На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Черчение. Учебник для 7-9 классов. Ботвинников и др. — 1975 г.

Александр Давыдович Ботвинников
Виктор Никонович Виноградов
Игорь Самуилович Вышнепольский
Станислав Иосифович Дембинский

Черчение

Учебник для 7-9 классов

*** 1975 ***


DjVu


Прислал Дмитрий Иванов.
_______________

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение
     
      § 1. Роль черчения в жизни человека 3
      § 2. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности 8
      § 3. Основные правила оформления чертежей 13
      Стандарты на чертежи
      Формат, рамка и основная надпись чертежа 14
      Линии чертежа и их обводка 16
      Шрифт для надписей на чертежах 19
      Как наносят размеры на чертеже 22
      Применение масштаба в черчении 23
     
      Глава 1. Способы проецирования
     
      § 4. Метод проекций. Виды проецирования 26
      § 5. Проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций 29
     
      Глава 2. Чертежи в прямоугольных проекциях
     
      § 6. Прямоугольные проекции как основной способ изображений в технике. Расположение видов на чертеже 38
      § 7. Приемы построения чертежей (в прямоугольных проекциях) 42
     
      Глава 3. Наглядные изображения
     
      § 8. Получение наглядных изображений 53
      § 9. Построение аксонометрических проекций 54
      § 10. Изображение окружностей в аксонометрии 59
      § 11. Технический рисунок 63
     
      Глава 4. Анализ чертежа
     
      Приемы выполнения и чтения чертежей
      § 12. Как анализировать по чертежу форму предмета и графический состав изображений. 65
      § 13. Чертежи и наглядные изображения геометрических тел
      § 14. Анализ формы предмета по чертежу 83
      Расчленение предмета на геометрические тела
      Изображение точек, лежащих на поверхности предмета 86
      Вырезы на геометрических телах 90
      Что нужно знать о нанесении размеров 94
      § 15. Геометрические построения, необходимые при выполнении простейших чертежей 96
      Деление окружности на равные части
      Сопряжения 98
      Применение геометрических построений на практике 100
      § 16. Чтение чертежей технических деталей 102
     
      Глава 5. Эскизы и чертежи деталей
      § 17. Общие сведения об эскизах 105
     
      Глава 6. Сечения
      § 18. Что нужно знать, прежде чем изучать сечения 111
      § 19. Общие сведения о сечениях 115
     
      Глава 7. Разрезы
     
      § 20. Общие сведения о разрезах 124
      § 21. Простые разрезы 128
      § 22. Соединение на чертеже части вида и части разреза 133
      § 23. Особые случаи разрезов. 137
      § 24. Сложные разрезы 146
     
      Глава 8. Рабочие чертежи деталей
     
      § 25. Геометрические построения на рабочих чертежах 162
      Линии взаимного пересечения поверхностей и их изображение
      Сопряжения 165
      § 26. Изображение и обозначение резьбы на чертежах. 170
      § 27. Определение необходимого
      количества изображений 174
      § 28. Уклон и конусность. Их обозначение на чертеже. 180
     
      Глава 9. Изображение соединений деталей
     
      § 29. Общие сведения о разъемных и неразъемных соединениях 189
      § 30. Шпоночные и штифтовые соединения 194
      Шпоночные соединения —
      Штифтовые соединения 200
      § 31. Упрощенные изображения резьбовых изделий и их соединений 202
      § 32. Сварные и заклепочные соединения 212
      Сварные соединения —
      Заклепочные соединения 217
     
      Глава 10. Сборочные чертежи
     
      § 33. Общие сведения о сборочных чертежах 219
      § 34. Как читать сборочные чертежи 229
      § 35. Изображение зубчатых передач и пружин 237
      Изображение зубчатых передач 237
      Изображение пружин 240 § 36. Деталирование сборочного чертежа 243
     
      Глава 11. Строительные и топографические чертежи
     
      § 37. Особенности строительных чертежей 255
      § 38. Особенности топографических чертежей 261
      Масштаб топографических чертежей (карт)
      Изображения на топографических чертежах 263
      § 39. Основные условные графические обозначения на строительных и топографических чертежах 264
      § 40. Чтение строительных и топографических чертежей 268 § 41. Некоторые условные обозначения для схем коммуникаций 274
     
