ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
СОДЕРЖАНИЕ
Правильная осанка — залог красивой фигуры
Надо уметь ухаживать за кожей
Чтобы были красивыми волосы
Береги глаз, как алмаз
Делу — время, потехе — час
Правильное питание — залог здоровья и красоты
Твоя гигиена
Заключение
Здравствуй, дружок!
Вот тебе уже двенадцать, а может быть, и четырнадцать лет. Ты уже подросток. Это значит, что у тебя начался новый период в жизни, связанный с глубокими изменениями в организме.
Ты, наверное, и сама заметила в себе перемену. Обратила внимание на то, что другим стал твой характер. Почему-то иногда бывает плохое настроение, хочется плакать, а вчера ты резко ответила бабушке и тебе стало стыдно за свой поступок. В последние годы ты очень выросла и стала немного нескладной. Длинными стали руки и их некуда девать. Очень быстро
выросли ноги. А у некоторых твоих подруг стал некрасивым нос и появились прыщики на лице.
От быстрых перемен, происшедших в твоем организме, ты подчас не узнаешь себя. Стала часто смотреться в зеркало, появилось желание изменить прическу, тебе стали нравиться нарядные платья и очень хочется поскорее стать взрослой и красивой. И, наверное, ты не раз задумывалась о своей внешности, сравнивая себя с другими девочками.
Что же произошло с тобой? С чем связаны эти перемены в характере, внешности, интересах?
Ты, по-видимому, слышала от взрослых такое выражение — «переходный возраст». Это такой период жизни, когда действительно происходит переход от детства к юности. И у тебя сейчас наступил этот период, связанный с изменением деятельности желез внутренней секреции, называемыми так потому, что вещества, вырабатываемые ими, поступают внутрь организма, в кровь.
К железам внутренней секреции относятся и половые железы, определяющие пол человека (женский или мужской). Эти железы начинают функционировать, выделять гормоны лишь в период полового созревания. Появлением в организме этих гормонов и определяются возрастные периоды жизни (детство, подростковый, юношеский период и т. д.). В подростковом периоде начинается усиленный рост костей, особенно рук и ног, увеличивается мышечная сила.
Однако не все органы совершают одинаковый скачок в росте и развитии. Развитие сердца и сосудов отстает от увеличения общей массы тела, а нарастание мышечной силы не всегда сочетается с повышением ее выносливости. Пройдет еще года два—три, пока наступит гармония в деятельности организма, станут совершенными пропорции твоего тела, каждая из вас станет по-своему красива.
Истинная красота — это не только красивая внешность, но и нравственная чистота, одухотворенность в сочетании с чистоплотностью и опрятностью, хорошей осанкой, пластичностью и мягкостью движений, умением владеть своим телом.
Красивым выглядит человек, если у него здоровая кожа, блестящие и аккуратно причесанные волосы, белоснежные зубы, подтянутая фигура и легкая походка.
ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА — ЗАЛОГ КРАСИВОЙ ФИГУРЫ
Привлекательность придает гармонически развитому телу девушки те правильные женственные линии, которые называют красивыми. Если человек здоров, у него хороший цвет лица, блестящие волосы, чистая кожа, бодрое настроение и он с удовольствием учится, работает, отдыхает. Украшает человека и хорошая фигура. Ты, наверное, не раз обращала внимание на людей, идущих по улице. Невольно взгляд останавливается на красивой, стройной фигуре. А ею чаще всего обладают военные и люди, занимающиеся спортом. Красота фигуры зависит от правильной осанки — правильной, здоровой и красивой постановки тела.
Что же это такое — осанка? И что нужно делать, чтобы выработать правильную осанку?
Осанка — это положение человека стоя или сидя. Осанка может быть правильной и неправильной, и какой она станет, будет зависеть от тебя самой.
При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперед грудь, живот подтянут.
Для того чтобы тебе легче было понять, что такое правильная осанка, встань спиной к стене (у которой нет плинтуса) или к двери так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Попробуй встать так и ты увидишь, какой стройной станет твоя фигура. Ты скажешь, что трудно так долго держаться! Да, сначала трудно. Но если ты будешь помнить об этом постоянно и будешь вырабатывать осанку, такое положение тела станет для тебя привычным. А для этого советую тебе ежедневно первые 6—7 дней становиться у стены (или двери) и стоять в этом положении 5—7 мин, чтобы запомнить и привыкнуть к этому положению тела.
Для того чтобы тело было легче держать прямо, необходимо развить достаточно крепкий «мышечный корсет». А это достигается путем равномерного укрепления всех мышц туловища. Для этого тебе нужно делать гимнастику, заниматься спортом, правильно сидеть. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая недаром называется «зарядкой», потому что прогоняет остатки сна и заряжает организм бодростью на весь день. Гимнастику всегда следует проводить в хорошо проветренной комнате или еще лучше — на свежем воздухе. Каждое утро по радио передают зарядку для детей, которая длится 10 мин. Очень советую тебе пользоваться этим комплексом упражнений. Но если это тебе не удобно по времени, рекомендую тебе следующий комплекс упражнений1.
1 Из книги «Родителям о здоровье школьника» под редакцией действительного члена АМН СССР проф. Г. Н. Сперанского.
Длительность гимнастики должна быть не более 10—12 мин, в течение которых следует провести 10—12 упражнений. Все упражнения делают на четыре I счета.
После вступительной ходьбы переходи к выполнению упражнений. Исходное положение — стоять прямо. Ноги слегка расставить.
Первое упражнение — потягивание. Повторяется 6—8 раз не торопясь. Ноги слегка расставить и на счет «раз — два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться — вдох. На счет «три — четыре» опуститься на всю стопу, опустить руки — выдох.
Второе упражнение — круговые движения руками. Поднять руки вперед — вверх, выпрямляя спину и поднимаясь на носках, — вдох. Опустить руки в стороны — вниз — выдох. Опуская руки, отводить плечи назад и сводить лопатки. Повторить 4—8 раз.
Третье упражнение — отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу. Прогибая спину, сводить лопатки. Повторить упражнение 4—8 раз.
Четвертое упражнение — повороты в стороны. Исходное положение — ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево — вдох; вернуться в исходное положение — выдох. Проделать то же упражнение с поворотом туловища в другую сторону.
Спину и голову держать прямо, сгибая руки, отводить плечи назад, сводя лопатки, ступни не сдвигать. Повторить 4—6 раз.
Пятое упражнение — наклоны в стороны. Исходное положение — ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево — выдох; выпрямиться в исходное положение — вдох; проделать это же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги все время должны оставаться выпрямленными. Повторить упражнение 4—6 раз.
Шестое упражнение — «дровосек». Исходное положение — стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперед, опуская сцепленные руки между ногами, — выдох; выпрямиться в
исходное положение — вдох.
При наклоне ноги нужно все время держать прямыми и сильно сгибать туловище. Повторить 4—6 раз.
Седьмое упражнение — круговые движения туловищем. Исходное положение — стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Делать круговые движения туловищем, последовательно наклоняясь вправо, вперед, влево, назад. При наклоне вперед делать выдох; при наклоне назад — вдох. Все движения делать без остановок, спину держать прямо. Не торопиться. Движение повторить по 3—4 раза в каждую сторону.
Восьмое упражнение — приседание. Делать приседание, широко разводя колени в стороны. Туловище и голову держать прямо, плечи отвести назад, сближая лопатки. Повторить упражнение 3—5 раз.
Девятое упражнение — прогибание спины с подниманием ноги. Лечь на коврик на грудь, руки согнуть, ладонями упереться в пол. Голова опущена.
Поднять левую вытянутую ногу назад — вверх, отвести голову назад, прогнув спину; вернуться в исходное положение. Проделать то же упражнение, поднимая другую ногу. Дыхание свободное.
Десятое упражнение — «велосипедист». Исходное положение — лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Подняв ноги вверх, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям велосипедиста. Дышать нужно свободно. Выполнять по 5—7 движений каждой ногой.
Одиннадцатое упражнение — «ножницы». Лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Попеременно поднимать вытянутые ноги вверх. Дышать свободно. Повторить 4—6 раз каждой ногой.
Двенадцатое упражнение — поднимание туловища. Лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Сесть, опираясь руками о пол. Выпрямить спину, отвести прямые руки назад, сводя лопатки. Опуститься в исходное положение. Дыхание свободное. Ноги держать все время прямыми. Повторить упражнение 4—8 раз.
При выполнении гимнастики нужно непременно правильно дышать. Вдох следует делать при выпрямлении тела и отведении рук в стороны или вверх. При сгибании туловища или опускании рук вниз нужно девать выдох. Перед началом упражнения всегда принимают так называемое исходное положение — это такая поза, которой нужно начинать и заканчивать упражнение. Если после первых дней занятий появится боль в мышцах, не прекращай гимнастики, боль эта скоро пройдет.
Разработаны и специальные упражнения для воспитания осанки. Советую тебе использовать и их, выполняя каждое 5—7 раз:
— прогибание спины с поднятыми вверх руками;
— выпрямление сцепленных сзади рук;
— отведение палки за лопатки;
— ношение предметов на голове (можно использовать мешочек с песком массой не более 1 кг), плоский сосуд с водой.
