Фpaгмeнты:
Задачи
(на нахождение неизвестного слагаемого).
333. Сима наблюдала за прорастанием гороха. Утром было 18 проросших горошин, а вечером их стало уже 30. Сколько горошин проросло за день?
334. В совхозе было 16 тракторов. Когда прислали ещё несколько тракторов, в совхозе стало всего 22 трактора. Сколько тракторов прислали в совхоз?
335. До Советской власти в городе было 6 школ, а теперь в этом городе 32 школы. Сколько школ открыто при Советской власти?
336. При подготовке к празднику ученики сделали за день 58 флажков. На другой день они сделали ещё несколько флажков; после этого оказалось всего 96 флажков. Сколько флажков сделали на другой день?
337. В начале года в классе умели вышивать 12 девочек. После работы в кружке рукоделия умеют вышивать уже 35 девочек. Сколько девочек научилось вышивать в кружке?
338. На уборке участка работали 18 учеников младших классов. К ним пришли ещё ученики третьего и четвёртого класса; тогда на участке стало всего 58 учеников. Сколько учеников пришло из четвёртого класса и сколько из третьего, если их было поровну?
339. В школьном буфете было 14 кг яблок. Туда ещё привезли яблоки в двух одинаковых ящиках; после этого в буфете стало всего 54 кг яблок. Сколько килограммов яблок было в каждом ящике?
340. Для постройки сарая заготовили 35 брёвен. Затем на трёх грузовиках, поровну на каждом, привезли ещё брёвна, и всего их стало 95. Сколько брёвен привезли на каждом грузовике?
341. На двух машинах привезли на склад по 20 мешков муки. Когда привезли муку ещё на третьей машине, всего оказалось 65 мешков. Сколько мешков муки привезли на третьей машине?
342. Сколько надо прибавить: к 25, чтобы получить 45; к 18, чтобы получить 96; к 35, чтобы получить 70?
К какому числу надо прибавить: 15, чтобы получить 35; 24, чтобы получить 48; 32, чтобы получить 60?
Повторение.
343. По таблице для устного счёта проводите упражнения в сложении и вычитании:
1) Складывайте числа рядом и не рядом стоящих столбиков; например, числа второго и третьего столбика, второго и четвёртого столбика и т. д.
2) Вычитайте из чисел одного столбика числа другого столбика; например, из чисел седьмого столбика числа пятого столбика, из чисел десятого столбика числа девятого столбика и т. д.
352. 1) Увеличьте на 16 каждое из следующих чисел: 9; 12; 24; 18; 32; 78.
2) Уменьшите на 14 каждое из следующих чисел: 28; 40; 52; 70; 83; 94.
353. 1) На сколько 76 больше каждого из чисел: 9; 13; 50; 34; 48?
2) На сколько 25 меньше каждого из чисел: 80; 68; 93; 100?
354. Бабушка купила 15 кочанов капусты. Донести ношу ей помогли два пионера. Один взял 4 кочана,
другой 5. Сколько кочанов осталось нести бабушке?
355. В Москве построены высотные дома. В одном таком доме 18 этажей, в другом на 8 этажей больше, чем в первом, а в третьем на 6 этажей больше, чем во втором.
Сколько этажей в третьем доме?
356. В своём словарике Оля записала 30 слов, Ира на 5 слов меньше, чем Оля, а Володя на 3 слова меньше, чем Ира. Сколько слов записал в своём словарике Володя?
На школьном участке росли 25 берёзок и 32
357. Диван стоит 48 руб., шкаф на 10 руб. дороже, чем диван, а люстра на 25 рублей дешевле, чем шкаф. Сколько рублей стоит люстра?
358
тополя. Осенью посадили ещё 10 берёзок. Каких деревьев стало больше и на сколько больше?
359. Трое дежурных полили 30 комнатных растений; один полил 9 растений, другой 8. Сколько растений полил третий дежурный?
360. 1) Лёня сказал Васе: «Я сорвал несколько орехов. Когда я найду ещё 8 орехов, то у меня их будет 90». Сколько орехов у Лёни?
2) Вася сказал Лёне: «У меня тоже есть орехи. Когда я дам тебе 15 орехов, у меня останется 85 орехов». Сколько орехов у Васи?
У кого из них больше орехов и на сколько?
361. На пасеке было 56 ульев.
Туда поставили ещё несколько ульев; тогда на пасеке стало 65 ульев. Сколько новых ульев поставили на пасеку?
362. Длина аллеи 40 метров.
