Учебник прислал Паскин Роман Викторович. _____________________
ИЗДАНИЕ ДЕВЯТОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
Утверждён Министерством просвещения РСФСР.
Обложка и рисунки художника В. С. Баюскина.
Наша читальня.
У нас в школе есть читальня. Мы любим ходить туда. В читальне читают сказки, показывают картины. Мы там рисуем. А сегодня была игра в загадки. Нюша и Луша пошли в читальню. Они отгадали все загадки. Отгадай и ты.
Кузнец.
Это наш колхоз. Вот улица. Вот кузница. Там работает колхозный кузнец.
Он чинит плуги, жатки и другие машины. Он куёт лошадей.
Работает наш кузнец очень хорошо. Он стахановец.
Товарищи.
Володя, Серёжа и Петя — товарищи. Они учатся вместе. Они играют вместе. Один раз мальчики были в роще. В самой чаще они нашли щенка. Щенок пищал. Дети взяли щенка и принесли домой. Они накормили его, напоили и уложили спать. Потом дети принесли доски, взяли клещи, молоток, гвозди. Мы делаем ящик для щенка — сказали они.
В лесу живёт ящерица. Ящерица ищет пищу. Пища ящерицы — мухи.
Фабрика.
Отец и брат Фома работают на фабрике. Там много машин. Там чисто и светло. Около фабрики стоят фонари. Рано утром гудит гудок. Люди идут на работу. Все работают отлично. На фабрике много стахановцев.
Федя любит играть в футбол. Фене купили тёплую фуфайку, шарф и муфту.
Наша семья.
У нас большая семья. Отец работает на фабрике. Он стахановец. Брат Фёдор — в Советской Армии. Мать работает дома. Сестра Феня — учительница. Я учусь в школе. Младшие братья Митя и Сёма ходят в детский сад.
Дружно живёт наша семья.
Отгадай.
1. Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья?
2. Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
3. Крылья есть, а не летает.
В школу.
Пора в школу. Володя и Боря съели свой завтрак и побежали на двор.
К дому подъехал дядя Федот. Он обещал подвезти ребят. Уселись. Отъехали. Весело бежит лошадка. Но вот трудный подъём в гору. Володя соскочил с саней и пошёл пешком: "Боря, слезай и ты. Лошади тяжело везти в гору".
Наш класс.
Наш класс большой и светлый. В классе стоят парты для детей. Стоят стол и стул для учителя. У нас в классе много цветов. На стенах нашего класса висят картины. Есть в классе доска, шкаф, счёты.
В субботу мы убираем класс.
Одна группа учеников моет и поливает цветы.
Другая группа — прибирает в шкафу.
Мы очень любим наш класс.
В нашем классе нет никогда ссор. Живём мы очень дружно. А как у вас в классе?
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает?
Наш колхоз стоит на берегу реки.
В реке много рыбы.
За рекой стоит лес.
У нас в колхозе есть кино и радио.
От колхоза идёт дорога в город.
О нас пишут в газетах.
У нас большая светлая школа.
Я дружу с Петей.
Из школы мы ходим вместе.
ЧТЕНИЕ ПОСЛЕ АЗБУКИ.
Октябрята.
Мы весёлые ребята, наше имя — октябрята.
Мы не любим лишних слов.
— Будь готов! — Всегда готов.
Друг за другом станем рядом и одним большим отрядом скажем сотней голосов:
— Будь готов! — Всегда готов.
Вопрос: Почему дети веселы?
Дети.
Из школы дети возвратились.
Как разрумянил их мороз!
Вот у крыльца, хвостом виляя, встречает их лохматый пёс.
Игра.
В школе в перемену мы играли в кошки-мышки. Маша была кошкой, а Миша — мышкой. Кошка ловила мышку. Маша ловила Мишу. Маша поймала Мишу. Мышкой стал Лёша, а кошкой — Люба.
Мама.
Мама купила сома. У сома длинные усы. Дома мама сварила из сома уху. Сёма, Сеня, Вася и Лиза пришли из школы. Мама дала детям ухи. Уха была вкусна.
Загадка.
Мы день не спим, и день и ночь
мы ночь не спим, стучим, стучим.
Что это?
Вопросы: Когда ты уходишь в школу?
Как ты там учишься?
Что делаешь, когда придёшь домой?
Когда ты учишь уроки?
Когда гуляешь?
Когда ложишься спать?
Задание. Расскажи про себя всё без вопросов.
Береги свои вещи.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд. Карандаш, тетрадь, перо, парты, доски, стол, окно, книжку, сумку — береги, не ломай, не мни, не рви.
Вопросы: Назови твои учебные вещи.
Кто их делал?
Как ты их бережёшь?
Пиши: Кто что делает?
1. Алёша. Боря. Геня. Дима. Андрюша. Вова. Вера. Дора. Соня.
2. читает, пишет, рисует, моет, играет, слушает, бежит, догоняет, смотрит.
Пионер Митя.
Ваня сделал змей. Большой, красивый был змей!
Пошли они с маленькой Таней пускать его.
