На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сборник арифметических задач и упражнений для 3 класса. Попова Н. С. — 1941 г

Наталья Сергеевна Попова

Сборник
арифметических задач
и упражнений

для 3 класса

*** 1941 ***


DjVu

СОДЕРЖАНИЕ

Сложение и вычитание в пределах тысячи 3
Перестановка и округление слагаемых 5
Умножение в пределах тысячи 6
Деление в пределах тысячи 9
Примеры н задачи на все действия в пределах тысячи 12
Нумерация многозначных чисел 18
Сложение многозначных чисел 24
Вычитание многозначных чисел 27
Меры длины и веса 33
Меры времени 34
Раздробление и превращение именованных чисел 35
Сложение и вычитание составных именованных чисел 36
Умножение многозначного числа на однозначное 41
Деление многозначного числа на однозначное 44
Примеры и задачи на все действия 48
Умножение многозначных чисел на 10, на 100, на круглые
десятки и сотни 53
Умножение многозначных чисел на двузначное число 57
Умножение многозначных чисел на трехзначное число 59
Деление многозначных чисел па 10, на 100, на круглые
десятки и сотни 63
Деление многозначных чисел на двузначное число 67
Деление многозначных чисел на трехзначное чи ло 71
Примеры и задачи на все действия 74
Умножение и деление составных именованных числ 79
Простейшие дроби 83
Примеры и задачи на все действия 89
Геометрический материал 96
Задачи и примеры для устных вычислений 104
Ответы 113

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Предисловие к шестому изданию.
      В настоящий сборник внесены следующие виды и типы задач:
      1. Приведение к единице: №№ 61, 71, 73, 74, 80, 81, 400, 402 450 470, 471, 473, 478, 534, 507, 568, 576, 616.
      2. Обратное приведение к единице: №№ 72, 145. 571—574 592 594, 617, 675, 682, 683.
      3. Способ отношений: №№ 111—113, 575, 584, 882, 910, 919.
      4. Три слагаемые, взятые попарно: №№ 114—116, 133, 143,244—246. 328.
      5. Косвенная форма сложения и вычитания: №№ 6, 100—106, 132, 210—212, 243, 259—262, 322, 325, 444, 730.
      6. Косвенная форма умножения и деления: №№ 105, 106, 345, 346,
      362, 364 373, 374, 416, 422, 423, 452, 5Э6, 547, 548, 857, 858.
      7. Деление в разностном отношении: №№ 119—125, 131 140, 141, 405—408, 410, 428, 431, 437, 479, 512, 541, 624, 740—742, 824—827, 911.
      8. Деление в кратном отношении: №№ 136—139, 142, 144, 146,413,
      414, 433, 436, 442, 452, 480, 482, 539, 565, 628—630, 688, 691, 743, 843,
      844, 851, 912.
      9. Деление пропорционально данному числу частей: №№ 134, 135, 412, 625—627, 676, 680.
      10. Пропорциональное деление: №№ 126—129, 415, 447, 448, 566, 577, 631—635, 661, 663, 689, 696, 729, 732, 737, 849, 854, 856.
      11. Вычисление одной и нескольких частей целого: №,\Г» 62—64, 75, 82, 99, 403, 404, 430, 784—807, 821—823, 842, 855, 920, 939, 940, 942.
      12. Совместная работа: №№ 95, 366, 481, 507, 536, 538, 656—660.
      13. Задачи на движение: №№ 439—441, 445, 446, 449, 679, 693, 694, 697, 698, 731, 734, 831—834, 852.
      14. Вычисление неизвестного по разности двух величин: №№ 510, 511, 513, 540, 543, 678, 681, 690, 692, 727, 736, 739, 845.
      15. Исключение одной из величин при помощи вычитания: №№ 699—701, 846—848, 853.
      Задачи указанных видов и типов имеются также в отделе устных вычислений (последняя глава в книге). Материал этой главы используется постепенно в течение всего года, а также в конце года при повторении пройденного.
     