Большинство из вас ходит в школу с тяжелым портфелем. Ни в коем случае нельзя носить его всю дорогу в одной руке. Надо чаще перекладывать его из одной руки в другую, в противном случае мышцы туловища развиваются неправильно и нарушается осанка.
Замечали ли вы, как ходит большинство из вас: голова опущена, стопа вывернута наружу, шаги широкие, а руками размахиваете так, что задеваете прохожих.
Для того чтобы походка была красивой, идти нужно средним шагом, соответственно росту, не семеня ногами, но и не широко. Шаг должен быть мелкий и пружинистый. Стопу следует ставить прямо, выпрямив ногу в колене, спину при этом держать прямо, голову поднять высоко. Красиво ходить совсем не просто, но этому нужно учиться.
О положении тела следует помнить не только при ходьбе, но и во время приготовления уроков, сидя за столом. 8-—9 ч в сутки вы проводите сидя: в школе и дома при приготовлении уроков. Проследи за собой, проконтролируй, как ты сидишь. Если ты увидишь, что спина сгорблена, левое плечо опущено, правое поднято, а голова наклонена к самому столу, то ни о какой красивой осанке не может быть и речи.
Если ты будешь так сидеть и дальше, то у тебя может развиться сутулость. Грудная клетка сузится, станет плоской, углы лопаток начнут оттопыриваться, как крылья, живот выпятится вперед, одно плечо станет ниже другого. А в дальнейшем может развиться искривление позвоночника. Это очень вредно, потому что при этом нарушается деятельность сердца и легких, а фигура становится очень некрасивой.
Приучи себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперед, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 см. А это можно определить так: поставь руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев должны касаться наружного угла глаза.
Следует помнить и о постели. Матрас не должен быть мягким, а подушка — высокой. Тем девочкам, у которых развивается нарушение осанки, следует под матрас подкладывать деревянный щит.
Не забывайте и о спорте. Занимайтесь в спортивных секциях, спортивных школах. Не говорите, что нет времени. Каждая из вас может без ущерба для занятий уделить спорту 2—3 раза в неделю по 11 /2—2 ч. Очень полезны художественная гимнастика и фигурное катание, которые способствуют формированию грациозной фигуры, хорошей осанки, воспитывают ритмичность и изящество движений. Из спортивных игр самыми полезными являются волейбол, баскетбол, малый теннис. Эти игры, особенно баскетбол, обеспечивают гармоническое развитие тела.
Занятия спортом не только не будут мешать учебе, а наоборот, придадут вам больше сил и энергии. Вы будете меньше уставать.
Воспитанию правильной осанки иногда мешают боли в ногах, утомление при ходьбе, беге. Это бывает связано с развитием плоскостопия. Плоскостопие — неправильное строение стопы, у которой слишком низкий свод. Если появились эти явления, обратись к врачу-ортопеду, который поможет выяснить причину появившихся болей. Но каждая девочка может определить и сама, есть ли у нее плоскостопие.
Для этого подошвы обеих ног нужно смазать каким-либо жирным кремом и наступить на чистый лист бумаги. На бумаге останутся отпечатки стоп. Проведи линию, соединяющую края стопы, а поперечной линией раздели стопу пополам и на ней отложи 3 равных отрезка. Если отпечаток умещается на 1/3 поперечной линии, значит, стопа имеет правильное строение. В остальных случаях имеется плоскостопие.
Но такие боли могут быть результатом характерной для твоего возраста слабости связочного аппарата, при которой тоже может появляться некоторое уплощение свода стопы, а это можно устранить с помощью специальных упражнений.
Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить босиком по неровной поверхности (гальке, камушкам, песку), плавать и выполнять следующие упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы; медленно перекатываться с носков на пятки. Очень полезны упражнения с шариком. Захватить шарик пальцами левой ноги и перекатить его за правую ногу, то же сделать правой ногой. И так чередовать. С шариками же можно делать и другое упражнение — зажать их пальцами и ходить с ними на наружных сторонах стоп.
Каждое из этих упражнений следует повторять по 4—5 раз.
Девочкам, имеющим признаки плоскостопия, нельзя носить сандалии и «чешки» — спортивные тапочки, нужно ходить в туфельках с небольшими каблучками. Многие девочки спрашивают, какие упражнения способствуют развитию икроножных мышц? Наиболее эффективными являются упражнения «полуприседания» и «ходьба на носках».
Полуприседания: встань прямо, носки врозь. Поднимись на носки, затем немного присядь (колени врозь). Снова поднимись и опустись на всю ступню. Упражнение следует повторить 20—30 раз.
Ходьба на носках: как можно выше приподнимись на цыпочках и иди, не сгибая ног в коленках. Сделай 40—50 шагов. Эти упражнения следует делать ежедневно не менее 5—6 мес.
НАДО УМЕТЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ
Кожа лица все больше привлекает ваше внимание. Многих беспокоят появившиеся прыщики, повышенная сухость или, наоборот, жирность кожи.
Что же случилось с кожей? Почему она стала не такой, как была раньше?
Русская пословица гласит: «Глаза человека — это зеркало его души». А врачи говорят, что кожа человека — это экран, отражающий состояние его органов и систем. Многие заболевания внутренних органов, нарушения в обмене веществ сопровождаются изменениями кожи. И в вашем возрасте в связи с изменением характера деятельности желез внутренней секреции меняются свойства кожи.
Кожа имеет сложное строение и состоит из нескольких слоев. Самый верхний слой кожи — тонкая «надкожица», или эпидермис, клетки которой постоянно шелушатся и отпадают. Под эпидермисом располагается «собственно кожа», состоящая из двух слоев, нижний из которых переходит в подкожную клетчатку. В коже заложены многочисленные нервные окончания, кровеносные сосуды, имеется множество сальных и потовых желез.
Функция кожи очень многообразна. Боль, давление, прикосновение, холод, тепло воспринимаются кожей благодаря расположенным в ней нервным окончаниям. Кожа поддерживает постоянную температуру тела. В ответ на действие холода сосуды суживаются и уменьшается отдача тепла; под влиянием тепла сосуды расширяются, усиливается потоотделение. При испарении пота происходит усиленная отдача тепла, вызывающая охлаждение. 80 % отдаваемого организмом тепла приходится на долю кожи. Кожное сало, выделяемое сальными железами, делает кожу эластичной, мягкой, предохраняет ее от высыхания, образования трещин.
Кожа может быть нормальной, жирной, сухой и смешанной — например, на подбородке, на носу — жирной, а на щеках — сухой.
Характер кожи лучше всего определит врач-косметолог, но если нет возможности получить консультацию у врача, сами рассмотрите свое лицо в зеркало.
Нормальная кожа умеренно жирна, на ней не видно шелушения, расширенных пор, черных точек. Сухая кожа тонкая, нередко шелушится, легко обветривается и раздражается. Жирная кожа блестит. Она пористая, в порах черные точки — угри. Если к такой коже приложить кусочек бумаги, то на ней останется сальное пятно.
Чистая неповрежденная кожа препятствует проникновению в организм болезнетворных микробов. Учеными был поставлен такой интересный опыт. На палец наносили болезнетворных микробов (стрептококков). Оказалось, что на чистой коже число их быстро уменьшалось. Если через 3 мин после нанесения их было 30 млн., то через 2 ч — только 7 тыс. Микробы брюшного тифа на чистой коже погибают через 10 мин. Вот почему вы неоднократно слышите от взрослых напоминание о необходимости мыть чаще руки. В подростковом возрасте усиливается деятельность сальных желез. При избыточном выделении сала лицо становится жирным, блестящим. Жирная кожа легко воспаляется, могут возникать гнойничковые заболевания. Вот почему в этом возрасте чаще возникают заболевания сальных желез (угри). Начинают функционировать и потовые железы, особенно в подмышечной области, о чем напоминает специфический запах пота, которого раньше ты, очевидно, не замечала.
Все эти особенности кожи, появляющиеся в период «созревания», требуют тщательного и правильного ухода за ней.
Вот несколько советов по уходу за кожей. Прежде всего необходимо еженедельно мыться горячей водой с мылом, мочалкой. Один ученый подсчитал, что с кожи здорового человека в ванне смывается до 1212 млн. различных микробов.
Лицо следует умывать не только по утрам, но непременно ежедневно перед сном для того, чтобы удалить пыль и выделение кожных желез (пот, жир), которые накопились в течение дня. На ночь при сухой коже умывайтесь без мыла, при жирной — с мылом. Девочкам, имеющим сухую кожу, умываться лучше только вечером, смазывая затем лицо ланолиновым кремом.
Если кожа жирная, нужно умываться с мылом (лучше «Детским»), оставляя на лице пену на 1—2 мин, смывая затем попеременно то горячей, то холодной водой. При очень жирной коже с крупными порами и угрями можно использовать также раствор питьевой соды или, намылив мягкую тряпочку (или мягкую губку) детским мылом, посыпать на нее мелкую поваренную соль и слегка потереть ею жирные участки. После высыхания пены смыть ее холодной водой.
