На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дневник наблюдений 2 класс

Зоя Александровна Клепинина
Людмила Петровна Чистова

Дневник наблюдений

над природой и трудовой
деятельностью человека

для 2 класса

*** 1989 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Рекомендации к ведению наблюдений
      (материал для учителя)
     
      Во II классе продолжается работа учащихся с «Дневником наблюдений».
      В целях получения каждым учеником необходимого запаса конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы следует давать для выполнения те задания, по которым дети реально могут провести наблюдения в природе, рекомендовать им внимательно всматриваться в предметы и явления, стараться запоминать их в подробностях. Одни и те же явления, предметы учащиеся могут наблюдать в разные сроки и в разных местах. Соответственно у них могут отличаться и записи.
      Наблюдения за облачностью фиксируются с учетом всех изменений за день. Полезно указать детям время проведения этих наблюдений в течение дня. Например, обратить внимание на облачность по пути в школу, по пути из школы домой, после прогулки. Для детей, посещающих группу продленного дня, эти советы будут несколько иные: по пути в школу, во время прогулки и по пути из школы домой.
      Температуру воздуха второклассники отмечают по термометру только после знакомства с его устройством и назначением. Температуру воздуха дней, предшествующих изучению термометра, записывает учитель. Учащиеся отмечают эти данные в календаре со слов учителя.
      Ежедневные наблюдения за погодой в «Дневниках наблюдений» фиксируются один месяц (по выбору учителя) в каждое время года. Возможно наблюдение по несколько дней в каждом месяце сезона. Таблицы по обобщению наблюдений за погодой заполняются по данным календаря природы и труда.
      Задание по наблюдениям за небом дается детям на весь сезон. Однако учителю периодически 2—3 раза в месяц следует напоминать о выполнении этого задания. Делать это надо в дни с резкими изменениями цвета и кажущейся высоты неба. Небо может быть ярко-голубым и высоким. В дни со сплошной облачностью цвет неба может быть однообразно серым. Иногда небо и солнце на нем видны сквозь дымку. Небо в такие дни серо-синее. В двух последних случаях оно уже не кажется таким высоким, как в первом случае. Небо, покрытое дождевыми тучами, кажется серым и совсем низким.
      Наблюдения за сезонным трудом людей могут быть проведены не только на полях, лугах, фермах, но и на учебноопытных, дачных, приусадебных участках.
      По заданиям 34 на с. 18, 21 на с. 25, 27 на с. 35 следует дать допклнительные разъяснения. Детям можно рекомендовать подготовиться рассказывать о каком-то одном виде труда, при этом ребенок должен назвать вид труда, последовательность его выполнения (по возможности назначение).
      Для выполнения задания 15 на с. 23 срезаются 1—2 веточки с дерева или кустарника на весь класс. Можно использовать веточки после предвесенней обрезки деревьев и кустарников или сохраненные в подвалах, погребах после осенней обрезки. Поставить веточки в воду можно уже в феврале — марте.
      Задание сделать домик для птиц мажет быть выполнено учащимися вместе с родителями или коллективно. На группу из 3—5 учащихся достаточно сделать один какой-нибудь домик.
     
      В течение года ты будешь наблюдать за неживой и живой природой, трудом людей. Всё, что ты увидишь во время наблюдений, записывай в этот дневник. Запомни, записывать надо только то, что ты наблюдал сам. Записи делай краткими и грамотными.
      Ежедневно наблюдай за погодой: записывай облачность, осадки, температуру воздуха, наличие ветра. Температуру воздуха отмечай в «Дневнике наблюдений» по показаниям термометра между 12 и 13 часами, а вечером записывай наблюдения за облачностью, осадками, ветром.
      Погоду отмечай условными знаками:
      Ясно. (В течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе есть только небольшие облака.)
      Переменная облачность. (Солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.)
      Пасмурно. (Всё небо в течение дня покрыто облаками, солнце не светит.)
      Ветер. (Если ветра нет, стрелка не ставится.)
      Дождь.
      Снег.
      Температуру воздуха записывай так, как указано в учебнике «Природоведение» на странице 8.
     
      Осень
      Наблюдения за неживой природой.
      1. Наблюдай за небом. Как оно меняется в течение осени?
      2. Подчеркни, в какое время суток (утром, днём, вечером) ты наблюдал туманы.
      3. Понаблюдай за почвой во время заморозков. Какой она стала: твёрдой, мягкой? (Подчеркни.) Допиши, если наблюдал почву другой.
      Вспомни, какой была почва до заморозков.
      Напиши дату, когда ты наблюдал первые заморозки на почве. Число. Месяц.
      4. Наблюдай за дорогами. Подчеркни, когда дороги просыхают быстрее после дождя: летом или осенью.
      5. Напиши, когда впервые заметил лёд на лужах.
      Число. Месяц.
      6. Запиши, когда по твоим наблюдениям водоёмы (пруд, река, озеро) покрылись льдом. Число. Месяц.
      7. Напиши, когда выпал первый снег. Число. Месяц.
      8. После выпадения первого снега понаблюдай и запиши, долго ли он лежал на почве дней.
      9. Отметь, когда вся земля покрылась снегом. Число. Месяц.
      Наблюдения за растениями.
      10. Наблюдай за деревьями и кустарниками. Изменилась ли окраска их листьев? Подчеркни: да, нет.
      Возьми цветные карандаши. Раскрась нарисованные листья так, чтобы они были похожи на те листья, которые ты видел у дуба, осины, клёна, берёзы, сосны, ели.
      Около рисунка поставь дату, когда ты увидел на этом растении первые листья с изменившейся окраской.
      11. Собери несколько опавших листьев. Прикрепи их на плотную бумагу, подпиши названия растений, которым принадлежат эти листья.
      Один лист обведи и раскрась.
      12. Понаблюдай за травами. Как они выглядят? Нарисуй, какими ты видел травы летом.
      Нарисуй, какими ты видел травы осенью.
      Ответь устно, как изменились травы осенью по сравнению с летом.
      13. Рассмотри цветущие растения: астру, настурцию, клевер, георгин, сурепку.
      Среди цветущих осенью растений в природе, в цветнике попытайся найти и узнать их.
      Клевер.
      Георгин.
      Сурепка.
      Раскрась рисунки тех растений, которые ты видел.
      14. Запиши в таблицу, какие ты видел другие цветущие растения:
      в сентябре в октябре в ноябре
      15. Внимательно осматривай деревья и кустарники, которые растут вблизи Дома, школы. Запиши в таблицу, на каких из них листья ещё не опали:
      к в сентябре в октябре в ноябре
      16. Рассмотри любое растение и найди на нём: корень, стебель, листья, плоды, цветки. Нарисуй это растение, подпиши его части.
      17. Заполни таблицу. Какие части данных растений (корень, стебель, листья, тгло-ды, семена) человек употребляет в пищу?
      Морковь Фасоль Огурец Капуста белокочанная
      18. Напиши, когда ты впервые увидел опадающие с деревьев и кустарников листья. Число. Месяц.
      19. Напиши, у каких растений листья стали опадать первыми.