Два мальчика пошли навстречу друг другу с концов этой аллеи.
Один прошёл до встречи 22 м.
Сколько метров до встречи прошёл другой мальчик?
363. От дома до берёзы 27 м, а от берёзы до ко лодца 21 м. Сколько метров от дома до колодца?
Меры времени.
Месяц, сутки, час, минута.
В году 12 месяцев:
1 Январь 4. Апрель 7. Июль 10. Октябрь
2. Февраль 5. Май 8. Август 11. Ноябрь
3. Март 6. Июнь 9. Сентябрь 12. Декабрь
Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь имеют по 30 дней. Февраль имеет 28 или 29 дней. Остальные месяцы имеют по 31 дню.
Какие месяцы имеют 31 день?
365. Запишите и запомните по порядку название месяцев и укажите, сколько в каждом месяце дней.
Какой в году первый месяц; последний; шестой; седьмой?
В сутках 24 часа.
В часе 60 минут.
366. До какого числа можно сосчитать в течение минуты?
367. Сколько минут продолжается урок; пёремена?
368. Сколько минут требуется вам, чтобы пройти от дома до школы?
369. Для определения времени пользуются часами. Сделайте (на уроке труда) модель циферблата. Какой формы циферблат? Что на нём видно? Что показывает каждая стрелка?
Сделайте рисунок циферблата.
370. Счёт времени ведётся от полуночи до полудня (12 часов) и от полудня до полуночи (12 часов).
Например: 2 часа ночи; 7 часов утра; 12 часов дня; 5 часов вечера.
Сколько часов и минут показано на следующих циферблатах?
371. Поставьте на циферблате минутную стрелку так, чтобы она показывала: 5 минут; 10 минут; 15 минут и так далее до 60 минут.
Покажите на циферблате: 7 часов; 10 часов 30 минут; 12 часов 15 минут; 4 часа 40 минут.
372. Витя просыпается в 7 часов. В 8 часов уходит в школу. Приходит домой в 1 час дня. В 4 часа начинает готовить уроки. В 5 часов кончает заниматься. С 7 часов вечера до 8 часов читает книги и помогает маме по хозяйству. В 8 часов 30 минут ложится спать.
Покажите на циферблате время, когда и что Витя делает.
Задачи 374—379 решайте устно, пользуясь циферблатом.
374. Первый урок начался в 9 часов и продолжался 45 минут. Когда начался второй урок, если перемена длилась 10 минут?
375. Второй урок начался в 9 часов 55 минут и продолжался 45 минут. Когда начался третий урок, если перемена продолжалась 20 минут?
376. Уроки во втором классе начались в 9 часов утра, а закончились в 1 час дня. Сколько часов продолжались уроки?
377. Магазин открывается в 8 часов, а закрывается в 6 часов вечера. Сколько часов открыт магазин?
378. Почта открыта с 8 часов утра до 8 часов вечера. Сколько часов работает почта?
379. Солнце взошло в 6 часов утра и зашло в 7 часов вечера. Сколько часов продолжался день?
380. Классное собрание началось в 12 часов и продолжалось 45 минут. Когда закончилось собрание?
381. Ученик ушёл в школу в 8 часов утра. Когда он придёт домой, если уроки продолжаются 4 часа, да на дорогу туда и обратно у него уходит 30 минут?
382. 1) Самый короткий день в Москве продолжается 7 часов.
Сколько часов в это время продолжается ночь?
2) Самый длинный день в Москве 17 часов. Сколько часов в это время продолжается ночь?
Составьте задачу о продолжительности самого короткого и самого длинного дня в своей местности.
383. Саша делает для календаря карточки: 1) с обозначением чисел в месяце;
2) с названиями месяцев в году; 3) с названиями дней в неделе. Сколько карточек ему нужно заготовить: для обозначения чисел в месяце; для названия месяцев в году; для названия дней в неделе? Сколько всего карточек ему нужно заготовить?
Умножение и деление в пределах 100.
Умножение и деление в пределах 20 (повторение).
384. Мальчик купил 2 листа цветной бумаги по 6 коп. за лист и линейку за 5 коп. Сколько стоила вся покупка?
385. Мама купила 6 м ткани по 3 руб. и полотенце за 2 руб. Сколько стоила вся покупка?
388. Напишите все числа до 20: а) которые делятся на 2; б) которые не делятся на 2.
389. За одно одеяло уплатили 12 руб., а за 2 простыни 8 руб. На сколько одеяло дороже простыни?