      Сложение и вычитание в пределах тысячи.
      5. Весной в младших классах школы было 358 учащихся, а в старших классах на 105 человек больше. Осенью в школу поступило еще 69 человек. Сколько всего учащихся было в школе к началу учебного года?
      6. Из двух городов навстречу друг другу выехали два автомобиля. Когда один из них проехал 126 км, а другой на 37 км больше, между ними оставалось еще 157 км. На каком расстоянии находятся друг от друга города, из которых выехали эти автомобили?
      7. В одну банку вошло 350 г меда, а в другую на 185 г больше. Каков вес второй банки вместе с медом, если без меда она весит 375 г?
      8. Бригада рабочих починила участок дороги в 3 дня: в первый день починили 296 м, во второй день на 58 м больше, а в третий день остальные 265 м. Какова длина всего участка?
      14. За 588 руб. купили патефон и два фотоаппарата. Патефон стоит 264 руб., один из фотоаппаратов на 97 руб. дешевле патефона. Сколько стоит другой фотоаппарат?
      15. От Москвы до Ленинграда 650 км. Из этих городов навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них прошел 282 км, другой на 24 км меньше. Какое расстояние остается еще между поездами?
      16. Три физкультурника соревновались в прыжках с разбегу. У первого из них длина прыжка оказалась 305 см, у второго на 18 см меньше, чем у первого, а у третьего на 26 см меньше, чем у второго. Какой длины прыжок сделал третий физкультурник?
      17. С четырех участков земли получили 1000 кг картофеля: с первого из них 304 кг, со второго на 68 кг меньше, чем с первого, а с третьего на 49 кг меньше» чем со второго. Сколько картофеля получили с четвертого участка?
      26. Из школы в пионерлагерь выезжало в июне 47 пионеров, в июле 80 пионеров, в августе 43 пионера. Сколько пионеров выезжало летом в лагерь?
      27. В город отправили четыре грузовика с мукой. На одном из них было 38 мешков, на другом 35 мешков, на третьем 42 мешка и на четвертом 45 мешков. Сколько всего мешков муки отправили в город?
      28. С одной грядки сняли 47 кочанов капусты, с другой 48 кочанов, с третьей 53 кочана, с четвертой 52 кочана. Сколько всего кочанов капусты сняли с этих грядок?
      29. В прогулке участвовало четыре пионеротряда. В одном из них было 34 человека, в другом 32 человека, в третьем 36 человек и в четвертом 38 человек. Сколько пионеров участвовало в прогулке?
      30. Осенью школа закупила географических карт на 68 руб., стенных таблиц на 29 руб. и на 99 руб. других учебных пособий. Сколько всего денег израсходовала школа на учебные пособия?
      31. Кисточка стоит 29 коп., красная тушь на 39 коп. дороже кисточки, а тетрадь для рисования на 19 коп. дороже туши. Сколько стоит тетрадь для рисования?
      32. В первом классе 39 учеников, во втором и третьем классах вместе 79 учеников, а в четвертом классе 38. Сколько всего учеников в начальной школе?
      33. В ягодном саду собрали 88 кг красной смородины, 29 кг черной, а крыжовника на 19 кг больше, чем красной и черной смородины вместе. Сколько собрали килограммов крыжовника?
     
      Умножение в пределах тысячи. Устно.
      36. Купили 8 кг свеклы по 30 коп. за килограмм и 3 кг капусты по 60 коп. за килограмм. Сколько израсходовали денег?
      37. Отправили 6 заказных писем и 2 спешных. Отправка заказного письма стоила 40 коп., спешного — 80 коп. Сколько стоила отправка всех этих писем?
      38. На станцию привезли 140 мешков ржи и в 3 раза больше мешков пшеницы. Часть этого зерна погрузили в 2 вагона, по 270 мешков в каждый вагон. Сколько мешков зерна осталось?
      39. Из города вышли одновременно поезд и грузовик. Поезд проходит 60 км в час, а грузовик, идущий рядом по шоссе, 20 км в час. На сколько километров отстанет грузовик от поезда через 6 час.?
      40. С одного участка накосили 50 возов сена, с другого участка на 20 возов меньше, а с третьего в 3 раза больше, чем с первого и второго участков вместе. Сколько возов сена накосили с третьего участка?
      44. В хлебопекарне было 10 мешков муки по 48 кг в каждом мешке и 7 мешков по 60 кг. Сколько всего килограммов муки было в хлебопекарне?
      45. На уборке сена работало сначала 10 бригад колхозников по 24 человека в каждой бригаде. Затем из нх числа выделили 4 бригады по 30 человек на другую работу. Сколько человек продолжало уборку сена?
      46. За каждое слово простой телеграммы платят 25 коп., за отправление 50 коп. Сколько стоит простая телеграмма из 20 слов?
      47. За каждое слово срочной телеграммы платят 75 коп., за отправление 50 коп. Сколько стоит срочная телеграмма из 10 слов?
      48. На 1 км пути паровоз расходует 15 кг угля. Какой экономии добился машинист-стахановец на расстоянии в 50 км, если на этом участке израсходовал 715 кг?
      49. Трамвайный билет стоит 15 коп. Надо купить билеты для 30 экскурсантов. Сколько сдачи получит руководитель экскурсии с 5 руб.?
      50. Купили 60 м материи по 12 руб. за метр и 40 м по 7 руб. Сколько денег заплатили за всю эту материю?
     