Много было у Вани ниток — целая катушка. Высоко летал змей. Таня прыгала около Вани и радовалась.
Но вот подул ветер. Оборвал он тонкую нитку. Змей полетел криво, зацепился хвостом за столб и повис.
Шёл мимо пионер Митя. Живо забрался он на столб и достал змей.
Рады Ваня и Таня, благодарят Митю.
Тачка.
Мальчику очень хотелось иметь тачку. Вот он и задумал сам себе сделать её. На кухне стоял пустой ящик. Мальчик взял клещи, вытащил гвозди из ящика и напилил из ящика дощечек. Из дощечек он сделал тачку. На полу лежали щепки от ящика. Мальчик взял щётку и сам подмёл пол щёткой, а щепки кинул в печку.
Кто что делает.
Мурка поёт песню
Чиж делает тачку
Мальчик ловит орех
Лошадь ест мышку
Белка грызёт сено
Пиши так: Мальчик делает тачку.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Говорит брат сестре: "Не тронь моего волчка!"
Отвечает сестра брату: "А ты не тронь моих кукол!"
Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно?
1. Пляшет крошка, а всего одна ножка.
2. Что это у Галочки: ниточка на палочке, палочка в руке, ниточка в реке?
Подарок.
Мама Любы работает на фабрике. Там делают посуду. Раз мама подарила Любе посуду для кукол. Мама сама её делала. Люба была очень рада.
Были у Любы чашки, чайник, блюдца, молочник, сахарница, вазочка. Мама дала Любе и щипцы. И всё было такое маленькое! Долго любовалась Люба посудой.- Решила она позвать девочек пить чай. Гости пришли, уселись, а самовара нет. Как быть?
Угадайте, что сделала Люба?
Кукла.
Была у Груни кукла. Груня звала её дочкой. Мама дала Груне нитки, иголку, кусочки ситца. Груня сама сшила для куклы юбки, кофты, платки, связала чулки. Были у куклы гребёнки и бусы. Груня часто брала куклу на руки и пела ей: "Спи, дочка! Бай, бай, бай!"
Задание. Попроси маму научить тебя шить всё, что надо кукле.
Отвечай на вопросы:
У кого была кукла?
Как звала её Груня?
Что сшила Груня кукле?
Что связала Груня кукле?
Что ещё было у куклы?
Как пела Груня?
Дети.
Прибежал Митя в сад. Там играла маленькая Таня с куклой.
Выхватил Митя куклу у Тани. Сел Митя на палочку верхом и поскакал с куклой по саду.
Выбежал из дому старший брат Серёжа. Ему показалось весело возить куклу по саду. Он взял да и отнял у Мити куклу и палку.
Митя побежал жаловаться отцу. А отец сидел у окна и всё видел.
Что сказал Мите отец?
Задание. Расскажи, кто у вас есть в семье.
Как вы играете?
Игрушки.
Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине привезли.
Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.
Мяч.
Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда понёсся вскачь?
Поросёнка — хлоп!
Собачёнку — в лоб!
Я и сам с тобой в беду, глупый мячик, попаду.
Разобьёшь стекло в окне, а влетит за это мне!
Заснули телята, заснули козлята, не слышно весёлых галчат из гнезда. Один только мальчик, по имени Ванька, по прозвищу Встанька, не спит никогда.
Вопрос: Почему так названа игрушка?
Задание. Выучи стихи про игрушки.
Напиши: Наши игрушки (7-я страница).
Кошка.
Кушай, кошка, вот картошка, вот мука, а вот зерно, вот морковка, вот пшено.
Но закрыла кошка рот — и картошки не берёт.
Ей не нравится мука — кошка хочет молока.
Котята.
У Мурки пять котят. Котята маленькие. Котята спят, а Мурка мурлычет: "Мурр, мУРр!"
Выросли котята и убежали от Мурки. Мурка зовёт их: "Мяу, мяу, мяу!"
А котята не идут. Они весело играют.
Пиши:
У Мурки пять котят
Отвечай на вопросы:
Кто есть у Мурки?
Какие котята?
Как Мурка мурлычет?
Как Мурка зовёт котят?
Как котята играют?
Вопрос: Почему слово "Мурка" пишется с большой буквы?
Задание. Расскажи про свою кошку: как её зовут, какая она.
Мохнатенькая, усатенькая, есть начнёт — песенки поёт. Кто это?
Зяблик.
За домом была ива. На иве было гнездо зяблика. В гнезде сидели птенцы. Один зяблик упал из гнезда. Лиза и Зина увидели зяблика на земле и взяли его домой.
Вопросы: Видели ли вы зяблика?Где он живёт? Как поёт?
Каких ещё певчих птиц вы знаете?
Где эти птицы теперь?
Чиж.
У девочки был чиж. Чиж жил в клетке. Чиж скучал в клетке и всё молчал. Девочка выпустила чижа на волю.
Чиж полетел и весело запел.
Умная галка.
Упал галчонок из гнезда. Мы его подобрали и приручили. Выросла хорошенькая галочка. Жила она у нас в саду на берёзе.