390. 5 м тесёмки стоят 20 коп., а 1 м кружев стоит 16 коп. На сколько тесёмка дешевле кружев?
391. Ширина мостовой 12 м, ширина каждого тротуара 4 м. Чему равна ширина улицы?,
Определите ширину своей улицы.
392. Ширина улицы 24 м, ширина мостовой 14 м. Чему равна ширина каждого тротуара?
Деление по содержанию.
393. 12 пионеров построились в один ряд, потом их разбили на группы по 2 пионера.
Сколько получилось групп?
394. 10 тетрадей разложили по 2 тетради. Сколько получилось пар тетрадей?
395. Дети принесли 12 вёдер воды. Каждый раз они приносили по 2 ведра. Сколько раз они ходили за водой?
12 вёд.: 2 ведра = 6.
396. Колхозник перенёс из сада в амбар 14 корзин яблок, перенося каждый раз по 2 корзины. За сколько раз он перенёс все яблоки?
397. Колхозница связала 18 веников парами. Сколько получилось пар?
398. Нарисуйте 12 флажков. Разделите их на группы, по 2 флажка в каждой, и запишите это деление.
399. 12 пионеров разделились на группы, по 3 пионера в каждой. Сколько получилось групп?
401. Полоску бумаги длиной 12 см разделите на части, по 3 см в каждой. Сколько получится частей?
402. Коля наклеил в альбом 15 картинок, по 3 картинки на страницу. Сколько страниц он занял картинками?
403. Из трёх спичек можно составить один треугольник. Сколько таких треугольников можно составить из 15 спичек?
404. Серёжа решил 18 примеров и записал их столбиками по 3 примера. Сколько получилось столбиков?
405. Начертите полоску длиной 9 см. Разделите её на части, по 3 см в каждой. Сколько получится частей?
408. На одно платье идёт 4 м материи. Сколько платьев можно сшить из 12 ж материи; из 16 лг; из 20 м?
409. Составить таблицу деления по 5 (по образцу № 407).
410. Один цветной карандаш стоит 5 коп. Сколько таких карандашей можно купить на 20 коп.; на 15 коп.?
411. Из 4 спичек можно составить ——,3 квадрат. Сколько квадратов (отдельных)
можно составить из 16 спичек?
412. В швейной мастерской было 50 м материи. Из 30 м сшили костюмы, а из остальной материи платья. Сколько сшили платьев, если на каждое пошло 4 м?
413. 1) В класс принесли 60 листов бумаги. Из 40 листов дети сделали блокноты, а из остальной бумаги тетради. Сколько получилось тетрадей, если на каждую тетрадь пошло по 5 листов?
2) В класс принесли 60 листов бумаги. Из 40 листов дети сделали блокноты, а из остальной бумаги 5 одинаковых тетрадей. Сколько листов бумаги пошло на каждую тетрадь?
Задачи
(решаемые двумя и тремя действиями).
436. 1) С одной грядки сняли 20 огурцов, с другой на 5 огурцов меньше, чем с первой, а с третьей на 3 огурца больше, чем со второй. Сколько огурцов сняли с третьей грядки?
2) С одной грядки сняли 20 огурцов, с другой на 5 огурцов меньше, чем с первой, а с третьей на 3 огурца больше, чем со второй. Сколько всего огурцов сняли с трёх грядок?
Сравните решение этих задач. Почему вторая задача решается тремя действиями, а первая двумя?
437. 1) Мальчик купил 3 книги по 20 коп. и тетрадей на 15 коп. Сколько стоила вся покупка?
2) Мальчик купил 3 книги по 20 коп. и 5 общих тетрадей по 3 коп. Сколько стоила вся покупка?
Сравните решение этих задач. Почему первая задача решается двумя действиями, а вторая задача — тремя действиями?
438. На колхозном огороде 5 учеников собрали по
4 корзины картофеля, а 6 учеников по 3 корзины. Сколько корзин картофеля собрали все ученики?
439. С одной яблони сняли 29 кг яблок, с другой на 9 кг больше, чем с первой, а с третьей на 6 кг меньше, чем со второй.
Поставьте к этой задаче вопросы так, чтобы задача решалась: 1) двумя действиями, 2) тремя действиями.
440. В саду росли яблони и вишни. Яблонь было 4 ряда по 10 деревьев в ряду, а вишен было на 15 меньше, чем яблонь.
Поставьте к этой задаче вопросы так, чтобы задача решалась: 1) двумя действиями, 2) тремя действиями.
|