      Письменно.
      54. Самолет летел 3 часа, делая по 232 км в час, а
      всего за 4 часа он пролетел 940 км. Сколько километров пролетел самолет в четвертый час?
      55. Один насос работал 4 часа, давая по 138 ведер воды в час, а другой 3 часа, давая по 168 ведер в час. Который из них накачал больше воды и на сколько больше?
      56. В течение 6 дней столовая расходовала ежедневно по 32 кг капусты. Картофеля за то же время израсходовали в 4 раза больше. Сколько израсходовали всего картофеля и капусты?
      57. В городе построили несколько новых домов. В 3 домах было по 176 квартир, в 4 домах по 98 квартир. Заселено 786 квартир. Сколько квартир еще не заселено?
     
      Деление в пределах тысячи. Устно.
      60. Расстояние в 360 км поезд прошел за 6 час., а автомобиль за 9 час. На сколько больше километров проходил в час поезд, чем автомобиль?
      61. В шкафу 350 книг были расставлены поровну на 5 полках. Книги с 3 полок перенесли в другой шкаф. Сколько книг перенесли в другой шкаф?
      62. На лесном участке растут сосны, березы и ели, всего 560 деревьев. Березы составляют четвертую часть, а ели седьмую часть всех этих деревьев. Сколько на этом участке сосен?
      63. Рыбаки выловили 720 кг рыбы. Шестую часть всей рыбы употребили для консервов, четвертую часть
      засолили, а остальную рыбу продали в свежем виде. Сколько рыбы продали в свежем виде?
      64. Магазин получил апельсинов одного сорта 600 штук, а другого сорта в 5 раз меньше. Продали четвертую часть всех апельсинов. Сколько апельсинов еще не продано?
      65. В колхозном стаде коров было 320, телят в 2 раза меньше, чем коров, а овец в 2 раза меньше, чем коров и телят вместе. Сколько голов скота было в колхозном стаде?
      66. Для рабочих выстроили два новых дома. В одном из них все квартиры по 2 комнаты, а в другом по 3 комнаты. Сколько всего квартир в этих домах, если в первом из них 180 комнат, а во втором на 60 комнат больше?
      70. В столовой за 10 дней израсходовали 240 кг картофеля, 170 кг капусты и 120 кг других овощей. Сколько в среднем овощей расходовали в столовой ежедневно?
      71. За 10 дней рабочие починили участок дороги длиною в 400 м. Какова длина всей дороги, если при той же производительности труда им придется работать еще 7 дней?
      72. Во время лыжного перехода на дистанцию в 600 км группа лыжников прошла 120 км в 3 дня. Сколько еще дней шла эта группа, если она продолжала двигаться с тою же скоростью?
      73. Пароход прошел 360 км за 20 час. Сколько километров пройдет он за 30 час., если будет двигаться с такою же скоростью?
      74. На 40 лошадей отпускают в день 320 кг сена. Сколько сена надо выдать в день 20 коровам, если каждая корова получает на 6 кг больше, чем лошадь?
      75. В час аэроплан пролетел 240 км, дирижабль третью часть этого расстояния, а автобус проехал в 2 раза меньше, чем пролетел дирижабль. Во сколько раз аэроплан двигался быстрее автобуса?
     
      Письменно.
      80. На 3 подводах привезли 396 кирпичей, поровну
      на каждой подводе. Сколько кирпичей можно привезти на 5 подводах?
      81. В 6 вагонах 468 мест. Сколько мест в 9 таких вагонах?
      82. Семья колхозника выработала 876 трудодней. Из них третью часть выработал отец, четвертую часть мать, а остальные трудодни выработали их сыновья. Сколько трудодней выработали сыновья?
      83. Одна работница за 7 часов выпустила 588 пар чулок. Другая работница выпустила то же количество чулок за 6 час. На сколько больше чулок выпускала в час вторая работница?
      84. В магазин доставили 9 кусков масла, по 24 кг в куске, и такое же по весу количество маргарина в 8 кусках. Сколько весил кусок маргарина?
      85. Скорый поезд прошел 480 км, делая каждый час по 60 км. Товарный поезд прошел за то же время 280 км. С какою скоростью шел товарный поезд?
     
