ИЗДАНИЕ ДЕСЯТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ
Утвержден Министерством просвещения РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР МОСКВА 1962
Фрагменты:
Грачи.
Пришла осень. Стало холодно.
С берёзы и липы опали листочки.
А на ели и сосне зелёные иголочки не опали. Жуки и черви исчезли. Грачи сели на берёзу.
Они долго кричали: „Гра-гра-гра!“
И полетели.
Почему улетели грачи?
Загадка.
Нос у него белый, сам он чёрный, очень проворный.
Друг садов и полей, поедает червей.
Кто это?
Дома.
Юра и Юля учили уроки, а маленький Коля играл. Дети выучили уроки. Затем Юра стал читать стихи про котика и козлика. Юля и Коля слушали эти стихи.
Цыплята.
В нашем колхозе разводят цыплят.
Яйца кладут в ин-ку-ба-тор.
Яйца в инкубаторе тёплые, как под наседкой. Через три недели из яиц вы-лу-пят-ся цыплята. Тётя Люба — птичница. Она ухаживает за цыплятами. Пионеры помогают ей.
На реке.
Коля и Гриша—товарищи. Они ловили в реке рыбу. У Гриши была удочка.
— Гриша, у тебя клюёт. Тащи быстрее!
— Тащу, тащу, а ты помогай!
Мальчики вытащили большую щуку. Наши рыбы: щука, лещ, ёрш, карась, окунь.
Фабрика.
Нина Фомина работает на фабрике. На фабрике много рабочих. Они вяжут тёплые вещи. Нина Фомина вяжет красивые шарфы, а Соня Фёдорова —кофты. Нина Фомина работает быстро и хорошо. Она получила орден за отличную работу.
Одежда: кофта, фуфайка, фуражка, шарф. Обувь: туфли, калоши, сапоги, валенки.
Ферма.
В нашем колхозе есть ферма. На ферме много коров и телят. Феня—лучшая доярка на ферме. Она кормит коров и доит их. Настя ухаживает за телятами. Пионеры помогают ей.
Семья.
Наша семья большая. У нас отдельная квартира. Вечером мы собираемся все в столовой. Отец читает газету. Мать и бабушка слушают. Братья Коля и Петя играют в шашки. Сестра Софья шьёт себе платье.
Иногда мы смотрим телевизор.
Октябрята.
Что там за ребята так идут уверенно? Мы ребята-октябрята! Мы внучата Ленина.
Мы встаём с постели быстро,
чисто умываемся и под музыку зарядкой утром занимаемся. Кто дружить умеет крепко и прилежно учится, из того потом хороший пионер получится.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Дежурный.
Сегодня Дима проснулся рано. Он оделся и бабушку разбудил. — Бабушка, который час?
— Ещё только семь часов. Куда ты так спешишь?
— Я сегодня дежурный. Мне надо раньше прийти в школу. У меня сегодня много дела.
После окончания уроков бабушка пришла за внуком в школу. Дима попросил её:
— Бабушка, подожди меня, пожалуйста. Мы не всё в классе убрали. Надо ещё цветы полить, классную доску вытереть, тетради убрать.
По дороге домой Дима рассказывал:
— Бабушка, я сегодня раньше всех дежурных пришёл. После меня пришёл Юра, а потом Лена. Мы вместе дежурили. Я люблю быть дежурным!
Как ребята переходили улицу.
Пошли ребята гулять. Дошли до угла, на углу — светофор.
Горит в светофоре красный свет— значит, нельзя переходить улицу.
Остановились ребята. Ждут, когда зелёный огонёк зажжётся. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам.
Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины.
Красный свет погас, зажёгся жёлтый, а потом зелёный.
Можно улицу переходить.
Перешли ребята улицу и стали играть на бульваре.
Послушный дождик.
Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там, на берегу, огородные грядки. А над ними тонкие трубы. А в трубах — дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать! Потом дедушка закрыл кран, и дождик кончился.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл.
Закрыла — перестал.
Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе.
Столяры.
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела, стальные зубья остры, легко идёт пила.
Дзинь-да, дзинь-да, тук-тук, ту к-тук-тук!
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски, и беленькие стружки свернулись в завитки. Вжих-тах, вжих-тах, тук-тук, тук-тук-тук!
А ну-ка веселее ударим молотком, покрепче, поровнее мы гвоздики забьём. Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук!
Как Томка научился плавать.
Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Пришли к озеру и стали кидать камешки в воду — кто дальше бросит. Томка увидал, как камешек плюхнулся в воду, и побежал его доставать.
Бежит Томка по песочку, косолапый, толстопузый. Ноги у него в песке так и заплетаются.
Полез Томка в воду. Сначала по пузо зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся, Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился — да вдруг как выскочит. Кашляет, чихает, фыркает. Видно, он дышать в воде вздумал. Вода и попала ему в нос да в рот.
Не достал камешка.
Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Шлёпнулся мяч в воду, покрутился, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на полу, не тонет.
Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал вводу. Бежит, повизгивает. Сначала по пузо залез, потом по шею. А мордочку теперь уж вверх задирает, чтобы вода в нос не попала.
Шёл, шёл, да так и поплыл. Доплыл до мячика. Цап его в зубы и обратно к нам.
Вот так Томка и научился плавать.
Гагарин.
Юрий Алексеевич Гагарин — простой советский лётчик. Он первый из людей побывал в космосе. Космос очень высоко над нами. Там нет ни облаков, ни воздуха. В космосе только Солнце, Луна и звёзды.
Гагарин полетел в космос в корабле-спутнике. Трудно сделать такой корабль. Трудно запустить его в космос. Ещё труднее лететь на нём.
Гагарин совершил великий подвиг. Он пролетел в корабле-спутнике вокруг Земли. Он точно посадил корабль на Землю.
Задание Родины выполнено!
Мы гордимся тем, что первый лётчик-осмонавт—это советский человек.
Вездеход "Великан".
Васин папа работает на большом заводе. Там строят машины. Каждый рабочий на заводе делает свою работу. Васин папа собирает моторы. Мотор для машины — самое главное: без мотора машина не поедет.
На заводе строят разные машины: грузовики, самосвалы и сильные вездеходы.
Вездеходы — это такие машины, которые могут проехать везде, даже там, где нет никакой дороги. На заводе построили вездеход "Великан". Его отправляют в Антарктику. Это очень далеко. Там только снег, лёд и мороз.
Провожать вездеход собралось много народу.
Когда „Великан" выехал из заводских ворот, громко заиграла музыка, и все закричали: "Ура!".
На заводе скоро ещё вездеход построят и новые машины придумают.
Букварь составлен коллективом научных сотрудников АПН и учителей Москвы и Ленинграда под редакцией действительного члена АПН И. Ф. Свадковского.
Состав авторов:
С. Я. Редозубов, А. В. Байдина-Янковская, Н. А. Костич, А. В. Кеменова, А. А. Кузьмина, И. В. Архангельская, Е. Г. Карлсен,В. К. Ягодовская, О. Н. Моложавая, С. М. Худак, И. А. Митина, И. Ф. Вальков, М. Е. Адрианова, А. Е. Адрианова, М. И. Ромадина, М. А. Комарова.
Консультант доктор педагогических наук, профессор психологии Т. Г. Егоров.
Обложка художника Н. Гембицкой.
Рисунки художников:
Н. Гембицкой, А. Кондратьева, В. Трофимова.
|