СЕНТЯБРЬ
1. Веди наблюдения над погодой и состоянием неба, растениями и животными.
2. В ясный, солнечный день, лучше в промежуток между занятиями первой и второй смен, измерь длину тени от шеста-гномона
3. Когда были первые утренние заморозки? Сравни с наблюдениями прошлого года
4. Стаи каких птиц встречал?
Видел ли ты такие стаи летом?
Почему птицы собираются стаями?
5. Какие работы проводились:
на огородах?
в садах?
на полях?
в парках?
на бульварах?
6. Какие работы ты выполнял на школьном участке?
7. Выкопай из цветника цветущее растение (астру, настурцию, ноготки), посади в горшочек, поставь на подоконник в классе (или дома) и ухаживай за ним.
Когда выкопал и посадил растение?
Когда кончило цвести растение:
на клумбе?
дома?
8. Напиши, какие растения растут:
в поле?
в лесу?
в парке?
Какие из этих растений цветут в настоящее время?
9. Определи с помощью компаса, в каком направлении от твоего дома и от школы находится:
От дома От школы
Парк, сквер или лес
Магазин
10. Когда будешь в лесу или парке, проверь по компасу: муравейник расположен в южной стороне деревьев; южная сторона муравейника более пологая, чем северная; на северной стороне пней и стволов одиноко растущих деревьев больше мхов и лишайников.
11. Начерти схематический план местности, где вы были на экскурсии, с указанием сторон горизонта.
12. После экскурсии на реку или ручей начерти схему реки и ручья вместе с притоками. Напиши названия основных частей реки.
13. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
14. На следующей странице нарисована картинка. Это сельская местность. Видна небольшая речка. Через неё перекинут мост. Дорога ведёт в деревню. Справа от дороги — начало леса. За мостом, на другой стороне речки, скотный двор и силосная башня. Слева от дороги — поле, на котором взошла озимая рожь (озимь). За полем — речка, за речкой — плодовый сад. На горизонте — деревня. Положение Солнца на картинке изображено в 12 час. 30 мин.
Рассмотри картинку и раскрась её. Обрати внимание на положение Солнца.
ОКТЯБРЬ
Числа месяца Облач- ность Осадки Темпера- тура Направление ветра Изменения в жизни растений и животных
2. Когда выпал первый снег?
Сколько времени лежал снег до того, как растаял?
Сравни с наблюдениями прошлого года.
3. Когда первый раз замёрзли лужи?
4. У всех ли деревьев и кустарников опали листья?
5. Семена каких растений ты собрал для подкормки птиц зимой?
6. Каких видел птиц, улетающих на юг?
7. Когда увидел первый раз снегирей?
Как ты отличишь снегиря от воробья?
Нарисуй или наклей картинку с изображением этих птиц.
8. Какие работы выполнял на школьном участке?
9. Какие работы проводились:
на полях?
на огородах?
в садах?
в парках?
на бульварах?
10. Какова поверхность местности, где ты живёшь?
Подчеркни: равнины, холмы, овраги, горы.
Начерти схему холма, горы, оврага и подпиши названия
их частей.
Завязались почки на сирени, Озими так нежно зелены.
В тишине задумчивой, осенней Бродят соки будущей весны.
В. Берестов.
11. По своим наблюдениям нарисуй или склей из разных картинок «Осень в лесу».
Спит орешник у лесной сторожки, Жёлтая листва лежит вокруг,
А на голых веточках серёжки, Зеленея, высунулись вдруг.
12. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
13. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
Сравни положение Солнца в сентябре и октябре. Когда Солнце поднималось выше?
НОЯБРЬ
Числа месяца Облачность Осадки Температура Направление ветра Изменения в жизни растений и животных
2. Когда снег покрыл всю местность?
Сравни с наблюдениями в прошлом году.
3. Когда стали по льду переходить речку?
4. На каких деревьях сохранились плоды и листья?
5. Где повесил кормушку для птиц?
6. Каких птиц видел у кормушки?
Какой корм любят синицы?
7. По каким признакам узнаёшь о присутствии птиц и зверей в лесу, в парке?
8. За какими животными ты ухаживаешь?
Какие повадки ты наблюдаешь у них, когда кормишь?
9. Наблюдая погоду зимнего дня, можно предсказать, какая погода будет на следующий день. Проверь: если весь день был морозный, а к вечеру потеплело — на другой день жди снегопада.
По каким другим признакам можно предсказывать погоду?
10. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63
11. Раскрась картинку. Какие изменения произошли природе?
ДЕКАБРЬ
2. В ясный, солнечный день, лучше в промежуток между занятиями первой и второй смен, измерь длину тени от шеста-гномона:
Сравни с наблюдением за длиной тени в сентябре. Когда тень длиннее? Почему?
3. Как изменились комнатные растения с наступлением зимы?
4. Где садятся воробьи в тёплые и холодные дни?