      ПРИМЕРЫ И ЗАДАЧИ НА ВСЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТЫСЯЧИ.
      93. Аэроплан пролетел 780 км за 4 часа: в первый час 179 км, во второй час на 26 км больше, а остальное расстояние поровну в третий и четвертый часы. С какой скоростью летел он в последние два часа?
      94. Конной молотилкой за 4 часа намолачивают 560 кг зерна, электрической молотилкой 700 кг за полчаса. Во сколько раз быстрее работает электрическая молотилка, чем конная?
      95. Одна машина сортирует в час 240 кг зерна, другая на 50 кг меньше. Сколько зерна отсортируют обе машины за 2 часа?
      96. В саду собрали груш 160 кг, слив на 80 кг больше, чем груш, а яблок в 3 раза больше, чем слив. Сколько килограммов яблок собрали в этом саду?
      97. С одного участка получили 420 кг картофеля, с другого в 3 раза меньше, чем с первого, а с третьего на 160 кг больше, чем со второго. Сколько всего картофеля собрали с трех участков?
      98. Группа экскурсантов проехала на пароходе 488 км, прошла пешком в 4 раза меньше, чем на пароходе, а по железной дороге проехала на 132 км больше, чем прошла пешком. Сколько всего километров прошла и проехала группа экскурсантов?
      99. Научный работник прочитал в 4 дня книгу, в которой было 420 страниц. В первый день он прочитал седьмую часть всей книги, во второй день в 3 раза больше, чем в первый день, а в третий день в 2 раза меньше, чем во второй. Сколько страниц прочитал он в четвертый день?
      100. Поезд шел из Москвы в Киев со скоростью 54 км в час. Через 7 час. ему оставалось пройти еще 479 км. Каково расстояние между Москвой и Киевом?
      101. Колхозник продал поросенка за 68 руб. и 7 мешков картофеля по 18 руб. за мешок. На вырученные деньги он купил валенки, после чего у него осталось 99 руб. Сколько стоили валенки?
      102. Если мальчик купит за 65 коп. тетрадь для рисования, у него останется 35 коп. Вместо тетради он купил за 95 коп. альбом. Сколько копеек у него осталось?
      103. Если хозяйка израсходует 450 г масла, то у нее останется 550 г. В действительности осталось 475 г. Сколько масла хозяйка израсходовала?
      104. Покупатель рассчитал, что у него* останется 3 руб. 10 коп., если он купит 2 кг черного хлеба по 95 коп. за килограмм. Но вместо черного хлеба он купил булок на 4 руб. 35 коп. Сколько денег у него осталось?
      105. Какое число надо увеличить на 378, чтобы получилось 526?
      Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получилось 602?
      106. Какое число надо уменьшить на 245, чтобы получилось 327?
      Какое число надо уменьшить в 8 раз, чтобы получилось 96?
      107. На 637 руб. купили 9 м шерстяной материи по 45 руб. за метр и 8 м шелка. Сколько стоит 1 м шелка?
      108. Продали 7 мешков ржаной муки по 64 кг в каждом мешке и 6 мешков пшеничной. Всего продали 736 кг муки. Сколько килограммов пшеничной муки было в одном мешке?
      109. Для премирования учеников-отличников школа получила 920 руб. На эти деньги купили 30 книг по 5 руб. за книгу, 40 билетов в театр по 6 руб. за билет и 10 радиоприемников. Сколько стоил радиоприемник?
      110. В магазин привезли 712 кг яблок в разных ящиках: 9 ящиков по 48 кг и несколько ящиков по 40 кг. Сколько было всего ящиков с яблоками?
      111. 40 км велосипедист проехал за 3 часа. В какое время мог бы он проехать 120 км?
      112. На протяжении 9 м колесо телеги сделало 8 оборотов. Сколько оборотов сделает оно на протяжении 270 .и?
      113. В ларьке было 420 апельсинов. Седьмую часть всех апельсинов продали за 105 руб., а остальные продавали по 3 руб. за пару. Сколько денег получили за все апельсины?
      114. Тетрадь, карандаш и резинка стоят вместе 22 коп. Тетрадь и карандаш стоят 17 коп., карандаш и резинка— 12 коп. Сколько стоят отдельно тетрадь, карандаш и резинка?
      115. Электрический утюг, чайник и плитка стоят вместе 138 руб. Плитка и чайник стоят 100 руб., утюг и плитка 73 руб. Сколько стоит отдельно каждая вещь?
      116. В трех шкафах 920 книг: в первом и во втором вместе 665 книг, во втором и в третьем вместе 682 книги. Сколько книг в каждом шкафу?
      117. В двух шкафах было 1000 книг. Когда из одного шкафа взяли 147 книг, а из другого 49 книг, то в обоих шкафах книг осталось поровну. Сколько книг осталось в каждом шкафу?
      118. На участке леса росли сосны и ели, всего 680 деревьев. Когда срубили 115 елей и в 3 раза больше сосен, на участке осталось сосен и елей поровну. Сколько сосен и сколько елей осталось на участке?
      122. Два куриных яйца весят вместе 100 г; при этом одно из них на 2 г тяжелее другого. Сколько весит каждое яйцо?
      123. Две артели землекопов вырыли ров длиною в 64 м; при этом одна артель вырыла на 8 м больше другой. Какой длины ров вырыла каждая артель?
      124. В двух мешках 140 кг картофеля, в одном мешке на 20 кг больше, чем в другом. Сколько картофеля в каждом мешке?
      125. В общежитии было 145 мест, при этом мужских мест на 15 больше, чем женских. Сколько мужских и сколько женских мест в этом общежитии?
      127. Один мальчик купил 4 карандаша, другой 5 таких же карандашей. Вместе они израсходовали на эту покупку 63 коп. Сколько израсходовал каждый мальчик?
      128. Две машинистки напечатали 54 листа. Одна из них работала 3 часа, другая 6 час. Сколько листов напечатала каждая машинистка, если они работали с одинаковой скоростью?
      129. Два маляра получили за окраску стены 100 руб. Один маляр работал 2 дня, а другой 3 дня. Сколько заработал каждый из них?
      130. Совхоз ежедневно доставляет на маслобойный завод 324 л молока в бидонах двух размеров: по 20 л и по 18 л. Бидонов меньшего размера 8 штук. Сколько бидонов большего размера?
      131. В двух книжных шкафах 340 книг, в одном из них на 40 книг больше, чем в другом. Сколько книг в каждом шкафу?
      132. Если бы на шитье платьев израсходовали 28 м материи, от целого куска осталось бы 24 м. В действительности израсходовали больше материи, и от целого куска осталось только 10 м. Сколько сшили платьев, если на каждое из них пошло по 3 м материи?
      133. Стакан, чайник и сахарница стоят вместе 8 руб. Стакан и чайник стоят 4 руб. 90 коп., стакан и сахарница 3 руб. 85 коп. Сколько стоит отдельно каждая вещь?
      134. Хозяйка приготовила тесто из 1 части гречневой муки и 2 частей пшеничной. Всего она израсходовала 750 г муки. Сколько граммов той и другой муки пошло на тесто?
      135. Кусок бронзы весом в 534 г состоит из 1 части меди и 2 частей олова. Сколько в нем меди и сколько олова?
      136. В двух коробках лежит 57 карандашей. Сколько карандашей лежит в каждой коробке, если в одной из них вдвое больше карандашей, чем в другой?
      139. На ремонт дома израсходовали 748 кг извести п цемента. Извести пошло в 3 раза больше, чем цемента. Сколько израсходовали отдельно извести и цемента?
      140. Две артели лесорубов спилили вместе 370 деревьев, причем первая артель спилила на 30 деревьев больше, чем вторая. Сколько деревьев спилила каждая артель?
      141. Бутылка с молоком весит 900 г. Молоко на 100 г тяжелее бутылки. Сколько молока в бутылке?
      142. В фруктовом саду растет 87 груш и яблонь, причем яблонь в 2 раза больше, чем груш. Сколько яблонь и сколько груш растет в этом саду?
      143. В трех ящиках 720 лимонов: в первом и втором ящиках вместе 455 лимонов, во втором и третьем вместе 475 лимонов. Сколько лимонов в каждом ящике?
      144. В хлебопекарне замесили всего 744 кг пшеничной и ржаной муки, при этом пшеничной муки было в 7 раз больше, чем ржаной. Сколько замесили пшеничной муки и сколько ржаной?
      145. 160 пионеров разместились поровну в 20 палатках. Сколько надо иметь палаток, чтобы разместить таким же образом 216 пионеров?
      146. Велосипедист проехал 188 км; из них по шоссе он проехал в 3 раза больше, чем по проселочной дороге. Сколько километров проехал велосипедист по шоссе?
     
