Учебник прислал Василий Дёмин. _____________________
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практическая цель преподавания иностранных языков в старших классах определена программой и заключается в том, чтобы совершенствовать и развивать умения и навыки устной речи, заложенные в восьмилетней школе, и научить учащихся читать с полным пониманием несложные тексты из научно-популярной, общественно-политической и художественной литературы.
В соответствии с этим в учебнике для X класса имеются параграфы двух типов: для обучения чтению и для развития умений и навыков устной речи. Обучать чтению и устной речи на одном и том же материале представляется нецелесообразным, так как ряд грамматических конструкций, предназначенных для изучения в старших классах (Perfekt Passiv, модальные глаголы с Infinitiv Passiv, глаголы sein или haben с zu + Infinitiv), свойствен главным образом книжно-письменному стилю языка — другие же (например, глагол lassen, местоименные наречия, инфинитивные обороты) характерны для устной речи. В соответствии с особенностями употребления грамматические конструкции и распределены в параграфах.
Основному курсу учебника, состоящему из 31 параграфа, предпосылается раздел "Повторение". Он включает в себя три темы, вокруг которых объединены упражнения речевого характера. Большинство из них должно быть выполнено в классе устно. Повторение рассчитано на 5—6 часов.
Параграфы для обучения чтению состоят из двух или трех разделов. Первый из трех разделов посвящается изучению грамматического материала. Эта часть включает в себя ряд упражнений, построенных с учетом принципа последовательности. Одно из первых упражнений призвано создать определенную направленность мысли учащегося, подвести его с помощью повторения известных фактов к восприятию новых. Во втором разделе содержится подробная разработка новой лексики и упражнения для ее закрепления. Каждое новое слово дается с указанием наиболее употребительных сочетаний, затем приводится пример, иллюстрирующий употребление нового слова или словосочетания в речи. В данном разделе не имеется указаний относительно
способов семантизации новой лексики. Выбор способа семантизации, который зависит в первую очередь от характера слова, предоставляется учителю.
Тексты учащиеся должны читать дома. В них не содержится дополнительных незнакомых слов, и в большинстве своем они невелики по объему. Делить тексты на части авторы не рекомендуют. Учащиеся старших классов должны читать много и регулярно. Занимаясь под руководством учителя два раза в неделю, они могут утратить приобретенные с большим трудом умения и навыки, если не будут приучены к систематической работе с учебником, к выполнению посильных для них и разнообразных заданий.
После текста даются одноязычные упражнения, с помощью которых учитель сможет осуществлять контроль прочитанного. В большинстве параграфов для чтения предусмотрен, кроме того, специальный материал для обучения учащихся переводу с немецко-русским словарем. Словарь ни в коем случае не должен подменяться списком слов (Wörterverzeichnis), данным в конце книги.
Параграфы для обучения устной речи имеют одинаковую структуру и строятся в основном на речевых образцах V—IX классов. В этих параграфах содержится большое количество картинок, диалогов, небольших текстов для обучения пониманию на слух. Учителю рекомендуется записывать некоторые упражнения на магнитофон и использовать затем в классе или (при наличии магнитофонного кабинета) для самостоятельной работы после урока, в кружке и т. д. И л люстр ати вный материал данного раздела следует широко использовать для бесед, инсценировок, диалогов и рассказов.
Учитывая наличие двух вариантов учебного плана (вар. № 1 и вар. № 2), авторы сочли целесообразным дать материал в несколько большем объеме, чем это имело место в учебнике для IX класса. При сетке часов, предусматривающей два урока в неделю, т. е. 78 часов в год, учитель может ограничиться изучением параграфов 1—26, а затем перейти к повторению.
Авторы
INHALTSVERZEICHNIS
Предисловие
Wiederholung
1. Thema. Wieder in der Schule
2. Thema. Unser Schulgebäude
3. Thema. Sommer im Kolchos
Grundkursus
Lektion 1. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Wortbildung und
Pluralbildung der Substantive
Unser Deutschzirkel
Lektion 2. Wir sprechen zum Thema "Unsere Schulwandzeitung"
Lektion 3. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Deklination der
Substantive und Adjektive. Präpositionen
Den Rhein entlang
Lektion 4. (Lesetext) Den Rhein entlang (Fortsetzung)
Lektion 5. Wir sprechen zum Thema "Deutsche Sagen"
Lektion 6. (Lesetext mit Übungen)
Mein Kamerad (Nach E. M. Remarque)
Lektion 7. Wir sprechen zum Thema "Im Lesesaal unserer Schule" Lektion 8. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Zeitformen der Verben
Karl wird Seemann
Lektion 9. (Text zum Übersetzen mit Hilfe des Wörterbuchs) Ein FDJler erzählt
Lektion 10. Wir sprechen zum Thema "Mein Arbeitstag"
Lektion 11. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Präsens und Imperfekt Passiv. Neues Material: Perfekt Passiv
Robert Koch — Bekämpfer des Todes
Lektion 12. Wir sprechen zum Thema "Beim Arzt"
Lektion 13. (Lesetext und Gedicht)
Franz Schubert und seine Lieder 69
Der Lindenbaum 72
Lektion 14. Wir sprechen zum Thema "Sport" 73
Lesestücke für das erste Halbjahr 76
Wörterverzeichnis für das erste Halbjahr 82
Lektion 15. (Lesetext mit Übungen) 84
Der Weg in den Kosmos 87
Lektion 16. (Lesetext) 88
Der Weg in den Kosmos (Fortsetzung) 89
Lektion 17. Wir sprechen zum Thema "Unsere Kosmonauten" 91
Lektion 18. (Text zum Übersetzen mit Hilfe des Wörterbuchs) 93
Lenin spricht zur Weltjugend (Nach F. Fürnberg) 93
Lektion 19. Wir sprechen zum Thema "Meine Wohnung" 95
Lektion 20. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Modalverben. Neues
Material: Bildung des Infinitiv Passiv und sein Gebrauch mit den Modalverben 98
Der rote General (Nach Willi Bredel) 103
Lektion 21. (Gedicht mit Übungen) 106
Einheitsfrontlied (Bertolt Brecht) 106
Lektion 22. Wir sprechen zum Thema "Mein Zimmer" 108
Lektion 23. (Lesetext mit Übungen) 110
So begann der Arbeitstag (Nach Hans Fallada) 114
Lektion 24. Wir sprechen zum Thema "Im Warenhaus" 116
Lektion 25. (Übungen und Text zum Übersetzen mit Hilfe des Wörterbuchs) Wiederholung: Infinitiv Passiv mit den Modalverben. Neues
Material: haben und sein mit zu+Infinitiv 121
Rundfunk und Kilohertz 123
Lektion 26. Wir sprechen zum Thema "Unsere Rundfunkanlage" 124
Lektion 27. (Lesetext mit Übungen) Wiederholung: Das Satzgefüge 127
Die Sache mit dem Schuh (Nach W. D. Brennecke) 131
Lektion 28. Wir sprechen zum Thema "Ein Theaterbesuch" 134
Lektion 29. (Lesetext mit Übungen) 136
Der erste Bühnenerfolg (Aus Schillers Jugend) 138
Lektion 30. (Gedichte mit Übungen) 140
Jägerliedchen (Friedrich Schiller) 141
Das Mädchen aus der Fremde (Friedrich Schiller) 142
Lektion 31. Wir sprechen zum Thema "Friedrich Schiller und sein Schaffen" 143
Lesestücke für das zweite Halbjahr 145
Wörterverzeichnis für das zweite Halbjahr 162
Wiederholung
Übungen für das erste Halbjahr 164
Übungen für das zweite Halbjahr 169
Грамматические пояснения к отдельным параграфам учебника 174
Grundformen der Verben 177
Rektion 181
Deutsch-russisches alphabetisches Wörterverzeichnis 184
|