      Глава 12. Схемы
     
      § 42. Особенности схем 280 § 43. Основные условные обозначения для схем 282
      Обозначения для кинематических схем
      Обозначения для электрических схем 287
      § 44. Чтение схем 290
      Чтение кинематических схем
      Чтение электрических схем 293
      § 45. Выполнение кинематических схем 294
      Приложения 297



Введение, главы 1, 2, 5 написаны В. Н. Виноградовым, главы 3, 4 — И. С. Вышнепольским, главы 6 — 8 — С. Я. Дембинским, главы 9 — 12 — А. Д. Ботвинниковым и Я. С. Вышнепольским.

Фрагмент (§ 1):

      Введение
      § 1. Роль черчения в жизни человека
     
      Что изучает черчение. Черчение — это учебная дисциплина, которая изучает правила выполнения и чтения чертежей.
      Любой предмет, находящийся перед нами, можно нарисовать, сфотографировать, описать словами. Но его можно и начертить, или, говорят, построить чертеж.
      Чертеж содержит изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. По чертежу мы можем судить об устройстве предмета, о его размерах, о форме предмета в целом и его частей.
      На рис. 1 показан чертеж речного судна. Как видите, чертеж состоит из нескольких связанных между собой изображений. На чертеже судна таких изображений три. На каждом из них предмет показан видимым с какой-либо одной стороны.
      Рис. 2. Наглядное изображение головки паяльника
      Изучив черчение, вы научитесь выполнять и понимать различные чертежи, узнаете правила оформления чертежей, научитесь работать чертежными инструментами и строить изображения от руки. Знания, полученные на уроках черчения, потребуются вам при изучении других школьных предметов. Они понадобятся вам в будущем, когда вы будете работать на заводах, стройках, в колхозах и совхозах.
      Чертеж и другие изображения.
      Людям приходится пользоваться не только чертежами, но и другими изображениями. Такими изображениями могут быть рисунки, географические карты, планы, схемы и т. п., с которыми вы уже встречались.
      Например, в школьных мастерских при изготовлении различных предметов вы встречались с их наглядными изображениями (рис. 2). На наглядном изображении, как и на рисунке, предмет показывают одновременно видимым с нескольких сторон. При этом в отличие от рисунка линии, параллельные на предмете в натуре, остаются параллельными между собой и на изображении. Если такое изображение дополнить размерами, то по нему можно изготовить несложный предмет. На рис. 2 дано наглядное изображение головки паяльника, который изготовляют ребята в мастерских школы.
      Наглядные изображения, выполненные от руки, на глаз, без точного соблюдения размеров предмета, называются техническими рисунками.
      В практике используют и чертежи, построенные от руки с приблизительным сохранением размеров предмета. Такие чертежи называются эскизами.
      Для сборки предмета из готовых деталей применяют сборочные чертежи. На сборочном чертеже детали изображают в соединении. Каждую деталь, входящую в предмет, на таком чертеже нумеруют. В отдельной таблице указывают наименование всех деталей.
      На рис. 3 приведен сборочный чертеж выпиловочного столика с планкой-хвостовиком. Столик предназначен для работы лобзиком в мастерских школы. Во время выпиливания хвостовик столика укрепляют в зажиме верстака. Цифрой 1 на чертеже обозначена деталь — основание, цифрой 2 — хвостовик, цифрой 3 — шурупы.
      На уроках трудового обучения и на занятиях в школьных мастерских вы встречались еще с одним изображением — разверткой предмета. На рис. 4 справа вы видите развертку папки для хранения чертежей. По этой развертке и рисунку слева вы можете сделать папку для своих чертежей.
      Изображения Земли и участков земной поверхности вы можете увидеть на географических картах и топографических чертежах. С ними вы уже знакомились на уроках природоведения и географии.
      Рис. 3. Сборочный чертеж выпиловочного столика
      На уроках физики вы будете часто пользоваться еще одним изображением — схемой. Схема упрощенно и условно передает принцип работы изделия. Чтобы ее прочитать, необходимо знать, как тот или иной предмет изображается на схеме. В черчении вы познакомитесь с ней в конце курса.
      В школе вы встретитесь и с другими видами изображений, например: графиками, диаграммами и т. п.