      Нумерация многозначных чисел.
      I.
      147. Считать: тысячами до десятка тысяч; десятками тысяч до сотни тысяч; сотнями тысяч до миллиона; миллионами до десятка миллионов; десятками миллионов до сотни миллионов и сотнями миллионов до миллиарда.
      148. Назвать числа, в которых: 5 десятков тысяч; 5 сотен тысяч; 2 десятка тысяч; 7 сотен тысяч; 9 сотен тысяч; 10 сотен тысяч.
      149. Назвать числа, в которых:
      2 десятка тысяч 1 тысяча;
      6 сотен тысяч 4 десятка тысяч;
      7 сотен тысяч 3 десятка тысяч 8 сотен;
      9 сотен тысяч 5 тысяч.
      150. Назвать числа, в которых:
      1 десяток миллионов 8 миллионов;
      3 десятка миллионов 5 миллионов;
      1 сотня миллионов 2 десятка миллионов 6 миллионов;
      7 сотен миллионов 4 десятка миллионов;
      5 сотен миллионов 9 миллионов.
      151. Сколько тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч в числах: 286 тысяч; 309 тысяч; 540 тысяч; 481 тысяча; 267тысяч?
      152. Сколько тысяч в 1 миллионе?
      Сколько миллионов, десятков миллионов и сотен миллионов в числах: 345 миллионов; 206 миллионов; 670 миллионов; 149 миллионов?
      154. Все числа таблицы (стр. 19) записать в тетради.
      155. Назвать и записать в тетради числа, в которых:
      4 сотни тысяч 5 десятков тысяч 6 тысяч;
      2 сотни тысяч 9 десятков тысяч;
      7 сотен тысяч 3 тысячи;
      3 сотни тысяч 7 тысяч;
      8 десятков тысяч;
      4 сотни тысяч;
      1 миллион.
      156. Назвать и записать числа, в которых:
      1 десяток миллионов 7 миллионов;
      2 десятка миллионов 6 миллионов;
      1 сотня миллионов 2 десятка миллионов 9 миллионов;
      5 сотен миллионов 6 десятков миллионов;
      3 сотни миллионов 4 миллиона;
      7 сотен миллионов 8 десятков миллионов 1 миллион.
      157. Назвать разряды следующих чисел: пятьсот тысяч; пятьдесят тысяч; пятьсот двадцать тысяч; пятьсот двадцать семь тысяч; пятьсот семь тысяч; триста пятнадцать тысяч; сто сорок тысяч; двести девяносто восемь тысяч. Записать эти числа цифрами.
      158. Назвать и записать следующие числа: один десяток миллионов три миллиона; два десятка миллионов шесть миллионов; три сотни миллионов семь десятков миллионов; четыре сотни миллионов девять десятков миллионов три миллиона; восемь сотен миллионов пять миллионов.
      159. Прочитать числа: 4000; 24000; 245000; 80000; 380000; 400000; 250000; 206000; 502000; 520000; 200000; 500000; 1000000.
      160. Прочитать числа: 12000000; 41000000; 127000000; 10680000; 140000000; 368000000.
      161. Назвать разряды и классы каждого числа таблицы. Прочитать эти числа. Записать их без таблицы.
      162. Прочитать числа: 26 800; 37 050; 40607; 50008; 126703; 230 860; 400070; 508004; 800009; 1000000. Отложить эти числа на счетах.
      163. Прочитать числа: 1245623; 1670 286; 2037 810; 1008376; 1000952; 2300067; 1002008; 14200640;
      128000854; 208360000; 411502200.
      164. Назвать числа, которые на единицу больше, чем каждое из следующих чисел: 2999; 30399; 19 999; 450099; 509999; 699999; 900009; 999999; 1999 999; 2000999; 3 009999.
      165. Назвать числа, которые на единицу меньше 10000; 26000; 30 900; 74000; 100000; 270 000; 408000; 900000; 1000000; 1000900; 2 800000; 1900000.
      166. К следующим числам присчитать по одной 6 еди-
      ниц: 995; 1994; 29 996; 99994; 199995; 999994; 1850996; 1609 995.
      167. От следующих чисел отсчитать по одной 5 единиц: 40 803; 10002; 130004; 2001003; 1007004; 5968003.
      168. Назвать разряды и классы каждого числа и записать эти числа цифрами: пять тысяч восемьсот сорок три; тридцать тысяч восемьсот восемь; сто шестьдесят три тысячи двести семьдесят девять; шестьсот сорок две тысячи четыреста; восемьсот четыре тысячи пятьдесят; триста семь тысяч восемь; двести сорок тысяч триста; семьсот тридцать тысяч пятнадцать. Отложить эти числа на счетах.
      169. Назвать разряды и классы каждого числа и записать эти числа цифрами: один миллион двести сорок тысяч сто пятнадцать; два миллиона четыреста восемнадцать тысяч семьсот; один миллион шестьдесят три тысячи двадцать пять; двенадцать миллионов триста тысяч; сто сорок два миллиона семьсот двадцать тысяч сто.
      170. Записать цифрами: двадцать пять тысяч восемьсот сорок три; тридцать тысяч восемьсот восемь; сто шестьдесят пять тысяч двести семьдесят девять; один миллион шестьсот сорок две тысячи четыреста; пятьсот четыре тысячи двадцать; два миллиона четыреста девять тысяч восемь; тридцать два миллиона двести девяносто тысяч триста; семьсот четырнадцать миллионов шестнадцать тысяч девятнадцать.
      171. Записать числа, которые на единицу больше, чем каждое из следующих чисел: 19999; 30599; 420099; 800 999; 799999; 600009; 1000999; 2 095999; 1099999; 2999 999.
      172. Записать числа, которые на единицу меньше, чем каждое из следующих чисел: 32 500; 40600; 58000; 710000; 80000; 600000; 1008000; 1090000; 2000000; 2070000.
      173. Записать самое большое четырехзначное число; пятизначное число; шестизначное число; семизначное число; девятизначное число.
      174. Записать наименьшее трехзначное число; пятизначное число; шестизначное число; семизначное число; девятизначное число; десятизначное число.
      175. Сколько единиц каждого разряда в следующих числах: 52672; 37608; 242 064; 370860; 563005; 1060087; 1140509; 2053 760?
      176. Сколько единиц каждого разряда в следующих числах: 128567; 207 309; 456800; 285007; 1309 854;
      2800062; 3029075; 27 307 500; 129064028?
      177. Разложить следующие числа на сотни тысяч, десятки тысяч, тысячи, сотни, десятки и единицы: 132567; 328 564; 439804; 240569; 570800; 720930; 967 080.
      178. Разложить на сотни миллионов, десятки миллионов, миллионы, сотни тысяч, десятки тысяч, тысячи, сотни, десятки и единицы следующие числа: 1 145789; 4 320673; 12 804 560; 32 607 804; 165 405007; 284 870035.
      179. Сколько в следующих числах всего сотен тысяч, всего десятков тысяч, всего тысяч, всего сотен, всего десятков, всего единиц: 28375; 36840; 48050; 60830; 29605; 37 840; 40570; 175842; 208406; 360720; 1024 550; 2790118?
      180. Сколько единиц в следующих числах: 25 десятков; 38 десятков; 60 десятков; 120 десятков; 145 десятков; 208 десятков; 1875 десятков; 36 540 десятков?
      181. Сколько единиц в следующих числах: 16 сотен;
      83 сотни; 70 сотен; 240 сотен; 318 сотен; 407 сотен; 1350 сотен; 27 846 сотен; 156283 сотни?
      182. Сколько единиц в следующих числах: 26 тысяч;
      84 десятка тысяч; 128 десятков тысяч; 47 сотен тысяч?
      183. Следующие числовые данные записать цифрами: в 1913 г. в царской России было пятьдесят восемь тысяч пятьсот сорок девять километров железных дорог, а к двадцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции в СССР — восемьдесят пять тысяч восемьдесят километров.
      В 1914 г. в царской России число учащихся начальных и средних школ составляло восемь миллионов
      двадцать пять тысяч человек; к XX годовщине Октября в СССР обучалось: десять миллионов девятьсот семьдесят тысяч человек в начальных школах и семнадцать миллионов восемьсот семьдесят две тысячи человек в средних школах.
     
      Беглый счет.
      187. Задумать число; прибавить 27; отнять 25; прибавить 14; отнять задуманное число. Должно получиться 16. Проверить ответ.
      188. Задумать число; прибавить 45; отнять 24; прибавить 18; отнять задуманное число. Должно получиться 39. Проверить ответ.
      189. Задумать число; прибавить 28; отнять 15; прибавить 36; отнять 49. Должно получиться задуманное число. Проверить ответ.
      190. Задумать число; прибавить 19; прибавить 45; отнять 26; отнять 38. Должно получиться задуманное число. Проверить ответ.
      205. Первое слагаемое 2483, второе слагаемое 17 095. Найти их сумму.
      206. Даны числа 13456, 2180 и 187. Найти их сумму.
      207. В город было доставлено: в октябре 2350 т фруктов, в ноябре на 176 т больше, чем в октябре, а в декабре на 146 т больше, чем в ноябре. Сколько всего фруктов было доставлено в город за это время?
      208. В районе построили три новых школы. Первая из них обошлась 68950 руб., вторая на 2760 руб. дороже первой, а третья на 870 руб. дороже второй. Сколько всего денег израсходовали на постройку этих школ?
      209. Завод выпустил в октябре 450900 пар обуви, в ноябре на 1200 пар больше, чем в октябре, а в декабре на 1760 пар больше, чем в ноябре. Сколько всего пар обуви выпустил завод за последний квартал?
      210. Из кассы выплатили сначала 35860 руб., потом еще 27 480 руб. и, наконец, 6450 руб. После этого
      в кассе осталось 13840 руб. Сколько денег было в кассе вначале?
      211. Библиотеку перевозили в новое здание. В первую неделю перевезли 328560 книг, во вторую неделю на 21560 книг больше, чем в первую. После этого в старом помещении оставалось еще 746870 книг. Сколько всего книг в этой библиотеке?
      212. Двум наборщикам поручили набрать книгу. Когда один из них набрал 126850 знаков, а другой на 9700 знаков больше, то каждому осталось еще набрать по 170640 знаков. Сколько будет всего печатных знаков в этой книге?
      213. В 1927/28 г. выдали бесплатных путевок в санатории 74 200, а в дома отдыха на 363 000 больше. В 1935 г. общее число бесплатных путевок было-на 1452600 больше, чем в 1927/28 г. Сколько бесплатных путевок выдали в 1936 г.?
      214. Первое из двух слагаемых на 178 569 больше второго. Найти их сумму, зная, что второе слагаемое равно 250848.
      215. Первое из двух слагаемых на 19 687 меньше второго. Найти их сумму, зная, что первое слагаемое равно 268905.
     