      20. Понаблюдай за листопадом в тихую и ветреную погоду. Подчеркни, когда листьев опадает больше: в тихую погоду, в ветреную погоду.
      21. Понаблюдай и напиши, в каком месяце закончился листопад.
      22. На каких растениях ты видел плоды после окончания листопада? Зарисуй эти плоды. Если знаешь названия растений, на которых видел плоды, напиши их.
      23. Когда закончится листопад, рассмотри веточки деревьев и кустарников. Найди на них почки. Зарисуй одну веточку после листопада.
      24. Собирай плоды и семена растений (рябины, черёмухи, бузины, лебеды, репейника, конопли) для подкормки птиц зимой. Не выбрасывай семена растений, плоды которых ты ешь (арбузов, дынь, кабачков, яблонь, груш и другие). Подсуши их и сбереги для подкормки птиц зимой.
      25. Выбери для наблюдений какое-нибудь комнатное растение. Узнай и напиши его название.
      Приготовься рассказать об окраске его листьев, стеблей, цветков.
      Напиши даты, когда появляются новые
      листья у твоего растения. Число.
      Месяц.
      Зацвело ли оно осенью? Подчеркни: да, нет.
      Напиши дату, когда ты первый раз увидел на нём цветки. Число. Месяц.
      Когда цветки завяли? Число.
      Месяц.
      Напиши, какие другие комнатные растения цветут осенью.
      Наблюдения за животными.
      26. Видел ли ты птиц, которые собираются в стаи? Запиши названия этих птиц.
      Где ты их наблюдал?
      27. Обрати внимание на насекомых. Много ли их осенью? В какую погоду их бывает больше?
      28. Рассмотри насекомых. Подчеркни названия тех насекомых, которых ты видел в сентябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха;
      в октябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха;
      в ноябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха.
      29. Запиши в таблицу число и месяц, когда ты видел отлетающих в тёплые края
      птиц.
      Название птицы Время отлёта
      30. Подчеркни названия животных, которых ты видел
      в сентябре: ящерица, лягушка, змея, паук;
      в октябре: ящерица, лягушка, змея, паук;
      в ноябре: ящерица, лягушка, змея, паук.
      31. Записывай, когда и где ты видишь птиц, прилетающих на зиму в ваши края.
      (Название птицы.)
      Когда?
      Где?
      (Название птицы.)
      Когда?
      Где?
      32. Сделай кормушку для птиц. В конце осени повесь её на улице так, чтобы всю зиму было удобно к ней подойти.
      33. Напиши названия домашних животных, которых разводят в местности, где ты живёшь.
      Наблюдай, как изменяется жизнь домашних животных в течение осени.
      Наблюдения за трудом людей.
      34. Напиши, какие виды работ ты наблюдал осенью.
      Напиши, в каких работах ты принимал участие.
      Расскажи об этом в классе.
     