При появлении гнойничков лучше временно не умываться водой, а 2 раза в день (утром и вечером) протирать лицо спиртовыми растворами (2 % салициловым спиртом, 3 % левомицетиновым спиртом) или раствором календулы (1 чайная ложка на 1/2 стакана воды). Прежде чем начать ухаживать за кожей лица, следует обратиться к врачу, так как только врач может дать исчерпывающую консультацию.
Нередко страдание у девочек вызывают веснушки, которые чаще бывают у блондинок и рыжеволосых. Зимой веснушки бледнеют, резко проявляясь в весенне-летний период года.
Веснушки не портят юного лица, а наоборот, придают ему особую миловидность. Но если уж они стали причиной огорчения, можно принять кое-какие меры.
Не очень яркие веснушки можно обесцветить, протирая утром и вечером кожу кефиром, кислым молоком, раствором лимонного сока пополам с водой, соком свежих огурцов. Если кожа жирная, можно пользоваться 1—2 % раствором перекиси водорода. Не следует пользоваться отбеливающими кремами. Под действием солнечных лучей они могут вызвать раздражение кожи и даже усиливать темный цвет веснушек.
С целью предупреждения появления веснушек в весенне-летний период года перед выходом на улицу лицо следует смазывать фотозащитными* кремами «Щит», «Луч», «Весна».
Ни в коем случае нельзя выдавливать угри и гнойнички, особенно расположенные на лице. Это ведет к тому, что угрей становится больше. Никогда не употребляй крем без рекомендации врача. Крем, который подходит для лица мамы или подружки, может быть совсем непригодным для твоей кожи и принесет только вред.
Наружные средства, применяемые на кожу, будут эффективными лишь при условии правильного питания. Девочкам, у которых жирная кожа, нужно стараться меньше есть мучной пищи (макароны, белый хлеб, сладости), ограничивать соленую и острую пищу, какао, шоколад. Есть побольше овощей, ягод (черной смородины, шиповника), в которых содержится много витамина С, а также пищи, богатой витаминами группы В (гречневой каши, овсяной, ржаного хлеба). В аптеках продаются сухие обезгоречные дрожжи, в них тоже содержится много витамина В, добавляйте их к еде. При сухой коже полезна пища, богатая витамином А, — сливочное масло, печень, яичный желток, морковь.
Нужно следить за ежедневным опорожнением кишечника. При запоре необходимо обращаться к врачу, если своими средствами справиться не удается.
Много неприятностей доставляет девочкам повышенная потливость, особенно в подмышечных впадинах. Обильный пот портит платье, придает белью неприятный запах. Избавиться от потливости трудно, постепенно с возрастом она уменьшается, но что делать теперь? Прежде всего ежедневно мыться по пояс, тщательно с мылом, промывая в подмышечных впадинах. Хорошенько насухо вытереть полотенцем, а затем припудрить жжеными квасцами (они продаются в аптеке) или освежить дезодорантом. Ни дозодоранты, ни квасцы не уменьшают потливость, однако они уничтожают запах пота. На все платья следует пришить подмышечники. Они предохраняют платье от действия пота.
Отчего бывают заусенцы? Как избавиться от них, спрашивают многие девочки. Вокруг ногтя имеется так называемое околоногтевое ложе, окруженное тонкой кожицей. При малейшей травме она надрывается, и эти надрывы — заусенцы иногда бывают очень болезненными. А главное — это входные ворота для инфекции. Нередко именно заусенцы становятся причиной воспаления ногтевого валика.
Чтобы предотвратить появление заусениц, надо правильно ухаживать за кожей рук. Тем, у кого кожа рук сухая и приходится часто мыть руки, лучше пользоваться пережиренными сортами мыла: «Детским», «Ланолиновым». Обязательно надо насухо вытереть руки. На ночь полезно втирать во влажную кожу вымытых рук какой-либо жирный крем («Атласный», «Ланолиновый», «Восторг»). Образовавшиеся заусенцы ни в коем случае нельзя срывать или скусывать зубами. Их нужно тщательно срезать, а затем смазать ссадину раствором бриллиантового зеленого.
ЧТОБЫ БЫЛИ КРАСИВЫМИ ВОЛОСЫ
Красивые, блестящие и густые волосы — самое дорогое украшение любого человека, особенно девушки. Но чтобы волосы были красивыми, нужно уметь правильно за ними ухаживать.
Блеск и эластичность волос зависят от количества сала, выделяемого сальными железами, выводные протоки которых открываются в волосяные мешочки. Сально-волосяной мешочек открывается на поверхность корня, куда выделяется сало, пропитывающее волосы и кожу головы. От количества выделяющегося сала зависит характер волос (сухие, жирные). Однако сухость и жирность волос могут меняться, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Сухость волос может усиливаться при возникновении различных заболеваний, например малокровия, при недостатке в питании витаминов. Но чаще это бывает связано с частым мытьем головы.
Волосы нормальной жирности можно мыть каждую неделю, а вот сухие не следует мыть чаще 3 раз в месяц.
Девочки, у которых сухие волосы, наверное, замечали, что от частого мытья они становятся еще более сухими, ломкими и шелушение кожи головы (перхоть) становится более обильным. Это объясняется тем, что вода и мыло еще больше высушивают кожу и волосы.
Мыть волосы следует в мыльной пене, смывая теплой водой. Намыливание головы мылом портит волосы, делает их ломкими. Для мытья сухих волос лучше употреблять «Ланолиновое», «Детское» или «Спермацетовое» мыло. Но еще лучше вместо мыла применять яичный желток, в котором содержится много витаминов. Витамины и лецитин, находящиеся в желтке, проникая в кожу, смягчают ее и способствуют росту волос. Для мытья яичный желток взбивают в теплой воде. Полученную массу тщательно втирают в кожу головы. Спустя 3—5 мин хорошо промывают волосы теплой водой, а затем прополаскивают раствором уксуса (не эссенции!) (1 столовая ложка на 1 л воды), для того чтобы полностью снять остатки желтка. Не следует мыть сухие волосы шампунем или жидким туалетным мылом, так как они готовятся на спирту и еще больше высушивают волосы. За час — два перед мытьем волосы полезно смазывать репейным или касторовым маслом, отчего они делаются гуще и быстрее растут. Ваткой, смоченной маслом, смажьте кожу волосистой части головы, слегка при этом втирая масло. Для избавления от перхоти один—два раза в месяц голову можно мыть сульсеновым мылом.
Немало огорчений доставляет девочкам чрезмерная жирность волос. Они не дают сохранить прическу пушистой, красивой. Волосы быстро салятся, обвисают сосульками. Для того чтобы избавиться от этого или во всяком случае уменьшить жирность волос, следует мыть голову не чаще одного раза в неделю и только теплой водой. Частое мытье головы и особенно горячей водой повышает выделение сала сальными железами и волосы становятся еще более жирными. Жирные волосы лучше мыть дегтярным мылом или шампунем для жирных волос. После мытья ополаскивать голову раствором ромашки, дубовой коры (заваривать по рецепту, указанному на коробке) или крепким чаем. Полезен массаж головы. Каждый вечер перед сном массажной щеткой 5—10 мин расчесывай волосы в разных направлениях.
Кажется, такая простая процедура расчесывать волосы, а ведь не все умеют делать это правильно! Нередко можно видеть, как девочки, торопясь утром в школу, вырывают пучки волос, пытаясь расчесать от корня запутавшиеся за ночь волосы. Длинные волосы следует начинать расчесывать с концов, постепенно передвигаясь к корню. От корня к концам волосы прочесывают несколько раз, чтобы их смазать салом волосяных мешочков. Густые волосы, после того как они расчесаны гребнем с широкими зубьями, желательно прочесать щеткой или частым гребнем, которые, помимо расчесывания, механически очищают волосы и способствуют равномерному распределению сала.
Очень вредно начесывать волосы, так как при этом расщепляется стержень волоса, на нем образую!ся узелки, петли, на местах которых волосы легко обламываются. Кроме того, высокие прически идут далеко не всем.
Некоторые девочки любят делать из волос «хвост». Тугое затягивание волос на макушке или затылке приводит к выпадению волос и облысению в области лба и висков. Эту прическу не следует делать ежедневно, она вредна для волос.
И в заключение этого раздела выслушай несколько советов в отношении прически.
Прежде всего волосы должны быть чистыми и аккуратно причесанными. Если волосы растрепаны, ты всегда будешь выглядеть неопрятно, как бы ни была хорошо одета.
Никогда не копируй прическу своей подружки, даже если она тебе очень понравилась, она может не подойти тебе. Очень важно найти свой стиль, что тебе идет. Иначе самая модная прическа может сделать тебя некрасивой. Круглолицым девочкам, если у них косы, никогда не нужно делать крендельки и бантики, которые делают лицо еще шире. Им нужно волосы поднять кверху, затянуть с боков, пригладить. Здесь даны прически разные для длинных и коротких волос. Выбери себе к лицу.
БЕРЕГИ ГЛАЗ, КАК АЛМАЗ
Зрение — бесценный дар природы, который следует тщательно беречь. Широта мира, красота природы, многообразие ее красок, красота художественных произведений познаются посредством зрения. И недаром народная пословица гласит: «береги глаз, как алмаз».
Бережно ли вы относитесь к своим глазам? Прислушиваетесь ли вы к советам ваших пап и мам: «Не читать лежа, не читать в темноте, не нагибаться слишком низко к книге и тетрадям». Нет, как правило, не прислушиваетесь. Вы относитесь к этим советам, как к «придиркам» своих родителей. Одни из вас любят читать лежа, другие читают в темноте, третьи так низко склонились над книгой или тетрадкой, что создается впечатление, что они «читают или пишут носом».
У таких любителей чтения при исследовании зрения обнаруживают развитие близорукости.
Что такое близорукость? Отчего она развивается? Как ее предупредить? На все эти вопросы ответы даны ниже. А сначала о том, как устроен глаз и как он работает.
Глаз представляет собой сложную оптическую систему. Выдающийся немецкий естествоиспытатель Герман Гельмгольц писал, что «из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром... природы», которому «физики пытались подражать, как непостижимому образцу оптических приборов».
Глаз представляет собой округлой формы тело, покрытое снаружи тонкой оболочкой, называемой склерой (склера по-гречески означает твердость). Впереди в склере имеется отверстие, в которое вставлена прозрачная, непрерывно омывающаяся слезой роговица, через которую видны радужная оболочка и зрачок. Цвет радужной оболочки зависит от количества красящего вещества: много красящего вещества — глаза темно-карие, меньше — синие, голубые.
Зрачок — это отверстие в радужной оболочке и по своему действию напоминает диафрагму фотоаппарата. При ярком свете диаметр его уменьшается, он сужается, при слабом свете — расширяется. Такое свойство глаза называется приспособлением (адаптацией).
Сразу же за зрачком располагается хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. С помощью маленьких мышц, прикрепляющих его к радужной оболочке, он способен менять свою форму, становясь то выпуклым, то плоским.
В зависимости от дальности нахождения рассматриваемого предмета изменяется его форма.
При рассмотрении предметов, расположенных вблизи, хрусталик становится более выпуклым; если же смотреть на далеко расположенные предметы, он становится более плоским. Эта способность глаза — отчетливо видеть как вблизи, так и вдаль — называется аккомодацией.
Но самой главной частью глаза, воспринимающей лучи, является сетчатая оболочка, расположенная на внутренней части склеры. Сетчатка состоит из множества нервных волокон двух типов: палочек и колбочек. Благодаря этим образованиям человек видит в сумерках и может различать огромное число цветовых оттенков.
Но как же все-таки человек видит? Что значит нормальное зрение? Близорукость? Дальнозоркость?
А видим мы вот как. Лучи света, отраженные от предметов и преломленные роговицей, хрусталиком и стекловидным телом, попадают на сетчатку глаза, раздражая палочки и колбочки. От этих образований возбуждение по нервным волокнам передается в задние отделы мозга, в которых располагаются центры, ведающие зрением. Так возникают зрительные образы рассматриваемых нами предметов.
Остроту зрения определяют с помощью хорошо тебе известной таблицы, на которой изображены разной величины и формы буквы (или кольца), расположенные в строчки. Если у человека нормальное зрение (острота зрения равна единице), то он отчетливо видит предпоследнюю и последнюю строчки с расстояния 5 м. В зависимости от степени близорукости острота зрения уменьшается и человек уже не может видеть мелко написанные буквы таблицы с указанного расстояния. Но почему близорукий человек не видит так же хорошо, как человек с нормальным зрением?
У близорукого глазное яблоко несколько вытянуто, отчего преломляющая способность его глаза больше и лучи пересекаются, еще не достигнув сетчатки. На сетчатке при этом не получается отчетливого изображения предметов, расположенных вдали. В то же время, если степень близорукости невелика, человек может хорошо писать и читать на близком расстоянии, так как лучи света, идущие от близко расположенных предметов, пересекаются на сетчатке.
На схеме изображено пересечение лучей при: а) нормальном зрении; б) близорукости; в) дальнозоркости.
Близорукость — наиболее частая форма нарушения зрения у ребят. В подростковом возрасте почти каждый 10—12-й близорукий.
Устранить эти оптические недостатки глаза нельзя, а улучшить зрение можно, подобрав соответствующие очки, но это может делать только врач. Если тебе назначили очки, не нужно стесняться носить их. Многих они несомненно украшают. Просто надо умело и со вкусом подобрать оправу.
Некоторые ребята считают, что очки носить незачем, раз уже развилась близорукость. Это совершенно неправильно, потому что, если не носить очки, близорукость может увеличиваться. А высокая степень близорукости уже является препятствием к приобретению различных профессий, требующих зрительного напряжения.
Но может быть, ты прекрасно видишь и незачем говорить тебе об этом? Тогда постарайся предупредить возможное появление близорукости.
Врачи давно обратили внимание на то, что близорукостью страдают люди, чья работа связана с напряжением зрения при рассмотрении мелких предметов и низким наклоном головы. При этом наступает перенапряжение глазных мышц, а низко склоненная голова способствует усиленному притоку крови к глазам. Все это и приводит к удлинению глазного яблока. Отсюда первый вывод — не склоняй низко голову, «не пиши носом». Расстояние от книги до глаз должно быть не менее 35—40 см. Периодически нужно во время выполнения уроков или чтения литературы давать глазам отдых. Делать перерыв на 20—25 мин через 1,5—2 ч занятий.
Резко повышается и быстро наступает утомление глаз при недостаточном освещении. Известно, что наиболее благоприятным освещением является свет от настольной лампы мощностью в 60—75 ватт. Второй вывод — не занимайся в темноте.
Нередко можно видеть ребят, читающих книги в автобусе или троллейбусе. Это тоже не годится.
Для того чтобы хорошо рассмотреть буквы, глаз должен приспособиться с помощью изменения напряжения глазных мышц и формы хрусталика. Во время движения транспорта за счет тряски книга то приближается к глазам, то удаляется от них. И на мышцы и хрусталик ложится непосильная нагрузка — наступает быстрое утомление глаз. Отсюда вывод — нельзя читать в транспорте.
Ты, наверное, очень любишь смотреть телевизионные передачи. И это не удивительно. Сколько интересного и полезного можно узнать из них! Но нередко при неразумном отношении они могут принести вред. Нельзя смотреть передачи ежедневно и несколько передач подряд. Во время занятий в школе и дома ты очень утомляешь глаза, поэтому среди недели передачи вовсе смотреть не стоит. Перенеси их просмотр на субботу и воскресенье. Но и в эти дни не следует смотреть более 2 ч. При этом изображение на экране должно быть четким. А расстояние от экрана до глаз не должно быть меньше 2,5—3 м.
Для того чтобы сохранить хорошее зрение, очень важно умело сочетать зрительную работу с активным отдыхом, заниматься гимнастикой, спортом, гулять и правильно питаться. Гуляя, чаще смотри на зеленые кроны деревьев, зеленую траву — зеленый цвет полезен для глаз.
ДЕЛУ — ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ — ЧАС
Для того чтобы твоя жизнь была интересной и ты смогла бы много узнать и многому научиться, нужно уметь правильно распределять время, выработать для себя правильный, рациональный режим дня, который важен для здоровья. Ведь ты учишься в школе и, придя домой, тебе нужно успеть выучить уроки, погулять и почитать, помочь маме по дому. Все это ты должна успевать делать не от случая к случаю, а ежедневно. У каждой из вас должны быть свои обязанности по дому. И как же сделать так, чтобы все успеть! Ты знаешь об этом. Вам об этом говорили в школе еще в первом классе — необходимо разработать для себя четкий режим дня. Интересно замечено: если у школьника много обязанностей (например, учеба в средней, музыкальной школе, занятия в спортивной секции), он все успевает, и даже больше чем ребята, не имеющие этой дополнительной нагрузки. А почему это так получается? Да потому, что при этом невольно приходится строго распределять свое время. В продумывании и составлении режима дня следует предусмотреть время на приготовление уроков, на прогулки, на помощь по дому, на отдых и сон. Для этого ты должна знать, а сколько же времени в твоем возрасте следует спать, отдыхать, бывать на воздухе?
Я хочу порекомендовать тебе хорошо организовать свой день. Придя из школы, всегда следует отдохнуть не менее 2—11 /2 ч, даже если уроков задайо много. Это следует сделать для того, чтобы продуктивнее и быстрее были выполнены намеченные тобой занятия. В течение этого времени ты должна поесть и погулять или выполнить домашние обязанности. Но лучше все-таки это время провести на воздухе, так как при этом ты лучше отдохнешь. За приготовление уроков садись не позднее 16 ч. Не следует откладывать их на более позднее время, поскольку во вторую половину дня работоспособность понижается.