      Вычитание многозначных чисел.
      229. Уменьшаемое 57 204, вычитаемое 896. Найти остаток.
      230. Уменьшаемое 64310, вычитаемое 9525. Найти разность.
      231. От суммы чисел 13562 и 4853 отнять разность чисел 7214 и 4775.
      К разности чисел 26236 и 8978 прибавить сумму чисел 1867 и 519590.
      232. К разности чисел 7152 и 3289 прибавить разность чисел 8334 и 5456.
      От разности чисел 9146 и 2748 отнять разность чисел 9254 и 6785.
      240. На одной барже было 19640 досок, на другой 14260. С первой баржи выгрузили 12520 досок, со второй 8230. На какой барже и на сколько больше осталось досок?
      241. В городе 287600 женщин и 148700 детей, а всего вместе с мужчинами 717 800 жителей. На сколько больше в этом городе женщин, чем мужчин?
      242. На одном участке росло 25870 деревьев, на другом 18620. На первом участке срубили 19690 деревьев, на втором 12 840. На каком участке и насколько больше осталось деревьев?
      243. Покупатель рассчитал, что на покупку рояля, который стоит 5100 руб., ему нехватит 780 руб. Тогда он купил пианино, и у него осталось 370 руб. Сколько стоило пианино?
      244. За три смены фабрика выработала 8750 электрических лампочек. Первая и вторая смены дали вместе 5940 лампочек, вторая и третья 5780. Сколько лампочек выработала каждая смена?
      245. За октябрь, ноябрь и декабрь фабрика выпустила 105300 м ткани: в октябре и ноябре вместе 69740 м, в ноябре и декабре вместе 70400 м. Сколько метров ткани выпускала фабрика каждый месяц?
      246. Сумма трех чисел 476508. Сумма первого и второго чисел 258310, сумма второго и третьего 370500. Найти каждое слагаемое.
      247. К 1937 г. для сельского хозяйства в СССР было подготовлено трактористов, комбайнеров и шоферов 1419261 человек. Из них комбайнеров 139402, шоферов на 54 900 человек меньше. Сколько было подготовлено трактористов?
      248. В 1932 г. колхоз получил дохода 269000 руб., а в последующие четыре года: 320000 руб., 570000 руб., 980000 руб. и 1514 000 руб. На сколько увеличивались из года в год его доходы?
      249. На постройку привезли доски на двух баржах. На одной из них было 4065 досок, на другой 4575. Сколько всего досок привезли на постройку?
      Решить задачу. По ответу и каждому из данных чисел составить задачи на вычитание.
      250. В октябре завод израсходовал 570 кубометров дров, в ноябре на 90 кубометров больше. Сколько дров израсходовал завод в ноябре?
      Решить задачу. По ответу и каждому из данных чисел составить задачи на вычитание.
      251. Стахановец заработал в месяц 1530 руб. Из них 980 руб. он израсходовал, а остальные деньги положил в сберкассу. Сколько денег положил он в сберкассу?
      Решить задачу. По ответу и данным числам составить одну задачу на сложение, другую на вычитание.
      259. Если к задуманному числу прибавить 15, а потом еще 17, то получится 40. Какое число задумали?
      260. Если от задуманного числа отнять 32, а потом еще 26, то останется 18. Какое число задумали?
      261. Задумали число. Прибавили к нему 48, а потом отняли 34. Осталось 16. Какое число задумали?
      262. Задумали число. Отняли от него 28, а затем прибавили 17. Получилось 90. Какое число задумали?
      263. Назвать все числа от 40 до 100, которые делятся без остатка на 3.
      264. Назвать все числа от 50 до 100, которые делятся без остатка на 4.
      265. Назвать все числа первой сотни, которые делятся одновременно на 3 и на 4 без остатка.
      266. Решить следующие примеры. Записать и сложить полученные результаты. Их сумма должна делиться без остатка на 12. Проверить, так ли это.
      267. Составить 100 из двух слагаемых так, чтобы одно из них делилось без остатка на 3, а другое на 4.
      Придумать несколько решений этой задачи.

KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.