5. Прилетают ли во двор твоего дома вороны, голуби, синицы, сороки? Какие наблюдения над ними ты провёл?
6. Прилетают ли к твоей кормушке снегири, синицы, поползни, свиристели?
Проверь: различные зёрна охотно едят воробьи, щеглы, снегири, а ягоды любят снегири, свиристели.
7. Как ведут себя домашние животные:
в сильный мороз?
в метель?
в оттепель?
8. Есть ли у тебя аквариум и каких рыб ты держишь в нём?
Чем кормишь рыб?
Запиши свои наблюдения за рыбами.
Нарисуй рыб, за которыми ухаживаешь. Вместо рисунков можешь наклеить картинки.
9. Какие зимние работы ты наблюдал (подчеркни одной чертой) или выполнял сам (подчеркни двумя чертами): уборку снега, утепление помещений, ремонт сельскохозяйственного инвентаря, переборку картофеля, подкормку диких животных?
Допиши другие зимние работы.
10. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63
11. Раскрась картинку. Чем заняты дети на речке? Сравни положение Солнца на картинке в декабре с его положением в сентябре. Когда Солнце поднималось выше?
ЯНВАРЬ
2. Измерь глубину снега (результаты измерений запиши): на открытом месте
у дома
около деревьев
3. Какие работы по снегозадержанию ты наблюдал (подчеркни, одной чертой), какие работы выполнял сам (подчеркни двумя чертами): ставили щиты, пахали снег плугом.
Допиши, какие ещё работы проводили.
4, После сильного снегопада следи: на фруктовых деревьях скапливается много снега. Это может повредить им. Помогай взрослым стряхивать снег с деревьев.
5. Следы каких животных ты видел в лесу или парке?
6. Каких животных ты видел сам? Нарисуй или наклей картинку.
7. В какую погоду больше прилетает птиц к кормушке?
8. Когда будешь в лесу, найди столовую дятла. Сделать это просто: под деревьями, где дятел устраивает свою столовую, валяются вот такие шишки ели. Дятел растрепал их, выклёвывая вкусные семена.
9. Белочки тоже любят лакомиться семенами шишек ели. Вот что она оставляет от них.
Найди в лесу такие шишки. Где ты их нашёл?
Видел ли ты белку?
У осинок кто ходил?
Кто по снегу наследил? Чует хитрая лисица — Заяц где-то здесь таится!
А зайчишка ни гу-гу!
Перед ней сидит в снегу. Зайца в беленькой шубейке Не найти лисе-злодейке.
Е. Трутнева.
10. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63
11. Раскрась картинку. В каких местах снега стало больше по сравнению с декабрём?
Сравни положение Солнца в декабре и январе.
Когда Солнце поднималось выше?
ФЕВРАЛЬ
1. Веди наблюдения над погодой и состоянием неба, растениями и животными.
2. Когда заметил первый раз капель с крыши? С какой стороны здания?
3. Раскопай снег на поле, в лесу и на школьном участке.
Что ты увидел под снегом?
Почему говорят, что снег — шуба?
4. Около плодовых деревьев утаптывают снег. Зачем это
делают?
5. Какие животные обитают в вашей местности (подчеркни): хорьки, зайцы, лесные мыши, белки, лоси, лисицы, волки? Каких из названных животных ты видел сам? Если находил в лесу или парке следы животных, то нарисуй их и подпиши, чьи это следы.
6. Есть ли мальки в твоём аквариуме? Чем ты их кормишь?
7. Каких животных содержат и чем их кормят:
на животноводческой ферме?
в живом уголке?
дома?
8. Что готовят к весенним посевам и посадкам:
в колхозе?
на школьном участке?
в парках и на бульварах?
9. Запиши свои наблюдения за жизнью насекомых. Где они скрываются?
10. Животные могут предсказывать погоду, например: перед похолоданием кошка спит у печки или батареи.
Какие ещё примеры ты можешь привести?
11. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
12. Раскрась картинку. Какие изменения произошли
в природе?
МАРТ
2. В ясный, солнечный день, лучше в промежуток между
занятиями первой и второй смен, измерь длину тени от шеста-гномона:
Сравни с наблюдениями в сентябре и декабре.
3. Когда впервые заметил:
первые проталины?
ручейки вдоль тротуаров?
4. В феврале и марте обрезают ветки деревьев в парках и садах.
Возьми две-три ветки разных деревьев и поставь их в воду.
Запиши свои наблюдения:
Название растения Когда поставил в воду Когда появились листья
5. Когда распустились листья на тех же деревьях в природе?
6. Напиши, по каким признакам ты узнал о наступлении весны.
7. За какими комнатными растениями ты ухаживаешь?
Как ты размножаешь комнатные растения?
8. Когда и где первый раз увидел: грача? скворца? чайку?
Оттепель, оттепель. Тает, течёт. Снежные звёздочки наперечёт. Стоило южному ветру подуть, Градусник ожил и дрогнула ртуть. Тонкий её стебелёк шевеля, Оттепель шлёт его выше нуля.
В речке пошли подо льдом пузыри, Начали снега искать снегири.
Глянула верба из почки тугой: «Что это? Что это? Месяц какой?» В эту минуту послышался гул: Северный ветер как щёки надул! Ртуть побежала по лесенке вниз, Снежные хлопья опять понеслись, Встали сугробы такой белизны, Что далеко ещё нам до весны!
9. Какие комнатные растения начали цвести? Нарисуй их цветки.
С каждым утром всё ближе К нам весна подступает.
С каждым днём всё сильнее В лужах солнце сверкает.
А. Квитко.
10. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63
11. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
АПРЕЛЬ
2. Какие водоёмы есть в местности, где ты живёшь (подчеркни: пруд, озеро, река, водохранилище, море)?
Когда на них начал таять лёд?
3. Когда начался ледоход?
Сколько дней он продолжался?
4. Сколько времени продолжался разлив?
До каких мест доходила вода?
5. Когда зацвели:
ива?
черёмуха?
сирень?
6. Каких насекомых (бабочек, жуков, комаров) ты видел?
7. Голоса каких птиц ты слышал?
Видел ли ты птиц, строящих гнёзда? Запиши их названия.
8. Запиши, какие работы выполнял: на школьном участке
на своём огороде
9. Какие работы проводились:
на огородах?
в садах?
на полях?
в парках?
на бульварах?
10. Какие растения зацвели:
в лесу?
по берегам водоёмов?
на солнечных припёках?
11. Какие деревья начали цвести?
12. Проверь приметы предсказаний погоды. по местным признакам.
Перед какой погодой утром поднимается туман?
Потепление или похолодание к вечеру предсказывает ненастную погоду на другой день?
13. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
14. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
МАЙ
2. Когда была первая гроза?
3. Когда распустились листья на берёзе? Какого они цвета ?
4. Когда зацвели одуванчики?
Семена каких растений сеяли в это время на полях?
5. Когда зацвели яблони?
Семена каких растений сеяли в это время на полях?
Какую рассаду высаживали?
6. Когда сажали картофель?
7. Когда сеяли семена огурцов?
8. Какие работы проводили:
в парках?
на бульварах?
в садах?
Как защищали растения от заморозков?
9. Саженцы каких деревьев, кустарников сажали?
10. Какие работы ты выполнял на школьном участке?
11. Когда стали летать майские жуки?
Знаешь ли ты, что личинки майского жука наносят большой вред деревьям? Поэтому майского жука необходимо уничтожать.
12. Когда первый раз куковала кукушка?
13. Когда первый раз ты видел ласточек?
14. В ясный солнечный день, лучше в промежуток между занятиями первой и второй смен, измерь длину от шеста-гномона:
Сравни с наблюдениями в сентябре, декабре и марте.
Когда тень в это время:
самая длинная?
самая короткая?
15. Напиши, что ты видел во время прогулки в лес (парк).
16. Заполни сводную таблицу на странице 63
17. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
2. Когда зацвёл шиповник?
3. Когда первый раз собирал землянику?
4. Когда появился колос у ржи?
5. Когда первый раз увидел в лесу грибы? Запиши их названия.
6. Когда зацвёл клевер?
7. Урожаи каких растений собирали на школьном участке (салат, редис, лук)?
8. Когда в колхозе начался сенокос?
9. Какие работы ты выполнял:
в саду?
в поле?
на огороде?
в парке?
на школьном участке?
10. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
11. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
12. Сравни положение Солнца в июне, в декабре, в марте, в сентябре. Когда Солнце поднималось выше?
2. Сравни температуру воздуха в июле и июне. В каком месяце она выше?
В каком месяце чаще всего были грозы?
3. Когда цвела липа?
4. Когда зацвели:
картофель?
гречиха?
кукуруза?
5. Когда начали жать рожь?
6. Какие работы ты выполнял: дома?
в лагере?
на школьном участке?
7. Какие работы проводились:
в парках?
на бульварах?
8. Запиши, какие коллекции и гербарии приготовил для школы.
9. Заполни сводную таблицу на странице 63
10. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
АВГУСТ
Мы пошли взглянуть на грядки, Всё ли там у нас в порядке:
Не растёт ли где трава?
Не засохла ли ботва?
Посмотрели мы на грядки: Там большие беспорядки... Как попал сюда пырей?
За работу поскорей!
Я. Кистяков.
2. С каких плодовых деревьев и кустарников собирали
урожай:
на школьном участке?
в колхозном саду?
3. С каких растений ты собрал семена в цветнике школьного участка?
дома?
4. Когда собирали на пасеке мёд?
5. Заполни сводную таблицу наблюдений на странице 63.
6. Раскрась картинку. Какие изменения произошли в природе?
|