Было жаркое лето. Вода в ручьях высохла. Захотела галка пить. А на дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, jh можно было пить.
Вопросы: Чего захотелось галке?
Что она увидела?
Что она сделала?
Лёня и Трезор.
Сделал папа Лёне тележку. А коня нет...
Поймал Лёня Трезора, запряг его в тележку и сам сел. Вот так конь!
— Но, но, Трезор! — кричит Лёня.
А Трезор стоит, ни с места.
Вдруг Трезор увидел кошку. Он быстро побежал за кошкой. Испугался Лёня.
— Стой, Трезор, стой! — кричит Лёня.
А Трезор бежит изо всех сил, догоняет кошку.
Ребята стоят и смеются.
Отвечай на вопросы:
Что сделал папа Лёне? Кого запряг Лёня?
Как погонял Лёня Трезора? Что делал Трезор?
Кого увидел Трезор?
Как он побежал за кошкой? Что делают ребята?
Пиши:
Курочка ряба.
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое.
Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко разбила.
Плачет дед, плачет баба. А курочка кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам яичко другое — не золотое, а простое".
Задание. Расскажи сказку.
Какие ещё знаешь сказки? Расскажи одну из них.
Улетел жук.
Я нашла себе жука на большой ромашке.
Не хочу держать в руках, пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два, трещинки на спинке.
Вот хорошая трава.
На, поешь травинку!
Ах, упал! Упал из рук!
Нос запачкал пылью!
Улетел зелёный жук!
Улетел на крыльях!
Задание. Выучи стихотворение наизусть.
Пиши ответы на вопрос: Что такое?
Жук. Галка. Муравей. Воробей.
Соловей. Сом. Пчела. Ворона — птица
Карась. Щука. Бабочка. Окунь — рыба
Пиши так: Жук — насекомое.
Урожай.
Много уродилось в колхозах ржи и пшеницы.
Весело убирали колхозники богатый урожай с полей.
Часть урожая они сдали государству.
Другую часть отложили на посев и в запас. Остальной хлеб колхозники разделили между собой по трудодням.
Много хлеба получили колхозники!
День и ночь идут обозы с хлебом.
Это колхозники сдают хлеб государству.
Задание. Рассмотри картинку и ответь на вопросы: Куда везут богатый урожай?
Кто вырастил и собрал этот урожай?
Наши заводы и фабрики.
Шесть минут — и завод выпускает новый автомобиль.
Шесть минут — и завод выпускает новый трактор.
До десяти не успели сосчитать, как готова пара калош, на обувной фабрике — пара ботинок, на другом заводе — самовар.
Раньше это считали бы чудом. А теперь так работают на наших фабриках и заводах.
Ответь на вопрос: Кто что делает?
1. Кузнец. Маляр. Столяр. Портной. Пожарный. Стекольщик.
2. вставляет, тушит, шьёт, делает, красит, куёт.
3. крышу, стол, одежду, пожар, подкову, стёкла.
Пиши так: Кузнец куёт подкову.
В классе уютном, просторном утром стоит тишина.
Заняты школьники делом, пишут по белому чёрным, пишут по чёрному белым, перьями пишут и мелом:
"Нам не нужна война". Стройка идёт в Сталинграде, строится наша Москва, а на доске и в тетради школьники пишут слова: "Мир всем народам на свете! Нам не нужна война!"
Владимир Ильич Ленин — вождь, учитель и друг всех трудящихся.
Ленин был другом рабочих и крестьян. Он хотел, чтобы все, кто работает, жили хорошо.
Ленин любил детей. Ленин хотел, чтобы все дети трудящихся жили хорошо, учились.
Двадцать первого января умер великий вождь трудящихся В. И. Ленин.
Тело его лежит в мавзолее, в Москве.
Трудящиеся идут в мавзолей, чтобы увидеть дорогое и родное лицо любимого Ленина.
Иосиф Виссарионович Сталин — вождь и учитель всех трудящихся, великий полководец, Генералиссимус Советского Союза.
Товарища Сталина знают все рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, старые и молодые.
Сталина знает весь мир. Трудящиеся горячо любят товарища Сталина. Товарищ Сталин — лучший друг детей.
Да здравствует мудрый вождь и учитель трудящихся Иосиф Виссарионович Сталин!
Вячеслав Михайлович Молотов — верный ученик Ленина.
Он верный друг и помощник Сталина.
В. М. Молотов — друг детей. Он заботится о детях.
Дети знают и любят В. М. Молотова.
Праздник Октября.
Пролетайте мимо, тучи, вы нам не нужны, ведь сегодня самый лучший день для всей страны.
Не шуми, осенний ветер, что ты дуешь зря?
Пусть услышат все на свете песню Октября.
Если солнышко над нами — солнцу каждый рад.
Хорошо идти с флажками на большой парад.
День седьмого ноября.
День седьмого ноября — красный день календаря. Посмотри в своё окно: всё на улице красно.
Вся страна — и млад и стар — празднует свободу.
И летит мой красный шар прямо к небосводу.
|