Для подростков, занимающихся во вторую смену, режим будет иным. Однако, несмотря на то что в школу надо идти к 14 ч 30 мин, вы должны вставать в 7 ч. Не пользуйтесь тем, что не надо торопиться утром в школу, и не залеживайтесь в постели до 10 ч. Иначе, действительно, ничего не будете успевать делать. Многие ребята, занимающиеся во вторую смену, оправдывают свой уход из спортивных секций и инертное отношение к спорту нехваткой времени. При правильном распределении времени и эти ребята могут заниматься в спортивных секциях, спортивных школах, потому что занятия в них проводятся как в вечерние, так и в утренние часы. В зависимости от школьного расписания строй и свои спортивные занятия. Встав в 7 ч, сделай зарядку, прими душ и, позавтракав, в 8 ч 30 мин садись за уроки. В 11 ч 30 мин — 12 ч уроки сделаны (занимайся непременно с перерывами — через каждые 45 мин — перерыв на 5—10 мин), перед школой погуляй, выполни поручения мамы и, пообедав, иди в школу.
Занятия во второй смене заканчиваются в 18—19 ч. До сна еще целых 3 ч. Сколько еще можно успеть — погулять, заняться любимым делом, почитать. В течение недели свое время следует распределить так, чтобы в воскресенье был полный отдых.
Уроки нужно делать в одно и то же время. Исследователями установлено, что у большинства школьников в начале выполнения уроков усвоение прочитанного материала снижено и для того, чтобы «вработаться», нужно определенное время. Это время «врабатываемости» будет короче у тех ребят, которые привыкли садиться за уроки в одно и то же время. Желательно всегда заниматься в одной и той же обстановке, за одним и тем же столом. Известно, что одни и те же условия, обстановка также способствуют более быстрой «врабатываемости». Это особенно следует помнить в период подготовки к экзаменам.
На столе не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание опт зааптай. Очень важно, чтобы во время занятий было хорошее освещение. Это не только важно для сохранения зрения, но и способствует повышению работоспособности, уменьшает утомление. Лучше, конечно, заниматься при дневном свете.
При искусственном освещении следует пользоваться матовыми электрическими лампочками, которые защищают глаза от блеска. Хорошо должны быть освещены не только рабочее место, но и вся комната.
Замечено, что вначале лучше готовить письменные уроки, а затем устные. И начинать всегда нужно с приготовления более трудных заданий. Следует заниматься в тишине. Шум утомляет, истощает нервную систему и снижает работоспособность.
При выполнении уроков надо делать перерывы. Те ребята, которые их не делают, только удлиняют время домашних занятий, так как в конце приготовления уроков восприятие снижается и приходится по нескольку раз перечитывать одно и то же, а при выполнении письменной работы — переписывать задания из-за большого числа ошибок. Поэтому, как и в школе, следует обязательно заниматься не более 45—50 мин, после чего делать 10-минутный перерыв. Полезно во время этих перерывов проветрить комнату и сделать несколько упражнений из комплекса утренней гимнастики.
Крупнейшим русским физиологом И. М. Сеченовым было установлено, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых — смена одного вида деятельности другим. При умственной деятельности в определенной группе нервных клеток коры головного мозга происходит процесс возбуждения, в то время как другие клетки находятся в состоянии торможения (они отдыхают). При смене вида работы (с умственной на физическую, гимнастические упражнения) возникает возбуждение в ранее отдыхавших клетках, а в работавших клетках развивается процесс торможения, во время которого клетки отдыхают, восстанавливая работоспособность.
Очень большое влияние на организм оказывает ночной отдых. Только глубокий и спокойный сон может обеспечить полный отдых. Изучая процессы, происходящие в организме человека во время сна, ученые установили, что сон как бы «заряжает» организм энергией, израсходованной во время бодрствования. Вот почему после спокойного нормального сна человек чувствует себя отдохнувшим и бодрым. В твоем возрасте (13—15 лет) следует спать 8,5—9 ч. Достаточное время сна необходимо не только для здоровья, но и для учебы. В результате очень интересных наблюдений врача И. В. Антроповой установлено, что при недосыпании на 1,5—2 ч ребята шестых классов на следующий день в контрольных работах делают в 4—9 раз больше ошибок, чем в те дни, когда продолжительность сна была нормальной. Недосыпание очень вредно для здоровья. При недостатке сна человек быстро устает, у него появляются головная боль, недомогание. Но сон будет полноценным лишь при условии, если ты будешь спать в хорошо проветренной комнате. Летом, если это возможно, лучше спать с открытым окном.
Ночное белье должно быть легким, свободным, лучше всего из ситца. Спать следует в удобной позе, на правом боку. Вредно спать на высоко положенных подушках и. с закрытой одеялом головой. Для того чтобы ты быстро засыпала, старайся ложиться спать всегда в одно и то же время.
Как видишь, режим — это важное условие для жизни каждого человека.
Особенно важно соблюдать его во время экзаменов. Многие из вас часто во время экзаменов занимаются много часов подряд, без перерыва. Однако это, как правило, быстро приводит к утомлению и затрудняет усвоение прочитанного. Время, отведенное для подготовки к каждому из экзаменов, должно быть распределено так, чтобы каждый день перед сном можно было бы отдохнуть (а лучше погулять) не менее 1,5—2 ч. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок. Через каждый час занятий следует делать перерыв на 10—15 мин. В середине дня (после обеда) отдохни 1,5—2 ч, стараясь при этом выйти на воздух.
Но вот сданы последние экзамены, закончен учебный год. Наступили каникулы. Сколько свободного времени! Можно гулять, ходить в кино, сколько хочешь — читать, вязать, шить и ... спать! Но, к сожалению, не все ребята знают, что иметь много свободного времени — это еще не значит хорошо отдыхать. «Как хорошо, что теперь ничего не надо делать и спать можно вволю», — заявляют некоторые. Но ведь отдых и безделье — это не одно и то же. Да и сон до полудня отдыха не приносит.
Не забывайте и в каникулы соблюдать правила режима. Не следует вставать поздно, иначе нарушишь весь распорядок дня, к которому привыкла, занимаясь в школе, и в дальнейшем после окончания каникул трудно будет подниматься в положенное время.
К концу учебного года вы заметно устали, снизилась умственная и физическая работоспособность. Одной из причин этого является «двигательное голодание», которое развивается у людей умственного труда и школьников при малоподвижном образе жизни. Помни, что наш организм постоянно испытывает потребность в движении. Еще 200 лет назад французский врач Тиссо сказал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Особенно важно движение на воздухе, недаром народная пословица гласит: «Кто часто бывает в лесу, тот редко заходит в аптеку». Поэтому во время каникул нужно много двигаться и как можно больше бывать на воздухе. Но повышенная физическая нагрузка после длительного сидения за уроками в течение учебного года первое время будет утомлять, особенно ребят, непривычных к мышечной разминке. Поэтому интенсивная двигательная деятельность должна сменяться отдыхом. Отдых лучше всего организовать после обеда, когда можно полежать (и даже поспать), почитать, повязать, пошить.
В течение учебного года из-за занятости вам приходилось редко ходить в кино и читать не всегда удавалось. Но не надо это «наверстывать» во время каникул. Некоторые ребята в каникулы стараются не пропустить ни одной кинокартины, да еще в течение дня смотрят и телевизор, другие свой отдых сводят к чтению книг, сидя в душной комнате, без воздуха. «Все окна настежь, а вы говорите — без воздуха!» — возражают некоторые. Но сколько бы ни проветривалась комната — это никогда не заменит прогулки на свежем воздухе. В комнатном воздухе всегда больше пыли, меньше кислорода и совершенно нет чрезвычайно полезных для организма ультрафиолетовых лучей. Старайтесь во время каникул как можно больше времени бывать на свежем воздухе, играя при этом в подвижные игры, занимаясь спортом.
А как следует отдыхать девочкам, которые остаются в городе?
В городах создаются городские пионерские лагеря со строгим распорядком дня, прогулками, загородными походами, занятиями спортом. В них можно хорошо отдохнуть и интересно провести время.
Если так отдохнуть не удается, я советую ходить в походы с родителями и друзьями. Разработайте маршрут и отправляйтесь в поход. Но надо помнить, что в дальний поход без подготовки ходить нельзя. Не выдержишь всех трудностей. Наилучшая подготовка к дальнему походу — правильный режим и спортивные занятия в течение всего года. Поэтому следует начинать с одно-двух-дневного похода на небольшие расстояния. При однодневном походе девочкам 7—8-го класса в течение дня в общей сложности не рекомендуется проходить более 16 км и двигаться быстрее 3—4 км в час. В рюкзак нужно положить только самое необходимое, и он не должен весить более 3—4 кг.
Для того чтобы ничего не забыть, возьми бумагу и запиши все необходимое тебе в походе. С собой нужно взять: полотенце, зубную пасту, мыло, захвати походную аптечку, в которую положи средства от солнечных ожогов, укусов комаров, ушибов, порезов (бинты, вату, бактерицидный пластырь, перекись водорода, настойку йода).
Летом поход лучше начинать в 6—7 Ч утра, чтобы к 9—10 ч устроить привал.
Первый привал необходимо устраивать после 15—20-минутного перехода, для того чтобы устранить все недостатки в снаряжении: снять лишнюю одежду, поудобнее приладить рюкзак, подтянуть лямки и т. д. Через каждый час ходьбы делают привалы на 10—15 мин. В это время не надо двигаться и играть в подвижные игры, отдыхать лучше лежа, положить повыше ноги.
Очень важно знать, что на маршруте и особенно во время жары пить не следует. Если появилась сухость во рту — следует прополоскать рот. Во время похода разрешается пить только 3 раза: за час до начала похода, на большом привале и при остановке на ночлег. Никогда не пользуйтесь водой из случайно встреченных источников, о доброкачественности воды которых вы ничего не знаете.
Хорошее настроение туристу создает удобная одежда. Когда обувь удобна и нежарко телу, идти легко и приятно. В поход лучше идти в тренировочном костюме: рубашка обязательно должна быть с длинными рукавами, особенно в первые дни похода, когда еще нет загара, чтобы не получить ожог. Следует иметь непременно смену носков (кроме тех, которые уже надеты). Голову необходимо покрыть косынкой или панамой, чтобы избежать перегрева или солнечного удара. Но особенное внимание следует обратить на обувь, она должна быть не новой (а хорошо разношенной) и на низком каблуке. Носки лучше надеть шерстяные, так как они хорошо впитывают пот. Ни в коем случае не следует идти в ботинках на босую ногу.
Большое удовольствие и пользу от купания можно получить только умея плавать.
Постарайся научиться этому искусству, а если ты уже умеешь плавать, овладевай различными способами плавания.
Но чтобы этот вид спорта не причинил тебе вреда и не испортил удовольствия от купания, руководствуйся рядом правил:
— никогда не входи в воду разгоряченной, потной и тем более озябшей! Если ты потная — немного остынь, если замерзшая — сначала разогрейся какими-нибудь упражнениями, а затем уже иди купаться;
— не оставайся в воде до озноба, «гусиной кожи». Это и неприятно, и вредно;
— если решила купаться — быстро входи в воду и окунайся.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ
Большую роль в нашей жизни, учебе, труде играет питание.
Кожа, волосы, деятельность органов и систем во многом зависят от правильного питания, от приема такой пищи, которая содержит в себе все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества и в определенных количествах.
Людям различного возраста, разного характера труда, живущим в различных климатических условиях, требуется пища, содержащая различное количество белков, жиров, углеводов, витаминов.
Вся жизнь человека, его развитие и рост, физическая и умственная деятельность связаны с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме, во время которого затрачивается огромное количество энергии. Эта энергия и строительный материал для тканей и клеток обеспечиваются пищей. Вот почему пища является основным источником жизни всякого живого организма.
Основой жизни служит белок. Из него построены все ткани и органы. Жиры и углеводы являются энергетическим материалом. Помимо белков, жиров и углеводов, организм нуждается в минеральных солях, с которыми он получает необходимые микроэлементы, входящие в состав клеток тканей, ну и конечно, в витаминах. Не может обходиться человеческий организм и без воды.
Ученые установили, что для нормальной деятельности организма в пище должно быть определенное соотношение этих веществ. Для удовлетворения потребностей растущего организма необходимо включить в суточный рацион: 100—114 г белков, 95—ПО г жиров и 400—450 г углеводов. Если нарушить это соотношение, развиваются различные отклонения в обмене веществ, неблагоприятно отражающиеся на организме.
А как же должны питаться вы, девочки?
Животные белки, наиболее необходимые вам, находятся в мясе и молочных продуктах, поэтому в вашем рационе ежедневно должны быть мясо (или рыба), молочные продукты в любом виде. Но мясо, печень, молочные продукты и яйца содержат и чрезвычайно необходимые, особенно для вас, витамины — В2 и РР, В12. Как и витамин А, витамин В2 важен для зрения. Но особенно велика его роль для роста организма. При недостатке витамина РР нарушается деятельность нервной системы, появляются изменения на коже.
Наиболее полезными в любом виде для вас являются молочные жиры (сливочное масло), но нельзя пренебрегать и растительными жирами, которые должны составлять не менее 25—30 г из общего количества жиров суточного рациона. В жирах, помимо собственно «жира», содержится очень важный витамин А, необходимый для нормальной деятельности кожи и глаз. При недостаточном его потреблении возникают кожные заболевания, развивается нарушение зрения, а в тяжелых случаях может развиться и «куриная слепота». Это такое нарушение зрения, при котором человек перестает видеть в сумерках, совершенно так же, как и куры. Помимо сливочного масла и молочных продуктов, витамин А содержится в желтках яиц, в жире печени морских рыб и животных. Человек получает витамин А не только с животными жирами, но и в виде каротина, содержащегося в овощах и фруктах вещества, которое в организме человека превращается в витамин А. Особенно много его в моркови, красных помидорах, персиках, абрикосах, шпинате.
Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, всевозможные изделия из муки, сахар, картофель.
Очень большое значение имеют и витамины В13 В6 и С. Первые два витамина необходимы для нормальной деятельности нервной системы; витамин С повышает защитные силы организма, предупреждает заболевание цингой.
Витамины В, и В6 содержатся в пивных и пекарских дрожжах, гречневой, овсяной муке, шпинате. Витамин С находится во многих растительных продуктах, но особенно его много в плодах шиповника, черной смородине. Весной, когда в продуктах питания резко падает содержание витаминов, необходимо вводить их дополнительно в виде настоя (или экстракта) шиповника, дрожжей и поливитаминов, которые продаются в аптеках.
Вот видите, как разнообразна должна быть ваша пища. Только при соблюдении этих норм организм получает все вещества, необходимые для его деятельности.
Но этого недостаточно. Для того чтобы съеденная пища хорошо усваивалась и человек всегда ел с аппетитом, надо стараться есть всегда в одно и то же время, соблюдая при этом и определенный объем пищи. Вы должны питаться не менее четырех раз в день: утром, перед школой (завтрак), в школе (второй завтрак), придя из школы (обед) и вечером (ужин). При этом суточное количество пищи следует распределить, как это советует мудрая пословица: «завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». Это значит, что вечером следует съедать 15—20 % от общего количества пищи, а не так, как делают многие ребята, съедая за ужином больше, чем за завтраком. Непременно следует есть в школе горячий завтрак или в крайнем случае бутерброды с чаем. Еда всухомятку не полезна. Не надо избегать во время обедов супов. В супе содержатся экстрактивные вещества, очень полезные для пищеварения и хорошей усвояемости пищи.
Сложный процесс расщепления пищи начинается уже во рту, где она измельчается и подвергается действию слюны. В желудке, а затем в кишечнике пищеварительными соками, которые вырабатываются железами слизистой оболочки этих органов, пища расщепляется до конечных продуктов, всасывается в кровь и разносится к клеткам различных тканей. Если количество этих пищеварительных соков выделяется достаточно и состав их нормальный, пища расщепляется полноценно. Показателем полноценной, нормальной деятельности пищеварительной системы является хороший аппетит, который имеет огромное значение для правильной работы пищеварительных органов. У здорового человека всегда будет хороший аппетит, если он садится за стол всегда в определенное время, ест не торопясь. Не надо во время еды читать или делать уроки. Это плохо сказывается на пищеварении: отделительная деятельность слизистой пищеварительного тракта тормозится, сока выделяется меньше. Пиша остается в пищеварительном канале дольше, чем следует, в ней происходит брожение. Это раздражает оболочки кишечника, вызывая воспаление.
Помните слова великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который писал, «что не надо чрезмерно увлекаться едой, но необходимо оказывать ей должное внимание. Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть».
О культуре человека можно составить представление по тому, как он держит себя за столом. Поэтому поговорим о поведении во время еды.
Некрасиво во время еды класть локти на стол, громко пережевывать пищу, чавкать, ковырять в зубах. Приучай себя есть аккуратно. Не расплескивай пищу, не отламывай, а откусывай хлеб. Пережевывай пищу закрытым ртом, не проглотив ее, не разговаривай.
ТВОЯ ГИГИЕНА
А теперь поговорим о твоей личной гигиене. Утренний туалет, помимо умывания и водной процедуры (после утренней гимнастики), должен непременно включать и чистку зубов.
Вы, конечно, знаете, что зубы не только украшают человека, но и сохраняют ему здоровье. Отсутствие нескольких зубов может нарушить чистоту речи, вид лица, больные зубы могут причинять мучительные боли и даже быть причиной тяжелых заболеваний.
Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, нужно постоянно ухаживать за ними и, как только они начинают беспокоить, сразу же обращаться к врачу. Уход за зубами очень прост. Чистить зубы, полоскать рот необходимо для того, чтобы удалить изо рта остатки пищи, которые являются прекрасной питательной средой для микробов, в большом количестве находящихся во рту.
Ученые установили, что при отсутствии хорошего ухода за зубами количество микробов в 1 мг зубного налета достигает 800 млн., а при правильном уходе — не превышает 5—7 млн. Если не чистить зубы, пища, застрявшая между зубами, разлагается под влиянием микробов, при этом образуются вещества, вредно влияющие на зубы, и появляется неприятный запах изо рта. Может появляться и так называемый «зубной камень» — плотный налет темного цвета, образующийся на зубах из остатков пищи, минеральных солей, выделяющихся из слюны и микробов.
После каждого приема пищи следует полоскать рот. Чистить зубы порошком или пастой нужно один раз в день и лучше на ночь, так как оставшиеся между зубами частички пищи удаляются и этим устраняются условия для размножения микробов. Утром рот следует хорошенько прополоскать, а при появлении налета прочистить щеткой, но уже без порошка и пасты. Зубная щетка не должна быть очень жесткой, а пучки щетинки очень густыми, тогда щетинки будут лучше проникать в межзубные промежутки. Для чистки зубов лучше пользоваться порошком «Особый», он хорошо удаляет налет с зубов, потому что содержит более крупные частички мела, питьевую соду и жженую магнезию. Наблюдения врачей показали, что при применении этого порошка зубы не только очищаются, но и нейтрализуются кислые вещества, выделяемые микробами и губительно действующие на эмаль (эмаль — это белое гладкое вещество, покрывающее зуб).
Чистить нужно не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Для удаления остатков пищи зубы следует чистить не только горизонтально (вдоль зубного ряда), но и сверху вниз и снизу вверх при сомкнутых челюстях.
39
Зубную щетку нужно содержать в чистоте, иначе она может стать причиной заражения полости рта.
После чистки зубов щетку необходимо хорошо промыть, подсушить и хранить в стакане, причем конец ее, где находятся щетинки, должен быть обращен вверх. Не надо хранить ее в футляре, в нем щетка сохнет дольше и это способствует размножению на ней микробов. Футляром следует пользоваться в дороге, походе. Зубы хорошо очищаются, когда мы едим твердую пищу (особенно сырые овощи и фрукты). Во время ее раскусывания и разжевывания снимается поверхностный налет, предупреждается отложение зубного камня, массируются и укрепляются десны. Однако следует помнить, что зубная эмаль, несмотря на свою твердость, достаточно хрупка. Поэтому большой вред наносят своим зубам девочки, которые, не задумываясь о последствиях, обкусывают карандаши, ручки, выпрямляют зубами скрепки, раскусывают косточки фруктов, грызут орехи. Не следует этого делать, так как при этом можно повредить эмаль или просто сломать зуб. А поврежденная эмаль ведет в дальнейшем к заболеванию зуба.
Для того чтобы сохранить зубы здоровыми, старайтесь жевать на правой и левой стороне. При жевании лишь на одной стороне на другой легче откладываются зубные камни. Чтобы зубы сохранить здоровыми, нужно обращаться к врачу при первых признаках заболевания. В последние годы в школах врачи проводят профилактические осмотры зубов. Не избегайте их. Если врач выявит заболевание зуба, он своевременно поможет тебе, избавив от лишних страданий в дддьнейшем.
Чистые руки имеют не только большое гигиеническое значение, но и эстетическое. Люди с грязными руками и ногтями всегда вызывают брезгливое чувство. Грязные руки не только неприятны, но и могут стать причиной тяжелых заболеваний. Существуют даже болезни «грязных рук» — это дизентерия, брюшной тиф и, конечно, разнообразные глистные заболевания. Поэтому руки всегда должны быть чистыми и аккуратными.
Для того чтобы кожа рук была гладкой и мягкой, после мытья руки следует тщательно насухо вытирать. Если этого не делать, оставшаяся на руках вода будет испаряться и высушивать кожу, при этом она становится сухой, шершавой, краснеет и на ней могут образоваться болезненные трещинки. Особенно нужно беречь руки зимой, потому что низкая температура неблагоприятно влияет на кожу. Не гуляйте в мокрых варежках. Идя на каток или на лыжах, надевайте варежки с непромокаемым верхом (кожаные и сделанные из плащевой ткани).
Красоту рукам придают чистые и аккуратно подстриженные ногти. К сожалению, нередко приходится видеть у девочек изуродованные, обкусанные ногти. От частого повреждения зубами ногти становятся зазубренными, мягкими, легко ломаются.
Очень неприятное впечатление на окружающих производят люди, непрерывно грызущие ногти. С ними не хочется здороваться за руку или брать что-либо у них из рук. Следует отучать себя от этой дурной привычки. Если силы воли на это не хватает и отвыкнуть от этой привычки не представляется возможным, попробуй заклеивать ногти липким пластырем в течение 2—3 недель. При этом уже не будет возможности кусать ногти. Или смазывай ногти левомицетиновым спиртом. Он очень горький и так каждый раз, когда пальцы будешь брать в рот, во рту будет нестерпимая горечь.
В течение дня очень большую работу выполняют ноги. Но вот об уходе за ногами девочки думают очень мало. А ведь ноги требуют не меньшего ухода. Ноги следует мыть ежедневно. Это очень полезно, так как мытье ног прохладной водой — хорошая закаливающая процедура. Девочкам, легко простуживающимся и часто болеющим насморком, очень рекомендуется ежедневно на ночь мыть ноги теплой водой с мылом, а споласкивать прохладной (на 2° ниже, чем та вода, в которой моют ноги). С другой стороны, при ежедневном мытье уменьшается потливость ног, исчезает неприятный запах. Для того чтобы кожа ног была мягкой и на ней не было трещин, советую раз в неделю делать 10—15-минутные тепловые ножные ванны с раствором питьевой соды или просто мыльные. Затем потереть пемзой загрубевшие места (особенно на пятках и подошвах), смазать их специальным «кремом для ног» или кремом «Эффект». Ногти на ногах должны быть аккуратно подстрижены. Чтобы они не врастали в уголки ногтевого валика, не стригите глубоко их боковые поверхности.
Обувь носите всегда по ноге. При тесной обуви могут образоваться потертости, мозоли и даже искривления пальцев. Каблук в вашем возрасте не должен быть выше 1—2 см. При таком каблуке лучше распределяется тяжесть тела (в основном на пятку), удобнее ходить, меньше устают ноги. А походка становится грациозной и красивой.
Все любят быть одетыми красиво. И это очень хорошо. Но знаете ли вы, что одежда может быть полезной или приносить организму вред. Для того чтобы одежда не оказывала вредного влияния на организм, она должна быть сшита из таких тканей, которые хорошо впитывают пот и кожное сало, пропускают воздух и хорошо очищаются от грязи. И еще одно очень важное условие — нужно одеваться всегда по сезону. Вы скажете, что это вам хорошо известно. Однако нередко можно встретить девочек, идущих в сильный мороз в тонких чулках. Часто родителям очень трудно убедить их надевать теплые трико или рейтузы.
Зимой лучше носить платья, сшитые из шерстяной ткани, потому что шерсть, обладая низкой теплопроводностью, хорошо защищает от холода. Напротив, летом следует носить платья из тканей, хорошо проводящих тепло и хорошо впитывающих влагу, — льняного полотна, хлопчатобумажных тканей. Платья и чулки из капрона и нейлона, хотя они и красивы, постоянно носить не следует, тем более не нужно носить из этих тканей белье. Летом в нем жарко, а зимой холодно.
Некоторые девочки жалуются, что при длительном ношении капроновых чулок у них появляются боли в ногах. Изделия из капроновых и нейлоновых тканей можно надевать лишь изредка и не в жаркое или очень холодное время года.
Очень важно, чтобы покрой одежды и особенно белья был правильным. Не нужно носить очень тугой пояс или тесный лифчик. Все это препятствует правильному дыханию, а нередко приводит и к изменению фигуры. Очень вредно носить чулки с круглыми резинками. Сдавливая ткани ног, они нарушают правильное кровообращение. Даже в вашем возрасте при длительном ношении таких резинок может развиться расширение вен, а в местах сдавливания резинкой тела останутся глубокие некрасивые бороздки.
Ваша одежда всегда должна быть опрятной, хорошо выглаженной. Для того чтобы школьная форма всегда выглядела хорошо, придя домой, непременно ее снимите, встряхните и, почистив, повесьте на плечики. Домашняя одежда должна быть легкой, удобной, хорошо стираться (из фланели или хлопчатобумажной ткани). Очень удобны брюки с кофточками.
Девочки, следите за своей одеждой, одевайтесь чисто и опрятно и вы всегда будете выглядеть хорошо.
Мы говорили уже о том, что твой возраст — это период полового созревания, который обусловлен усилением деятельности половых желез — яичников. Это маленькие, желтоватой окраски, округлые образования. В яичниках находится множество яйцевых клеток (около 100 тыс.), которые начинают развиваться в период полового созревания. Деятельность этого органа тесно связана с другими железами внутренней секреции, и нарушение работы какой-либо из них может повлиять на состояние яичников.
К 12—13 годам деятельность яичников усиливается. Внешне это проявляется в быстром росте, повышении массы тела, изменении внешности, появлении вторичных половых признаков: на лобке и в подмышечных впадинах вы
растают волосы, увеличиваются молочные железы. Начинает функционировать и матка — небольшой орган грушевидной формы, в котором женщина вынашивает ребенка. Расположена она в нижней части брюшной полости (в малом тазу), между мочевым пузырем и прямой кишкой. Стенка матки состоит из гладких мышц, а изнутри покрыта слизистой оболочкой.
Под влиянием гормонов, которые выделяют яичники, возникают периодические изменения в матке, наступают менструации. Менструация — это появление кровянистых выделений из наружных половых органов. Выделения появляются периодически — один раз в месяц и связаны с выхождением яйцеклетки из яичника. Матка в это время набухает, кровеносные сосуды ее расширяются, переполняются кровью, слизистая оболочка, выстилающая ее внутреннюю поверхность, в 3—4 раза становится толще. Набухшая слизистая оболочка начинает кровоточить и частично отторгаться, это и есть менструация. В свое первоначальное состояние матка приходит в конце менструального цикла.
