочего и служащего приходилось в среднем 1,65 тонны выработанного сахара. В 1922 году выработка на одного человека увеличилась в 6 раз. Сколько вырабатывал рабочий в 1922 г.?
. 207. Расход топлива на свекло-сахарном заводе составляет 125 килограммов на 1 тонну выработанной свеклы. Сколько нужно запасти топлива на 75.000 тонн свеклы?
208. Завод отопляется дровами. Переведите топливо в погонные метры полуметровых дров (погонный метр дров весит 0,25 тонны).
209. Сколько рабочих и служащих было занято в свеклосахарной промышленности в 1922 г., если считать производство сахара в 200.000 тонн и годовую выработку на 1 человека в 10 тонн.
210. Население Москвы и Ленинграда в 1928 г. равно 2/г миллионам человек. На сколько времени хватило всего выработанного в 1922 г. сахара, если считать норму потребления 400 грамм в месяц на душу населения?
211. Сколько поездов можно погрузить всем выработанным в течение года сахаром (вместимость вагона 16 тонн, количество вагонов в поезде 60)?
|