      Зима.
      Наблюдения за неживой природой.
      1. Наблюдай за небом.
      2. Наблюдай за водоёмом, почвой. Напиши, что произошло с приходом зимы с водоёмом.
      с почвой,
      3. Поймай на рукав пальто несколько снежинок, рассмотри их.
      4. Выпиши из календаря погоды дни, когда были сильные морозы и большие оттепели. Отметь температуру воздуха в эти дни.
      Название явления Число Месяц Температура
      5. Каким бывает снег:
      в морозную погоду
      в оттепель
      6. Проведи наблюдения за снегом и льдом. Запиши в таблицу их свойства:
      Название вещества Свойства
      цвет прозрач- ность действие тепла другие свойства
      Снег Лёд
      7. В металлическую банку налей воды, поставь банку на мороз. Наблюдай, что будет происходить с водой.
      Запиши, при какой температуре вода изме-нилась.
      8. Напиши, когда была метель. Число. Месяц.
      После метели выйди ца улицу, посмотри и запиши, в каких местах намело большие сугробы.
      9. Напиши, когда первый раз увидел сосульки. Число. Месяц.
      Подчеркни, где их больше: на теневой или солнечной стороне.
      10. Наблюдай за сосульками в тёплый солнечный день. Напиши, что с ними происходит.
      11. В конце зимы осматривай снег около деревьев. Наблюдай, что с ним происходит. Допиши: снег
      Наблюдения на экскурсии.
      12. Проведи наблюдения на зимней экскурсии по заданиям учебника (смотри с. 54—56). Полученные результаты запиши.
      Глубина снега на открытом месте
      Глубина снега среди деревьев
      Зарисуй веточки лиственного и хвойного
      дерева или кустарника такими, какими ты их видел на экскурсии.
      Рассмотри почку и зарисуй её.
      Наблюдения за растениями.
      13. Продолжай наблюдать за растениями. Зарисуй, как они изменились с приходом зимы.
      Лиственные растения. Хвойные растения.
      14. Обрати внимание, не сохранились ли листья и плоды на лиственных деревьях и кустарниках. Если увидишь, зарисуй зимние веточки растений с листьями и плодами.
      Напиши, какими стали листья: на лиственных растениях
      на хвойных растениях
      15. Наблюдай за веткой дерева, поставленной в классе в воду, и за деревом, с которого она срезана. Запиши число, месяц:
      когда поставил веточку в воду
      когда набухли почки на веточке
      когда набухли почки на дереве
      когда распустились листья на веточке
      когда распустились листья на дереве
      16. Наблюдай за своим комнатным растением. Напиши число, месяц, когда появляются новые листья.
      Когда растение зацвело?
      Напиши названия других комнатных растений, которые цветут зимой.
      Изменилось ли твоё растение зимой по сравнению с осенью? Подчеркни: да, нет.
      Расскажи в классе о своих наблюдениях.
      Не забывай ухаживать за растением.
      Наблюдения за животными.
      17. Не забывай насыпать для птиц корм в кормушку. Наблюдай, какие птицы прилетают к кормушке. Узнай и напиши названия этих птиц.
      Сорока.
      Галка.
      18. Напиши, каких птиц ты встречаешь во дворе дома, школы, на дорогах.
      По желанию раскрась рисунки тех птиц, которых ты наблюдал.
      Наблюдения за трудом людей зимой.
      19. Проведи наблюдения за птицами в морозную погоду и оттепель. Напиши, как они себя ведут:
      в морозную погоду
      в оттепель
      В какую погоду птиц больше прилетает к кормушке?
      20. Продолжай наблюдать за изменениями в жизни домашних животных в твоей местности.
      21. Напиши, какие виды работ ты наблюдал зимой.
      В каких работах принимал участие сам?
      Расскажи об этом в классе.
      Весна
      Наблюдения за неживой природой.
      1. Наблюдай за небом.
      2. Ранней весной повесь термометр сначала на солнечной стороне, а затем в тени. Напиши показания термометра:
      на солнечной стороне
      в тени
      3. Наблюдай и подчеркни, в каких местах снег тает быстрее: около домов, в лесу (парке) или на поле.
      4. Напиши, когда и где ты впервые увидел проталины.
      Число. Месяц.
      5. Напиши, когда водоёмы (река, пруд,
      озеро) очистились ото льда. Число.
      Месяц.
      6. Наблюдай и напиши, что происходит с почвой весной.
      7. Наблюдал ли ты в этом году позднее выпадение снега? Число. Месяц. Напиши, выпадал ли снег
      после весенних каникул. Число.
      Месяц.
      8. Отметь, когда этой весной была первая гроза.
      Число. Месяц.
      Подчеркни, какой дождь во время грозы: сильный, слабый, капли мелкие, капли крупные, дождь с градом. Допиши, если наблюдал другой.
      Подчеркни, что происходит раньше: видишь молнию или слышишь гром.
      Наблюдения на экскурсии.
      9. Проведи наблюдения на весенней экскурсии по заданиям учебника (смотри с. 89—92).
      Напиши, где сохранился снег.
      Нарисуй ветки хвойного и лиственного растения.
      Ветка хвойного растения.
      Ветка лиственного растения.
      Напиши, каких животных, кроме птиц, ты увидел во время экскурсии.
      Наблюдения за растениями.
      10. Продолжай наблюдать за веткой, поставленной в классе в воду. Результаты записывай на с. 23 «Дневника наблю-
      дении».
      11. Напиши, когда ты впервые на проталинах заметил зелёную траву.
      Нарисуй первое увиденное тобой цветущее растение.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.