Первая менструация у девочек появляется чаще всего в возрасте 12—13 лет, но может начаться и в более раннем или старшем возрасте. Эти периоды наступают обычно регулярно через 21—30 дней, но у каждой девочки устанавливается определенный тип менструального цикла, который сохраняется и в дальнейшем. Начавшись, менструации устанавливаются не сразу: после первого появления они могут на несколько месяцев прекратиться и лишь затем становятся регулярными. Временное прекращение менструации может наступить по разным причинам: в связи с тяжелым заболеванием, перенесенным девочкой, при переутомлении, например в период экзаменов, при недостаточном питании, содержащем малое количество витаминов (особенно весной), при заболеваниях различных органов (хроническом воспалении миндалин, печени, желчного пузыря и других органов).
В зависимости от состояния организма находится и продолжительность кровоотделения, а также количество выделяющейся крови. Обычно продолжительность менструации равняется 3—5 дням. В этот период некоторые девочки жалуются на недомогание, нерезкую головную боль, легкую утомляемость, ухудшение настроения. Могут быть несильные боли внизу живота и пояснице. Но все эти явления не болезнь, а проявление очень сложной перестройки всего организма, связанной с циклической функцией яичников и всех желез внутренней секреции. Не у всех девочек менструация устанавливается сразу, а длительность и характер кровянистых выделений в период отдельных циклов могут быть различными (то более обильными, то более скудными, а иногда и сильными). Для того чтобы ты могла при необходимости правильно рассказать врачу и маме о характере выделений, надо составить календарик.
Для этого нужно разграфить лист клетчатой бумаги, взятый из школьной тетради, или миллиметровку. По горизонтали надо указать месяцы, на каждый из которых отвести по 3 клетки, а по вертикали — числа месяца (от 1 до 31). Можно пользоваться и обычным календарем. Ежемесячно в календаре против числа, когда началась менструация, если кровянистых выделений немного, заштрихуй карандашом одну клетку; при обильных выделениях — две клетки, а при очень сильных выделениях — все три клетки. Над заштрихованными квадратиками цифрой укажи количество дней, в течение которых были кровянистые выделения. Если в какой-либо из месяцев менструации не было, так и напиши «не было». Этот календарь очень удобен, так как он показывает цикличность, длительность и обилие кровянистых выделений.
В период между менструациями из наружных половых органов могут появляться бесцветные, слизистые, стекловидные выделения — бели. Количество их может то увеличиваться, то уменьшаться. Беспокойства они обычно не причиняют, если девочки ежедневно подмываются. Если же ежедневно не подмываться, выделения, засыхающие на коже, могут вызывать раздражение, а разлагаясь, издавать неприятный запах.
Еще более тщательно следует подмываться во время менструации. В этот период внутренняя поверхность матки представляет собой раневую, кровоточащую поверхность, которая восстанавливается лишь к концу менструации, поэтому микробы, попавшие в ее полость, легко могут вызвать тяжелое воспаление. Подмываться следует не реже двух раз в день, а при обильных выделениях — чаще. Вымыв тщательно руки, подмывайтесь с мылом, поливая из чистой кружки. Ни в коем случае нельзя садиться в таз и мыться из таза. Вода непременно должна быть проточной. Каждая девочка должна иметь для этих целей специальную кружку, закрывающуюся крышкой, и отдельное, специально для этого предназначенное полотенце, которое после просушки следует хранить в целлофановом чистом пакете.
В этот период мыться можно лишь под душем. Ни в ванне, ни в реке купаться нельзя. Особенно опасно купаться в холодной воде, так как это может удлинить кровотечение, вызвать воспаление половых органов.
Для того чтобы кровянистые выделения не загрязняли кожу и белье, нужно воспользоваться гигиеническим поясом, который можно купить в аптеке или сделать самой. Вату следует завернуть в бинт или тоненькую чистую тряпочку. Одну вату прокладывать не нужно, так как ее комочки могут оставаться на волосах и коже. Прокладки нужно менять по мере их загрязнения. В это время обязательно нужно носить закрытое трико.
Несмотря на то что в период менструации бывает легкое недомогание, головная боль, это не болезнь, и поэтому нужно вести обычный образ жизни. Не прекращать утреннюю гимнастику, помогать по дому, ходить в школу. Не следует только делать то, что может усилить кровотечений: ездить на велосипеде, кататься на лыжах, коньках, нельзя заниматься на снарядах, бегать и прыгать. Особенно тщательно следует следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Матка, расположенная между ними, при их переполнении меняет свою форму, изгибается, что может приводить к задержке в ней крови и возникновению болей.
Нужно помнить и о том, как следует в этот период одеваться. Летом необходимо носить плотно облегающие трусы, зимой — теплые трико, рейтузы и теплые ботинки, сапоги. Охлаждение организма может привести к воспалительным заболеваниям половых органов. Появление менструации говорит о половом созревании, однако полное созревание организма наступает лишь к 20—21 году. А пока твой организм растет, органы и ткани его еще не достигли полного совершенства и развития.
У тебя есть еще время позаботиться о том, чтобы ты развивалась гармонично.
Следуй советам, данным в этой брошюре. Они просты и легко выполнимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот и кончается твое детство. Наступает юность. Ты входишь в большую жизнь. Подростковый возраст называют «порой возмужания». И это верно, ты повзрослела не только физически, но и нравственно. И поэтому взрослые предъявляют к тебе большие требования, чем раньше, да и сама ты должна становиться более требовательной к себе, к своим взаимоотношениям со взрослыми и друзьями. И то, каким будет твой характер, как будут складываться твои взаимоотношения с друзьями, подругами, домашними, будет во многом зависеть от тебя.
Та неровность настроения, которая появилась в последнее время, не дает тебе право распускаться и не оправдывает грубый тон и невыдержанность, которые иногда появляются у тебя в общении со взрослыми и подругами. Ты уже достаточно взрослая, чтобы уметь сдерживать себя. Не позволяй себе грубого тона с окружающими, ведь каждый раз, когда у тебя вырвалась грубость, ты переживаешь это.
Ты, наверное, обращала внимание, какой бы ни была уставшей мама, придя с работы, она всегда поинтересуется твоей жизнью и непременно спросит: «Что нового у тебя в школе, как у тебя дела, как ты себя чувствуешь ?» И тебе от этого внимания становится хорошо и легко, потому что ты знаешь, что мама сумеет помочь тебе, если тебе трудно, и всегда даст совет, как следует поступить. А ты внимательна к маме? Замечаешь ли ты ее настроение? Состояние? Интересуешься ли ты, почему у мамы сегодня грустный вид? Не всегда. А ведь ей очень нужно твое внимание, участие, и она с радостью поделится с тобой и своими заботами, и рабочими делами. Старайся делать так, чтобы у нее было время посмотреть телевизор, сходить в кино, почитать. Мама ведь это тоже любит не меньше тебя.
Самое драгоценное чувство между людьми — это дружба. Ты, конечно, слышала эту чудесную песню «Берегите друзей», правда, она о людях более старшего поколения, но это не имеет значения. Друзья должны быть у человека в любом возрасте и дорожить дружбой должны не только взрослые, но и дети. Без друзей жить ведь очень трудно. И, конечно, самый большой и самый верный твой друг — мама. И бывает .очень горько слышать, как, пренебрегая мнением мамы, девочка отвечает: «Нет, я не хочу так поступать, потому что подруга сказала, что так лучше». Это хорошо, что ты прислушиваешься к мнению своих подруг и друзей: безусловно, с ним йадо считаться. Но имей чувство такта и не позволяй себе так отвечать маме. Тем более, что мамин совет почти всегда более правильный, потому что она имеет большой жизненный опыт. В этом возрасте, периоде становления личности девочки всеми силами стремятся к самостоятельности, освобождению из-под опеки старших, явно переоценивая свои возможности.
Твоя подруга... твои друзья... Ты живешь с ними в одном доме или учишься в одном классе. Вы вместе ходите в кино и театр, бываете друг у друга в гостях; посвящаете друг друга в свои заботы и радости, помогаете в трудную минуту. Вам вместе интересно. Но нужно уметь дружить не только с девочками, но и с мальчиками. Вы уже большие, и я должна вам сказать, что хорошая товарищеская дружба с мальчиками поможет вам в дальнейшей семейной жизни. А в семье дружба и товарищество — самые главные силы, способствующие взаимопониманию и сохраняющие семью.
В жизнь каждый подросток должен войти человеком мыслящим, способным к самостоятельности. Для этого с самых юных лет его ум и сердце должны быть приобщены не только к добрым чувствам и благородным идеям, но и к полезным делам. Нужно уметь сдерживать себя, свои порывы, какими бы благонаправленными они ни были.
Как девочки в мальчиках, так и мальчики в девочках прежде всего уважают и ценят ум, духовные интересы и запросы, чувство гордости и собственного достоинства.
Счастливого тебе пути в жизнь.
_________________
Распознавание текста — sheba.spb.ru
|