      Чертеж, наглядное изображение, развертка, географическая карта, план, эскиз, схема и т. п. — примеры графических изображений. Графическими называются все изображения, которые выполнены карандашом, чернилами, тушью или краской с помощью линий, штрихов и точек. К графическим изображениям относится и рисунок.
      Те изображения, которые используются в технике для изготовления машин и их частей или для других производственных целей, называют техническими или инженерными. К ним относят чертежи, эскизы, технические рисунки, схемы и др. Рисунки относятся к художественной графике.
      Черчение и техника. В школе, дома и на улице человека окружают различные приборы и машины. Советская страна — это страна высокоразвитой техники. Каждый день на наших заводах и фабриках изготовляют многочисленные станки, электровозы, самолеты, бытовые машины, например холодильники и пылесосы, и многое другое. Создать и изготовить эти машины нельзя без чертежей. Чертежи передают замысел инженера рабочему. По чертежам изготовляют отдельные детали машин, по чертежам собирают из готовых деталей сложные устройства. Поэтому чертеж называют «языком техники».
      Чтобы овладеть техникой, чтобы стать квалифицированным рабочим, сельским механизатором или инженером, надо уметь создавать, т. е. выполнять, чертежи и уметь понимать, или, как говорят в черчении, читать их. Читая чертеж, рабочий представляет то, что задумано конструктором. Чертежи пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности поймет чертеж, изучит по чертежу устройство самой сложной машины, если он умеет читать их. Черчение должен знать не только инженер, но и каждый рабочий. Из истории развития чертежа. Современный чертеж прошел долгий путь развития. Появление чертежей было связано со строительством укреплений, храмов, городов. Сначала чертежи делали на земле на том месте, где необходимо было вести постройку. Затем их стали выполнять на камне, граните и глиняных плитах.
      Древнейшие, дошедшие до нас русские чертежи относятся к XVI веку. Однако пользоваться ими стали на Руси значительно раньше.
      Рис. 5. Чертеж мельницы на реке Семь (XVII в.)
      Вначале изображения выполняли от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно было лишь приближенно. На рис. 5 вы видите чертеж мельницы на реке Семь (XVII в.). Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.
      Постепенно чертежи становились более совершенными. На рис. 6 показан чертеж моста (как мы видели бы его сверху) и сторожевой башни (как мы видели бы ее спереди), относящийся к XVII веку. Он более точно передает очертания изображаемых сооружений и выполнен уже с помощью чертежных инструментов.
      Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени, некоторые из них выполнены Петром I.
      Чертежами пользовались многие выдающиеся русские изобретатели и инженеры. Чертежи первой паровой машины (И. И. Ползунов, XVIII в.), моста через реку Неву (И. П. Кулибин, XVIII в.), чертежи первого русского паровоза (Черепановы, XIX в.) выполнены с большим мастерством и глубоким пониманием правил построения и оформления чертежей.
      Рис. 6. Чертеж моста и сторожевой башни (XVII в.)
      Русские ученые внесли большой вклад в развитие инженерной графики.
      Черчение нужно знать каждому.
      Чертежи являются постоянным спутником человека любой профессии. Они нужны не только в технике. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, электростанции, шахты, прокладывают шоссейные и железные дороги. Такие чертежи называют инженерно-строительными.
      По чертежам изготовляют обувь, шьют одежду, делают мебель, планируют и озеленяют города и сельские поселки. Чертежи необходимы врачу при изучении сложной медицинской техники. Чертежами пользуются летчики и мореплаватели, прокладывая курс корабля.
      Чертеж нужен школьнику при изучении физики, математики, географии. Поэтому, чтобы стать грамотным человеком, чтобы приносить пользу Родине своим трудом, необходимо настойчиво изучать черчение.


      Ответьте на вопросы
      1. Что изучает черчение?
      2. Какое изображение называется чертежом?
      3. Какие еще виды графических изображений вы знаете?
      4. Почему чертеж называют «языком техники» ?
      5. Для чего человеку надо знать черчение?
     
      КОНЕЦ § 1.

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru